МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 11 марта 2004 г. N 70
ОБ ОРГАНАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях повышения эффективности воспитательной работы в
Вооруженных Силах Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить:
Положение об органах воспитательной работы Вооруженных Сил
Российской Федерации (Приложение N 1 к настоящему Приказу);
Основные обязанности должностных лиц органов воспитательной
работы воинской части (Приложение N 2 к настоящему Приказу);
Концепцию воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской
Федерации (Приложение N 3 к настоящему Приказу).
2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации,
главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации,
командующим войсками военных округов, родами войск Вооруженных Сил
Российской Федерации, начальникам главных и центральных управлений
Министерства обороны Российской Федерации до 31 июля 2004 г.:
привести обязанности должностных лиц органов военного
управления, касающиеся организации и личного участия в
воспитательной работе с подчиненными, и свои правовые акты по
вопросам организации и проведения воспитательной работы в
соответствие с настоящим Приказом;
утвердить задачи и функции органов воспитательной работы и
обязанности должностных лиц по воспитательной работе подчиненных
органов военного управления, предварительно согласовав их с
Главным управлением воспитательной работы Вооруженных Сил
Российской Федерации.
3. Начальнику Главного управления кадров - заместителю Министра
обороны Российской Федерации по кадрам в установленном порядке
доложить предложения:
до 31 мая 2004 г. - о повышении роли органов воспитательной
работы Вооруженных Сил Российской Федерации при решении вопросов
прохождения военной службы офицерами, прапорщиками (мичманами),
сержантами (старшинами), в оценке их моральных и психологических
качеств, подготовке выводов об их моральной готовности и
психологической способности к выполнению должностных обязанностей,
а также о приведении в соответствие с настоящим Приказом правовых
актов Министерства обороны Российской Федерации и Генерального
штаба Вооруженных Сил Российской Федерации;
до 1 июля 2004 г. - по созданию на базе находящегося в составе
Военного университета Социологического центра Вооруженных Сил
Российской Федерации (научно-исследовательского) федерального
государственного учреждения Министерства обороны Российской
Федерации "Социологический центр Вооруженных Сил Российской
Федерации" и по подчинению его Главному управлению воспитательной
работы Вооруженных Сил Российской Федерации.
4. Признать утратившими силу Приказы Министра обороны
Российской Федерации 1995 г. N 226 и 1996 г. N 418.
5. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
начальника Главного управления кадров - заместителя Министра
обороны Российской Федерации по кадрам.
Министр обороны
Российской Федерации
С.ИВАНОВ
Приложение N 1
к Приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 11 марта 2004 г. N 70
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Настоящее Положение определяет основы построения,
организации деятельности и задачи органов воспитательной работы
Вооруженных Сил Российской Федерации <*>.
--------------------------------
<*> Далее в тексте настоящего Положения, если не оговорено
особо, для краткости будут именоваться: Министерство обороны
Российской Федерации - Министерством обороны, Вооруженные Силы
Российской Федерации - Вооруженными Силами, Генеральный штаб
Вооруженных Сил Российской Федерации - Генеральным штабом, Главное
управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской
Федерации - Главным управлением, органы воспитательной работы
Вооруженных Сил Российской Федерации - органами воспитательной
работы.
2. Органы воспитательной работы содержатся в соответствии с
организационно-штатной структурой войск (сил) и характером
решаемых ими задач.
В состав органов воспитательной работы входят: Главное
управление; управления воспитательной работы видов Вооруженных
Сил, военных округов, флотов; отдел воспитательной работы Тыла
Вооруженных Сил; управления (отделы) воспитательной работы родов
войск Вооруженных Сил; отделы воспитательной работы объединений,
образовательных учреждений Вооруженных Сил <**>, научно-
исследовательских институтов, полигонов (и им равных); отделы
воспитательной работы (отделения, группы, должности помощников по
воспитательной работе) главных и центральных управлений
Министерства обороны; отделения воспитательной работы соединений,
военных комиссариатов субъектов Российской Федерации (и им
равных); должности заместителей командиров по воспитательной
работе и подчиненных им должностных лиц воспитательной работы в
полках, батальонах, ротах (и им равных).
--------------------------------
<**> Далее в тексте настоящего Положения, если не оговорено
особо, под образовательными учреждениями Вооруженных Сил
понимаются военные образовательные учреждения высшего
профессионального образования Вооруженных Сил, военные кафедры при
государственных, муниципальных или имеющих государственную
аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки
(специальностям) негосударственных образовательных учреждениях
высшего профессионального образования, общеобразовательные
учреждения с начальной военной подготовкой.
3. Органы воспитательной работы в своей деятельности
руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и
директивами Министра обороны Российской Федерации, его
заместителей, директивами Генерального штаба, а также настоящим
Положением.
4. Начальники органов воспитательной работы отвечают за
воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое
состояние и общественно-государственную подготовку личного
состава, морально-психологическое обеспечение боевой и
мобилизационной готовности, подготовки и применения войск (сил)
(далее именуются - войска), управление подчиненными органами
воспитательной работы.
5. Органы воспитательной работы решают следующие задачи:
обеспечивают совместно с другими органами военного управления
Вооруженных Сил (далее именуются органы военного управления)
единое понимание, твердое и последовательное проведение в войсках
политики Российской Федерации по обеспечению военной безопасности
государства;
участвуют в планировании и реализации задач строительства,
развития, боевой и мобилизационной готовности, подготовки и
применения войск;
организуют воспитательную работу с военнослужащими Вооруженных
Сил (далее именуются военнослужащие);
организуют работу по формированию у военнослужащих верности
конституционному и воинскому долгу, патриотизма, готовности к
отстаиванию национальных интересов Российской Федерации, по
вооруженной защите Отечества;
организуют и проводят общественно-государственную подготовку
военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил;
осуществляют методическое обеспечение воспитательной работы,
обобщают опыт передовых методов воспитания военнослужащих;
изучают морально-психологическое состояние личного состава,
принимают меры по поддержанию здорового морального климата в
воинских коллективах, их сплочению, воспитанию военнослужащих в
духе дружбы и войскового товарищества;
вырабатывают и реализуют меры по поддержанию необходимого для
выполнения боевых (учебно-боевых и иных) задач уровня морально-
психологического состояния, психологической устойчивости и
воинской дисциплины военнослужащих;
представляют объективную информацию в вышестоящие органы
военного управления о состоянии воинской дисциплины в войсках и
настроениях личного состава;
осуществляют воспитательные меры, направленные на повышение
бдительности военнослужащих, защиту государственной тайны;
проводят мероприятия по воспитанию личного состава в духе
ответственности за выполнение законов, воинских уставов и приказов
командиров (начальников), а также взаимного уважения и
сознательного повиновения подчиненных командиру (начальнику);
укрепляют единоначалие на правовой основе, заботятся о
повышении авторитета командиров (начальников);
осуществляют руководство правовым воспитанием личного состава;
осуществляют мероприятия по обеспечению состязательности среди
военнослужащих при выполнении учебно-боевых задач и в ходе
повседневной деятельности войск;
организуют морально-психологическое обеспечение выполнения
задач боевого дежурства (боевой службы), караульной, гарнизонной и
внутренней (дежурной и вахтенной) служб;
планируют и осуществляют морально-психологическое обеспечение
боевой и мобилизационной готовности, подготовки и выполнения
войсками боевых задач;
организуют планирование и осуществляют контроль за состоянием
боевой и мобилизационной готовности воинских частей и организаций
непосредственного подчинения, оказывают им всестороннюю помощь;
организуют психологическую работу в Вооруженных Силах,
осуществляют психологическую подготовку военнослужащих к
выполнению боевых (учебно-боевых и иных) задач, оказывают им
психологическую помощь и осуществляют психологическую реабилитацию
