РЕШЕНИЕ
О КОНЦЕПЦИИ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
(Чолпон-Ата, 16 апреля 2004 года)
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств в
целях достижения необходимого уровня и качества
гидрометеорологического обеспечения государств-участников СНГ,
позволяющих снизить отрицательное воздействие опасных
гидрометеорологических явлений на жизнедеятельность населения и
функционирование экономики,
решил:
1. Утвердить Концепцию гидрометеорологической безопасности
государств-участников Содружества Независимых Государств.
2. Определить, что настоящая Концепция является основой для
разработки программ и других документов в области
гидрометеорологической безопасности государств-участников СНГ.
3. Настоящее Решение вступает в силу со дня его подписания, а
для государств, законодательство которых требует выполнения
внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Решения
в силу, - со дня сдачи депозитарию уведомления об их выполнении.
Совершено в городе Чолпон-Ате 16 апреля 2004 года в одном
подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр
хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых
Государств, который направит каждому государству, подписавшему
настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)
Утверждена
Решением
Совета глав правительств СНГ
о Концепции гидрометеорологической
безопасности государств-участников
Содружества Независимых Государств
от 16 апреля 2004 года
КОНЦЕПЦИЯ
ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
I. ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
Концепция гидрометеорологической безопасности государств-
участников Содружества Независимых Государств (далее - Концепция)
разработана в соответствии с Программой действий по развитию
Содружества Независимых Государств на период до 2005 года и в
связи с обращением Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных
Наций, Экономического и Социального Совета ООН в адрес Всемирной
метеорологической организации (далее - ВМО) с призывом внести
вклад в рамках областей ее компетенции в действия, предпринимаемые
на международном, региональном и национальном уровнях для оказания
содействия и обеспечения устойчивого социально-экономического
развития стран и защиты жизней и имущества населения.
В Концепции сформулированы важнейшие цели, задачи и принципы
обеспечения гидрометеорологической безопасности.
1.1. Общие положения
Опасные гидрометеорологические и гелиогеофизические явления
(циклоны, штормы, ураганы, грозовые шквалы, пылевые бури, засуха,
ливни, наводнения, внезапное понижение температуры воздуха,
снегопады, град, снежные лавины, сели и т.д.) влекут за собой
человеческие жертвы и наносят значительный ущерб экономике и
имуществу граждан.
Кроме того, эти явления могут вызвать или усилить другие
бедствия, в том числе лесные пожары, нашествие саранчи,
перемещение крупных скоплений гусениц, распространение болезней
(брюшной тиф, малярия, холера и т.д.), выбросы токсичных газов,
разливы нефти и радиационные аварии.
Рост населения в прибрежных и подверженных наводнениям районах
или других особо уязвимых для опасных явлений зонах, увеличение
числа жителей в населенных пунктах и городах приводит к тому, что
все большее количество людей подвергается риску воздействий
опасных гидрометеорологических явлений.
По оценке экспертов ВМО, в течение десятилетнего периода 1991 -
2000 гг. более 70% материальных потерь и до 90% людей,
пострадавших от стихии, стали жертвами опасных природных явлений,
обусловленных метеорологическими и гидрологическими причинами.
Такая статистика дает основание считать, что в ряду опасных
природных явлений именно явления гидрометеорологического характера
являются самыми опасными и именно от них, в первую очередь,
требуется организация защиты населения и экономики.
В этих условиях предоставление своевременных предупреждений об
опасных гидрометеорологических явлениях может дать эффективную
отдачу в виде спасенных жизней и имущества людей.
Трудно переоценить положительный эффект для экономики от
заблаговременных предупреждений о продолжительных по времени таких
опасных явлениях, как засухи, маловодье, наводнения, а также от
предоставления долгосрочных (сезонных и климатических) прогнозов.
Целые отрасли экономики в той или иной степени зависят от
погодно-климатических условий и опасных гидрометеорологических
явлений. Сельское хозяйство, рыболовство, лесное хозяйство и
управление водохозяйственной деятельностью, энергетика, наземный,
морской и авиационный транспорт, строительство и городское
хозяйство, рекреационная и туристическая индустрия, системы связи
и оборона не могут нормально функционировать без своевременного и
качественного гидрометеорологического обеспечения.
