МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 марта 2004 г. N 14-51-70/13
Во исполнение Приказа от 01.03.2004 N 936 "О реализации решения
коллегии Минобразования России от 10.02.2004 N 2/2 "Об основных
направлениях совершенствования деятельности библиотек учреждений
общего образования Российской Федерации" Минобразование России
направляет Примерное положение о библиотеке общеобразовательного
учреждения.
Руководитель
Департамента общего
и дошкольного образования
А.В.БАРАННИКОВ
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О БИБЛИОТЕКЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
I. Общие положения
1. Настоящее Примерное положение является основой для создания
положения о библиотеке конкретного общеобразовательного учреждения
и распространяется на библиотеки следующих общеобразовательных
учреждений:
начальная общеобразовательная школа, основная
общеобразовательная школа, средняя общеобразовательная школа,
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов, гимназия, лицей, школа-сад, школа-интернат,
вечерняя (сменная), кадетская, специальная (коррекционная).
2. Библиотека является структурным подразделением
общеобразовательного учреждения, участвующим в учебно-
воспитательном процессе в целях обеспечения права участников
образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-
информационными ресурсами.
3. Деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения
(далее - библиотека) отражается в уставе общеобразовательного
учреждения. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и
справочными документами учитывается при лицензировании
общеобразовательного учреждения.
4. Цели библиотеки общеобразовательного учреждения соотносятся
с целями общеобразовательного учреждения: формирование общей
культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного
минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к
жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и
последующего освоения профессиональных образовательных программ,
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и
свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье,
формирование здорового образа жизни.
5. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства
Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской
Федерации, решениями соответствующего органа управления
образованием, уставом общеобразовательного учреждения, положением
о библиотеке, утвержденным директором общеобразовательного
учреждения.
6. Деятельность библиотеки основывается на принципах
демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета
общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития
личности.
7. Порядок пользования источниками информации, перечень
основных услуг и условия их предоставления определяются положением
о библиотеке общеобразовательного учреждения и правилами
пользования библиотекой, утвержденными руководителем
общеобразовательного учреждения.
8. Общеобразовательное учреждение несет ответственность за
доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания
библиотеки.
9. Организация обслуживания участников образовательного
процесса производится в соответствии с правилами техники
безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими
требованиями.
II. Основные задачи
10. Основными задачами библиотеки являются:
а) обеспечение участникам образовательного процесса -
обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным
представителям) обучающихся (далее - пользователям) - доступа к
информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством
использования библиотечно-информационных ресурсов
общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном
(книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио-
и видеокассет); цифровом (CD-диски); коммуникативном (компьютерные
сети) и иных носителях;
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого библиотечного
пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке
информации;
г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на
основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации
библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной
библиотечной среды.
III. Основные функции
11. Для реализации основных задач библиотека:
а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов
общеобразовательного учреждения:
- комплектует универсальный фонд учебными, художественными,
научными, справочными, педагогическими и научно-популярными
документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
- пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет,
базами и банками данных других учреждений и организаций;
- аккумулирует фонд документов, создаваемых в
общеобразовательном учреждении (публикаций и работ педагогов
общеобразовательного учреждения, лучших научных работ и рефератов
обучающихся и др.);
- осуществляет размещение, организацию и сохранность
документов;
б) создает информационную продукцию:
- осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
- организует и ведет справочно-библиографический аппарат:
каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую
картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог,
базы данных по профилю общеобразовательного учреждения;
- разрабатывает рекомендательные библиографические пособия
(списки, обзоры, указатели и т.п.);
- обеспечивает информирование пользователей об информационной
продукции;
в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание обучающихся:
- предоставляет информационные ресурсы на различных носителях
на основе изучения их интересов и информационных потребностей;
- создает условия для реализации самостоятельности в обучении,
познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию;
способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых
олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного
обучения);
- организует обучение навыкам независимого библиотечного
пользователя и потребителя информации, содействует интеграции
комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;
- оказывает информационную поддержку в решении задач,
возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой
деятельности;
- организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие
общей и читательской культуры личности, содействует развитию
критического мышления;
- содействует членам педагогического коллектива и администрации
учреждения в организации образовательного процесса и досуга
обучающихся (просмотр видеофильмов, CD-дисков, презентации
развивающих компьютерных игр);
- руководит воспитательной работой с книгой в группах
продленного дня, в классах компенсирующего обучения, в
коррекционных классах (при их наличии);
г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание педагогических работников:
- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы,
связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в
области педагогических инноваций и новых технологий;
- содействует профессиональной компетенции, повышению
квалификации, проведению аттестации;
- создает банк педагогической информации как основы единой
информационной службы общеобразовательного учреждения,
осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам,
разделам и темам;
- организует доступ к банку педагогической информации на любых
носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий;
- осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры
новых поступлений и публикаций), информирование руководства
общеобразовательного учреждения по вопросам управления
образовательным процессом;
- поддерживает деятельность педагогических работников в области
создания информационных продуктов (документов, баз данных, Web-
страниц и т.п.);
- способствует проведению занятий по формированию
информационной культуры; является базой для проведения
практических занятий по работе с информационными ресурсами;
д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:
- удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых
поступлениях в библиотеку;
- консультирует по вопросам организации семейного чтения,
знакомит с информацией по воспитанию детей;
- консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
IV. Организация деятельности библиотеки
12. Наличие укомплектованной библиотеки в общеобразовательном
учреждении обязательно, в том числе в малокомплектном учреждении и
учреждении, расположенном в сельской местности. Частичная
централизация библиотечно-библиографических процессов в
межшкольных библиотечных объединениях проводится по приказу
органов управления образованием.