военнослужащих, получивших психическую травму;
координируют работу органов военного управления по борьбе с
наркоманией среди призывников и военнослужащих в целях обеспечения
комплексного подхода и взаимодействия с заинтересованными органами
государственной власти Российской Федерации, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, ведомственными, общественными и иными
организациями по решению проблем наркомании в Вооруженных Силах;
организуют военно-социологические исследования в Вооруженных
Силах и осуществляют мониторинг социальных процессов в войсках;
проводят в войсках государственную социальную политику,
организуют военно-социальную работу в Вооруженных Силах,
осуществляют изучение социальной обстановки в войсках, участвуют в
реализации социальных прав и гарантий военнослужащих, членов их
семей и гражданского персонала Вооруженных Сил;
непосредственно участвуют в решении социально-бытовых и
жилищных проблем военнослужащих и членов их семей;
осуществляют организационно-методическое обеспечение
деятельности офицерских собраний, женских советов, советов и
комиссий, действующих в воинских и трудовых коллективах;
организуют работу по социальной адаптации, профессиональной
переподготовке увольняемых военнослужащих, граждан, уволенных с
военной службы, и членов их семей, разрабатывают и реализуют
соответствующие программы, в том числе с участием зарубежных
партнеров;
осуществляют методическое руководство и контроль за
организацией работы с обращениями граждан в Вооруженных Силах;
проводят информационно-пропагандистскую работу, информирование
военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала
Вооруженных Сил;
осуществляют организационно-методическое руководство
подчиненными средствами массовой информации Вооруженных Сил,
организуют информационное обеспечение повседневной деятельности
войск;
организуют в интересах воспитания военнослужащих взаимодействие
с государственными и иными информационными структурами и
средствами массовой информации;
принимают участие в планировании и реализации мероприятий
информационного противоборства, организуют в пределах
предоставленных полномочий защиту войск от негативного
информационно-психологического воздействия;
участвуют в реализации государственных программ патриотического
воспитания граждан Российской Федерации, в их подготовке к военной
службе и военно-патриотической работе с населением, в реализации
государственной политики в отношении молодежи и ветеранов;
осуществляют взаимодействие с органами государственной власти,
ведомственными, общественными и иными организациями по вопросам
повышения социального статуса военнослужащих, престижа военной
службы, укрепления связи армии и народа;
организуют работу по недопущению попыток раскола воинских
коллективов по религиозным, национальным и иным мотивам;
организуют проведение в войсках политики государства в области
культуры, культурно-досуговую работу, проводят мероприятия по
нравственному, эстетическому и физическому воспитанию
военнослужащих, по организации отдыха и досуга военнослужащих,
членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил;
осуществляют организационно-методическое руководство
учреждениями культуры Вооруженных Сил;
участвуют в обучении и повышении психолого-педагогических
навыков должностных лиц при проведении воспитательной работы с
личным составом;
участвуют в подготовке, обучении, воспитании, аттестовании и
распределении военных кадров, изучении их деловых, моральных и
психологических качеств, осуществляют оценку их моральных и
психологических качеств и готовят выводы о моральной готовности и
психологической способности должностных лиц к выполнению
обязанностей военной службы для включения в аттестационные
материалы;
участвуют в организации подбора кандидатов на учебу в военные
образовательные учреждения высшего профессионального образования
Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуются военно-
учебные заведения) и распределении специалистов органов
воспитательной работы, поступающих из военно-учебных заведений;
организуют проведение воспитательной работы в военно-учебных
заведениях в интересах формирования военно-профессиональных и
духовно-нравственных качеств слушателей и курсантов;
изучают, обобщают и распространяют передовой опыт деятельности
кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин военно-
учебных заведений по вопросам качества преподавания и
эффективности воспитания слушателей и курсантов;
взаимодействуют с военными кафедрами при государственных,
муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по
соответствующим направлениям подготовки (специальностям)
негосударственных образовательных учреждениях высшего
профессионального образования Российской Федерации и с военными
комиссариатами по вопросам подготовки и накопления военно-
обученных резервов для органов воспитательной работы на военное
время;
осуществляют обеспечение войск техническими средствами
воспитания и полиграфическим оборудованием, организационно-
методическое руководство подведомственными издательствами и
типографиями, организуют производство и обеспечение войск кино-,
видео- и аудиопродукцией;
взаимодействуют с органами воспитательной работы (по работе с
личным составом) других войск, воинских формирований и органов по
вопросам воспитания военнослужащих, морально-психологического
обеспечения боевой, мобилизационной готовности, подготовки и
применения войск;
взаимодействуют с органами управления вооруженных сил
государств - участников Содружества Независимых Государств по
вопросам воспитательной работы и морально-психологического
обеспечения выполнения совместных боевых и миротворческих задач в
интересах формирования и упрочения духовных основ сотрудничества,
обмена опытом организации работы с личным составом;
участвуют в подготовке проектов соглашений между государствами
- участниками Содружества Независимых Государств в области
культурного обмена, о взаимном признании прав и социальных
гарантий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и
членов их семей;
участвуют в установленном порядке в международном военном
сотрудничестве с вооруженными силами иностранных государств в
сфере социально-гуманитарных отношений;
осуществляют руководство деятельностью органов воспитательной
работы по специальным вопросам, использование в установленном
порядке имущества, предназначенного для осуществления
информационно-разъяснительной, психологической, военно-социальной,
культурно-досуговой работы и информационного обеспечения;
участвуют в подготовке расчетных данных для формирования
бюджетной заявки Министерства обороны на очередной финансовый год
в части, касающейся органов воспитательной работы и подчиненных им
сил и средств;
осуществляют планирование финансовых средств по статьям
расходов сметы Министерства обороны, предназначенных для
осуществления информационно-воспитательной, психологической,
военно-социальной, культурно-досуговой работы и информационного
обеспечения, распределение лимитов бюджетных обязательств и
контроль за расходованием средств, выделяемых на проведение
воспитательной работы, содержание воинских частей и организаций,
находящихся в непосредственном подчинении;
осуществляют контроль за финансово-экономической деятельностью
подведомственных воинских частей и организаций.
6. О морально-психологическом состоянии и дисциплине личного
состава, соблюдении конституционных прав военнослужащих, членов их
семей и гражданского персонала Вооруженных Сил начальники органов
воспитательной работы докладывают непосредственным командирам
(начальникам) и начальникам вышестоящих органов воспитательной
работы.
Начальник Главного управления
воспитательной работы
Вооруженных Сил
Российской Федерации,
генерал-полковник
Н.РЕЗНИК
Приложение N 2
к Приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 11 марта 2004 г. N 70
ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ
1. Заместители командиров полков (кораблей 1 ранга), батальонов
(дивизионов, кораблей 2, 3 ранга и им равных), рот (и им равных)
по воспитательной работе в мирное и военное время исполняют
обязанности, определенные в Уставе внутренней службы Вооруженных
Сил Российской Федерации (Корабельном Уставе Военно-Морского
Флота).
2. Психолог воинской части в мирное и военное время отвечает за
организацию и состояние психологической работы в воинской части,
психологическое состояние личного состава, действенность работы по
поддержанию психологической устойчивости и сохранения
психологического здоровья военнослужащих. Он подчиняется
заместителю командира воинской части по воспитательной работе, а
по специальным вопросам - психологу соединения. Он руководит
работой пункта психологической помощи и реабилитации воинской
части, а по специальным вопросам - психологами батальонов (им
равных) <*>.
--------------------------------
<*> Для воинских частей, где есть пункты психологической помощи
и реабилитации, психологи батальонов предусмотрены штатом.
