МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 29 марта 2004 г. N 03-5-09/847/54
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ
В связи с поступающими запросами по вопросу порядка проведения
налоговых вычетов по акцизу на природный газ в 2004 году
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам по
согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (Первый
заместитель Министра финансов Российской Федерации С.Д. Шаталов)
разъясняет следующее.
Статьей 8 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О
внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты
Российской Федерации, а также о признании утратившими силу
некоторых законодательных актов (положений законодательных актов)
Российской Федерации" установлено, что по подакцизному
минеральному сырью, добытому до дня вступления в силу указанного
Федерального закона (т.е. до 01.01.2004), акциз исчисляется и
уплачивается в федеральный бюджет в соответствии с
законодательством Российской Федерации, действовавшим до даты
вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 189 Налогового кодекса Российской
Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2004) (далее -
Кодекс) налоговая база, определенная в соответствии со статьей 188
Кодекса, увеличивается на суммы, полученные за реализованное
подакцизное минеральное сырье в виде финансовой помощи, авансовых
или иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок
подакцизного минерального сырья, дата реализации которых
определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 195 Кодекса, на
пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения
доходов, в виде процента (дисконта) по векселям, процента по
товарному кредиту либо иначе связанные с оплатой реализованного
подакцизного минерального сырья.
Статьей 200 Кодекса определено, что налогоплательщик имеет
право уменьшить общую сумму акциза по подакцизному минеральному
сырью, определенную в соответствии со статьями 188 Кодекса, на
сумму акциза, исчисленную налогоплательщиком с сумм авансовых и
(или) иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок
подакцизного минерального сырья. При этом в соответствии с пунктом
7 статьи 201 Кодекса налоговые вычеты, указанные в пункте 7 статьи
200 Кодекса, производятся после отражения в учете операций по
реализации подакцизного минерального сырья.
Таким образом, поскольку, начиная с расчетов за январь 2004
года, акциз исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет только
по подакцизному минеральному сырью, добытому до 01.01.2004,
налоговые вычеты, указанные в пункте 7 статьи 200 Кодекса, по
расчетам 2004 года производятся после отражения в учете операций
по реализации природного газа (в том числе отбензиненного сухого
газа), добытого только до указанной даты.
Налоговые вычеты по акцизу, исчисленному с авансовых платежей в
2003 году, по природному газу, добытому и отгруженному в 2004
году, не производятся.
По состоянию на 01.03.2004 отчет по форме N 1-НМ по ряду
регионов содержит отрицательные величины начисленных сумм акциза
на природный газ. По сообщению УМНС России по субъектам Российской
Федерации данные показатели сложились в результате отражения
налогоплательщиками в декларациях по акцизу на подакцизное
минеральное сырье (природный газ) налоговых вычетов сумм акциза,
исчисленных ранее с сумм авансовых платежей в счет предстоящих
поставок природного газа.
Вместе с тем налоговые вычеты сумм акциза, исчисленных с
авансовых платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок
природного газа, отражаются в декларациях по акцизу на подакцизное
минеральное сырье (природный газ) с одновременным отражением в ней
операций по его реализации за один и тот же налоговый период.
В результате отрицательных величин сумм акциза на природный
газ, начисленных к уплате с учетом налоговых вычетов, не
возникает.
Учитывая изложенное, налоговым органам в ходе проведения
проверок деклараций по акцизу на подакцизное минеральное сырье
(природный газ), содержащих налоговые вычеты сумм акциза,
исчисленных ранее с авансовых платежей, следует проводить проверку
правомерности и правильности их отражения в декларациях с учетом
настоящих разъяснений.
Заместитель Министра
Российской Федерации
по налогам и сборам
О.В.СЕРДЮК
|