ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 25 марта 2004 г. N ГКПИ 2004-169
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Зелепукина А.Н.,
при секретаре Лариной М.А.,
с участием прокурора Воскобойниковой Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению Кулагина Алексея Николаевича о признании недействующим
п. 3 "Положения о содействии переселению высвобожденных работников
ликвидируемых организаций угольной отрасли г. г. Кизел, Губаха,
Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств поддержки
угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного
развития", утвержденного Приказом Министерства энергетики РФ от 11
июля 2002 года N 214, в части установления предоставления сведений
о регистрации в территориальных органах службы занятости указанных
городов в качестве безработных как условия для получения жилищного
сертификата,
установил:
Кулагин А.Н. обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанным
заявлением, полагая, что оспариваемый им нормативный правовой акт
не соответствует положениям ст. 37 Конституции Российской
Федерации, нарушает его право свободно распоряжаться способностями
к труду, выбирать род деятельности и профессию, провоцирует к
нелегальному трудоустройству, создает неравное положение между
шахтерами.
В судебное заседание Кулагин А.Н. не явился, о времени слушания
надлежащим образом извещен и просил о рассмотрении дела в его
отсутствие, а поэтому Верховный Суд РФ считает возможным
рассмотрение дела в отсутствие заявителя.
Заслушав представителей Министерства энергетики РФ Поляковой
С.В., Министерства юстиции РФ Никифоровой О.Ю., считавших
нормативный акт принятым в пределах полномочий, федеральному
законодательству не противоречащим, а поэтому заявление подлежащим
оставлению без удовлетворения, заключение прокурора
Воскобойниковой Е.Л., полагавшей, что основания к удовлетворению
заявления отсутствуют, Верховный Суд Российской Федерации приходит
к следующему выводу.
В соответствии с п. 3 оспариваемого Положения право на
получение безвозмездной жилищной субсидии имеют высвобожденные
работники, постоянно проживающие в городах Кизел, Губаха,
Гремячинск и Чусовой, уволенные в 1995 - 2000 годах из организаций
угольной промышленности, расположенных в этих городах, имеющие
стаж работы в угольной отрасли не менее 5 лет, зарегистрированные
в территориальных органах службы занятости указанных городов в
качестве безработных.
Заявитель Кулагин А.Н. является жителем п. Шумихинский
Гремячинского района Пермской области, работал на предприятии
угольной отрасли и был уволен, а поэтому полагает, что указание в
п. 3 Положения на необходимость обязательной регистрации в
территориальных органах службы занятости указанных городов в
качестве безработного незаконно ограничивает его право на
получение жилищного сертификата.
Однако при этом заявитель не учитывает, что Правительство
Российской Федерации в силу ст. 1 Федерального конституционного
закона "О Правительстве Российской Федерации" является высшим
исполнительным органом государственной власти, в соответствии со
ст. 12 этого Закона осуществляет руководство работой федеральных
министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
Кроме того, на основании ст. 16 данного Закона Правительство РФ
обеспечивает проведение единой государственной социальной
политики, реализацию конституционных прав граждан в области
социального обеспечения и благотворительности.
Правительство Российской Федерации во исполнение Конституции
Российской Федерации, федеральных конституционных законов,
федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает
постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (ст. 23).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября
1998 года N 1068 "О проведении эксперимента по предоставлению
государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам
ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел,
Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998 году" (с
последующими изменениями) определено в пункте третьем, что право
на получение сертификата имеют высвобожденные работники, постоянно
проживающие в городах Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой,
уволенные в 1995 - 2000 годах с предприятий угольной
промышленности, расположенных в этих городах, имеющие стаж работы
в угольной отрасли не менее 5 лет, зарегистрированные в
территориальных органах службы занятости указанных городов в
качестве безработных. Право на первоочередное получение
сертификата предоставляется высвобожденным работникам, в семьях
которых два и более граждан имеют право на получение сертификата,
или имеющим многодетные семьи.
Распоряжением Правительства РФ от 14 февраля 2002 года N 184-р
было поручено Минэнерго России в целях совершенствования
использования средств государственной поддержки угольной отрасли,
направляемых на реализацию программ местного развития и
обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков,
разработать по согласованию с Минфином России и утвердить в
установленном порядке Положение о содействии переселению
высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной
отрасли г. г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская
область) за счет средств поддержки угольной отрасли, направляемых
на реализацию программ местного развития в соответствии с
Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1068.
Из этого следует, что в оспариваемом Приказе Минэнерго России
указание на обязательную регистрацию в службе занятости для
получения жилищного сертификата является по существу изложением
обязательного для Минэнерго РФ требования п. 3 Постановления
Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1068.
Верховный Суд Российской Федерации полагает, что Минэнерго
России в соответствии с возложенной на него обязанностью
Правительством Российской Федерации вправе решать вопросы,
относящиеся к его компетенции, по социальной защите определенных
групп населения.
Доводы заявителя о нарушении при этом Конституции Российской
Федерации являются несостоятельными, поскольку Министерство
энергетики Российской Федерации действует в соответствии с
полномочиями, возлагаемыми Правительством Российской Федерации,
объем прав которого определен Конституцией России и Федеральным
конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
Кроме того, данный нормативный акт не устанавливает ограничений
в выборе места работы, возможности трудоустройства, а
предоставляет дополнительные гарантии уволенным работникам
предприятий угольной отрасли в связи с их ликвидацией.
Таким образом, оснований к удовлетворению заявления не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ч. 1 ГПК РФ, Верховный
Суд Российской Федерации
решил:
заявление Кулагина Алексея Николаевича о признании
недействующим п. 3 "Положения о содействии переселению
высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной
отрасли г. г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская
область) за счет средств поддержки угольной отрасли, направляемых
на реализацию программ местного развития", утвержденного Приказом
Министерства энергетики РФ от 11 июля 2002 года N 214, в части
установления предоставления сведений о регистрации в
территориальных органах службы занятости указанных городов в
качестве безработных как условия для получения жилищного
сертификата, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его
изготовления в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
A.Н.ЗЕЛЕПУКИН
|