ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2004 г. N 300-IV ГД
О ЗАЯВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"В СВЯЗИ С РАСШИРЕНИЕМ НАТО"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
постановляет:
1. Принять Заявление Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации "В связи с расширением НАТО".
2. Направить настоящее Постановление и указанное Заявление
Президенту Российской Федерации В.В. Путину, в Правительство
Российской Федерации, Совет Безопасности Организации Объединенных
Наций, Европейский парламент, Парламентскую ассамблею Совета
Европы, Парламентскую ассамблею НАТО.
3. Направить настоящее Постановление и указанное Заявление в
"Парламентскую газету" для официального опубликования.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Б.В.ГРЫЗЛОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАЯВЛЕНИЕ
от 31 марта 2004 года
В СВЯЗИ С РАСШИРЕНИЕМ НАТО
29 марта 2004 года в Вашингтоне прошла церемония вступления в
Организацию Североатлантического договора (НАТО) Болгарии, Латвии,
Литвы, Румынии, Словакии, Словении и Эстонии. 2 апреля 2004 года у
штаб-квартиры НАТО в Брюсселе поднимутся флаги государств - новых
членов альянса.
Расширение НАТО происходит в период, когда Российская Федерация
и Североатлантический альянс являются партнерами по широкому
спектру вопросов европейской и международной безопасности на базе
Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и
безопасности между Российской Федерацией и Организацией
Североатлантического договора от 27 мая 1997 года (далее -
Основополагающий акт), Декларации глав государств и правительств
Российской Федерации и государств - членов НАТО "Отношения Россия
- НАТО: новое качество" от 28 мая 2002 года и решений созданного в
соответствии с указанной Декларацией Совета Россия - НАТО (СРН).
Диалог в рамках СРН позволил добиться определенного сближения
позиций России и НАТО по некоторым актуальным проблемам, в том
числе таким, как угроза терроризма, распространение оружия
массового уничтожения, и другим.
Вместе с тем депутаты Государственной Думы неоднократно, в
частности в Заявлении Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации от 24 декабря 2002 г. N 3493-III ГД "О
ситуации в связи с расширением НАТО", выражали свое негативное
отношение к расширению НАТО. Государственная Дума по-прежнему
считает, что этот процесс не способствует укреплению стабильности
и безопасности в Европе. Очевидно, что дальнейшее продвижение
инфраструктуры альянса к границам России вступает в противоречие с
достигнутыми за последние годы новыми взаимоотношениями между
Россией и НАТО. Совместные ответы сторон на глобальные угрозы
современности не требуют наращивания вследствие расширения НАТО
вооружений на территориях граничащих с Российской Федерацией
государств, патрулирования самолетами радиолокационной разведки
АВАКС воздушного пространства над Польшей, Латвией, Литвой и
Эстонией, размещения на территориях этих государств военно-
воздушных сил и сил противовоздушной обороны НАТО. Несмотря на
многочисленные заявления представителей руководства НАТО о том,
что трансформация и расширение этой организации не угрожают
интересам национальной безопасности России, военная доктрина НАТО
сохраняет наступательный характер. Эта организация продолжает
стремиться к глобальному присутствию в различных регионах мира и
силовому влиянию на ситуацию там в обход Организации Объединенных
Наций, о чем наглядно свидетельствовала военная акция НАТО против
бывшей Союзной Республики Югославии. Особую озабоченность вызывают
тенденции к международно-правовому оформлению присутствия
вооруженных сил НАТО на территориях некоторых государств - членов
Содружества Независимых Государств.
В Основополагающем акте подтверждено, что в нынешних и
обозримых условиях альянс будет осуществлять свою коллективную
оборону и решать другие задачи "не путем дополнительного
постоянного размещения существенных боевых сил". Государственная
Дума принимает также к сведению и все прежние заявления
руководства НАТО о намерении воздерживаться от размещения таких
сил на территориях государств - новых членов Организации
Североатлантического договора.