Психолог воинской части обязан:
знать психологические качества каждого офицера и прапорщика
(мичмана) воинской части, всех военнослужащих отдельных
подразделений воинской части, а также военнослужащих, требующих
повышенного психолого-педагогического внимания;
организовывать и проводить социально-психологическое изучение и
психологическое обследование военнослужащих воинской части;
организовывать и проводить психологическую работу при
выполнении боевых (учебно-боевых) задач, выполнении задач боевой
подготовки, боевого дежурства (боевой службы), караульной и
внутренней (дежурной и вахтенной) служб, повседневной деятельности
воинской части;
изучать социально-психологические процессы в воинской части и
подразделениях, осуществлять прогноз их развития, вырабатывать
предложения и принимать участие в формировании здорового морально-
психологического климата в воинских коллективах;
организовывать в воинской части работу по оказанию
квалифицированной психологической помощи военнослужащим и их
психологической реабилитации;
составлять и регулярно уточнять совместно с офицером по
социальной работе и профилактике правонарушений воинской части
социально-психологическую характеристику воинской части;
организовывать и проводить мероприятия профессионального
психологического отбора, участвовать в расстановке военнослужащих
по подразделениям и воинским специальностям;
проводить мероприятия по психологической адаптации
военнослужащих к условиям военной службы, осуществлять их
психологическое сопровождение;
выявлять совместно с медицинской службой воинской части
военнослужащих с отклонениями в психическом развитии, осуществлять
динамическое наблюдение за военнослужащими с признаками нервно-
психической неустойчивости, организовывать оказание им
квалифицированной психологической помощи;
проводить мероприятия по противодействию негативному
психологическому воздействию на военнослужащих и вырабатывать
предложения командирам по повышению их психологической
устойчивости;
систематически анализировать психологическую обстановку в
воинских коллективах, осуществлять прогнозирование и учет
психогенных потерь, осуществлять мероприятия по их профилактике
(снижению);
проводить мероприятия по профилактике суицидальных явлений,
выявлению лиц, склонных к суицидальным поступкам;
организовывать совместно с медицинской службой воинской части
проведение мероприятий по сохранению психического здоровья личного
состава, организовывать эвакуацию военнослужащих, получивших
психическую травму;
осуществлять обучение офицеров, прапорщиков (мичманов),
сержантов (старшин) формам и методам психологической работы с
подчиненными;
осуществлять методическое обеспечение занятий боевой
(специальной) подготовки в целях формирования у военнослужащих
психологической устойчивости;
организовывать психологическую работу с личным составом
подразделений и отдельными военнослужащими, выполняющими задачи
самостоятельно вне пунктов постоянной дислокации, а также
выполняющими задачи с оружием;
соблюдать этические нормы профессиональной деятельности
войскового (флотского) психолога;
развивать материально-техническую базу психологической работы;
докладывать о психологическом состоянии военнослужащих, членов
их семей и гражданского персонала воинской части, о проведенных
мероприятиях психологической работы заместителю командира воинской
части по воспитательной работе, а по специальным вопросам
информировать психолога дивизии.
3. Офицер по общественно-государственной подготовке и
информированию воинской части отвечает за организацию,
методическое обеспечение, проведение общественно-государственной
подготовки и информирование личного состава. Он подчиняется
заместителю командира воинской части по воспитательной работе.
Офицер по общественно-государственной подготовке и
информированию воинской части обязан:
знать информационные запросы и потребности военнослужащих,
членов их семей, гражданского персонала воинской части, изучать и
анализировать общественно-политическую обстановку в районе
дислокации (базирования) воинской части и ее влияние на настроения
личного состава воинской части;
осуществлять планирование, методическое обеспечение и
проведение информационных мероприятий по морально-психологическому
обеспечению боевых (учебно-боевых и иных) задач, выполнению планов
боевой и мобилизационной готовности воинской части;
организовывать и проводить обучение руководителей групп
общественно-государственной подготовки и информационного актива
воинской части, обобщать и распространять передовой опыт
организации информационно-разъяснительной работы;
лично проводить информирование военнослужащих воинской части и
членов их семей, гражданского персонала воинской части, вести
занятия по общественно-государственной подготовке в одной из
групп, вырабатывать предложения по их комплектованию, подбору и
расстановке руководителей;
направлять работу библиотеки, телецентра и радиоузла воинской
части в интересах методического и информационно-справочного
обеспечения общественно-государственной подготовки и
информирования;
организовывать подписку на периодические печатные издания;
разрабатывать методические материалы по общественно-
государственной подготовке и информированию в воинской части,
методику использования технических средств воспитания;
участвовать в мероприятиях по защите военнослужащих от
негативного информационно-психологического воздействия;
организовывать необходимые мероприятия социологической работы в
воинской части;
взаимодействовать по поручению заместителя командира воинской
части по воспитательной работе с органами государственной власти,
органами местного самоуправления, ведомственными, общественными и
иными организациями, средствами массовой информации в интересах
общественно-государственной подготовки, информирования личного
состава, военно-патриотического воспитания граждан Российской
Федерации, подготовки молодежи к военной службе;
участвовать в наглядно-художественном оформлении территории,
клуба, комнаты (каюты) боевой славы воинской части, комнат
информирования и досуга в целях воспитания у личного состава
уважения к государственной символике России, гордости за историю
страны, традиций Вооруженных Сил;
проводить занятия с нештатным информационным активом,
организовывать работу нештатной агитационно-пропагандистской
группы воинской части;
анализировать состояние общественно-государственной подготовки
и информирования личного состава, вырабатывать и осуществлять меры
по их совершенствованию;
докладывать заместителю командира воинской части по
воспитательной работе о состоянии информационно-воспитательной
работы, выводы из оценки морально-психологического состояния
воинской части.
4. Офицер по социальной работе и профилактике правонарушений
воинской части несет ответственность за состояние и организацию
военно-социальной работы, проведение воспитательных мероприятий по
поддержанию воинской дисциплины и профилактике правонарушений в
воинской части. Он подчиняется заместителю командира воинской
части по воспитательной работе.
Офицер по социальной работе и профилактике правонарушений
воинской части обязан:
знать социальные проблемы военнослужащих, членов их семей и
гражданского персонала воинской части, состояние правопорядка и
воинской дисциплины в воинской части и в подразделениях;
планировать и осуществлять мероприятия военно-социальной работы
по решению социальных проблем военнослужащих, членов их семей и
гражданского персонала воинской части;
осуществлять совместно с помощником командира воинской части по
правовой работе работу по рассмотрению и реализации жалоб,
заявлений и предложений военнослужащих, членов их семей и
гражданского персонала воинской части;
изучать настроения, нужды и запросы военнослужащих, членов их
семей, гражданского персонала воинской части, информировать о них
командира воинской части, вырабатывать предложения и участвовать в
реализации решений командира воинской части по своевременному
разрешению социально-бытовых проблем, предупреждению негативных
социальных явлений;
непосредственно участвовать в работе советов и комиссий
воинской части, предназначенных для осуществления социальной
защиты, решения социально-бытовых вопросов военнослужащих, членов
их семей, гражданского персонала воинской части, осуществлять
организационно-методическое обеспечение их деятельности;
организовывать работу нештатного справочно-консультационного
пункта воинской части;
проводить работу по разъяснению военнослужащим, членам их семей
и гражданскому персоналу законов, указов и распоряжений Президента
Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства
Российской Федерации, приказов и директив Министра обороны
Российской Федерации по социальным вопросам;
анализировать состояние воинской дисциплины в воинской части,
вырабатывать предложения заместителю командира воинской части по
воспитательной работе по ее укреплению, оказывать помощь
командирам подразделений в проведении воспитательных мероприятий
по предупреждению правонарушений;
участвовать совместно с помощником командира воинской части по
правовой работе в проведении мероприятий по правовому воспитанию
личного состава, формированию у него дисциплинированности и
правосознания, по укреплению единоначалия;
участвовать в осуществлении организационных и профилактических
мер, направленных на успешное решение задач боевого дежурства,
караульной и внутренней служб личным составом воинской части;
обобщать и внедрять совместно со штабом воинской части,
командирами подразделений передовой опыт воспитательной работы по
укреплению воинской дисциплины и профилактике правонарушений;
участвовать в обучении должностных лиц воинской части,
командиров подразделений практике и методике индивидуальной
воспитательной работы с личным составом, в укреплении воинской
дисциплины и правопорядка;
организовывать по поручению заместителя командира воинской
части по воспитательной работе взаимодействие воинской части с
органами местного самоуправления, ведомственными, общественными и
иными организациями в интересах социальной защиты военнослужащих,
членов их семей и гражданского персонала воинской части;
докладывать заместителю командира воинской части по
воспитательной работе выводы из оценки социальной обстановки и
анализа состояния воинской дисциплины в воинской части, а по
специальным вопросам информировать старшего помощника начальника
отделения воспитательной работы соединения по профилактике
правонарушений.
