МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 апреля 2004 г. N 26/188-6и
Управление специального образования Министерства образования
Российской Федерации обращает внимание органов управления
образованием на необходимость дополнительных мер по соблюдению
права на образование детей-инвалидов с отклонениями в умственном
развитии в связи с начинающимся в апреле комплектованием
специальных (коррекционных) образовательных учреждений для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (классов,
групп) на 2004 - 2005 учебный год и проводимыми в этих целях
освидетельствованиями психолого-медико-педагогическими комиссиями
(ПМПК) указанных детей.
Право ребенка-инвалида на получение образования и реабилитацию
в условиях наибольшей социальной интеграции в системе общего
образования закреплено Конвенцией ООН о правах ребенка, рядом
других международно-правовых норм и законодательством Российской
Федерации.
Управление просит принять меры для обеспечения каждого ребенка
данной категории, родители (законные представители) которого
изъявили согласие на его обучение в указанных учреждениях,
необходимыми для этого соответствующими заключениями ПМПК и
направлениями в указанные учреждения от органов управления
образованием, как это предусмотрено п. 10 ст. 50 Закона "Об
образовании" РФ.
При отсутствии соответствующего специального (коррекционного)
образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии (класса, группы) по месту жительства
(вблизи места жительства) детей рекомендуется:
- открывать специальные классы, группы в общеобразовательных
учреждениях в соответствии с п. 27 Типового положения о
специальном (коррекционном) образовательном учреждении для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии от 12.03.1997
N 288, п. 27 изменений и дополнений в Типовом положении о
специальном (коррекционном) образовательном учреждении для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии от 10.03.2000
N 212, п. 30 Постановления Правительства Российской Федерации от
19.03.2001 N 196 "Об утверждении Типового положения об
общеобразовательном учреждении";
- открывать специальные группы на базе имеющихся дошкольных
образовательных учреждений (детский сад комбинированного вида),
детские сады компенсирующего вида в соответствии с п. 5
Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г.
N 677 "Об утверждении Типового положения о дошкольном
образовательном учреждении" и открывать в них специальные
(коррекционные) группы в соответствии с п. 48 данного Типового
положения;
- открывать в дошкольных образовательных учреждениях группы
кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии в
соответствии с п. 21 Типового положения о дошкольном
образовательном учреждении, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 N 677, и письмом
Министерства образования Российской Федерации от 29.06.1999 N
129/23-16.
Специфика образовательного процесса в классах, группах для
детей с глубокой умственной отсталостью и детей, имеющих сложный
дефект, определена инструктивными письмами Министерства:
- N 3 от 26.12.2000 "О дополнении инструктивного письма
Минобразования России от 04.09.1997 N 48";
- N 27/2722-6 от 03.04.2003 "Об организации работы с
обучающимися, имеющими сложный дефект".
При освидетельствовании детей ПМПК просим руководствоваться
инструктивным письмом Министерства от 14.07.2003 N 27/2967-6 "О
психолого-медико-педагогической комиссии", в котором предложены
меры по организации помощи детям с отклонениями в развитии на
основе проведения комплексного диагностического обследования и
определения специальных условий для получения ими образования и
необходимого медицинского обслуживания.
При решении вопросов обучения ребенка просим учитывать, что в
соответствии с п. 1 ст. 52 Закона "Об образовании" родители
(законные представители) "имеют право выбирать формы обучения,
образовательные учреждения", а в соответствии с п. 10 ст. 50 того
же Закона направление детей в специальные (коррекционные)
образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии (классы, группы) возможно только при
согласии их родителей (законных представителей).
В Российской Федерации остро стоит вопрос о соблюдении прав на
образование детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии,
в связи с чем необходимо обеспечить неукоснительное соблюдение ст.
43 Конституции РФ и п. 10 ст. 50 Закона РФ "Об образовании"
психолого-медико-педагогическими комиссиями при вынесении ими
заключений в отношении детей-инвалидов, страдающих глубокой
умственной отсталостью, не допуская при этом вынесения заключений,
препятствующих осуществлению права на образование.
ПМПК и органы управления образованием должны гарантировать
доступность образования и не считать успешное выполнение тестов
условием поступления детей в школы или детские сады. В
соответствии с п. п. 1 и 6 ст. 5 Закона "Об образовании"
государство гарантирует гражданам получение образования
"независимо от их состояния здоровья" и "создает гражданам с
отклонениями в развитии условия для получения ими образования,
коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе
специальных педагогических подходов".
Федеральное законодательство не содержит каких-либо
противопоказаний к обучению детей с отклонениями в развитии в
специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, напротив,
п. 10 ст. 50 Закона РФ "Об образовании" и ряд иных правовых норм
закрепляют право детей с отклонениями в развитии, включая детей с
глубокой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта, на
обучение в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях
для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (классах,
группах) при согласии их родителей (законных представителей).
Начальник Управления
специального образования
Т.В.ВОЛОСОВЕЦ
|