РЕШЕНИЕ
О ПРОГРАММЕ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И БОРЬБЕ С ЯЩУРОМ В ГОСУДАРСТВАХ СОДРУЖЕСТВА
(Чолпон-Ата, 16 апреля 2004 года)
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Утвердить Программу совместных действий государств-
участников СНГ по профилактике и борьбе с ящуром в государствах
Содружества.
2. Правительствам государств-участников Содружества принять
необходимые меры для реализации указанной Программы.
Совершено в городе Чолпон-Ате 16 апреля 2004 года в одном
подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр
хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых
Государств, который направит каждому государству, подписавшему
настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)
Утверждена
Решением
Совет глав правительств
Содружества Независимых Государств
о Программе совместных действий
государств-участников СНГ по
профилактике и борьбе с ящуром
в государствах Содружества
от 16 апреля 2004 года
ПРОГРАММА
СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И БОРЬБЕ С ЯЩУРОМ
В ГОСУДАРСТВАХ СОДРУЖЕСТВА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОГРАММЕ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ
СНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И БОРЬБЕ С ЯЩУРОМ
В ГОСУДАРСТВАХ СОДРУЖЕСТВА
Проблема профилактики ящура животных и снижение ущерба от его
эпизоотий, способных вызывать чрезвычайные ситуации в
животноводстве с тяжелыми социально-экономическими последствиями,
актуальна для всех государств Содружества.
Настоящая Программа подготовлена в соответствии с Решением
Межправительственного совета по сотрудничеству в области
ветеринарии СНГ от 17 апреля 2002 года во исполнение Решения
Совета глав правительств СНГ об эпизоотической обстановке по ящуру
и мерах его профилактики и ликвидации в государствах-участниках
СНГ от 29 ноября 2001 года.
Программа направлена на недопущение возникновения и
распространения на территории государств Содружества эпизоотий
ящура, сведение к минимуму ущерба от возможных ящурных вспышек
благодаря быстрой локализации и ликвидации эпизоотических очагов.
В соответствии с требованиями Международного ветеринарного
кодекса МЭБ разработаны типовые правила профилактики и борьбы с
ящуром животных и типовой проект национальной программы по
профилактике и борьбе с ящуром в государствах Содружества на
период до 2005 года.
В Программе изложен анализ эпизоотической ситуации по ящуру в
государствах-участниках СНГ и других государствах мира за период с
1996 по 2002 год, разработан прогноз риска заноса, возникновения и
распространения ящура в государствах Содружества на 2002 - 2005
годы, определены регионы высокой степени риска заноса и
распространения ящура, намечены мероприятия по профилактике и
борьбе с ящуром в государствах Содружества, предложены меры для
повышения квалификации ветеринарных кадров и дана оценка ожидаемой
эффективности от реализации программных мероприятий.
Финансирование намечаемых в Программе мероприятий в каждом
государстве Содружества будет осуществляться за счет собственных
средств.
Головным разработчиком Программы является Всероссийский научно-
исследовательский институт защиты животных Минсельхоза России,
имеющий международный статус Региональной референтной лаборатории
МЭБ по ящуру и Центра МЭБ по сотрудничеству в области диагностики
и контроля болезней животных для стран Восточной Европы,
Центральной Азии и Закавказья.
ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И БОРЬБЕ С ЯЩУРОМ В ГОСУДАРСТВАХ СОДРУЖЕСТВА
------------------------T----------------------------------------¬
¦Наименование Программы ¦Программа совместных действий ¦
¦ ¦государств-участников СНГ по ¦
¦ ¦профилактике и борьбе с ящуром в ¦
¦ ¦государствах Содружества ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Дата и основание для ¦Соглашение о сотрудничестве в области ¦
¦принятия решения о ¦ветеринарии (1993 год) ¦
¦разработке Программы ¦Решение Совета глав правительств СНГ ¦
¦ ¦от 29 ноября 2001 года ¦
¦ ¦Решение Межправительственного Совета по ¦
¦ ¦сотрудничеству в области ветеринарии СНГ¦
¦ ¦от 17 апреля 2002 года ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Заказчик ¦Межправительственный совет по ¦
¦ ¦сотрудничеству в области ветеринарии ¦
¦ ¦СНГ ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Исполнитель и ¦Департаменты (главные управления) ¦
¦соисполнители ¦ветеринарии государств Содружества ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Разработчики ¦Всероссийский научно-исследовательский ¦
¦ ¦институт защиты животных (ВНИИЗЖ) ¦
¦ ¦Департамент ветеринарии Минсельхоза ¦
¦ ¦России ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Сроки реализации ¦2003 - 2010 годы ¦
¦Программы ¦ ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Основные программные ¦Утверждение государствами Содружества ¦
¦мероприятия ¦национальных программ по профилактике ¦
¦ ¦и борьбе с ящуром и Правил профилактики ¦
¦ ¦и борьбы с ящуром животных с ¦
¦ ¦использованием разработанных ВНИИЗЖ ¦
¦ ¦и одобренных Межправительственным ¦
¦ ¦советом по сотрудничеству в области ¦
¦ ¦ветеринарии СНГ проектов типовых правил ¦
¦ ¦и национальных программ. ¦
¦ ¦Унификация в соответствии с требованиями¦
¦ ¦МЭБ порядка, средств и методов ¦
¦ ¦диагностики (типирования) и ¦
¦ ¦идентификации полевых изолятов вируса ¦
¦ ¦ящура. ¦
¦ ¦Проведение регулярных эпизоотологических¦
¦ ¦обследований хозяйств и ферм, в первую ¦
¦ ¦очередь, в зонах высокой степени риска ¦
¦ ¦заноса и распространения ящура, ¦
¦ ¦осуществление в них профилактической ¦
¦ ¦иммунизации животных и слежение за ¦
¦ ¦иммунным статусом стад. ¦
¦ ¦Создание и поддержание резерва вакцин, ¦
¦ ¦диагностикумов, химфармпрепаратов, ¦
¦ ¦дезинфектантов, автотранспорта и ¦
¦ ¦других материально-технических средств ¦
¦ ¦для ликвидации возможных очагов ящура. ¦
¦ ¦Проведение работ по ликвидации возможных¦
¦ ¦эпизоотий ящура и их последствий. ¦
¦ ¦Организация и проведение учебы ¦
¦ ¦и стажировок ветеринарных специалистов ¦
¦ ¦государств Содружества в целях повышения¦
¦ ¦их квалификации по диагностике, ¦
¦ ¦профилактике и методам борьбы с ящуром и¦
¦ ¦другими везикулярными болезнями. ¦
¦ ¦Гармонизация совместных действий ¦
¦ ¦ветеринарных служб государств-участников¦
¦ ¦СНГ и международных организаций ¦
¦ ¦(МЭБ/ФАО/ЕС) по функционированию ¦
¦ ¦противоящурной буферной зоны государств ¦
¦ ¦Содружества в Кавказском регионе и ее ¦
¦ ¦расширение за счет включения государств ¦
¦ ¦Центральной Азии. ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Контроль за реализацией¦Осуществляет Межправительственный совет ¦
¦Программы ¦по сотрудничеству в области ветеринарии.¦
¦ ¦Координатором работ и мероприятий по ¦
¦ ¦Программе является Всероссийский ¦
¦ ¦научно-исследовательский институт защиты¦
¦ ¦животных Минсельхоза России. ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Наиболее важные целевые¦Обеспечение благополучия по ящуру ¦
¦показатели Программы ¦каждого государства и Содружества в ¦
¦ ¦целом, минимизация экономического ущерба¦
¦ ¦при возможном возникновении вспышек ¦
¦ ¦путем их быстрой локализации и ¦
¦ ¦ликвидации. ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные ¦Снижение негативного воздействия ящура, ¦
¦результаты Программы ¦поражающего животных разных видов ¦
¦ ¦и вызывающего чрезвычайные ситуации в ¦
¦ ¦животноводстве, повышение продуктивности¦
¦ ¦животноводства и рентабельности ¦
¦ ¦агропромышленного комплекса. ¦
L-----------------------+-----------------------------------------
ВВЕДЕНИЕ
Эпизоотическая ситуация по ящуру в мире
за 1996 - 2002 годы
Эпизоотическая ситуация в мире по ящуру в 1996 - 2002 годах
оставалась сложной и весьма напряженной.
В целом частота проявления заболевания в мире не имеет
тенденции к снижению (от 56 до 70 неблагополучных стран ежегодно
за последнее десятилетие).
С 1996 по 2000 год заболевание регистрировали в 88 странах
мира, в том числе в 34 азиатских, 33 африканских, 8
южноамериканских, 5 европейских и 8 государствах Содружества. В
2001 - 2002 годах ящур установлен в 66 странах, в том числе в 30
азиатских, 23 африканских, 7 южноамериканских и 6 европейских
(рис. 1) <*>.
--------------------------------
<*> Не приводится.