5. Офицер по организации досуга - начальник клуба воинской
части отвечает за организацию и проведение культурно-досуговой
работы в воинской части. Он подчиняется заместителю командира
воинской части по воспитательной работе и является прямым
начальником личного состава клуба воинской части.
Офицер по организации досуга - начальник клуба воинской части
обязан:
знать настроения, духовные и культурные запросы и потребности
военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала воинской
части;
планировать и организовывать культурно-досуговую работу в
воинской части;
организовывать работу клуба воинской части, руководить советом
клуба воинской части;
организовывать культурно-досуговую работу с личным составом в
ходе повседневной деятельности и выполнения учебно-боевых задач;
планировать и проводить культурно-досуговые мероприятия в
воинской части в предвыходные, выходные и праздничные дни;
развивать самодеятельное творчество личного состава и культурно-
шефские связи;
организовывать по поручению заместителя командира воинской
части по воспитательной работе взаимодействие с органами местного
самоуправления, учреждениями культуры, творческими организациями и
мастерами культуры в интересах эстетического воспитания личного
состава;
участвовать в организации работы по оформлению комнаты (каюты)
боевой славы воинской части, комнат информирования и досуга
подразделений;
обеспечивать кино-, теле-, видео- и радиообслуживание личного
состава воинской части, изучать эстетические интересы и запросы
личного состава, принимать меры к их удовлетворению;
руководить работой библиотеки воинской части, комнаты (каюты)
боевой славы воинской части, осуществлять организационно-
методическое руководство работой комнат информирования и досуга
подразделений;
осуществлять регулярный контроль использования технических
средств воспитания в подразделениях, не реже одного раза в квартал
проверять их техническое состояние и правильность использования,
обеспечивать своевременный ремонт, замену и списание выслуживших
установленные сроки имущества и аппаратуры;
обеспечивать соблюдение правил эксплуатации технических средств
воспитания, требований пожарной безопасности в клубе воинской
части;
организовывать подписку на периодические печатные издания в
библиотеке воинской части;
докладывать заместителю командира воинской части по
воспитательной работе о состоянии проводимой культурно-досуговой
работы в воинской части.
Начальник Главного управления
воспитательной работы
Вооруженных Сил
Российской Федерации,
генерал-полковник
Н.РЕЗНИК
Приложение N 3
к Приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 11 марта 2004 г. N 70
КОНЦЕПЦИЯ
ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской
Федерации <*> разработана в соответствии с Программой перехода
Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских
формирований и органов к единой системе воинского воспитания,
утвержденной Президентом Российской Федерации 22 августа 2002 г.
--------------------------------
<*> Далее в тексте настоящей Концепции, если не оговорено
особо, для краткости будут именоваться: Министерство обороны
Российской Федерации - Министерством обороны, Вооруженные Силы
Российской Федерации - Вооруженными Силами, Генеральный штаб
Вооруженных Сил Российской Федерации - Генеральным штабом, Главное
управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской
Федерации - Главным управлением, органы воспитательной работы
Вооруженных Сил Российской Федерации - органами воспитательной
работы, военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации -
военнослужащими.
Настоящая Концепция служит основой для реализации указанной
Программы, совершенствования системы воспитательной работы с
военнослужащими, оптимизации организационно-штатной структуры и
определения задач органов воспитательной работы и представляет
собой систему взглядов, понятий, идей, целевых установок,
приоритетных направлений, принципов, методов, форм и связей между
ними в области воспитания военнослужащих.
Строительство и развитие Вооруженных Сил осуществляется в
сложной социально-экономической, общественно-политической и
информационной обстановке. Существенно изменился социальный
портрет армии. Значительно снизился образовательный уровень среди
молодого пополнения, поступающего на военную службу. Резко
ухудшилось состояние физического и психического здоровья молодежи.
Устойчивы пацифистские и антиармейские настроения. Более трети
призывников приходит в армию с негативными установками на военную
службу. Все большее значение приобретают религиозный и
национальный факторы. Изменилась направленность жизненных
приоритетов. Принижено чувство коллективизма и общественная
активность. На военнослужащих серьезное влияние оказывает
криминальная обстановка в стране, рост детской безнадзорности и
беспризорности, проблемы пьянства и наркомании среди молодежи.
Негативное влияние на морально-психологическое состояние
военнослужащих Вооруженных Сил оказывает целенаправленная
деятельность определенных политических сил по подрыву авторитета
военной службы, доверия в обществе к армии и политике руководства
страны в области обороны и безопасности государства.
Уровень морально-психологического состояния, правопорядка и
воинской дисциплины военнослужащих не в полной мере отвечает
требованиям современного этапа строительства и подготовки
Вооруженных Сил. Воспитание военнослужащих осуществляется с низкой
эффективностью. Ответственность органов военного управления и
должностных лиц за его конечные результаты принижена. В работе с
военнослужащими недостаточно учитываются как негативные, так и
положительные факторы, имеющиеся в обществе в целом.
Требует дальнейшего совершенствования система информирования
военнослужащих. Координация деятельности органов военного
управления, осуществляющих информационное обеспечение войск (сил)
(далее именуются войска), нуждается в значительной корректировке.
Материально-техническая база полиграфических предприятий,
культурно-досуговых учреждений не обеспечивает ведения
воспитательной работы на уровне современных требований.
Не в полной мере соответствуют решаемым задачам и реальному
состоянию войск организационно-штатная структура и система
подготовки должностных лиц органов воспитательной работы.
Необходимость улучшения системы воспитания военнослужащих
продиктована уроками и выводами из опыта проведения
контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского
региона Российской Федерации, выполнения миротворческих задач,
анализа военно-политической обстановки в мире, характера
современных войн и вооруженных конфликтов.
Характер внешних и внутренних угроз национальной безопасности
России ставит вопрос о необходимости осуществления в ближайшие
годы дополнительных государственных мер по укреплению морально-
психологического потенциала страны, повышению престижа военной
службы, решению социальных проблем военнослужащих и членов их
семей.
Главный ориентир строительства и развития Вооруженных Сил -
человек. Он не только средство любых преобразований, но и их цель.
Выдвижение на первый план человека, который управляет оружием и
боевой техникой, утверждение приоритета его духовно-нравственных
ценностей, личностной позиции, социального самочувствия - решающее
условие успеха любой социальной деятельности, в том числе военной.
Без соответствующего морального настроя всех категорий
военнослужащих, без их психологической готовности добросовестно
исполнять обязанности военной службы нельзя ожидать весомых
результатов в реформировании современной российской армии.
Основной целью настоящей Концепции является определение
содержания, места и роли системы воспитания военнослужащих в
осуществлении государственной политики в области военного
строительства, в деятельности субъектов системы воспитания
военнослужащих по поддержанию высокого уровня морально-
психологического состояния и воинской дисциплины личного состава,
повышению престижа военной службы и авторитета Вооруженных Сил.
I. СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Воспитание военнослужащих - это целенаправленная и планомерная
деятельность государства и общества, ведомственных, общественных и
иных организаций, а также органов военного управления и
должностных лиц Вооруженных Сил по формированию и развитию
личности военнослужащих в соответствии с требованиями создания
современной военной организации государства, обеспечения
готовности военнослужащих к выполнению задач по предназначению в
интересах обеспечения обороны и безопасности личности, общества и
государства.
Воспитание военнослужащих осуществляется на основе Конституции
Российской Федерации, законов Российской Федерации, указов
Президента Российской Федерации, постановлений Правительства
Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства
обороны.
