ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 марта 2004 г. N 78-Г04-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе: председательствующего Лаврентьевой
М.Н., судей Соловьева В.Н., Харланова А.В.,
рассмотрела в судебном заседании от 24 марта 2004 г. дело по
заявлению Селиванова Валерия Николаевича о признании в части
недействующим Положения о порядке установления, выплаты и
перерасчета ежемесячных доплат к пенсии неработающим лицам,
замещавшим государственные должности Санкт-Петербурга и должности
государственной службы Санкт-Петербурга, по его кассационной
жалобе на решение Санкт-Петербургского городского суда от 22
декабря 2003 г., которым в удовлетворении заявленного им
требования было отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Соловьева В.Н., объяснения заявителя Селиванова В.Н.,
представителя Губернатора Санкт-Петербурга Марьенко Ю.В.,
заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Селяниной Н.Я., полагавшей постановленное по данному делу решение
суда обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации установила:
Постановлением N 12 от 30 июля 2001 года Губернатора Санкт-
Петербурга утверждено Положение о порядке установления, выплаты и
перерасчета ежемесячных доплат к пенсии неработающим лицам,
замещавшим государственные должности Санкт-Петербурга и должности
государственной службы Санкт-Петербурга (л.д. 74-90).
В соответствии с п. 5.5 данного Положения во всех случаях
исчисления среднего месячного денежного содержания в расчет для
установления доплаты учитывается сумма, не превышающая 1,25 оклада
по должности, замещаемой на момент увольнения. Если в расчетном
периоде лицо замещало различные должности, указанное ограничение
производится пропорционально отработанному времени по
соответствующим должностям (л.д. 82).
Заявитель Селиванов В.Н., являвшийся председателем Комитета по
делам жителей блокадного Ленинграда, ветеранов войны и жертв
необоснованных репрессий 1930-1950 гг. Ленсовета и председателем
Постоянной комиссии по делам ветеранов и блокадников
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, обратился в суд с
заявлением, в котором просит признать пункт 5.5 Положения
недействующим как противоречащий абз. 1 п. 4 и п. 6 ст. 30 Закона
Санкт-Петербурга "О государственной службе Санкт-Петербурга,
лицах, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и
государственных служащих Санкт-Петербурга".
В обоснование заявленного им требования сослался на то, что в
силу п. 4 ст. 30 Закона Санкт-Петербурга "О государственной службе
Санкт-Петербурга..." неработающие лица, замещавшие государственные
должности Санкт-Петербурга (в течение одного срока, установленного
для соответствующей государственной должности Санкт-Петербурга, и
более), должности государственной службы Санкт-Петербурга (в
течение не менее 10 лет), имеют право на получение ежемесячной
доплаты за стаж работы к пенсии по возрасту (за выслугу лет),
назначенной в соответствии с Федеральным законом, если сумма
получаемой ими пенсии по возрасту (за выслугу лет) и ежемесячной
доплаты за гражданское звание (при ее наличии) составляет менее 55
процентов среднего денежного содержания лица, замещавшего
государственную должность, должность государственной службы. При
этом среднее месячное денежное содержание учитывается в размере,
не превышающем двух должностных окладов. Согласно п. 6 ст. 30
Закона порядок и сроки установления, перерасчета, приостановления,
возобновления, прекращения выплаты ежемесячных доплат к
государственной пенсии, а также порядок выплаты ежемесячных доплат
и порядок исчисления среднего месячного денежного содержания лица,
замещавшего государственную должность Санкт-Петербурга, должность
государственной службы Санкт-Петербурга, для установления
ежемесячных доплат к государственной пенсии определяются
Губернатором Санкт-Петербурга.
По мнению Селиванова В.Н., в противоречие данным нормам ст. 30
Закона Санкт-Петербурга Губернатором утверждено Положение о
порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячных доплат к
пенсии..., пунктом 5.5 которого определено, что во всех случаях
исчисления среднего месячного денежного содержания в расчет для
установления доплаты учитывается сумма, не превышающая 1,25 оклада
по должности, замещаемой на момент увольнения.
Данное Положение в оспариваемой части нарушает его право на
получение ежемесячной доплаты за стаж работы к пенсии в размере,
установленном п. 4 ст. 30 Закона Санкт-Петербурга, т.е. в сумме
17128 руб. 72 коп. вместо 10705 руб. 45 коп.