В указанный период были идентифицированы все известные типы
вируса, но преобладали типы О и А. В некоторых странах
регистрировали два, три и даже четыре - пять типов (Иран, Турция,
Индия, Пакистан, Непал, Кувейт, Кения, Мали, ЮАР, Чад,
южноамериканские страны и др.).
Ветеринарные службы государств Содружества обеспокоены
неблагоприятной эпизоотической обстановкой по ящуру, особенно
экзотических типов, в некоторых пограничных с ними государствах.
Ситуация обострилась в связи с появлением в 1996 - 1998 годах
нового варианта вируса типа А в Иране и Турции, который в 1998
году был занесен в Армению и Грузию. Этот вариант вызывает
заболевание даже у вакцинированных животных, так как обычная
вакцина из вируса ящура А практически не защищает животных от
22
нового варианта.
В 1999 году впервые после 1991 года ящур экзотического типа
Азия-1 установлен в Иране, затем в Турции, откуда в 2000 году он
был занесен в Армению, Грузию и Грецию, а в 2001 году - в
Азербайджан.
В 1999 - 2001 годах много очагов ящура типов О, А и Азия-1
среди крупного рогатого скота (КРС) и мелкого рогатого скота (МРС)
отмечалось в Иране и Турции, в том числе в районах, пограничных с
Арменией, Азербайджаном и Туркменистаном. Крупная эпизоотия ящура
типа О имела место в 1997 году на Тайване, где возникло более 6
тыс. очагов инфекции, пало и было уничтожено свыше 4 млн. свиней.
Общий экономический ущерб составил около 10 млрд. долл. США.
В 1999 году в Китае отмечены вспышки ящура типа О среди КРС и
свиней, в 2000 и 2001 годах - среди свиней. В 2000 году ящур типа
О возник среди КРС в благополучных длительное время Японии и Южной
Корее. В апреле - мае 2000 г. вспышки ящура типа О отмечены и в
Монголии (благополучной с 1974 года) вблизи границы с Китаем среди
КРС, МРС и верблюдов. В феврале 2001 года ящур этого же типа вновь
зарегистрирован среди КРС и МРС в Монголии, в том числе вблизи
границы с Читинской областью России, в июле 2002 г. на западе
Монголии вблизи границы с Россией и Казахстаном. В феврале 2001 г.
ящур среди КРС и овец установлен в Кыргызстане, Великобритании, а
в марте 2001 г. - во Франции, Ирландии и Нидерландах (тип О).
Следует более детально остановиться на уроках прошедшей
эпизоотии ящура 2001 года в Западной Европе. После 20-летнего
благополучия первый случай ящура в Великобритании был установлен
20.02.01 на бойне у взрослых свиней. Считают, что заболевание
возникло в стране еще раньше, т.е. имела место запоздалая
диагностика (на 1 - 2 недели), и как следствие, несвоевременное
осуществление карантинных мер. Выделенный вирус относится к
паназиатскому штамму типа О, который в 2000 году вызывал вспышки
болезни в ряде стран, в том числе на Тайване, в Южной Корее,
Японии, Монголии и России (Приморский край). Предполагают, что он
был занесен в Великобританию из Азии вследствие нелегального
завоза животноводческой продукции. Начало эпизоотии совпало с
мусульманскими праздниками, когда мусульмане покупали живых овец,
в том числе в ряде случаев уже инфицированных вирусом ящура или со
стертой клинической картиной болезни. В этом случае рынки
способствовали распространению ящура в Великобритании. С овцами
ящур был занесен во Францию (2 очага) и в Нидерланды (26 очагов).
Для борьбы с ящуром в Великобритании была избрана стратегия
"стемпинг-аут", т.е. уничтожение всех животных в очагах при отказе
от политики вакцинации, однако это оказалось неэффективным. Из
Великобритании ящур был занесен в Северную Ирландию, где возникли
четыре очага, а затем в Республику Ирландию (один очаг). В странах
Европы проводили политику "стемпинг-аут", кроме Нидерландов, где
наряду с убоем животных осуществляли еще и кольцевую вакцинацию. В
последующем всех вакцинированных животных в этой стране убили,
провели детальные клинические и серологические исследования и в
соответствии с Международным ветеринарным кодексом Нидерланды
возвратили себе статус "страны, благополучной по ящуру без
вакцинации".
С учетом этого опыта в Решении Международной научной
конференции по ящуру (Париж, 17 - 18 апреля 2001 г.) отмечено, что
в связи с тем, что в некоторых странах практика "стемпинг-аут"
оказалась недостаточно эффективной, в борьбе с ящуром в
чрезвычайных ситуациях рекомендуется наряду с карантинными мерами
применять и вакцины, отвечающие требованиям стандартов МЭБ.
В Великобритании эпизоотия ящура продолжалась более 7 месяцев,
было зарегистрировано 2030 ящурных очагов. За 9 месяцев было убито
и уничтожено более 4 млн. голов животных разных видов, в том числе
3,3 млн. голов овец, почти 600 тыс. голов КРС, 145 тыс. голов
свиней, 2,5 тыс. голов коз, 1,6 тыс. голов оленей и других
животных. Только через 11 месяцев после возникновения эпизоотии
Соединенное Королевство (Великобритания и Северная Ирландия)
вернуло себе статус "страны, свободной от ящура без вакцинации".
Общий экономический ущерб для страны в целом оценивается в 31
млрд. долл. США.
Очень неблагоприятная ситуация отмечалась в 2001 году в
некоторых странах Южной Америки. Так, в Аргентине, благополучной
по ящуру с 1994 года, с 12.03.01 по 16.06.01 возник 1351 ящурный
очаг типа А среди КРС и свиней, в Уругвае - с 25.04.01 по 21.08.01
около 2 тыс. очагов типа А с поражением КРС, овец и свиней. В
Бразилии с 05.05.01 по 18.07.01 отмечено 30 очагов типа А с
поражением КРС и свиней. В этих странах проводились убой
(уничтожение) больных животных и вакцинация.
Таким образом, эпизоотическая ситуация по ящуру в мире остается
довольно напряженной, в том числе в сопредельных и приграничных с
государствами СНГ странах.
Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основные цели Программы. Обеспечение благополучия по ящуру
каждого государства и Содружества в целом, минимизация
экономического ущерба при возможном возникновении вспышек ящура,
координация и гармонизация (оптимизация) совместных действий
ветеринарных служб государств-участников СНГ в этих направлениях.
Задачи Программы следующие.
Создание необходимого нормативно-правового обеспечения для
реализации мероприятий ветеринарными службами государств
Содружества, включая разработку и утверждение национальных
программ по профилактике и борьбе с ящуром в государствах
Содружества и правил профилактики и борьбы с ящуром животных.
Унификация в соответствии с требованиями МЭБ порядка, средств и
методов диагностики (типирования) и идентификации полевых изолятов
вируса ящура.
Проведение регулярных эпизоотологических обследований хозяйств
и ферм, в первую очередь в зонах высокой степени риска заноса и
возникновения ящура, осуществление в них профилактической
иммунизации животных и слежение за иммунным статусом стад.
Создание и поддержка резерва вакцин, диагностикумов,
химфармпрепаратов, дезинфектантов, автотранспорта и других
материально-технических средств для ликвидации возможных очагов
ящура.
Оперативные работы по ликвидации возможных эпизоотий ящура и их
последствий.
Организация учебы и стажировки ветеринарных специалистов
государств-участников СНГ в целях повышения их квалификации в
вопросах диагностики, профилактики и методам борьбы с ящуром и
другими везикулярными болезнями животных.
Гармонизация (координация) совместных действий ветеринарных
служб государств Содружества и международных организаций
(МЭБ/ФАО/ЕС) по функционированию противоящурной буферной зоны
государств Содружества в Кавказском регионе и ее расширение за
счет включения государств Центральной Азии.
Создание информационно-коммуникационной системы взаимодействия
ветеринарных служб государств-участников СНГ.
Раздел 2. СОВРЕМЕННАЯ ЭПИЗООТИЧЕСКАЯ
ОБСТАНОВКА ПО ЯЩУРУ В ГОСУДАРСТВАХ-УЧАСТНИКАХ СНГ
2.1. Эпизоотическая ситуация по ящуру
в государствах-участниках СНГ
Из государств Содружества в 1996 - 2002 годах неблагополучными
по ящуру были Азербайджан (1996, 2001 годы), Армения (1996, 1998
годы), Грузия (1996 - 2001 годы), Казахстан (1996 , 1998 - 2001
годы), Кыргызстан (1996 - 1999, 2001 годы), Таджикистан (1997,
2000 годы), Туркменистан (1997, 1999 годы) и Россия (2000 год)
(рис. 2) <*>.
--------------------------------
<**> Не приводится.
