ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2004 года
Дело N А12-18188/03-с6
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего Сафина Н.Н., судей Сагадеева P.P., Кормакова
Г.А.
при участии: от истца - извещен, не явился, от ответчика -
Секретова А.Ю. - доверенность N 7 от 29.09.2003, Линкер Л.А. -
доверенность N 2 от 30.03.2004
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Региональной энергетической комиссии Волгоградской области, г.
Волгоград, на решение от 22 января 2004 года Арбитражного суда
Волгоградской области по делу N А12-18188/03-с6 9
(председательствующая Наумова М.Ю., судьи Пантелеева В.В., Ландин
И.А.),
по заявлению гаражно-строительного кооператива "Союз", г.
Волгоград, к Региональной энергетической комиссии Волгоградской
области, г. Волгоград, о признании недействующим нормативного
правового акта,
по докладу судьи Сагадеева P.P.,
установил:
гаражно-строительный кооператив "Союз" обратился в Арбитражный
суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать
недействующим приложение N 2 "Тарифы на электрическую энергию для
населения", установленное постановлением Региональной
энергетической комиссии Волгоградской области N 3/1 от 12.02.2003
"О тарифах на электрическую и тепловую энергию для потребителей
ОАО "Волгоградэнерго", в части исключения гаражно-строительных
кооперативов из группы потребителей "Население", а также признать
вышеназванное приложение не соответствующим ст. 25 Основ
ценообразования на тепловую и электрическую энергию в Российской
Федерации (утвержденных Постановлением Правительства Российской
Федерации N 226 от 02.04.2002), статьям 2, 5, 12 Федерального
закона "О государственном регулировании тарифов на тепловую и
электрическую энергию".
Решением арбитражного суда от 22.01.2004 заявление
удовлетворено.
В кассационной жалобе Региональная энергетическая комиссия
Волгоградской области просит решение отменить ввиду неправильного
применения судом норм материального права. По мнению заявителя
жалобы, отнесение гаражно-строительных кооперативов к группе
"Население" стало возможным только после внесения 14.05.2003
Федеральной энергетической комиссией России изменений и дополнений
в Методические указания по расчету регулируемых тарифов (цен) на
электрическую и тепловую энергию на розничном потребительском
рынке от 31.07.2002 (в дальнейшем - Методические указания). При
регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию для
потребителей Волгоградской области на 2004 г. учтены все изменения
и дополнения к действующему законодательству.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы
жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит.
Как следует из материалов дела, Региональной энергетической
комиссией Волгоградской области принято постановление N 3/1 от
12.02.2003 "О тарифах на электрическую и тепловую энергию для
потребителей ОАО "Волгоградэнерго". Приложение N 2 к данному
постановлению устанавливает тарифы на электрическую энергию для
населения. В данное приложение не включены гаражные и гаражно-
строительные кооперативы.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской
Федерации ненормативные акты государственного органа или органа
местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом,
также нормативные акты, не соответствующие закону или иным
правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом
интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны
судом недействительными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из
того, что оспариваемый нормативный акт принят Региональной
энергетической комиссией с превышением предоставленных ей
полномочий.
В соответствии с п. 25 Основ ценообразования в отношении
электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (утв.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 N
226) тарифы (цены) на электрическую и тепловую энергию
дифференцируются по группам потребителей (покупателей), исходя из
объемов потребления электрической и тепловой энергии, режима
использования потребителями электрической мощности, категории
надежности энергоснабжения.
В статье 2 Федерального закона "О государственном регулировании
тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской
Федерации" определен порядок установления предельных тарифов на
электрическую и тепловую энергию, в том числе и для населения.
Исходя из этого следует, что группы потребителей не зависят от
того, какую энергию они потребляют, тепловую или электрическую.
Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации
утверждает критерии формирования групп потребителей и методические
указания, определяющие особенности расчета тарифов (цен) для
указанных групп. До 01.03.2002 гаражные и гаражно-строительные
кооперативы оплачивали потребленную электроэнергию по стоимости,
установленной для группы потребителей "Население", подгруппа
"ЖЭО", кондоминиумы, жилищно-строительные, дачные, гаражные,
гаражно-строительные кооперативы, садоводческие товарищества. В
Методических указаниях от 31.07.2002 гаражно-строительные
кооперативы в группу "Население" не включены, но они не включены и
в группу "Промышленность", что фактически было сделано
Региональной энергетической комиссией. По мнению судебной
коллегии, невключение Федеральной энергетической комиссией
Российской Федерации в Методические указания в группу "Население"
гаражно-строительных кооперативов является технической ошибкой,
которая в последующем ею 14.05.2003 была исправлена. Об этом
свидетельствует то обстоятельство, что в соответствии с
постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской
Федерации от 31.07.2002 N 49-Э/7 "О рассмотрении разногласий,
связанных с государственным регулированием тарифов на
электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, между
Региональной энергетической комиссией Пензенской области и
открытым акционерным обществом "Пензаэнерго" при установлении
минимальных тарифов на тепловую энергию гаражно-строительные
кооперативы приравнены к жилищным организациям и жилищно-
строительным кооперативам.
Таким образом, одновременно с принятием Методических указаний
Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации
приравнивала гаражно-строительные кооперативы к жилищно-
строительным кооперативам, то есть к группе "Население".
Региональным энергетическим комиссиям субъектов Российской
Федерации не предоставлено право изменять групповую принадлежность
потребителей.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих
организациях" некоммерческие организации создаются для
удовлетворения социальных и иных потребностей граждан. При этом их
правовое положение в вопросах налогообложения на основании ст. 238
Налогового кодекса Российской Федерации приравнено к жилищным
кооперативам и садоводческим обществам. Хотя Налоговый кодекс
Российской Федерации спорные правоотношения не регулирует, однако
содержащиеся в нем положения выражают волю законодателя в
определении правового статуса гаражных кооперативов во
взаимоотношениях с государством и могут быть применены по аналогии
закона. Согласно п. 25 Основ ценообразования в отношении
электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (утв.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 N
226) тарифы (цены) на электрическую и тепловую энергию
дифференцируются по группам потребителей (покупателей), исходя из
объемов потребления электрической и тепловой энергии, режима
использования потребителями электрической мощности, категории
надежности энергоснабжения. Режим пользования электроэнергией для
садоводческих и гаражных кооперативов одинаков.
При таких обстоятельствах Региональная энергетическая комиссия
Волгоградской области не имела полномочий исключать из группы
"Население", то есть изменять групповую принадлежность гаражных и
гаражно-строительных кооперативов, которые являются
некоммерческими организациями граждан.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает
права и законные интересы гаражно-строительного кооператива
"Волга" и его членов, противоречит ст. 25 Основ ценообразования на
тепловую и электрическую энергию в Российской Федерации, ст. ст.
5, 12 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов
на тепловую и электрическую энергию" от 14.04.1995, арбитражный
суд правомерно признал его недействующим.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение от 22 января 2004 года Арбитражного суда Волгоградской
области по делу N А12-18188/03-с6 9 оставить без изменения,
кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Н.САФИН
Судьи
P.P.САГАДЕЕВ
Г.А.КОРМАКОВ
|