ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 марта 2004 г. N КАС 04-108
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Толчеева Н.К.,
Петроченкова А.Я.
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 марта 2004 года
гражданское дело по заявлению войсковой части 21146 о признании
недействующим Постановления Правительства от 25 февраля 2000 года
N 160 "О предоставлении путевок в лечебно-оздоровительные
учреждения военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел,
государственной противопожарной службы и сотрудникам уголовно-
исполнительной системы, выполняющим (выполнявшим) задачи по
обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории
Северо-Кавказского региона, и членам их семей" (в ред.
Постановления Правительства РФ от 8 августа 2003 года N 475, с
изменениями, внесенными Постановлениями Правительства РФ от 24
августа 2002 года N 630 и от 14 октября 2003 года N 625) по
кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда
Российской Федерации от 4 февраля 2004 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Петроченкова А.Я., объяснение представителя Правительства РФ
Лохина В.В., возражавшего против удовлетворения кассационной
жалобы, а также заключение прокурора управления Генеральной
прокуратуры РФ Аверичкина М.О., полагавшего кассационную жалобу
необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской
Федерации
установила:
Войсковая часть 21146 обратилась в Верховный Суд Российской
Федерации с заявлением, в котором утверждает, что оспариваемое
Постановление Правительства РФ противоречит Закону РФ "О
дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим
военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и
Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях
чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", так как
возлагает на войсковую часть обязанность по выплате указанной
денежной компенсации всем военнослужащим, выполнявшим специальные
задачи на территории Северо-Кавказского региона, тогда как ст. 5
приведенного Закона прямо определяет, что право на получение
денежной компенсации взамен непредоставленных путевок в лечебно-
оздоровительные учреждения имеют только военнослужащие,
выполнявшие задачи в условиях вооруженного конфликта
немеждународного характера на территории Чеченской Республики и на
непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа,
отнесенных к зоне вооруженного конфликта.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2004
года в удовлетворении жалобы заявителю было отказано.
В кассационной жалобе, не соглашаясь с данным решением,
заявитель просит его отменить и вынести новое решение об
удовлетворении его жалобы, полагая, что суд при вынесении решения
необоснованно сослался на п. 9 ст. 13 Федерального закона от 27
мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", что, по мнению
заявителя, привело к вынесению незаконного и необоснованного
решения.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы,
Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по
следующим основаниям.
Правовые основы и порядок введения на территории Российской
Федерации чрезвычайного положения определены в Российской
Федерации Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года
N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
Законом Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 "О
дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим
военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и
Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях
чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" установлены
социально-правовые гарантии защиты военнослужащих, проходящих
военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и
Республики Таджикистан, а также выполняющих задачи в условиях
чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
В соответствии со ст. 5 указанного Закона военнослужащим,
выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта
немеждународного характера в Чеченской Республике и на
непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа,
отнесенных к зоне вооруженного конфликта, наряду с гарантиями и
компенсациями, предусмотренными настоящим Законом, представляется
целый ряд льгот, в том числе при наличии медицинских показаний
этим лицам в первоочередном порядке предоставляются путевки в
лечебно-оздоровительные учреждения соответствующих федеральных
органов исполнительной власти или денежная компенсация в размере
стоимости путевки.
Правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в
Российской Федерации, а также основы правовой и социальной защиты
лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, установлены Федеральным
законом от 25 июля 1998 года N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" и
Постановлением Правительства РФ от 22 января 1997 года N 58 "О
мерах социальной защиты лиц, привлекаемых к выполнению специальных
задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с
терроризмом".
Оспариваемое заявителем "Положение о предоставлении путевок в
лечебно-оздоровительные учреждения военнослужащим, сотрудникам
органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы и
сотрудникам уголовно-исполнительной системы, выполняющим
(выполнявшим) задачи по обеспечению правопорядка и общественной
безопасности на территории Северо-Кавказского региона, и членам их
семей", утверждено Постановлением Правительства Российской
Федерации от 25 февраля 2000 года N 160.
В соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации
Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции
Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов
Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их
исполнение.
Статьей 16 Федерального конституционного закона "О
Правительстве Российской Федерации" N 2-ФКЗ от 17 декабря 1997
года к полномочиям Правительства Российской Федерации в социальной
сфере отнесено принятие мер по реализации прав граждан на охрану
здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического
благополучия.
На основании п. 9 ст. 13 Федерального закона "О статусе
военнослужащих" N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года Правительством
Российской Федерации могут устанавливаться надбавки и
дополнительные выплаты военнослужащим, которые не предусмотрены
настоящим Законом.
Таким образом, Правительство Российской Федерации в рамках
указанной конституционной нормы, Федерального конституционного
закона "О Правительстве Российской Федерации" и Федерального
закона "О статусе военнослужащих", принимая соответствующее
постановление и определяя круг лиц, на которых распространяется
рассматриваемая льгота, действовало в пределах своих полномочий и
компетенции. Вопреки утверждению автора кассационной жалобы, оно
не противоречит Федеральным законам "О дополнительных гарантиях и
компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на
территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики
Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного
положения и при вооруженных конфликтах" и "О ветеранах".
На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ,
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2004
года оставить без изменения, а кассационную жалобу войсковой части
21146 - без удовлетворения.
|