Основная причина вспышек ящура в государствах-участниках СНГ -
занос вируса из сопредельных неблагополучных стран, в первую
очередь в связи с нелегальным завозом животных, продуктов
животноводства и кормов, случайными контактами животных на
пастбищах и водопоях, а также вследствие туризма, паломничества,
возросшего перемещения автотранспорта, в том числе грузового,
массовой миграции людей, военных конфликтов и т.п. Распространению
болезни способствует и недостаточный иммунный фон или отсутствие
его у животных в связи с сокращением (проведением частичной) или
прекращением в них профилактической вакцинации животных против
ящура.
Из государств Содружества в 1996 - 2001 годах благополучными по
ящуру были Украина, Молдова и Беларусь, которые вследствие своего
географического положения и того, что граничат с благополучными по
ящуру государствами, как и многие европейские страны отказались от
политики профилактической иммунизации животных против ящура в
начале 90-х годов. В Центрально-Азиатском регионе в указанный
период благополучной по ящуру была Республика Узбекистан.
В 2002 году по состоянию на 01.10.02 государства Содружества
были благополучными по ящуру. В настоящее время только в
Российской Федерации и Республике Узбекистан осуществляется
ежегодная профилактическая иммунизация животных против ящура в
зонах высокой степени риска заноса ящура. В других государствах-
участниках СНГ количество животных, прививаемых против ящура,
зависит от финансовых возможностей данных стран.
2.2. Опыт профилактики и борьбы с ящуром в мире
В разных странах для профилактики ящура или его искоренения
сложился тот или иной комплекс мероприятий, определяемый
эпизоотической обстановкой, экономическими возможностями страны,
способом ведения животноводства и уровнем развития науки. Как
правило, противоящурные мероприятия рассматриваются на
государственном и межгосударственном уровнях и имеют обязательный
характер. В принципе меры борьбы сводятся к проведению ветеринарно-
санитарных мероприятий и вакцинации.
В благополучных по ящуру государствах основные мероприятия
направлены на предупреждение заноса вируса извне, и в
законодательном порядке предусмотрены строжайшие мероприятия по
ликвидации ящурных очагов в случае их возникновения. Так, при
создании Европейского Союза (ЕС) в области ветеринарии одной из
задач была разработка и выполнение единой системы борьбы с
болезнями животных с соблюдением минимальных стандартов сохранения
здоровья и гигиены животных. Это диктовалось общим принципом при
создании внутреннего рынка ЕС, состоящем в том, что животные и
животноводческая продукция должны свободно перемещаться в пределах
ЕС, если только на них не введены ограничения по особым причинам,
например в случае возникновения ящура.
В отношении прошлого опыта успешной борьбы с ящуром в странах-
членах ЕС можно отметить, что в большинстве этих стран в течение
многих лет проводилась систематическая профилактическая
иммунизация животных в сочетании со все более увеличивающейся
долей политики убоя и кольцевой вакцинации животных. В некоторых
же странах вакцинацию практически не проводили, а при
возникновении ящура осуществляли в основном политику поголовного
убоя больных и подозреваемых в заражении животных с
карантинированием зараженных зон.
С учетом того, что в конце 80-х годов ящур рассматривался в
Европе как экзотическое заболевание, была разработана Директива
85/511/ЕЭС, в которой подробно перечислялись необходимые
мероприятия по профилактике и ликвидации очагов инфекции, а также
прекращение профилактической вакцинации животных против ящура с
1992 года. Однако последующие вспышки и эпизоотии ящура в ряде
европейских стран (Болгария, 1991, 1993, 1996; Италия, 1993;
Греция, 1994, 1996; Албания, Македония и Югославия, 1996 год)
убедительно свидетельствовали о том, что обеспечить устойчивое
благополучие Европы при помощи разработанных мер не удается и
требуется дальнейшее совершенствование противоящурных мероприятий
с участием многих стран и международных организаций. Такие
обстоятельства диктовали необходимость разработки для каждой
страны плана мероприятий на случай возникновения вспышек ящура, в
том числе создание стратегических и национальных резервов
противоящурной вакцины для экстренной иммунизации. Так, Болгария
при ликвидации очагов ящура типа О в 1991 и 1993 годах применяла
соответствующие противоящурные вакцины, а вспышка заболевания в
1996 году была ликвидирована без применения вакцин. Албания и
Македония при ликвидации эпизоотии ящура типа А в 1996 году наряду
с убоем заболевших животных использовали противоящурные вакцины.
Аналогичные меры применяются и в большинстве стран Южной Америки.
В настоящее время в большинстве стран мира сложились
определенные меры профилактики ящура. Конкретные противоящурные
меры в каждой стране отражены в их ежегодных отчетах МЭБ. В табл.
1 в обобщенном виде приведены данные о принимаемых противоящурных
мерах в 104 странах.
Убой или модифицированная политика уничтожения предусматривает
уничтожение больных ящуром и убой клинически здоровых животных в
очагах с последующим использованием их мяса для вареных изделий.
Такие методы предусмотрены в Албании, Бразилии и в ряде азиатских
стран. Метод убоя широко использовался в СССР, а также в 1996 году
в Турции, Болгарии, Македонии, азиатских и южноамериканских
странах.
Как следует из представленных данных, вакцинопрофилактика в
неблагополучных по ящуру странах остается основным противоящурным
мероприятием.
В Европе систематическая иммунизация ограниченного количества
животных против ящура в последние годы проводилась в трех странах:
России, Албании и Швейцарии. В последней в 1996 году было привито
27 тыс. голов КРС и 1,8 тыс. коз.
Таблица 1
Основные меры борьбы и профилактики ящура в странах мира
----------T-------------T----------------------------------------------¬
¦Континент¦Число стран, ¦ Меры борьбы и профилактики (число стран) ¦
¦ ¦представивших+-----------T----T----------T----------T-------+
¦ ¦ сведения ¦Уничтожение¦Убой¦Вакцинация¦Запрещение¦Лечение¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вакцинации¦ ¦
+---------+-------------+-----------+----+----------+----------+-------+
¦Азия ¦ 26 ¦ 5 ¦ 4 ¦ 17 ¦ 4 ¦ 6 ¦
+---------+-------------+-----------+----+----------+----------+-------+
¦Африка ¦ 28 ¦ 1 ¦ 0 ¦ 11 ¦ 0 ¦ 4 ¦
+---------+-------------+-----------+----+----------+----------+-------+
¦Америка ¦ 16 ¦ 5 ¦ 1 ¦ 7 ¦ 3 ¦ 0 ¦
+---------+-------------+-----------+----+----------+----------+-------+
¦Европа ¦ 34 ¦ 24 ¦ 1 ¦ 3 ¦ 26 ¦ 0 ¦
+---------+-------------+-----------+----+----------+----------+-------+
¦Всего ¦ 104 ¦ 35 ¦ 6 ¦ 38 ¦ 33 ¦ 10 ¦
L---------+-------------+-----------+----+----------+----------+--------
Широкая вакцинация животных против ящура осуществляется в
странах Южной Америки и экономически развитых государствах Азии. В
странах, где достигнуто благополучие по ящуру и имеется
экономическая возможность ликвидировать возникшие очаги методом
уничтожения животных, применение противоящурных вакцин запрещено.
Из 33 стран, где применение противоящурных вакцин запрещено, 26
расположены в Европе.
В экономически отсталых государствах, где постоянно
регистрируют очаги ящура, вакцину используют очень ограниченно или
только иммунизируют племенных животных, осуществляют лечение
заболевших животных и после выздоровления оставляют их в стадах.
Ежегодно число таких государств сокращается, но до настоящего
времени они имеются в Африке и Азии. Другие общепринятые меры,
такие как карантин, запрещение ввоза и вывоза зараженных животных,
предусмотрены практически во всех странах мира.
В настоящее время в различных странах осуществляются три
основные системы мероприятий для профилактики и борьбы с ящуром:
а) отказ от политики вакцинации животных, а при возникновении
ящура - убой (уничтожение) всех восприимчивых животных в очагах
("стемпинг-аут") при строгом соблюдении карантинных мероприятий в
неблагополучных пунктах и угрожаемой зоне;
б) отказ от профилактической иммунизации животных, а в случае
возникновения ящура - убой (уничтожение) животных в очаге с
проведением вынужденной кольцевой вакцинации (вокруг очага
инфекции);
в) систематическая профилактическая иммунизация животных во
всей стране или в определенных зонах, а при возникновении ящура -
убой (уничтожение) больных животных с осуществлением кольцевой
вакцинации.
Сравнительный анализ официальных материалов МЭБ, касающихся
двух систем борьбы с ящуром ("стемпинг-аут" (а) или убой животных
+ кольцевая вакцинация (б)), которые осуществлялись в 90-е годы в
ряде европейских и азиатских стран, также свидетельствует об
эффективности осуществления системы, применяемой в России в случае
возникновения ящура (убой больных животных + кольцевая вакцинация)
(табл. 2). Вспышки ящура были ликвидированы в первичных очагах при
условии ранней диагностики, убое (уничтожении) больных животных и
оперативном осуществлении кольцевой вакцинации (Болгария, 1991,
1993; Турция, 1995, 1996; Тайвань, 1999 - 2001 годы). Ящур
распространялся тогда, когда задерживались с проведением кольцевой
вакцинации (Албания, 1996; Македония, 1996; Монголия, 2000, 2001;
Нидерланды, 2001 год). Характер эпизоотий он приобретал в тех
странах, где осуществляли только карантинные мероприятия и при
отказе от вакцинации уничтожение животных в очагах (Италия, 1993;
Греция, 1994, 1996, 2000; Югославия, 1996; Тайвань, 1997;
Великобритания, 2001 год).