13. Структура библиотеки, помимо традиционных отделов
(абонемент, читальный зал), может включать отделы учебников,
информационно-библиографической работы, фонд и специализированный
зал работы с мультимедийными и сетевыми документами, видеостудию,
мини-издательский комплекс, множительную технику и др.
14. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на
основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с
учебным и воспитательным планами общеобразовательного учреждения,
программами, проектами и планом работы библиотеки.
15. Библиотека вправе предоставлять платные библиотечно-
информационные услуги, перечень которых определяется уставом
общеобразовательного учреждения.
16. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых
средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет
за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров
финансирования из бюджета общеобразовательного учреждения.
Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на
улучшение материально-технической базы библиотеки, подписку
профессиональных изданий, комплектование фонда документов.
17. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях
информатизации образования и в пределах средств, выделяемых
учредителями, общеобразовательное учреждение обеспечивает
библиотеку:
- гарантированным финансированием комплектования библиотечно-
информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
- необходимыми служебными и производственными помещениями в
соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике
безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой
влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей
или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
- современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и
копировально-множительной техникой и необходимыми программными
продуктами;
- ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования
библиотеки;
- библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
18. Общеобразовательное учреждение создает условия для
сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.
19. Ответственность за систематичность и качество
комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного
фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-
методических изданий, создание необходимых условий для
деятельности библиотеки несет руководитель общеобразовательного
учреждения в соответствии с уставом учреждения.
20. Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой
(библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего распорядка
общеобразовательного учреждения. При определении режима работы
библиотеки предусматривается выделение:
- двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение
внутрибиблиотечной работы;
- одного раза в месяц - санитарного дня, в который обслуживание
пользователей не производится;
- не менее одного раза в месяц - методического дня.
21. В целях обеспечения рационального использования
информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека
общеобразовательного учреждения взаимодействует с библиотеками
Министерства культуры Российской Федерации.
V. Управление. Штаты
22. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации и уставом общеобразовательного учреждения.
23. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет
руководитель общеобразовательного учреждения.
24. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой
(библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей
компетенции перед обществом и руководителем общеобразовательного
учреждения, обучающимися, их родителями (иными законными
представителями) за организацию и результаты деятельности
библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями,
предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым
договором и уставом общеобразовательного учреждения.
25. Заведующий библиотекой (библиотекарь) назначается
руководителем общеобразовательного учреждения, может являться
членом педагогического коллектива и входить в состав
педагогического совета общеобразовательного учреждения.
26. Методическое сопровождение деятельности библиотеки
обеспечивает специалист (методист) по учебным фондам и школьным
библиотекам органа управления образованием, учреждения системы
переподготовки и повышения квалификации, регионального
информационного центра.
27. Заведующий библиотекой (библиотекарь) разрабатывает и
представляет руководителю общеобразовательного учреждения на
утверждение следующие документы:
а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
б) структуру и штатное расписание библиотеки, которые
разрабатываются на основе объемов работ, определенных положением о
конкретной библиотеке общеобразовательного учреждения с
использованием "Межотраслевых норм времени на процессы,
выполняемые в библиотеках" (Постановление Министерства труда и
социального развития Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. N
6);
в) положение о платных услугах библиотеки;
г) планово-отчетную документацию;
д) технологическую документацию.
28. Порядок комплектования штата библиотеки
общеобразовательного учреждения регламентируется его уставом.
29. В целях обеспечения дифференцированной работы библиотеки
могут вводиться должности: заведующий отделом (сектором), главный
библиотекарь, главный библиограф, библиограф, медиаспециалист.
30. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие
необходимую профессиональную подготовку, соответствующую
требованиям квалификационной характеристики по должности и
полученной специальности, подтвержденную документами об
образовании и (или) квалификации.