Депутаты Государственной Думы убеждены, что военно-политическая
ситуация в Европе не может считаться стабильной, пока все без
исключения государства континента не присоединятся к Договору об
обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 года (ДОВСЕ).
Между тем ряд новых членов НАТО, в том числе Латвия, Литва и
Эстония, не являются участниками этого Договора, и в Европе уже
возникла "серая зона", где не действуют международно-правовые
ограничения на размещение иностранных вооруженных сил.
Государственная Дума приветствует высказанное этими государствами
намерение присоединиться к ДОВСЕ после вступления в силу
Соглашения об адаптации ДОВСЕ от 19 ноября 1999 года. Однако
государства - члены НАТО продолжают искусственно затягивать
ратификацию этого Соглашения под предлогом невыполнения Российской
Федерацией своих обязательств, взятых в рамках встречи в Стамбуле
глав государств и правительств государств - участников Организации
по безопасности и сотрудничеству в Европе 18 - 19 ноября 1999
года, касающихся сроков и условий пребывания военных баз
Российской Федерации на территории Грузии и вывода российских
военных сил с территории Республики Молдова и не являющихся частью
указанного Соглашения.
Государственная Дума осуждает подобные действия НАТО и
расценивает их как попытку выстраивать надуманные препятствия
адаптации важнейшего механизма контроля над обычными вооружениями
к новым военно-политическим реалиям на континенте, а также как
нежелание учитывать обеспокоенность Российской Федерации
появлением в Европе зон, свободных от режима контроля над
вооружениями.
Депутаты Государственной Думы напоминают о сделанном на
указанной встрече в Стамбуле заявлении от имени Российской
Федерации о том, что в контексте политических обязательств других
государств - участников ДОВСЕ, направленных на дальнейшее
укрепление стабильности в Центральной Европе, Российская Федерация
будет проявлять адекватную сдержанность в отношении размещения
ограничиваемых ДОВСЕ наземных вооружений и техники в районе,
включающем Калининградскую и Псковскую области, и о том, что у
России нет причин, планов или намерений размещать дополнительно на
постоянной основе существенные боевые силы - как воздушные, так и
наземные - в указанном районе. Государственная Дума считает, что
данное заявление утратит свою актуальность, если НАТО будет
предпринимать шаги по изменению военно-политического баланса в
прибалтийском регионе в свою пользу.
В связи с вышеизложенным Государственная Дума вновь призывает
парламенты государств - членов НАТО незамедлительно приступить к
ратификации Соглашения об адаптации ДОВСЕ, что способствовало бы
укреплению стабильности на Европейском континенте и послужило бы
практическим подтверждением стремления Организации
Североатлантического договора к конструктивному сотрудничеству с
Российской Федерацией.
Государственная Дума считает, что дальнейшее развитие отношений
Российской Федерации с НАТО должно строиться исходя из реального
учета Организацией Североатлантического договора обеспокоенности
нашего государства расширением альянса и конкретных шагов блока по
укреплению международной безопасности и режима контроля над
вооружениями в Европе.
В противном случае Государственная Дума будет рекомендовать
Президенту Российской Федерации В.В. Путину и Правительству
Российской Федерации принять необходимые меры по надежному
обеспечению безопасности Российской Федерации, включая определение
целесообразности дальнейшего участия Российской Федерации в
международных договорах в области контроля над обычными
вооружениями и пересмотр принципов строительства Вооруженных Сил
Российской Федерации в сторону усиления их ядерного потенциала
сдерживания.
Государственная Дума обращается к Президенту Российской
Федерации В.В. Путину с просьбой провести заседание Совета
Безопасности Российской Федерации для рассмотрения вопросов о
развертывании с соблюдением международно-договорных обязательств
России дополнительных оборонительных вооружений на частях
территории Российской Федерации, граничащих с территориями
государств - членов НАТО, и об укреплении в сложившейся ситуации
обороноспособности Российской Федерации в целом.
|