Об этом же свидетельствует и положительный опыт ликвидации
последних четырех ящурных вспышек на территории России в 1990 -
2000 годах.
В 1990 году ящур А был установлен в Советском районе
22
Тюменской области, которая в течение 20 лет входила в зону, не
подлежащую вакцинации против ящура. Заболевание возникло на двух
соседних фермах лесопредприятия "Пионерский", на которых
содержались 79 голов КРС и 69 свиней разного возраста. В очаге
пали 19 телят и 23 поросенка.
После установления диагноза было принято решение об
уничтожении всех восприимчивых животных на фермах. На
неблагополучный населенный пункт наложен карантин, запрещено
передвижение (перевозка) животных и продуктов животного
происхождения за пределы карантинируемой территории. Была
определена угрожаемая зона (Советский и прилегающие к нему
районы), в которых провели срочную вакцинацию всех восприимчивых к
ящуру животных. При данной стратегии борьбы с ящуром болезнь
удалось ликвидировать в первичном очаге, и она не получила
дальнейшего распространения. При выяснении путей заноса вируса
ящура было установлено, что лесопредприятие незадолго до
возникновения заболевания получило сено из неблагополучной по
ящуру А местности Центральной Азии, т.е. имел место занос вируса
22
ящура с фуражом.
Таблица 2
Эффективность двух систем противоящурных
мероприятий в различных странах в 1990 - 2001 годах
(по данным МЭБ)
----T--------------T-------------T------T---------------T--------¬
¦ N ¦ Страна ¦ Год ¦ Тип ¦ Система ¦ Число ¦
¦п/п¦ ¦возникновения¦вируса¦ мероприятий ¦ очагов ¦
+---+--------------+-------------+------+---------------+--------+
¦1. ¦Россия ¦ 1990 ¦ А ¦Убой животных ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦+ кольцевая ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦вакцинация ¦ ¦
+---+--------------+-------------+------+---------------+--------+
¦2. ¦Болгария ¦ 1991 ¦ О ¦То же ¦ 1 ¦
+---+--------------+-------------+------+---------------+--------+
¦3. ¦Болгария ¦ 1993 ¦ О ¦ >> ¦ 1 ¦
+---+--------------+-------------+------+---------------+--------+
¦4. ¦Италия ¦ 1993 ¦ О ¦Убой животных ¦> 50 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦без вакцинации ¦ ¦
+---+--------------+-------------+------+---------------+--------+
¦5. ¦Россия ¦ 1993 ¦ А ¦Убой животных ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦+ кольцевая ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦вакцинация ¦ ¦
+---+--------------+-------------+------+---------------+--------+
¦6. ¦Греция ¦ 1994 ¦ О ¦Убой животных ¦ 98 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦без вакцинации ¦ ¦
+---+--------------+-------------+------+---------------+--------+
¦7. ¦Россия ¦ 1995 ¦ О ¦Убой животных ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦+ кольцевая ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦вакцинация ¦ ¦
+---+--------------+-------------+------+---------------+--------+
¦8. ¦Турция ¦ 1995 ¦ О ¦То же ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------+-------------+------+---------------+--------+
¦9. ¦Турция ¦ 1996 ¦ О ¦>> ¦ 2 ¦
+---+--------------+-------------+------+---------------+--------+
¦10.¦Болгария ¦ 1996 ¦ О ¦Убой животных ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦без вакцинации ¦ ¦
+---+--------------+-------------+------+---------------+--------+
¦11.¦Греция ¦ 1996 ¦ О ¦Убой животных ¦ 28 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦без вакцинации ¦ ¦
+---+--------------+-------------+------+---------------+--------+
¦12.¦Албания ¦ 1996 ¦ А ¦Убой животных ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦+ кольцевая ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦вакцинация ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦(с задержкой) ¦ ¦
+---+--------------+-------------+------+---------------+--------+
¦13.¦Македония ¦ 1996 ¦ А ¦То же ¦ 18 ¦
+---+--------------+-------------+------+---------------+--------+
¦14.¦Югославия ¦ 1996 ¦ А ¦Убой животных ¦ 101 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦без вакцинации ¦ ¦
+---+--------------+-------------+------+---------------+--------+
¦15.¦Россия ¦ 2000 ¦ О ¦Убой животных ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦+ кольцевая ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦вакцинация ¦ ¦
+---+--------------+-------------+------+---------------+--------+
¦16.¦Греция ¦ 2000 ¦Аsia-1¦Убой животных ¦ 6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦без вакцинации ¦ ¦
+---+--------------+-------------+------+---------------+--------+
¦17.¦Великобритания¦ 2001 ¦ О ¦То же ¦2010 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------+-------------+------+---------------+--------+
¦18.¦Франция ¦ 2001 ¦ О ¦>> ¦ 2 ¦
+---+--------------+-------------+------+---------------+--------+
¦19.¦Ирландия ¦ 2001 ¦ О ¦>> ¦ 1 ¦
+---+--------------+-------------+------+---------------+--------+
¦20.¦Нидерланды ¦ 2001 ¦ О ¦Убой животных ¦ 26 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦+ кольцевая ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦вакцинация (с ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦задержкой) ¦ ¦
L---+--------------+-------------+------+---------------+---------
В 1993 году установлен ящур А во Владимирской области,
22
которая входила в зону систематической вакцинации крупного
рогатого скота против ящура типов А, О и С. Заболевание возникло в
с. Спасское Суздальского района в личном хозяйстве вблизи
биопредприятия, выпускающего противоящурную вакцину. Заболела одна
корова, афтозный патматериал от которой в день обнаружения сразу
же был подвергнут исследованию. Корова в тот же день была
уничтожена, как и контактировавшие с ней 2 головы молодняка КРС,
12 овец и 2 подсвинка. Были срочно осуществлены вынужденные
вакцинация и ревакцинация восприимчивых животных, проведены
охранно-карантинные, ветеринарно-санитарные и другие мероприятия.
Ящур был ликвидирован в первичном очаге.
В 1995 году ящур диагностирован на свиноферме племзавода
"Петровское", расположенной на окраине г. Лыткарино Люберецкого
района Московской области. При лабораторных исследованиях
патматериала во ВНИИЗЖ из него был выделен вирус ящура типа О ,
1
относящийся к группе вирусов Гонконг/1993 - 1995. Из имеющихся на
ферме 5800 свиней различного возраста, размещенных в 15
помещениях, в одном свинарнике обнаружено около 200 больных свиней
и более 50 павших поросят.
На хозяйство был наложен карантин с осуществлением ветеринарно-
санитарных мероприятий внутри хозяйства и угрожаемой зоны,
запрещен вывоз (включая экспорт) животных и продуктов
животноводства за пределы Московской области.
После установления диагноза на свиноферме больные свиньи убиты
бескровным методом и уничтожены, а клинически здоровые животные
срочно привиты эмульсионной вакциной для ранней защиты животных. С
профилактической целью этой же вакциной были привиты свиньи всех
возрастов и в других хозяйствах Московской области в количестве
357 тыс. голов. Кроме того, в хозяйствах Московской области,
которым угрожало заражение, привиты 4357 овец и ревакцинированы
197825 голов крупного рогатого скота с использованием ГОА -
сапонинвакцины. После проведения данного комплекса мер последующих
вспышек ящура не наблюдалось и было принято решение об уничтожении
всех свиней бескровным методом в первичном очаге.
Предполагается, что вирус ящура на племзавод "Петровское" мог
быть занесен с замороженной свининой из Китая, которая поступила
на рядом расположенное мясоперерабатывающее предприятие.
Экономический ущерб от этой вспышки ящура оценивается в 3,2 млн.
долл. США.
В 2000 году ящур типа О установлен на СТФ "Элитное" ОПХ
"Степное" Уссурийского района Приморского края, который был
благополучен по ящуру с 1964 года. Расстояние от неблагополучной
по ящуру свинофермы до границы с Китаем, с которым имелись
хозяйственные связи, составило около 70 км.
Были осуществлены карантинные мероприятия и проведена
вакцинация восприимчивых животных против ящура в неблагополучном
пункте и в близлежащих районах. Новых зарегистрированных вспышек
ящура в последующем не было. Все свинопоголовье в ящурном очаге
было убито и захоронено на его территории, ущерб составил 900 тыс.
долл. США.
Таким образом, все упомянутые вспышки благодаря своевременной
диагностике и проведению комплекса противоящурных мероприятий
(карантин, убой животных и срочная кольцевая вакцинация) были
ликвидированы в первичных очагах.