Воспитание военнослужащих осуществляется на основе многовековых
нравственных устоев, воинских традиций, патриотизма и
уважительного отношения к народам и народностям многонационального
российского государства, общечеловеческих ценностей, лучших
образцов отечественной и мировой культуры. При этом учитываются
исторический опыт, современное состояние, проблемы и тенденции
развития российского общества.
Воспитание военнослужащих является приоритетным направлением
служебной деятельности должностных лиц Вооруженных Сил всех
степеней.
Основной целью воспитания военнослужащих является формирование
и развитие у военнослужащих качеств и отношений гражданина-
патриота, военного профессионала и высоконравственной личности.
Достижение данной цели включает комплексное решение следующих
задач:
с офицерами:
формирование готовности беспрекословно выполнить приказ
старшего начальника и ответственности за отданный приказ
подчиненным;
развитие чувства офицерского долга, чести, гордости за
профессию офицера и службу в Вооруженных Силах;
развитие мотивации к повышению профессионального мастерства и
самосовершенствованию;
повышение уровня педагогической культуры, формирование личной
ответственности за обучение и воспитание военнослужащих,
заботливое и уважительное отношение к ним;
формирование личной ответственности за выполнение должностных
обязанностей;
с прапорщиками (мичманами):
формирование личной ответственности за беспрекословное
выполнение приказов командиров (начальников), воинского долга,
требований уставов Вооруженных Сил;
развитие стремления к повышению профессионализма,
компетентности и личной примерности в исполнении должностных
обязанностей, педагогического мастерства, заботливого отношения к
подчиненным;
формирование бережного отношения к сохранности государственного
имущества;
привитие навыков и умений самообучения, самовоспитания;
с солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими
военную службу по призыву:
формирование готовности к защите Родины, верности Военной
присяге, готовности беспрекословно выполнить приказ командира
(начальника);
формирование гордости за службу в Вооруженных Силах, высокой
дисциплинированности и личной ответственности за повышение
профессионального мастерства;
развитие стремления к преодолению трудностей военной службы,
добросовестному освоению воинской специальности;
формирование уважительного отношения к командирам
(начальникам), войскового товарищества и войскового братства;
с сержантами и старшинами, солдатами, матросами, проходящими
военную службу по контракту:
формирование готовности к беспрекословному выполнению приказа,
положительной мотивации и осознанного отношения к службе в
Вооруженных Силах;
формирование высокой дисциплинированности и личной
ответственности за повышение профессионального мастерства,
грамотную эксплуатацию и сбережение вооружения и военной техники;
формирование уважительного отношения к командирам
(начальникам), войскового товарищества и войскового братства;
с военнослужащими-женщинами:
формирование готовности к беспрекословному выполнению приказа
командиров (начальников), положительной мотивации и осознанного
отношения к службе в Вооруженных Силах;
развитие гордости за избранную специальность, высоких морально-
нравственных качеств, трудолюбия и умения работать в воинском
коллективе;
формирование ответственности за исполнение должностных
обязанностей, повышение профессионального мастерства.
Центральными элементами системы воспитания военнослужащих
Вооруженных Сил Российской Федерации <*> являются субъекты и
объекты.
--------------------------------
<*> Далее в тексте настоящей Концепции для краткости, если не
оговорено особо, система воспитания военнослужащих Вооруженных Сил
Российской Федерации будет именоваться системой воспитания.
Субъектами воспитания выступают:
государство;
органы местного самоуправления;
средства массовой информации;
семьи и близкие родственники военнослужащих;
командиры и начальники всех степеней;
штабы, службы, другие органы военного управления;
органы воспитательной работы <**>;
воинские коллективы;
военные учреждения культуры;
общественные организации в воинских частях.
--------------------------------
<**> Далее в тексте настоящей Концепции, если не оговорено
особо, субъекты воспитания, представленные должностными лицами,
для краткости будут именоваться: воспитатель, офицер-воспитатель,
военный воспитатель.
Объектами воспитания являются:
проходящие военную службу офицеры, прапорщики, мичманы;
проходящие военную службу по контракту и по призыву сержанты
(старшины), солдаты (матросы), курсанты, слушатели, не имеющие
офицерских званий, женщины-военнослужащие;
суворовцы, нахимовцы, кадеты, воспитанники, а также
воспитанники воинских частей и военных оркестров;
воинские коллективы.
Взаимодействие субъектов и объектов воспитания в воспитательном
процессе выступает как целостная система. Субъекты воспитания в
процессе своей деятельности решают воспитательные задачи,
соответствующие своему уровню.
Содержание воспитательной работы на всех уровнях воспитания
определяется государственной политикой в духовно-нравственной
сфере общества.
На социальном (социально-культурном) уровне основные аспекты
жизнедеятельности общества, Вооруженных Сил, обладающие огромным
воспитательным потенциалом, являются объектом общественно-
государственного управления, в том числе и целенаправленного
управления в интересах укрепления морального духа граждан в целом
и военнослужащих в частности.
На этом уровне первым и важным субъектом воспитания выступает
государство. Государство осуществляет консолидацию деятельности
органов государственной власти всех уровней, ведомственных,
общественных и иных организаций по решению широкого комплекса
проблем воспитания на основе программных методов и единой
государственной политики.
На институциональном уровне вопросы воспитания решаются
организациями, специально созданными или имеющими функции
воспитания, для решения воспитательных задач (воинские части,
военные образовательные учреждения высшего, профессионального
образования Вооруженных Сил (далее именуются военно-учебные
заведения), культурно-досуговые учреждения и т.п.).
На социально-психологическом уровне в качестве субъекта
воспитания выступают воинские коллективы, женсоветы и другие
общественные организации.
На межличностном уровне воспитание рассматривается как практика
межличностного взаимодействия субъекта и объекта системы
воспитания.
На интраперсональном уровне субъектом воспитания выступает сам
объект (самовоспитание). Настоящее воспитание то, которое
переходит на самовоспитание.
Повышению эффективности системы воспитания военнослужащих
способствуют:
наличие государственных подходов к государственно-
патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации,
основанных на развитии традиционных российских ценностей, таких
как патриотизм, долг, честь, совесть, ответственность;
объединение усилий средств массовой информации, ведомственных,
общественных и иных организаций в интересах государственно-
патриотического воспитания граждан России;
осуществление целенаправленной государственной социальной
политики в отношении военнослужащих и членов их семей;
соответствующее современным требованиям кадровое, финансовое и
материально-техническое обеспечение воспитательного процесса в
войсках;
совершенствование системы подготовки субъектов воспитания;
оптимизация организационно-штатной структуры органов
воспитательной работы, уточнение их функций и задач;
повышение личной ответственности командиров (начальников) за
воспитание подчиненных, совершенствование стиля их педагогической
деятельности.
II. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Под содержанием воспитания военнослужащих Вооруженных Сил
понимается совокупность основных видов и направлений воспитания:
государственно-патриотического, воинского, нравственного,
правового, экономического, эстетического, физического и
экологического.
Государственно-патриотическое воспитание - оказание воздействия
на военнослужащих в целях формирования и развития личности,
обладающей качествами гражданина-патриота России, способного
активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ
общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных
с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и
государства.
Основными направлениями государственно-патриотического
воспитания военнослужащих являются: формирование активной
гражданской позиции личности военнослужащего, позволяющей ему
эффективно решать государственные задачи в мирное и военное время;
наращивание морального духа Вооруженных Сил на основе героических
традиций народов России и Вооруженных Сил; творческое
использование воспитательного потенциала различных религиозных
конфессий; совершенствование интернационального воспитания
военнослужащих в духе дружбы народов Российской Федерации.
Воинское воспитание - процесс систематического и
целеустремленного воздействия на духовное и физическое развитие
военнослужащих в целях подготовки их к вооруженной защите
Отечества.