31. Работники библиотек могут осуществлять педагогическую
деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и
педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки
только на добровольной основе.
32. Трудовые отношения работников библиотеки и
общеобразовательного учреждения регулируются трудовым договором,
условия которого не должны противоречить законодательству
Российской Федерации о труде.
VI. Права и обязанности библиотеки
33. Работники библиотек имеют право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-
информационного обслуживания образовательного и воспитательного
процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе
общеобразовательного учреждения и положении о библиотеке
общеобразовательного учреждения;
б) проводить в установленном порядке факультативные занятия,
уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и
информационной культуры;
в) определять источники комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с
инструкцией по учету библиотечного фонда;
д) определять в соответствии с правилами пользования
библиотекой общеобразовательного учреждения, утвержденными
руководителем общеобразовательного учреждения, и по согласованию с
родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры
компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеке;
е) вносить предложения руководителю общеобразовательного
учреждения по совершенствованию оплаты труда, в том числе
надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за
дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей
работников библиотеки; по компенсационным мероприятиям, связанным
с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение
норматива работы на компьютере);
ж) участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в
порядке, определяемом уставом этого учреждения;
з) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный
оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между
работниками и руководством общеобразовательного учреждения или
иными локальными нормативными актами;
и) быть представленными к различным формам поощрения, наградам
и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и
культуры;
к) участвовать в соответствии с законодательством Российской
Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.
34. Работники библиотек обязаны:
а) обеспечить пользователям возможность работы с
информационными ресурсами библиотеки;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых
библиотекой услуг;
в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
г) формировать фонды в соответствии с утвержденными
федеральными перечнями учебных изданий, образовательными
программами общеобразовательного учреждения, интересами,
потребностями и запросами всех категорий пользователей;
д) совершенствовать информационно-библиографическое и
библиотечное обслуживание пользователей;
е) обеспечивать сохранность использования носителей информации,
их систематизацию, размещение и хранение;
ж) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями
пользователей и работой общеобразовательного учреждения;
з) отчитываться в установленном порядке перед руководителем
общеобразовательного учреждения;
и) повышать квалификацию.
VII. Права и обязанности пользователей библиотеки
35. Пользователи библиотеки имеют право:
а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом
библиотеки;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе
источников информации;
г) получать во временное пользование на абонементе и в
читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и
другие источники информации;
д) продлевать срок пользования документами;
е) получать тематические, фактографические, уточняющие и
библиографические справки на основе фонда библиотеки;
ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на
нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным
оборудованием;
з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
и) пользоваться платными услугами, предоставляемыми
библиотекой, согласно уставу общеобразовательного учреждения и
положению о платных услугах, утвержденному руководителем
общеобразовательного учреждения;
к) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к
руководителю общеобразовательного учреждения.
36. Пользователи библиотеки обязаны:
а) соблюдать правила пользования библиотекой;
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не
загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным
документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом
доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и
картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в
помещении библиотеки;
д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а
при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки.
Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах
несет последний пользователь;
е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный
документ (исключение: обучающиеся 1 - 4 классов);
ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи
им равноценными либо компенсировать ущерб в размере, установленном
правилами пользования библиотекой;
и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока
обучения или работы в общеобразовательном учреждении.
37. Порядок пользования библиотекой:
а) запись обучающихся общеобразовательного учреждения в
библиотеку производится по списочному составу класса в
индивидуальном порядке, педагогических и иных работников
общеобразовательного учреждения, родителей (иных законных
представителей) обучающихся - по паспорту;
б) перерегистрация пользователей библиотеки производится
ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой,
является читательский формуляр;
в) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю
документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
38. Порядок пользования абонементом:
а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных
изданий не более двух документов одновременно;
б) максимальные сроки пользования документами:
- учебники, учебные пособия - учебный год;
- научно-популярная, познавательная, художественная литература
- 1 месяц;
- периодические издания, издания повышенного спроса - 15 дней;
в) пользователи могут продлить срок пользования документами,
если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.
39. Порядок пользования читальным залом:
а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на
дом не выдаются;
б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в
единственном экземпляре документы выдаются только для работы в
читальном зале.
40. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
а) работа с компьютером участников образовательного процесса
производится по графику, утвержденному руководителем учреждения, и
в присутствии сотрудника библиотеки;
б) разрешается работа за одним персональным компьютером не
более двух человек одновременно;
в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем
информации после предварительного тестирования его работником
библиотеки;
г) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь
должен обращаться к работнику библиотеки; запрещается обращение к
ресурсам Интернета, предполагающим оплату;
д) работа с компьютером производится согласно утвержденным
санитарно-гигиеническим требованиям.
|