Опыт многих стран дает основание заключить, что осуществление
карантинных мер, убоя животных в очагах в сочетании с кольцевой
вакцинацией способствует быстрой и с минимальными потерями
ликвидации ящура в первичных очагах в случае их возникновения в
благополучной стране, к числу которых в настоящее время относятся
Россия и другие государства Содружества.
2.3. Функционирование противоящурной буферной
зоны стран СНГ (1999 - 2001 годы)
В целях снижения риска заноса и возникновения ящура на
территории России, других государств-участников СНГ и
предупреждения его распространения в европейские страны с мая 1999
г. при финансовой поддержке МЭБ/ФАО/ЕС и координации ВНИИЗЖ
выполняется международный проект по функционированию
противоящурной буферной зоны государств Содружества, в которую
включены районы Азербайджана, Армении, Грузии и Северного Кавказа
России. В связи с ухудшением в середине 90-х годов эпизоотической
ситуации по ящуру в Закавказских и Центрально-Азиатских
государствах-участниках СНГ Межправительственный совет по
сотрудничеству в области ветеринарии обратился к Генеральному
секретарю МЭБ с предложением о создании буферной зоны по ящуру
сельскохозяйственных животных и просьбой о финансовой поддержке
проекта со стороны МЭБ и Европейской комиссии ФАО по борьбе с
ящуром.
Одновременно Всероссийским научно-исследовательским институтом
защиты животных, выполняющим функции Региональной референтной
лаборатории МЭБ по ящуру для стран Восточной Европы, Центральной
Азии и Закавказья, совместно с руководителями ветеринарных служб
государств Содружества подготовлены предложения и разработаны
мероприятия по созданию противоящурной буферной зоны СНГ. В связи
с общими экономическими трудностями, возникшими в государствах
Содружества в начале 90-х годов, "прозрачностью границ",
нарушением существовавшей ранее общей системы противоящурных
мероприятий, резким сокращением объемов противоящурной
вакцинопрофилактики эпизоотическая ситуация по ящуру в те годы в
них значительно ухудшилась. Первоначально в буферную зону были
включены все государства Содружества в целях обеспечения их
потребностей, в первую очередь, в противоящурных вакцинах (для
профилактической иммунизации или для резерва) с частичным
финансированием за счет средств международных организаций
(МЭБ/ФАО/ЕС). Однако при последующем рассмотрении в 1997 - 1999
годах вопроса о финансировании противоящурной буферной зоны
государств-участников СНГ в связи с большими затратами на
первоначальный вариант проекта в международных организациях (МЭБ,
ФАО, ЕС, их комиссиях и комитетах) было предусмотрено на начальном
этапе включить в нее только государства Закавказья и Северный
Кавказ России как наиболее опасные регионы в смысле заноса вируса
ящура в Европу из стационарно неблагополучных стран Ближнего
Востока. Для реализации проекта была разработана Программа по
контролю за ящуром на территории СНГ, введенная в действие с мая
1999 года. Работа по координации борьбы с ящуром в государствах
Содружества и производству противоящурных вакцин, в том числе и
для резерва, возложена на Всероссийский научно-исследовательский
институт защиты животных.
В 1999 году в соответствии с мероприятиями по выполнению
указанного международного проекта ВНИИЗЖ поставил в буферную зону
СНГ наборы диагностикумов и бивалентную (АО) противоящурную
вакцину в количестве 1065 тыс. доз, в том числе в Азербайджан -
350, Армению - 250, Грузию - 315, Россию - 150 тыс. доз, в 2000
году - 1 млн. доз, в том числе в Азербайджан - 300, Армению - 250,
Грузию - 300, Россию - 150 тыс. доз (табл. 3). ВНИИЗЖ осуществлял
эпизоотологические обследования, оказывал помощь и консультации по
диагностике и организации противоящурных мероприятий, проводил
семинары, отборы проб крови от животных для серомониторинга и
оценки иммунного фона. В частности, в 1999 - 2001 годах
исследовано 4214 проб сыворотки крови от КРС и 1335 проб от МРС из
стран Закавказья, а также 202 пробы сыворотки крови от КРС и 81
проба от МРС из России (Калмыкия и Краснодарский край).
Результаты проведенного серомониторинга показали, что до начала
выполнения международного проекта в странах Закавказья отмечался
невысокий процент иммунных к ящуру животных. В процессе реализации
проекта после неоднократного применения бивалентной (АО)
противоящурной вакцины производства ВНИИЗЖ этот показатель
значительно возрос, особенно среди овец.
Осуществляемые в странах Закавказья и на Северном Кавказе
России противоэпизоотические мероприятия в соответствии с
национальными программами и международным проектом
функционирования противоящурной зоны государств Содружества
позволили не допустить распространения ящура в государствах и
заноса его на европейскую часть России и далее в сопредельные
страны.
Таблица 3
Функционирование противоящурной буферной зоны
государств Содружества при финансировании МЭБ/ФАО/ЕС
(с мая 1999 г.)
---T-------------------------------------------------------------¬
¦1.¦Буферная зона включает южные районы Азербайджана, Армении, ¦
¦ ¦Грузии и Северокавказские регионы России ¦
+--+-------------------------------------------------------------+
¦2.¦Координатор работ - ВНИИЗЖ ¦
+--+-------------------------------------------------------------+
¦3.¦Эпизоотологический мониторинг за ящуром - национальные ¦
¦ ¦государственные ветеринарные службы ¦
+--+-------------------------------------------------------------+
¦4.¦Вакцинация КРС и МРС в районах высокого риска возникновения ¦
¦ ¦ящура - национальные госветслужбы ¦
+--+-------------------------------------------------------------+
¦5.¦Производство и поставки ВНИИЗЖ противоящурной бивалентной ¦
¦ ¦(ОА) вакцины в следующих объемах (тыс. доз): ¦
¦ ¦ 1999 год 2000 год ¦
¦ ¦Азербайджан 350 300 ¦
¦ ¦Армения 250 250 ¦
¦ ¦Грузия 315 300 ¦
¦ ¦Россия 150 150 ¦
¦ ¦Всего: 1065 1000 ¦
+--+-------------------------------------------------------------+
¦6.¦Изготовление и поставка диагностикумов - ВНИИЗЖ ¦
+--+-------------------------------------------------------------+
¦7.¦Выезды сотрудников ВНИИЗЖ в районы буферной зоны: ¦
¦ ¦7.1. Оказание помощи и консультаций по диагностике и ¦
¦ ¦организации противоящурных мероприятий. ¦
¦ ¦7.2. Исследования сывороток крови от животных для ¦
¦ ¦осуществления серомониторинга и оценки иммунного фона. ¦
¦ ¦7.3. Исследования сывороток крови от животных для ¦
¦ ¦выявления постинфекционных антител (с помощью ЗАВС-ELISA) ¦
¦ ¦и возможной циркуляции вируса ящура. ¦
¦ ¦7.4. Проведение семинаров, обучение ветспециалистов по ¦
¦ ¦вопросам диагностики, профилактики и мерам борьбы с ящуром ¦
+--+-------------------------------------------------------------+
¦8.¦Выдача рекомендаций с учетом результатов исследований и ¦
¦ ¦эпизоотической ситуации ¦
L--+--------------------------------------------------------------
Раздел 3. ВЕРОЯТНЫЙ ПРОГНОЗ РИСКА ЗАНОСА,
РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЯЩУРА И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ
ЗАБОЛЕВАНИЯ В ГОСУДАРСТВАХ СОДРУЖЕСТВА
При разработке настоящего прогноза использованы методы
прогнозирования и результаты соответствующих научных исследований
ВНИИЗЖ. Учтена также и эпизоотическая ситуация за последние годы
по ящуру сельскохозяйственных животных в государствах-участниках
СНГ, сопредельных государствах.
Проведенный ретроспективный анализ возникновения и
распространения ящура на территориях государств Содружества
свидетельствует о стойкой тенденции к снижению как количества
неблагополучных пунктов, так и заболеваемости животных ящуром.
Такую закономерность, выраженную в виде убывающей экспоненты,
особенно можно отнести ко всем регионам Российской Федерации.
Благодаря принятым противоэпизоотическим мерам, в том числе
осуществлению систематической иммунизации животных против ящура в
зонах высокой степени риска его возникновения, удалось обеспечить
благополучие почти всех регионов России по ящуру в 2000 - 2002
годах (за исключением Приморского края, где в 2000 году возник
единственный ящурный очаг), что позволяет говорить об
удовлетворительной достоверности прогноза. Профилактическая
иммунизация животных против ящура в последние годы в Закавказских
и Центрально-Азиатских государствах Содружества осуществляется в
ограниченных или недостаточных объемах, поэтому вероятность
вспышек ящура в данных регионах остается довольно высокой.