Основными направлениями воинского воспитания являются: создание
условий и мотивации роста профессионализма военнослужащих в
процессе перехода Вооруженных Сил на контрактную систему
комплектования; обеспечение соответствия профессиональной и
морально-психологической подготовки военнослужащих решаемым ими
задачам; моделирование реальных условий обстановки современного
боя в ходе учебно-воспитательного процесса; поддержание строгого
уставного порядка в организации службы войск, быта и повседневной
деятельности в воинских частях (подразделениях); создание условий
по обеспечению безопасности военной службы; обеспечение личной
примерности должностных лиц всех категорий военнослужащих в
выполнении воинского долга; использование в воспитательных целях
системы воинских традиций и ритуалов.
Нравственное воспитание - оказание воздействия на сознание,
чувства и волю военнослужащих в целях формирования у них
необходимых духовно-нравственных черт и качеств.
Основными направлениями нравственного воспитания являются:
вооружение военнослужащих знаниями о предъявляемых требованиях со
стороны общества к их профессиональному и нравственному облику;
разъяснение военнослужащим социальной значимости военной службы;
стимулирование потребности военнослужащих в моральном
самосовершенствовании; применение воспитательных влияний в
соответствии с достигнутым уровнем нравственной зрелости
военнослужащих; целенаправленная организация нравственно-значимой
деятельности военнослужащих, в процессе которой формируется,
осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и
норм, предотвращаются негативные действия и поступки, формируются
нравственные чувства, такие как ответственность, гордость и
доблесть; изучение и использование в воспитательных целях
индивидуальных особенностей военнослужащих, влияния общественного
мнения и здорового социально-психологического климата в воинских
коллективах; использование духовно-нравственного потенциала
общественных объединений в интересах воспитания военнослужащих.
Правовое воспитание - целеустремленное и систематическое
влияние на сознание, чувства и психологию военнослужащих в целях
формирования у них устойчивых правовых представлений, убеждений и
чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек
активного правомерного поведения.
Основными направлениями правового воспитания являются:
организация правовой пропаганды; повышение теоретической и
методической подготовки военнослужащих по правовым вопросам;
мобилизация воинских коллективов и войсковой общественности на
активное участие в правовоспитательном процессе; обобщение и
распространение передового опыта правового воспитания; контроль за
соблюдением законности и правопорядка, воинской дисциплины и
дисциплинарной практики; организация правовой защиты интересов
военнослужащих и членов их семей.
Экономическое воспитание - воздействие на военнослужащих в
целях формирования у них экономических знаний, навыков, умений и
личностных качеств, необходимых для успешного выполнения
должностных обязанностей.
Основными направлениями экономического воспитания
военнослужащих являются: создание условий для успешного развития
экономических отношений в Вооруженных Силах; формирование
бережного отношения к государственному имуществу, рационального
использования материально-технических и учебно-методических
средств; использование в воспитательной работе с военнослужащими
экономических стимулов; создание в воинских частях школ
экономических знаний для военнослужащих в целях проведения
экономического всеобуча; пропаганда экономических знаний по
хозяйственным вопросам жизнедеятельности воинской части
(подразделения); обучение военнослужащих умению предвидеть и
оценивать экономические последствия своей деятельности.
Эстетическое воспитание - воздействие на военнослужащих в целях
разностороннего развития эмоционально-чувственной сферы их
духовного мира.
Основными направлениями эстетического воспитания военнослужащих
являются: формирование эстетического отношения к военной службе,
воинскому долгу, воинской среде, субъектам и объектам
профессиональной деятельности; привитие эстетического отношения к
военной форме одежды; повышение эстетического содержания воинских
ритуалов; развитие героико-патриотической и военной тематики в
современном искусстве; знакомство с художественно-творческой
жизнью Вооруженных Сил, творчеством военных художников, писателей,
композиторов и поэтов; приобщение к военной проблематике в театре,
кино, литературе, живописи.
Физическое воспитание - воздействие на военнослужащих в целях
совершенствования их физической культуры, организации активного
досуга, укрепления здоровья и закаливания, формирования морально-
волевых, боевых и психологических качеств, необходимых для
выполнения боевых (учебно-боевых и иных) задач.
Основными направлениями физического воспитания военнослужащих
являются: организация плановой физической подготовки различных
категорий военнослужащих в соответствии с задачами видов
Вооруженных Сил и родов войск Вооруженных Сил; проведение
спортивно-массовых мероприятий; организация активного досуга
личного состава в выходные и праздничные дни; пропаганда здорового
образа жизни; популяризация лучших спортивных достижений.
Экологическое воспитание - воздействие на военнослужащих в
целях формирования у них экологического мышления, необходимых
экономических, юридических, нравственных, эстетических взглядов на
природу, роль и место человека в обеспечении охраны окружающей
среды.
Основными направлениями экологического воспитания
военнослужащих являются: разъяснение причин негативных
экологических последствий воинской деятельности и возможностей их
предотвращения; вовлечение военнослужащих в практические
мероприятия по охране природы; осуществление экологического
обучения военнослужащих.
Основные виды и направления воспитания военнослужащих
взаимообусловлены и имеют свою специфику. Реализация содержания
воспитания предполагает комплексный подход, единство и
согласованность всех его составных частей.
III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ
КАТЕГОРИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Воспитание военнослужащих осуществляется с использованием
педагогических технологий, под которыми понимается комплекс
взаимосогласованных и последовательно применяемых методов, средств
и форм реализации воспитательных целей и задач.
В воспитании военнослужащих используются следующие основные
группы методов:
методы изучения объектов воспитания: целенаправленное
наблюдение за объектом воспитания, изучение личности по
документам, биографический метод, анализ практической деятельности
военнослужащих, изучение и анализ независимых характеристик,
тестирование, письменные и устные опросы, индивидуальные
(групповые) беседы;
методы воспитательных воздействий и взаимодействий: убеждение,
пример, упражнение, включение военнослужащих в различные виды
деятельности, поощрение, критика и самокритика, принуждение;
методы профилактики и перевоспитания личного состава:
переучивание, переубеждение, "реконструкция характера", "разрыв
нежелательных контактов", критика и самокритика, самоисправление.
Эффективность и качество решения воспитательных задач зависят
от научно-методической подготовки воспитателей и их педагогической
культуры. В практической воспитательной работе это проявляется в
знании закономерностей и противоречий воспитательного процесса и
владении вытекающими из них принципами.
Основными принципами, обязательными для всех воспитателей,
являются: гуманистическая направленность и целеустремленность
воспитательного процесса; организация воспитания в процессе
воинской деятельности, ратного труда; сочетание высокой
требовательности к личности с уважением ее достоинства и заботой о
ней; организация воспитания в коллективе и через коллектив;
индивидуальный и дифференциальный подход к объекту воспитания;
согласованность и преемственность в воспитании; комплексный и
оптимальный подход; опора на положительное в воспитании.
Особенность реализации принципов состоит в систематическом и
полном выполнении их требований.
Важную роль в системе воспитания играют воспитательные
средства, к которым относятся: моральное и материальное
стимулирование, формирование педагогической среды и другие.
Методы, принципы и средства воспитания реализуются в таких
основных формах воспитательной работы, как индивидуальные и
коллективные беседы, различные виды информирования военнослужащих,
лекции, вечера вопросов и ответов, собрания и совещания с
различными категориями военнослужащих, пропаганда передового
опыта, научно-практические конференции, тематические вечера,
диспуты, викторины, круглые столы, встречи с ветеранами Великой
Отечественной войны, боевых действий, военной службы,
государственной службы и труда, экскурсии и походы по историческим
местам и местам боевой славы, проведение дней воинской славы
России (дней мужества, призывника и т.д.) с показом вооружения и
техники, жизни и быта личного состава, работа клубов по интересам,
кружков художественной самодеятельности, занятия в музеях,
комнатах (каютах) боевой славы воинских частей и соединений,
осуществление рекламы службы в Вооруженных Силах.