Губернатор Санкт-Петербурга против удовлетворения заявления
возражал, ссылаясь на то, что оспариваемая норма не противоречит
Закону Санкт-Петербурга "О государственной службе Санкт-Петербурга
..." и не нарушает прав заявителя.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 22 декабря
2003 г. в удовлетворении заявленного требования Селиванову В.Н.
отказано.
В кассационной жалобе, не соглашаясь с решением суда, он просит
его отменить, утверждая, что сделанные судом выводы о
состоятельности и правомерности действий Губернатора Санкт-
Петербурга не соответствуют действительности, являются явно
ошибочными.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации находит состоявшееся по данному делу решение подлежащим
оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 Закона Санкт-Петербурга "О
государственной службе Санкт-Петербурга ..." среднее месячное
денежное содержание лица, замещавшего государственную должность
Санкт-Петербурга, должность государственной службы Санкт-
Петербурга, учитывается в размере, не превышающем двух его
должностных окладов.
Согласно п. 6 ст. 30 Закона порядок и сроки установления,
перерасчета, приостановления, возобновления, прекращения выплаты
ежемесячных доплат к государственной пенсии и порядок исчисления
среднего месячного денежного содержания лица, замещавшего
государственную должность Санкт-Петербурга, должность
государственной службы Санкт-Петербурга, для установления
ежемесячных доплат к государственной пенсии определяются
Губернатором Санкт-Петербурга.
В этой связи судом сделан правильный вывод о том, что
законодательством Санкт-Петербурга установлены доплаты за счет
средств бюджета Санкт-Петербурга к государственным пенсиям
неработающим лицам, замещавшим государственные должности Санкт-
Петербурга и должности государственной службы Санкт-Петербурга,
предусмотрены условия, при которых право на доплаты возникает, и
установлен максимальный размер среднего месячного денежного
содержания, учитываемый при определении размера таких доплат,
который не должен превышать двух должностных окладов.
Судом принято во внимание, что Законом Губернатора Санкт-
Петербурга предоставлено право определять порядок исчисления
среднего месячного денежного содержания лица, замещавшего
государственную должность и государственного служащего (п. 6 ст.
30 Закона).
Реализуя данное полномочие, Губернатор Санкт-Петербурга в п.
5.5 оспариваемого Положения установил, что при исчислении среднего
месячного денежного содержания для установления доплаты
учитывается сумма в размере, не превышающем 1,25 оклада.
Не соглашаясь с доводами заявителя, суд обоснованно указал в
мотивировочной части решения, что п. 4 ст. 30 Закона не содержит
императивной нормы, устанавливающей, что размер среднего месячного
денежного содержания составляет 2 оклада, а определяет лишь его
предельный размер допуская, таким образом, возможность его
уменьшения, и предоставляет Губернатору Санкт-Петербурга право
определять порядок исчисления среднего месячного денежного
содержания, в том числе определять предельный размер месячного
денежного содержания, из которого начисляются доплаты.
Следует согласиться и с суждением суда относительно понятия
"порядок исчисления" указанных доплат как возможность Губернатора
Санкт-Петербурга определять, в каком порядке должно исчисляться
среднее месячное денежное содержание, включают в себя не только
определение последовательности расчетных действий, но и иные
полномочия, включающие юридическое понятие "исчисления среднего
месячного денежного содержания (среднего заработка)" и позволяющие
влиять на его размер.
Это не исключает возможность применения его ограничения, в том
числе в связи с установлением каких-либо размеров (процентов),
кратным размеру оклада.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал Селиванову
В.Н. в удовлетворении заявления о признании в части недействующим
Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета
ежемесячных доплат к пенсии неработающим лицам, замещавшим
государственные должности Санкт-Петербурга и должности
государственной службы Санкт-Петербурга, утвержденного
постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 30 июля 2001 года N
12.
Таким образом, постановленное по делу решение Санкт-
Петербургского городского суда от 22 декабря 2003 г. следует
признать законным и обоснованным.
В удовлетворении кассационной жалобы заявителя следует
отказать, так как ее доводы не опровергают выводы суда,
свидетельствуют о субъективной оценки им установленных судом
обстоятельств и ошибочном понимании и толковании оспариваемых
положений нормативно-правовых актов Санкт-Петербурга.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 22 декабря 2003
г. оставить без изменения, кассационную жалобу Селиванова В.Н. -
без удовлетворения.
|