Проведенный анализ эпизоотической ситуации по ящуру в мире, в
первую очередь в сопредельных с СНГ странах, свидетельствует о
том, что пока существуют неблагополучные по ящуру страны и
многочисленные пути заноса его возбудителя, ящур остается
серьезной проблемой для любой из этих стран.
При ослаблении существующих мер профилактики и борьбы с ящуром,
особенно необоснованного сокращения зон систематической вакцинации
животных, ящур может получить широкое распространение и ситуация
станет неконтролируемой.
Учитывая реальную ситуацию относительно циркуляции в предыдущие
годы вируса ящура типов О и А в государствах Закавказья и
Центральной Азии, а также вируса типа Азия-1 в Азербайджане,
Армении, Грузии, Иране и Турции, недостаточность профилактических
прививок против них в упомянутых зонах и в связи с этим отсутствие
иммунитета у части популяции животных, а также интенсивные
хозяйственно-экономические связи, следует ожидать с большой
вероятностью заноса и появления ящура в пограничных регионах СНГ.
Кроме того, в ряд государств Содружества в последние годы
завозят большое количество мяса и мясопродуктов из различных, в
том числе и неблагополучных по ящуру стран (Китай, Монголия,
Вьетнам, Южная Америка и др.), что также представляет большую
угрозу относительно заноса вируса ящура, в том числе экзотических
типов и вариантов.
Отечественный и мировой опыт свидетельствует о том, что вирус
ящура может быть занесен в благополучные зоны (страны) с мясом и
другими животноводческими продуктами, кормами, автотранспортом, а
также с животными, особенно вакцинированными и имевшими контакт с
больными животными. Возможно возникновение ящура в хозяйствах
вокруг биопредприятий и мясопредприятий, работающих с вирусом
ящура или перерабатывающих импортные продукты животноводства, как
это было в 1995 году в Московской области. Нельзя полностью
исключить вероятность возникновения ящура после применения
противоящурных вакцин с остаточной вирулентностью, если для
инактивации вируса в них использовали формалин.
В последнее время возникла реальная угроза применения со
стороны экстремистов вируса ящура в целях биотерроризма.
Принимая во внимание все вышеизложенное и учитывая результаты
прогностического моделирования, вероятную эпизоотическую ситуацию
по ящуру в 2002 - 2005 годах можно представить следующей.
Сохранить благополучие по ящуру в государствах Содружества без
принятия необходимых мер маловероятно. Основываясь на данных
среднесрочного прогноза и учитывая общую тенденцию течения ящура,
можно предположить возникновение единичных очагов инфекции, но
широкое распространение ящура в таких государствах-участниках СНГ,
как Россия, Украина, Беларусь не прогнозируется. Более вероятны
занос и возникновение отдельных очагов ящура типов О и А, а
возможно, и типа Азия-1. Вероятность возникновения ящура типа С
мала, так как в мире в последнее время он распространен очень
ограниченно. Как отмечалось ранее, ящур вследствие заноса
возбудителя может возникнуть в любом регионе СНГ, где есть
восприимчивые животные. Ситуация осложняется развитием новых
рыночных отношений, когда во многих случаях трудно осуществлять
ветеринарный контроль за перевозками продуктов животноводства,
кормов и животных. Однако и при этих условиях не все регионы СНГ в
одинаковой степени опасны по риску возникновения и распространения
ящура.
В соответствии с ранее разработанной моделью потенциального
нозоареала ящура, по степени риска его заноса, возникновения и
распространения всю территорию государств Содружества можно
разделить на четыре зоны:
а) очень высокой степени;
б) высокой степени;
в) средней степени;
г) низкой степени (рис. 3) <***>.
--------------------------------
<***> Не приводится.
1. В зону очень высокой степени риска заноса и возникновения
ящура включены южные регионы России (Дагестан, Кабардино-Балкария,
Карачаево-Черкессия, Чечня, Ингушетия, Северная Осетия, Адыгея и
Калмыкия), а также приграничные с Ираном и Турцией районы
Азербайджана, Армении и Грузии. В этой зоне очень вероятно
ухудшение эпизоотической обстановки по ящуру. Ящур типов О, А и
Азия-1 может возникнуть в любое время, но наиболее опасным
периодом является лето и осень. Из Центрально-Азиатских государств
высокому риску заноса и распространения ящура подвержены регионы
Таджикистана, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана и
Казахстана, которые граничат с Афганистаном, Ираном и Китаем.
Для предотвращения риска возникновения и распространения ящура
в упомянутых государствах Содружества наряду с общими ветеринарно-
санитарными мероприятиями необходимо продолжить систематическую
профилактическую иммунизацию КРС и овец против ящура типов О и А и
создать буферную иммунную зону по границе этих государств. Это
позволит обеспечить выработку у животных напряженного иммунитета и
тем самым обеспечить надежную иммунную зону по южным границам
государств-участников СНГ.
2. К зоне высокой степени риска заноса и возникновения ящура
отнесены такие регионы России, как Ставропольский и Краснодарский
края, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области, Еврейская
АО, Приморский и Хабаровский края, Амурская и Читинская области,
Бурятия, Тыва, Республика Алтай, граничащие с Китаем и Монголией,
а также Владимирская и Московская области (хозяйства вокруг ВНИИЗЖ
и Щелковского биокомбината, производящих противоящурные вакцины).
В данной зоне не исключается ухудшение эпизоотической ситуации в
результате возможного заноса вируса ящура типов О и А.
В регионах Восточной Сибири обстановка может ухудшиться в
первую очередь при обострении ситуации по ящуру в Северном Китае и
Монголии. В морские порты Дальнего Востока поступает много
сельскохозяйственной продукции, включая мясо, мясопродукты и
корма, из стран Юго-Восточной Азии, неблагополучных по ящуру типов
О, А, Азия-1 и С. К этой зоне следует отнести также регионы
Закавказских и Центрально-Азиатских государств, не вошедшие в
первую зону.
Здесь требуется уделять особое внимание раннему выявлению
первых подозрительных больных, диагностике болезни, срочному
отбору и направлению патматериала для лабораторного исследования.
При подтверждении диагноза на ящур следует немедленно решить
вопрос об уничтожении больных и подозреваемых в заболевании
животных, срочно провести кольцевую вакцинацию всех восприимчивых
животных. С профилактической целью в этой зоне при возможности
целесообразно проводить вакцинацию КРС, что осуществляется в
последнее время в районах Сибири и Дальнего Востока России,
пограничных с Китаем и Монголией.
3. К зоне средней степени риска заноса и возникновения ящура
относятся такие регионы России, как Алтайский край, Башкортостан,
Воронежская, Саратовская, Самарская, Тюменская, Курганская,
Челябинская, Оренбургская, Омская и Новосибирская области.
Прогнозом предусматривается, что благополучие регионов Урала и
Западной Сибири во многом будет зависеть от эпизоотической
ситуации по ящуру стран Центральной Азии, а также Монголии и
Китая, так как между этими территориями поддерживаются тесные
хозяйственно-экономические связи. В связи с этим существует риск
заноса и возникновения ящура типов О и А в первую очередь в таких
регионах Российской Федерации, как Алтайский край, Омская,
Новосибирская, Оренбургская, Саратовская, Челябинская, Курганская
области, а также Башкортостан. Этим регионам нужно уделить особое
внимание, обеспечить в них постоянное наблюдение за состоянием
животных.
4. К зоне низкой степени риска заноса и возникновения ящура
относятся регионы, не вошедшие в три предыдущие зоны, т.е. большая
часть территории России, где нельзя полностью исключить заноса и
возникновения ящура, а ее устойчивое благополучие будет зависеть
от ситуации в соседних зонах. Здесь требуется выполнять общие
ветеринарно-санитарные меры, направленные на недопущение заноса
вируса ящура. В частности, для сохранения благополучия этой зоны
следовало бы не допускать для нее закупок животных в первой и
второй зонах, в которых проводится их иммунизация против ящура,
ограничить или взять под строгий контроль импорт продуктов
животного происхождения из стран, неблагополучных по ящуру, а
также применяющих противоящурные вакцины, при изготовлении которых
в качестве инактиванта используют формалин. В этой зоне следует
осуществлять те же мероприятия, что и в третьей зоне. Из
государств Содружества к данной зоне с низким риском заноса и
возникновения ящура следует отнести Беларусь, Молдову и Украину.
Раздел 4. ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1. Основные этапы реализации Программы
Для последовательной реализации всего комплекса программных
мероприятий выделены три этапа:
1) создание базы по нормативно-правовому и информационно-
коммуникационному обеспечению программных мероприятий;
2) организация выполнения принятых на первом этапе нормативно-
правовых документов и взаимного информационного оповещения об
изменении эпизоотической ситуации по ящуру в каждом государстве
Содружества;
3) осуществление мероприятий по совместным действиям государств-
участников СНГ по профилактике и борьбе с ящуром.