Применение методов, принципов, средств и форм воспитания
военнослужащих осуществляется комплексно и позволяет обеспечить
качественное функционирование системы воспитания, достичь
необходимого уровня ее эффективности.
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Воспитание военнослужащих Вооруженных Сил в современных
условиях реализуется в практической воспитательной работе
главнокомандующих, командующих, командиров (начальников), штабов,
органов воспитательной работы и должностных лиц Вооруженных Сил,
организуемой в едином контексте с решением задач боевой и
мобилизационной готовности, боевой подготовки, службы войск,
повседневной деятельности войск в соответствии с регламентирующими
эти виды жизнедеятельности нормативными документами.
Воспитательная работа представляет собой комплекс информационно-
пропагандистских, индивидуально-психологических, правовых,
социально-экономических, морально-этических, культурно-досуговых,
спортивно-массовых и иных мероприятий, осуществляемых субъектами
воспитательной деятельности и направленных на формирование у
военнослужащих необходимых морально-боевых качеств. Воспитательная
работа предполагает единство и согласованность действий всех
субъектов воспитания.
В содержательном плане система воспитательной работы включает в
себя следующие составляющие:
информационно-воспитательную работу;
работу по укреплению правопорядка и воинской дисциплины;
военно-социальную работу;
психологическую работу;
культурно-досуговую работу.
Для успешного проведения воспитательной работы в Вооруженных
Силах необходимы:
систематическое изучение морально-психологического состояния
войск;
своевременное принятие соответствующего решения по комплексному
воздействию на субъект воспитания и постановка задач по его
реализации;
осуществление мониторинга социально-экономического положения
военнослужащих и их морально-психологического состояния;
оказание помощи субъектам воспитания всех уровней со стороны
соответствующих главнокомандующих, командующих, командиров
(начальников), вышестоящих органов воспитательной работы;
организация и осуществление непрерывного морально-
психологического и информационного обеспечения мероприятий
строительства и развития Вооруженных Сил;
совершенствование состава и структуры, форм и методов работы
органов военного управления, сил и средств морально-
психологического и информационного обеспечения в ходе выполнения
боевых задач, оперативной и боевой подготовки, образовательного
процесса в вузах;
повседневное исследование, выявление и активное предупреждение
негативных явлений и тенденций во взаимоотношениях военнослужащих;
организация взаимодействия органов военного управления с
органами государственной власти, органами местного самоуправления,
ведомственными, общественными и иными организациями в интересах
воспитания военнослужащих;
эффективное научно-методическое сопровождение функционирования
и развития системы воспитания, морально-психологического и
информационного обеспечения;
совершенствование и внедрение в практику воспитательной работы
новых образцов и систем технических средств воспитания;
организация эффективного контроля за организацией
воспитательной работы, оценка состояния объекта воспитания
согласно принятым критериям.
Приоритетными направлениями совершенствования воспитательной
работы являются:
приведение системы воспитания, морально-психологического и
информационного обеспечения Вооруженных Сил в соответствие с
требованиями современного этапа и перспектив государственного и
военного строительства в Российской Федерации;
целенаправленная работа по укреплению морально-психологического
состояния и воинской дисциплины военнослужащих, создание условий
для поддержания психического здоровья военнослужащих;
совершенствование военно-социальной работы, правового
воспитания, культурно-досуговой работы, системы военно-
социологических исследований, совершенствование обеспечения войск
техническими средствами воспитания, научное и методическое
обеспечение воспитательной работы;
развитие средств массовой информации Вооруженных Сил;
совершенствование системы морально-психологического обеспечения
боевой и мобилизационной готовности, подготовки и применения
Вооруженных Сил;
расширение связей с общественными и религиозными объединениями
в интересах воспитания военнослужащих;
совершенствование состава и системы управления органами
воспитательной работы, системы подготовки, профессиональной
переподготовки и повышения квалификации, подбора и расстановки
кадров органов воспитательной работы и информационных структур.
Организация воспитания военнослужащих включает в себя:
определение объекта воспитания;
оценку воспитательной ситуации;
уяснение субъектом воспитания целей и задач воспитания;
планирование воспитательной работы;
осуществление прогноза результатов воспитательного воздействия;
подбор, расстановку кадров;
постановку задач воспитателям;
организацию управления системой воспитания;
определение оптимальных средств, приемов, методов и форм
решения воспитательных задач;
изучение особенностей воспитуемых и условий воспитания в ходе
воспитательного процесса с учетом уровня организации боевой
подготовки, морально-психологического состояния, воинской
дисциплины и социально-правовой защищенности военнослужащих;
организацию контроля и коррекцию исходных установок воспитания;
закрепление положительного опыта; оценку результатов
воспитания.
Эффективность воспитания военнослужащих во многом зависит от
качества управления системой воспитания.
Управление системой воспитания направлено на обеспечение ее
оптимального функционирования и достижение желаемых целей
воспитания. Это достигается:
глубоким уяснением субъектами воспитания целей воспитательной
работы;
изучением исходного состояния управляемой системы воспитания;
четким планированием воспитательной работы; продуманной
постановкой задач;
подбором, обучением, расстановкой кадров, организацией строгого
спроса за состояние воспитательной работы на порученном участке;
вооружением воспитателей всех уровней передовой методикой
использования форм, методов и видов воспитательной работы с учетом
категорий личного состава;
научной организацией труда воспитателей;
оценкой состояния и действенности воспитательной работы;
систематическим контролем и корректированием воспитательных
воздействий.
V. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Современный этап военного строительства предъявляет новые
требования к кадровому обеспечению воспитательной работы с учетом
потребностей войск, практики учебно-методического и научного
обеспечения системы воспитания.
Основными направлениями совершенствования кадрового обеспечения
воспитательной работы являются:
сохранение высокопрофессионального, подготовленного ядра кадров
органов воспитательной работы;
поддержание необходимого уровня укомплектованности воинских
должностей, подлежащих замещению офицерами, в воспитательных
структурах;
формирование качественно нового поколения командиров
(начальников) как военных воспитателей;
сохранение военно-научного и педагогического потенциала
российской военной школы социально-экономических и гуманитарных
наук.
В военно-учебных заведениях необходимо предусмотреть наряду с
преподаванием педагогики и психологии изучение теории и практики
воспитательной работы.
Для решения данных задач необходимо построение модели кадрового
обеспечения воспитательной работы в целях создания современной
системы подготовки высокопрофессиональных должностных лиц для
организации воспитательной работы в воинских частях
(подразделениях) с учетом современных требований и финансово-
экономических возможностей государства.
Принципами кадрового обеспечения воспитательной работы
являются: научный подход к кадровому обеспечению воспитательной
работы; системность и последовательность кадрового обеспечения;
связь кадрового обеспечения с потребностью воспитательных
структур; мобильность кадрового обеспечения воспитательной работы
и другие.
Основными направлениями разработки и реализации модели
кадрового обеспечения являются:
определение количественных и качественных параметров кадрового
заказа на подготовку военнослужащих для органов воспитательной
работы;
оптимизация и реорганизация сети и организационно-штатной
структуры военно-учебных заведений и военных кафедр и факультетов
при государственных, муниципальных или имеющих государственную
аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки
(специальностям) негосударственных образовательных учреждениях
высшего профессионального образования;
совершенствование организации, содержания и методического
обеспечения образовательного процесса в военно-учебных заведениях
по подготовке военнослужащих к воспитательной деятельности;
повышение эффективности послевузовского образования офицеров
органов воспитательной работы;
улучшение профессионального отбора и развитие довузовской
подготовки;
совершенствование федерального законодательства в области
подготовки военных кадров.
