ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 марта 2004 г. N СД-09-25/3111
О НАЛОГЕ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ
Пенсионный фонд Российской Федерации в связи со вступлением в
силу Федерального закона от 11.11.2003 N 139-ФЗ "О внесении
дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а
также о признании утратившими силу актов законодательства
Российской Федерации в части налогов и сборов" сообщает следующее.
Указанным Федеральным законом часть вторая Налогового кодекса
Российской Федерации дополнена главой 30 "Налог на имущество
организаций", которая вступила в силу с 1 января 2004 года.
Российская Федерация в соответствии со статьей 7 Конституции
Российской Федерации является социальным государством, политика
которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека. Статьей 39 Конституции
Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение
по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для
воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Конституционного Суда
Российской Федерации от 29.01.2004 N 2-П "По делу о проверке
конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального
закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с
запросами групп депутатов Государственной Думы, а также
Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия),
Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан"
важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание
которого - предоставление человеку средств к существованию,
является пенсионное обеспечение.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 17.12.2001
N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" назначение,
перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий производятся
органом, осуществляющим пенсионное обеспечение согласно
Федеральному закону от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации". Пенсионный фонд
Российской Федерации в соответствии со статьей 5 Федерального
закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ является страховщиком,
осуществляющим обязательное пенсионное страхование.
Таким образом, учитывая, что пенсионное обеспечение является
частью социального обеспечения, а Пенсионный фонд Российской
Федерации - органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в
соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации" и Федеральным законом "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации", его имущество может
использоваться только для нужд социального обеспечения.
Статьей 372 главы 30 Кодекса предусмотрено, что налог на
имущество вводится в действие в соответствии с Кодексом и законами
субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 59 Бюджетного кодекса Российской
Федерации законодательные органы субъектов Российской Федерации
вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок
по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав,
определенных налоговым законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Кодекса нормативный правовой акт о
налогах и сборах признается не соответствующим Кодексу, если
таковой акт отменяет или ограничивает права налогоплательщиков или
изменяет определенное Кодексом содержание обязанностей участников
отношений.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Кодекса
налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при
наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о
налогах и сборах.
Следовательно, в отношении налога на имущество организаций
необходимо различать два вида налоговых льгот:
льготы федеральные, установленные статьей 381 Кодекса;
льготы региональные, установленные законами субъектов
Российской Федерации.
Первая категория льгот применяется на всей территории
Российской Федерации, где введен налог на имущество. Вторая
категория - на территории соответствующего субъекта Российской
Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 3 Кодекса все неустранимые сомнения,
противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах
толкуются в пользу налогоплательщика.
Подпунктом 7 статьи 381 главы 30 Кодекса предусмотрено
освобождение от налогообложения на имущество организаций в
отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими
для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и
спорта, здравоохранения и социального обеспечения. К указанной
категории организаций относятся и органы ПФР по следующим
основаниям.
Согласно Общесоюзному классификатору "Отрасли народного
хозяйства", утвержденному 01.01.1976, N 1-75-018 (далее -
Общесоюзный классификатор), к объектам социально-культурной сферы
были отнесены объекты культуры и искусства, образования,
физкультуры и спорта, здравоохранения, социального обеспечения и
непроизводственных видов бытового обслуживания населения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2003
N 108 "Об установлении переходного периода для введения
Общероссийского классификатора видов экономической деятельности"
установлено, что 2003 - 2004 годы являются переходным периодом для
введения Общероссийского классификатора видов экономической
деятельности вместо Общесоюзного классификатора отраслей народного
хозяйства. В течение указанного переходного периода подготовка
официальной статистической информации, проектов государственных
прогнозов и мониторинг социально-экономического развития
Российской Федерации осуществляются на основе Общесоюзного
классификатора с последовательным расширением использования
Общероссийского классификатора.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с Общероссийским
классификатором видов экономической деятельности N ОК 029-2001
группировка "Деятельность в области обязательного социального
обеспечения" включает в том числе деятельность, связанную с
пенсионным обеспечением государственных служащих, а также
деятельность, связанную с предоставлением пенсий по старости, по
инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, кроме
выплачиваемых государственным служащим.
Социальное обеспечение осуществляется за счет системы
социального страхования и национальной системы социального
обеспечения. В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса
Российской Федерации обязательному социальному страхованию
подлежат все работники. Начиная с 1 января 2002 г. страховая часть
трудовой пенсии формируется исключительно за счет страховых
взносов, перечисляемых страхователями в бюджет ПФР.
На основании вышеизложенного имущество Пенсионного фонда
Российской Федерации в соответствии с подпунктом 7 статьи 381
Налогового кодекса Российской Федерации не должно облагаться
налогом на имущество организаций.
Вместе с тем с целью урегулирования разногласий, которые могут
возникнуть по вопросам уплаты налога на имущество организаций,
отделениям ПФР следует незамедлительно обсудить этот вопрос с
управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации и в
случае принятия налоговыми органами решения об обязательной уплате
указанного налога в целях предотвращения его уплаты и уплаты пеней
и штрафов, начисленных за невыполнение требований налоговых
органов, необходимо решать проблему в судебном порядке,
предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской
Федерации. Таким образом, при необходимости, спор следует довести
до рассмотрения Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
Заместитель Председателя
Правления
С.Е.ДОНЦОВ
|