4.2. Сроки поэтапного выполнения Программы
и ее общая продолжительность
Реализация всей Программы невозможна без создания нормативно-
правовой основы, являющейся базой для ее выполнения, и блока
первоочередных мероприятий, которые необходимо осуществить в
период до 2005 года.
Вместе с тем вся Программа в целом ориентирована до 2010 года.
Программные мероприятия на 2006 - 2010 годы будут определяться,
уточняться по мере реализации ранее намеченных мероприятий и после
рассмотрения на заседании Межправительственного совета по
сотрудничеству в области ветеринарии вноситься в действующую
Программу.
Раздел 5. ПЕРЕЧЕНЬ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ ПРОГРАММНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЗДАНИЮ ОБЩЕЙ СТРАТЕГИИ ПРОФИЛАКТИКИ
И БОРЬБЫ С ЯЩУРОМ В ГОСУДАРСТВАХ СОДРУЖЕСТВА
Программа в целом рассчитана на постепенное расширение и
углубление сотрудничества ветеринарных служб государств-участников
СНГ, прежде всего, в осуществлении совместных действий по
профилактике и борьбе с ящуром.
В течение первого трехлетнего периода предстоит реализовать
комплекс первоочередных программных мероприятий, создающих
нормативно-правовой и информационно-коммуникационный базис
сотрудничества в профилактике и борьбе с ящуром в интересах
каждого государства и Содружества в целом.
При этом должна быть обеспечена гармонизация программных
мероприятий с принципами и требованиями по ящуру Международного
эпизоотического бюро (МЭБ), изложенными в Международном
ветеринарном кодексе и осуществляемыми при создании международных
противоящурных буферных зон МЭБ/ФАО/ЕС.
5.1. Создание нормативно-правовой
и информационно-коммуникационной базы (2003 год)
1. Утверждение на правительственном уровне в каждом государстве-
участнике СНГ национальной программы по профилактике и борьбе с
ящуром на 2002 - 2005 годы на основе типового проекта программы,
одобренного Решением Межправительственного совета по
сотрудничеству в области ветеринарии.
Национальные программы должны быть согласованы с
административными и финансово-экономическими органами государств
Содружества в плане укрепления ветеринарной службы, обеспечения
карантинных мероприятий, в том числе выплат компенсаций в случае
отчуждения скота.
2. Утверждение каждым государством на соответствующем уровне
"Правил (инструкций) по профилактике и борьбе с ящуром" на основе
Типовых правил, одобренных Решением Межправительственного совета
по сотрудничеству в области ветеринарии.
3. Принятие каждым государством порядка обязательного
немедленного взаимного информирования о случаях возникновения
ящура, а также предоставления соответствующей информации в штаб-
квартиру МЭБ (Париж, Франция) и Региональную референтную
лабораторию МЭБ для стран Восточной Европы, Центральной Азии и
Закавказья (ВНИИЗЖ, г. Владимир, Россия).
5.2. Первоочередные мероприятия Программы (2003 - 2005 годы)
1. Унификация в соответствии с требованиями МЭБ порядка,
средств и методов диагностики (типирования) полевых изолятов
вируса ящура в национальных лабораториях:
- оказание консультативной помощи национальным диагностическим
лабораториям со стороны Региональной референтной лаборатории МЭБ
по ящуру (ВНИИЗЖ, г. Владимир);
- обеспечение национальных диагностических лабораторий
специфическими ящурными диагностикумами с учетом антигенных
характеристик вируса, циркулирующего в конкретном регионе,
диагностическим оборудованием, компьютерными программами;
- организация обучения/тренинга ветеринарных специалистов
государств Содружества (вирусологов, серологов, эпизоотологов) на
базе ВНИИЗЖ по вопросам диагностики ящура, современным методам
профилактики и борьбы с заболеванием в рамках программы учебно-
практического семинара.
2. Идентификация возбудителя с применением молекулярно-
биологических методов исследования должна проводиться при каждой
новой вспышке заболевания на базе Всемирной справочной лаборатории
МЭБ по ящуру (Пербрайт, Великобритания) и/или Региональной
референтной лаборатории МЭБ по ящуру (ВНИИЗЖ, г. Владимир).
3. Обеспечение противоящурными вакцинами, отвечающими
стандартам МЭБ.
4. Поддержание на базе ВНИИЗЖ резерва противоящурных вакцин для
государств-участников СНГ.
5. Изготовление во ВНИИЗЖ в случае экстренной необходимости
противоящурных вакцин и диагностикумов.
6. Оценка риска заноса ящура при экспортно-импортных операциях
по унифицированным стандартам МЭБ и в соответствии с требованиями,
предусмотренными в Соглашении ВТО по применению санитарных и
фитосанитарных норм, районирование территории государства
Содружества с учетом риска заноса и распространения заболевания
животных ящуром.
7. Разработка согласованных планов профилактической иммунизации
животных, проведение иммунологического мониторинга за состоянием
животных в зонах высокой степени риска заноса и распространения
ящура.
8. Оказание взаимной помощи при проведении
противоэпизоотических противоящурных мероприятий, в том числе и с
привлечением, при необходимости, группы быстрого реагирования при
ВНИИЗЖ.
9. Проведение регулярных эпизоотологических обследований
хозяйств и ферм, в первую очередь в зонах высокой степени риска
заноса и распространения ящура.
10. Осуществление консультационной помощи специалистами ВНИИЗЖ
при организации производства противоящурных биопрепаратов на
биопредприятиях государств-участников СНГ.
11. Участие в комплексных научных программах по изучению
циркуляции вируса ящура в природе, совершенствованию средств и
методов диагностики, специфической профилактики и мер борьбы с
ящуром, осуществляемых в рамках Координационного совета по
научному сотрудничеству при Межправительственном совете по
сотрудничеству в области ветеринарии.
12. Подготовка на базе ВНИИЗЖ специалистов по ящуру через
аспирантуру и докторантуру.
13. Гармонизация действий ветеринарных служб в государствах
Содружества и международных организаций (МЭБ/ФАО/ЕС) по
обеспечению функционирования противоящурной буферной зоны
государств-участников СНГ в Кавказском и Центрально-Азиатском
регионах.
14. Осуществление мероприятий по расширению противоящурной
буферной зоны государств Содружества, поддерживаемой за счет
финансирования со стороны международных организаций, на Центрально-
Азиатский регион.
15. Проведение (при необходимости) координационных совещаний по
проблеме ящура с участием ветеринарных служб, научно-
исследовательских учреждений и производственных предприятий,
экспертов МЭБ.
Раздел 6. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Ресурсное обеспечение мероприятий Программы предусматривается
каждым государством при утверждении нормативно-правовых документов
и реализуется внутри страны за счет собственных финансовых
средств, предусмотренных на текущий год.
При взаимодействии стран, требующем финансовых вложений,
используется принятая в международных связях система двусторонних
договорных отношений. На основе таких договоров строятся также все
коммерческие отношения.
Государства-участники СНГ для обеспечения совместных действий
по профилактике и борьбе с ящуром будут также использовать
средства в рамках программ оказания технической помощи со стороны
международных организаций, в том числе МЭБ/ФАО/ЕС, выделяемые для
функционирования противоящурных буферных зон.
ВНИИЗЖ выполняет роль координатора мероприятий по Программе в
рамках функционирования как Региональная референтная лаборатория
МЭБ по ящуру и Центр МЭБ по сотрудничеству в области диагностики и
контроля болезней животных для стран Восточной Европы, Центральной
Азии и Закавказья.
Раздел 7. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Расчет эффективности реализации Программы строится на
определении предотвращенного экономического ущерба, который может
быть причинен государствам Содружества в случае заноса и
распространения ящура.
Настоящая Программа разработана с учетом экономических
интересов всех ее участников, использующих право выбора наиболее
приемлемых методов профилактики и борьбы с ящуром. Подход к
определению эффективности Программы должен учитывать современные
требования МЭБ/ФАО к странам, где отмечен ящур и проводятся
мероприятия по его ликвидации.
Для европейских государств Содружества (Украина, Молдова и
Беларусь), свободных от ящура в течение длительного времени и не
проводящих профилактическую вакцинацию животных против ящура,
экономически целесообразно поддержание резерва противоящурных
вакцин. Их количество определяется с учетом общего поголовья
животных и их видового состава.
По разработанной во ВНИИЗЖ экономико-математической модели
расчета предотвращенного экономического ущерба (учитывающей
вероятные масштабы распространения эпизоотии ящура, потери
животноводческой продукции, затраты на проведение ветеринарно-
санитарных мероприятий и др.) соотношение "затрат-выгод" только за
один год проведения подобной стратегии ветеринарных мероприятий в
данных государствах Содружества составляет 1:24 (т.е. 1 рубль
затрат на данную систему борьбы обеспечивает предотвращение
вероятного экономического ущерба в размере 24 рублей).