Для погоды и климата не существует границ. В связи с этим
выполнение задач по снижению угрозы жизни и собственности от
опасных гидрометеорологических явлений на национальном уровне
невозможно без международного обмена данными
гидрометеорологических наблюдений и прогнозов.
При этом необходимым условием осуществления и сохранения
основополагающего принципа международного сотрудничества в области
гидрометеорологии - свободного и неограниченного обмена данными и
прогнозами - является функционирование в каждой стране
национальной гидрометеорологической службы и выполнение
государством обязанностей по защите своих граждан и их
собственности от опасных природных явлений.
1.2. Термины и определения
Для целей настоящей Концепции используемые в ней термины имеют
следующие значения:
национальная гидрометеорологическая служба (НГМС) -
государственная организация, основанная и работающая главным
образом на государственные средства, уполномоченная правительством
страны на выполнение гидрометеорологических и связанных с ними
функций, которые государство признает обязательными в целях
обеспечения безопасности жизней и имущества граждан и выполнения
международных обязательств в рамках Конвенции Всемирной
метеорологической организации, других договоров и соглашений;
опасное гидрометеорологическое и/или гелиогеофизическое явление
- гидрометеорологическое и/или гелиогеофизическое явление, которое
по своему значению, интенсивности, продолжительности или времени
возникновения представляет угрозу безопасности людей, а также
может нанести значительный материальный ущерб;
гидрометеорологическая безопасность - состояние защищенности
личности, общества и государства от воздействия опасных
гидрометеорологических и/или гелиогеофизических явлений,
глобальных изменений погодно-климатических условий.
1.3. Цели и задачи Концепции
Главной целью Концепции является формирование официального
взгляда на роль и значение обеспечения гидрометеорологической
безопасности как неотъемлемой части национальной безопасности
каждого из государств-участников СНГ.
Главной задачей Концепции является обеспечение условий, которые
способствовали бы достижению необходимого уровня и качества
гидрометеорологического обеспечения государств-участников СНГ,
позволяющих снизить отрицательное воздействие опасных
гидрометеорологических и/или гелиогеофизических явлений на
безопасность жизней и имущества людей, а также на функционирование
экономики стран.
Концепция рассчитана на долгосрочную перспективу и базируется
на Соглашении о взаимодействии в области гидрометеорологии,
принятом главами правительств СНГ 8 февраля 1992 года, Модельном
законе "О гидрометеорологической деятельности", принятом
Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ, и Женевской
декларации Тринадцатого Всемирного метеорологического конгресса.
Концепция является основой для разработки конкретных программ и
организационных документов в области гидрометеорологической
безопасности государств-участников СНГ.
II. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Национальные интересы государств-участников СНГ в области
обеспечения гидрометеорологической безопасности, в первую очередь,
обусловлены необходимостью повышения уровня безопасности
населения, его жизнедеятельности от негативного воздействия
опасных гидрометеорологических и/или гелиогеофизических явлений
путем оперативного информирования и реагирования на чрезвычайные
ситуации.
Обеспечение устойчивого социально-экономического развития
страны предполагает учет данных долгосрочных (сезонных и
климатических) прогнозов при планировании деятельности в
погодозависимых отраслях экономики, таких как энергетика,
транспорт, строительство, сельское хозяйство и т.д.
Для успешного решения указанных задач необходимо иметь как
можно более полную и достоверную гидрометеорологическую и
связанную с ней информацию, получить которую можно только при
активном участии в международном сотрудничестве в этой области.
III. ВИДЫ И ИСТОЧНИКИ УГРОЗ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
К источникам угроз гидрометеорологической безопасности можно
отнести, в первую очередь, тенденцию возрастания количества
опасных природных явлений. По оценке международных экспертов, за
период с 1986 г. по 1995 г. по сравнению с данными 1960-х годов
количество природных катастроф, классифицируемых как "крупные",
возросло более чем в 4 раза.
Угрозу гидрометеорологической безопасности могут представлять
также глобальное потепление климата и сопутствующие ему процессы.
Кроме того, за последние годы из-за сложного финансово-
экономического положения ряда предприятий и организаций возросла
степень уязвимости экономики государств-участников СНГ от опасных
гидрометеорологических явлений, что объясняется ухудшением
технического состояния оборудования во многих отраслях
хозяйственной деятельности и увеличением количества аварий
природно-техногенного характера.
