КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 апреля 2004 г. N 128-О
ПО ЗАПРОСУ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 5 ПОЛОЖЕНИЯ
О ПАСПОРТЕ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева,
Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И.
Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В.
Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С.
Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи М.В. Баглая,
проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
предварительное изучение запроса Волгоградской областной Думы,
установил:
1. В запросе Волгоградской областной Думы оспаривается
конституционность пункта 5 Положения о паспорте гражданина
Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства
Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828), устанавливающего
перечень отметок, которые производятся в паспорте гражданина
Российской Федерации.
По мнению заявителя, поскольку оспариваемая норма не содержит
указания на отметку о национальности гражданина Российской
Федерации - при том что иного официального документа, в котором
каждый гражданин мог бы указать свою национальность,
законодательством не предусмотрено, она не соответствует статье 26
(часть 1) Конституции Российской Федерации, согласно которой
каждый вправе определять и указывать свою национальную
принадлежность.
2. 17 октября 2003 года Государственной Думой принят в первом
чтении внесенный Президентом Российской Федерации проект
Федерального закона "Об основных документах, удостоверяющих
личность гражданина Российской Федерации", статьей 10 которого
определяется перечень сведений и отметок, вносимых в паспорт
(фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения в
соответствии со свидетельством о рождении), и устанавливается, что
в паспорте должна быть предусмотрена графа, в которую по
письменному заявлению владельца паспорта органом внутренних дел
вносятся сведения о национальности данного гражданина.
Следовательно, с учетом стадии законодательного процесса, в
которой находится законопроект, рассмотрение вопроса о
конституционности пункта 5 Положения о паспорте гражданина
Российской Федерации по существу в указанном заявителем аспекте
явилось бы предварительным конституционным контролем, что не
соответствует положениям Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации". Соответствующая
правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской
Федерации в ряде определений, в том числе в Определении от 11 июня
1999 г. N 104-О по запросу Законодательного Собрания Тверской
области.
Таким образом, запрос Волгоградской областной Думы не отвечает
критерию допустимости по смыслу Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" и не может
быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к
рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой
статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Волгоградской
областной Думы, поскольку он не отвечает требованиям Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации", в соответствии с которыми запрос может быть признан
допустимым.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
|