Расчетами ВНИИЗЖ установлено, что для Российской Федерации в
зонах высокой степени риска возникновения и распространения ящура
стоимость программы систематической вакцинации по сравнению с
программой вынужденных прививок ниже в 16 раз и по сравнению со
"стемпинг-аут" в 108 раз. Экономичность метода систематической
вакцинопрофилактики в целом по стране характеризуется показателем
1:5,56, т.е. 1 рубль затрат обеспечивает предотвращение ущерба на
5,56 рубля.
Расчетами для конкретного северокавказского региона России с
высокой степенью риска заноса и возникновения ящура отношение
"затрат-выгод" при осуществлении профилактической вакцинации
оказалось еще выше и составляло в среднем 1:20.
Данная Программа позволит снизить степень риска заноса и
распространения ящура на территориях государств Содружества,
уменьшить или свести к минимуму вероятный экономический ущерб и
внешнеэкономические потери от запрета на торговлю животными и
животноводческой продукцией.
Обеспечение в государствах-участниках СНГ благополучия по ящуру
позволит производить наиболее конкурентоспособную, соответствующую
национальным интересам и специализации животноводческую продукцию,
выходить без ограничений МЭБ/ФАО на международный и общий рынок
государств Содружества с продукцией животноводства, повышать
продуктивность и рентабельность агропромышленного комплекса.
Раздел 8. КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Контроль за ходом реализации мероприятий Программы и
координация действий ветеринарных служб государств-участников СНГ
по профилактике и борьбе с ящуром осуществляется
Межправительственным советом по сотрудничеству в области
ветеринарии.
Приложение
Утверждается
правительствами
государств-участников СНГ
"__"_______200 _ г.
ТИПОВОЙ ПРОЕКТ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
И БОРЬБЕ С ЯЩУРОМ В ГОСУДАРСТВАХ СОДРУЖЕСТВА
НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА
Ящур наносит большой экономический ущерб, который состоит из
потерь продукции животноводства вследствие гибели и уничтожения
животных, снижения продуктивности и качества продукции, затрат на
карантинные и другие мероприятия.
В мировой практике накоплен большой опыт ликвидации эпизоотий
ящура. Основой борьбы с ним является массовая вакцинопрофилактика
животных. Осуществление системы массовой иммунизации животных
позволило в прошлом добиться оздоровления от ящура большинства
регионов СССР. Однако за последние годы ухудшилась эпизоотическая
ситуация по ящуру в Закавказье и сопредельных государствах.
Обеспечение благополучия государства по ящуру во многом зависит от
выполнения в полном объеме действующего Закона "О ветеринарной
медицине".
Охрана территории страны от заноса ящура, а также ликвидация
его очагов - часть государственной системы обеспечения
национальной безопасности, заключающейся в осуществлении комплекса
правовых, организационных, экономических, противоэпизоотических,
ветеринарно-санитарных и иных мероприятий.
I. Организационные мероприятия
Утвердить постоянно действующую Межведомственную
противоэпизоотическую комиссию в составе:
___________ - вице-премьер-министр правительства (председатель),
___________ - начальник органа государственной ветеринарной
службы (заместитель председателя);
___________ - Министерство здравоохранения;
___________ - МВД;
___________ - ФСБ;
___________ - Таможенный комитет;
___________ - МСХ (отдел животноводства);
___________ - Министерство экономики.
1. Межведомственной противоэпизоотической комиссии
рассматривать состояние мер борьбы с ящуром ежеквартально, а в
чрезвычайных случаях - немедленно.
2. Министерству сельского хозяйства разработать и утвердить в
установленном регламенте порядок выплаты компенсаций за
уничтожение животных в случае возникновения ящура, обеспечить
проведение ветеринарной службой противоящурных мероприятий,
создать необходимые условия для эффективной работы диагностических
центров и научно-исследовательских лабораторий, создать
хозрасчетные ветсанотряды, совместно со статорганами наладить учет
хозяйств и поголовья скота.
3. Министерству финансов в рамках средств, предусмотренных на
эти цели в государственном бюджете, обеспечить полное и
своевременное финансирование противоящурных мероприятий по
проведению вакцинации животных в установленные сроки, а также
выделение средств для приобретения дезинфекционной техники,
дезсредств и холодильного оборудования.
4. Министерству внутренних дел во всех случаях наложения
карантина выделять необходимое количество сотрудников для
выполнения охранно-карантинных мероприятий в ящурных очагах.
5. Министерству здравоохранения обеспечить постоянную санитарно-
просветительскую работу и соблюдение санитарно-гигиенических
мероприятий.
6. Министерству сельского хозяйства совместно с Министерством
юстиции разработать и утвердить правила содержания животных, права
и обязанности владельцев, паспортизацию ферм и индивидуальный учет
животных, а также повысить ответственность владельцев животных и
должностных лиц за нарушение установленных правил.
7. Министерству сельского хозяйства и Таможенному комитету
усилить охрану территории государства при экспортно-импортных
операциях с животными и животноводческими продуктами. Таможенное
оформление подобных грузов осуществлять с проведением
ветеринарного надзора.
8. Государственным исполнительным органам, органам местного
управления и самоуправления (районов/областей/автономий)
осуществлять контроль и оказывать помощь в проведении
противоящурных мероприятий в соответствии с действующим
положением.
II. Специальные мероприятия
1. Осуществлять постоянный эпизоотический мониторинг за
состоянием здоровья животных. Во всех случаях подозрения на ящур
немедленно информировать об этом орган управления государственной
ветеринарной службы, отбирать и направлять патматериал в
Республиканский диагностический центр и Региональную референтную
лабораторию МЭБ по ящуру (Россия, г. Владимир, ВНИИЗЖ).
2. При подтверждении диагноза на ящур обеспечивать в полном
объеме выполнение карантинных мероприятий с обязательным
осуществлением мер по санации очагов болезни.
3. Во всех случаях появления ящура сообщать об этом в МЭБ
(Париж), в Региональную референтную лабораторию МЭБ по ящуру (г.
Владимир, ВНИИЗЖ), а на уровне ветеринарных служб государств
Содружества осуществлять взаимоинформирование.
4. При возникновении ящура, обусловленного ранее не
регистрируемым типом или новым вариантом вируса, в первичных
очагах по решению противоэпизоотической комиссии производить
отчуждение животных для их убоя (уничтожения) с компенсацией
владельцам понесенных убытков.
5. Ежегодно проводить двукратную (весной и осенью) иммунизацию
крупного рогатого скота (по всей стране) и овец (в районах высокой
степени риска возникновения ящура) с обязательным оформлением
описи на вакцинированных животных. Не допускать смешивания
вакцинированных и невакцинированных животных. Всех вновь ввозимых
в страну животных подвергать обязательной вакцинации против ящура.
6. Для иммунизации животных против ящура не допускать
использования противоящурных вакцин, не прошедших контроль,
отвечающий требованиям МЭБ.
7. Не реже двух раз в год осуществлять отбор сывороток крови от
животных для проведения серомониторинга в целях оценки иммунного
фона.
8. Обеспечить учет и помечать всех переболевших ящуром
животных, запретив их перемещение и смешивание с невакцинированным
скотом.
9. Установить строгий ветеринарно-санитарный контроль за
перемещениями (перегонами) животных на скотопрогонных трассах,
мясокомбинатах, бойнях и предприятиях общественного питания, а
также предприятиях хранения и реализации сырья животного
происхождения.
10. Убой переболевших и подозреваемых в заболевании ящуром
животных проводить на оборудованных скотобойнях в специальные дни
или в конце смены.
11. Снятие карантина через 21 день после последнего случая
выздоровления животных осуществлять после обязательного проведения
заключительных мероприятий по санации каждого ящурного очага.
III. Обязанности и ответственность
юридических лиц и граждан, деятельность которых
связана с содержанием и разведением животных
1. Ответственность за здоровье животных несут юридические лица
и граждане, деятельность которых связана с содержанием и
разведением животных.
2. Указанные лица обязаны:
- осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия,
обеспечивающие предупреждение болезней животных;
- обеспечивать животных кормами и водой по установленным
нормам;
- содержать в надлежащем порядке животноводческие помещения;
- обеспечивать идентификацию животных и оформление на них
ветеринарных паспортов;
- соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила
содержания животных на пастбище, а также перевозки (перегона) и
убоя животных;
- предоставлять ветеринарным специалистам по их требованию
животных для осмотра и обработок, немедленно извещать обо всех
случаях внезапной гибели или массовом заболевании животных, а
также об их необычном поведении;
- до прибытия ветспециалистов принять меры к изоляции
подозреваемых в заболевании животных;
- выполнять указания ветеринарных специалистов о проведении
лечебно-профилактических мероприятий и ликвидации очагов
заболевания животных;
- не допускать убой скота на мясо без разрешения
ветспециалистов, реализацию и употребление в пищу мяса и
мясопродуктов вынужденно убитых животных без ветеринарного
контроля.
3. В случае невыполнения указанными лицами обязанностей,
перечисленных в пункте 2, они несут административную или уголовную
ответственность в соответствии с законом, действующим на
территории страны.
|