На этом фоне особую тревогу вызывает возрастающая опасность
дезинтеграции НГМС государств-участников СНГ. Эта опасность
обусловлена снижением роли государства в регулировании
деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях,
выражающейся в уменьшении объемов бюджетного финансирования для
поддержания необходимой базовой инфраструктуры, обеспечивающей
потребности общества в гидрометеорологической информации на
национальном, региональном и глобальном уровнях.
Ухудшение финансово-экономического положения способно осложнить
функционирование НГМС и ограничить их участие в международной
системе получения гидрометеорологической информации и обмена ею,
что может негативно отразиться на обеспечении
гидрометеорологической безопасности государств-участников СНГ.
Этот процесс, в свою очередь, ведет к снижению статуса служб и
как следствие - к ограничению их участия в государственных и
международных проектах и программах и к сокращению представляемой
ими гидрометеорологической информации как для граждан и экономики
собственных стран, так и для международного обмена.
В последнее время в ряде стран появился и развивается
метеорологический негосударственный сектор, который, как правило,
стремится к получению доходов путем предоставления
специализированного метеорологического обслуживания,
предназначенного для конкретного клиента.
Кроме того, в настоящее время появилось значительное количество
сайтов в Интернете и ряд сетей международного телевизионного
вещания, представляющих метеорологическую информацию,
подготовленную их собственным персоналом или негосударственным
сектором. Особую обеспокоенность при этом вызывает тот факт, что
данная информация нередко содержит сведения (во многих случаях
недостаточно достоверные) об опасных гидрометеорологических
явлениях, прерогатива подготовки и выпуска которых должна
находиться исключительно в сфере ответственности НГМС.
Эти новые реалии подчеркивают необходимость координации
действий при подготовке метеорологических прогнозов и
предупреждений об опасных гидрометеорологических явлениях между
всеми поставщиками или распространителями такой информации на
государственном уровне. Решение этого вопроса приобретает особую
важность в том случае, если государства-участники СНГ хотят
избежать неадекватного оповещения населения о возникновении
опасных природных явлений и возможных чрезвычайных ситуаций.
IV. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ
СНГ И МЕТОДЫ ИХ РЕШЕНИЯ
Одной из основных задач для каждого из государств-участников
СНГ в области обеспечения гидрометеорологической безопасности
является своевременное получение надежной и исчерпывающей
информации, прогнозов и предупреждений об опасных
гидрометеорологических и связанных с климатом явлениях,
позволяющих обеспечивать своевременную организацию работ по
обеспечению безопасности жизни, защиты имущества населения и
предотвращения возможного ущерба для экономики.
Эта задача может быть решена только при наличии в каждой из
стран хорошо отлаженной системы сбора, обработки и распространения
гидрометеорологической информации.
Основой формирования такой системы должны служить НГМС,
обладающие статусом, обеспечивающим их участие на должном уровне в
национальных и международных проектах и программах и
предоставляющим возможность совершенствования государственной
системы формирования, сохранения и рационального использования
информационных ресурсов в области гидрометеорологии.
Такой подход позволяет добиться высокого уровня стандартизации
и непрерывности работы сетей наблюдения, что дает возможность
обеспечить однородность и высокое качество национальных
климатических архивов, высоких уровней профессиональной
целостности и объективности подготовки прогнозов в целях
обеспечения безопасности жизни и имущества граждан, а также
подготовки согласованной и достоверной информации для выполнения
международных обязательств страны в рамках международных договоров
в сфере гидрометеорологической безопасности.
Это может быть достигнуто, прежде всего, через формирование
нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективную работу НГМС
и выполнение ими международных обязательств своих стран.
Совершенствование международной и национальной нормативной
правовой базы в области гидрометеорологии должно быть направлено,
в том числе и на регулирование деятельности негосударственного
сектора в области предоставления гидрометеорологической
информации, сохраняя при этом основной принцип участия в свободном
международном обмене гидрометеорологическими данными и продукцией.
В целях повышения гидрометеорологической безопасности
государств-участников СНГ необходимо обеспечить интегрирование
систем гидрометеорологического информационного обеспечения, а
также координацию усилий в части своевременного предупреждения об
опасных гидрометеорологических процессах и явлениях для
сопредельных территорий.
При этом ответственность за организацию и обеспечение службы
штормовых оповещений на национальном уровне должна быть
законодательно возложена на НГМС (специально уполномоченный орган
государственного управления, с предоставлением ему исключительного
права подготовки и выпуска экстренной информации об опасных
гидрометеорологических явлениях).
Серьезного внимания заслуживает проблема поддержания на
современном технологическом уровне технических средств (в т.ч. и
космических систем) и вычислительных комплексов, осуществляющих
оценку и прогнозирование состояния окружающей природной среды, и
регулярное их обновление. В первую очередь это относится к
государственной системе наблюдения и предупреждения об опасных
гидрометеорологических явлениях.
Важным моментом является разработка предложений о проведении
совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
по созданию и использованию средств (в том числе и космических)
получения, обработки и передачи гидрометеорологической информации
в различных режимах.
Принципиальное значение имеет осуществление кадровой политики,
направленной на укрепление НГМС квалифицированными специалистами в
области гидрометеорологии, вычислительной техники и
программирования.
V. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Сотрудничество государств-участников СНГ в области обеспечения
гидрометеорологической безопасности должно исходить из принципа,
что обеспечение безопасности граждан и экономики страны от опасных
гидрометеорологических и/или гелиогеофизических явлений является
частью национальной безопасности и относится к сфере
ответственности государства.
В интересах обеспечения гидрометеорологической безопасности на
национальном уровне правительства государств, при полном понимании
национальных задач, потребностей, ресурсов и устремлений своих
стран, должны провести оценку и принять решение относительно
конкретной для своей страны стратегии для будущего предоставления
гидрометеорологического и связанного с ним обслуживания.
При этом функционирование НГМС является, по существу, одним из
необходимых элементов выполнения обязанностей государства по
обеспечению безопасности жизни и защиты имущества граждан от
опасных гидрометеорологических явлений и выполнению международных
обязательств в этой области.
К области ответственности государства относится также проблема
полного и правильного учета гидрометеорологических условий при
формировании планов социально-экономического развития страны.
VI. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Комплексные системы синхронных наблюдений, сбора, обработки и
распространения гидрометеорологических и связанных с ними данных в
большинстве развитых стран служат на благо мирового сообщества уже
более 100 лет.
Важным вкладом государств-участников СНГ в развитие
международной системы гидрометеорологических наблюдений явилось
принятие правительствами государств-участников СНГ Соглашения о
межгосударственной гидрометеорологической сети СНГ от 16 марта
2001 года.
Участие в этом международном Соглашении демонстрирует глубокое
понимание того факта, что своевременное и качественное
гидрометеорологическое обеспечение может быть достигнуто только
при широком сотрудничестве на международном уровне. При этом
должно быть обеспечено соответствие национальной практики,
действующей в их странах, политике и практике ВМО для
международного обмена гидрометеорологическими и связанными с ними
данными и продукцией, включая руководящие принципы по отношению к
специализированной гидрометеорологической деятельности, информация
от которой предоставляется на договорной основе за плату.
Одним из важнейших направлений международного сотрудничества
государств-участников СНГ в области обеспечения
гидрометеорологической безопасности является координация усилий в
части своевременного предупреждения об опасных
гидрометеорологических явлениях.
Особое место должно быть отведено разработке и реализации
межгосударственных программ по подготовке национальных кадров в
области гидрометеорологии и смежных с ней дисциплинах.
VII. ПОЛИТИЧЕСКИЙ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ
ЭФФЕКТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
Участие в широком международном сотрудничестве в рамках СНГ и
ВМО положительно влияет на формирование авторитета страны в глазах
международного сообщества.
Эффективное использование гидрометеорологической и связанной с
ней информации, в том числе и долгосрочных (сезонных и
климатических) прогнозов, может способствовать предотвращению или
минимизации серьезного экономического ущерба. Так, по оценкам
международных экспертов, размеры потерь мировой экономики от
опасных природных явлений составляют от 50 до 100 млрд. долларов
США ежегодно.
В настоящее время находятся в стадии становления и уже получили
признание специалистов метеоролого-экономическое моделирование и
оценка потерь в хозяйственной деятельности от негативных погодных
и климатических явлений, что дает возможность минимизировать
потери в экономике от опасных гидрометеорологических явлений.
Реализация Концепции будет служить интересам устойчивого
развития национальной экономики каждого государства Содружества и
может внести существенный вклад в защиту жизней и имущества
населения от опасных гидрометеорологических и/или
гелиогеофизических явлений.
|