Организация кадрового обеспечения воспитательной работы носит
многоуровневый характер и включает:
с предназначением на первую воинскую должность, подлежащую
замещению офицерами, в органах воспитательной работы - военную
подготовку на военных сборах по программам подготовки офицеров
запаса; военную подготовку на военных кафедрах и факультетах при
государственных, муниципальных или имеющих государственную
аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки
(специальностям) негосударственных образовательных учреждениях
высшего профессионального образования; сокращенную военную
подготовку на курсах младших лейтенантов при военно-учебных
заведениях (учебных центрах) по программам ускоренной
профессиональной подготовки; среднюю военно-специальную подготовку
в военно-учебных заведениях по военным профессиональным
образовательным программам (средней военно-специальной подготовки
и образовательным программам среднего профессионального
образования по родственной (смежной) гражданской специальности);
полную военно-специальную подготовку в военно-учебных заведениях
по военным образовательным профессиональным программам (полной
военно-специальной подготовки и образовательным программам высшего
профессионального образования по родственной (смежной) гражданской
специальности);
с предназначением, как правило, на воинские должности
заместителей командиров полков (бригад) по воспитательной работе,
им равные и вышестоящие должности органов воспитательной работы -
высшую военную оперативно-тактическую подготовку в военно-учебных
заведениях (как правило, в военных академиях, Военном
университете) по военным образовательным программам
дополнительного профессионального образования на базе имеющейся
полной военно-специальной подготовки по соответствующим военно-
учетным специальностям;
с предназначением, как правило, на воинские должности
руководящего состава органов воспитательной работы - высшую
военную оперативно-стратегическую подготовку в Военной академии
Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации на базе
имеющейся высшей военной оперативно-тактической подготовки.
В системе кадрового обеспечения особое внимание целесообразно
уделить укомплектованности должностей офицеров-воспитателей
первичного звена (рота - батальон), воинских частей (кораблей)
соединений постоянной готовности, а также выполняющих боевые,
миротворческие и другие специальные задачи.
VI. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Эффективность воспитания следует понимать как достижение
планируемого уровня воспитанности военнослужащих в установленные
воспитательным процессом сроки. Уровень воспитанности
военнослужащих и воинских коллективов определяется на основе
объективных критериев (показателей) путем последовательного
накопления, анализа и обобщения сведений о новых качествах
военнослужащих, воинских коллективов, полученных в результате
воспитательного воздействия.
При оценке эффективности воспитания военнослужащих Вооруженных
Сил учитываются оценка воспитательной работы должностных лиц и
оценка морально-психологического состояния военнослужащих.
Основными критериями эффективности воспитательной работы
выступают:
степень обеспечения целенаправленности воспитательного
процесса: представление воспитателя о системе и конечных целях
воспитания; умение воспитателя ставить конкретные воспитательные
задачи, исходя из целей, и добиваться желаемого результата;
преемственность задач воспитания; направленность планирования и
характер воспитательных мероприятий; умение анализировать и
оценивать достижение целей;
степень развития личностных качеств воспитателя: наличие и
степень развития психолого-педагогической культуры,
педагогического мастерства и педагогической этики; степень личной
дисциплинированности; наличие мотивов к самовоспитанию и
самообразованию;
степень обеспечения единства процесса обучения и воспитания:
использование воспитательного воздействия занятий по боевой и
общественно-государственной подготовке, правильной организации
повседневной деятельности воинской части (подразделения);
степень дифференциации и индивидуализации воспитательной
деятельности: знание психофизиологических особенностей личности;
знание национальных черт и традиций личного состава; учет условий
и результатов воспитания до службы в армии и во время нее;
оказание конкретной педагогической помощи, организация
взаимопомощи;
степень развития коллективистских начал в воинских частях
(подразделениях): наличие инициативы снизу; подготовленность
младших командиров к проведению воспитательной работы с
подчиненными; направленность актива; развитость самодеятельных
начал у военнослужащих; контроль за выполнением общественных
заданий и поручений и другое;
степень сплочения воинских коллективов: отношение
военнослужащего к коллективу и воинского коллектива к
военнослужащему; коллективная оценка поступков и проступков
военнослужащих; степень взаимопомощи в коллективе; степень
сформированности общественного мнения, традиций, обычаев;
занимаемое место военнослужащего в коллективе;
степень взаимосвязи и взаимодействия субъектов воспитания в
воспитательном процессе: осуществление планирования, исключающего
формализм в воспитательной деятельности; координация
воспитательной работы; использование воспитательного потенциала
общественных организаций и родителей военнослужащих;
взаимодействие с военными и региональными средствами массовой
информации; личные контакты с самими военнослужащими и другое;
степень взаимоотношения объектов и субъектов системы
воспитания: соотношение в воспитательной работе мер поощрения и
принуждения; уважение к личному и коллективному мнению; степень
педагогического сотрудничества и сотворчества; доминирующая
тональность во взаимоотношениях; гуманизация военно-служебных
взаимоотношений и другое;
степень воспитательного аспекта в организации различных видов
воинской деятельности военнослужащих, обеспечивающих развитие
активности и творчества субъектов воспитания: создание условий для
формирования приоритетов и мотивов сознательной воинской
деятельности; степень вовлечения всех военнослужащих в совместную,
коллективную деятельность; осуществление периодической сменяемости
видов воинской деятельности; стимулирование инициативы и
творчества и другое;
степень рационального использования времени, отводимого на
воспитание: способность выделить главное в воспитательной работе;
умение оптимально использовать все имеющиеся средства воспитания;
недопущение шаблонов в воспитательной работе; участие командиров
(начальников), должностных лиц Вооруженных Сил всех степеней в
воспитательной работе; достижение поставленных воспитательных
целей в установленные сроки.
Оценивая вышеназванные критерии, можно с достаточной степенью
достоверности охарактеризовать эффективность воспитательной
работы, при этом необходимо проанализировать и установить:
а) в информационно-воспитательной работе:
являются ли занятия по общественно-государственной подготовке
(гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам в военно-
учебных заведениях) основной формой информационно-воспитательной
работы для военнослужащих;
в какой степени удается формировать у обучаемых научное
мировоззрение, убеждения, представления, моральные нормы и
принципы поведения;
наличие системы взаимодействия с органами государственной
власти, органами местного самоуправления, средствами массовой
информации, ведомственными, общественными и иными организациями в
интересах формирования у военнослужащих высоких духовно-
нравственных и психологических качеств, гордости за принадлежность
к Вооруженным Силам, готовности выполнить воинский долг,
стремления в совершенстве овладеть военными знаниями и навыками;
качество проведения конкретных мероприятий, направленных на
повышение престижа военной службы, авторитета Вооруженных Сил,
объективность информации о примерах мужества и героизма
военнослужащих;
организацию проведения воинских ритуалов и мероприятий,
посвященных дням воинской славы (победным дням) России, традициям
вооруженной защиты Отечества, памятным датам в истории вида
Вооруженных Сил, рода войск Вооруженных Сил, военно-учебного
заведения;
соответствие тематики текущего информирования информационным
потребностям военнослужащих;
участие руководящего состава в информировании подчиненных;
наличие в распорядке дня времени для ежедневного просмотра и
прослушивания информационных программ российского радио и
телевидения;
организацию подписки на периодические печатные издания,
регулярность их получения и распространение в воинской части
(подразделении), военно-учебном заведении;
отражение в стенной печати наглядной агитации военной и
государственной символики России, боевых традиций, отечественной
военной истории, опыта обучения и воспитания военнослужащих.
Состояние информационно-воспитательной работы оценивается
"удовлетворительно" или "неудовлетворительно";
б) в работе по укреплению правопорядка и воинской дисциплины:
эффективность работы должностных лиц воинской части
(подразделения), военно-учебного заведения по укреплению
правопорядка и воинской дисциплины, объективность в оценке
состояния воинской дисциплины;
деятельность командования по сохранению жизни и здоровья
военнослужащих, недопущению совершения правонарушений в отношении
местного населения, профилактике преступлений, связанных с
хранением и сбытом наркотических средств, а также употребления
наркотиков и спиртных напитков;
наличие практической помощи должностным лицам воинской части
(подразделения), военно-учебного заведения в поддержании
правопорядка, укреплении воинской дисциплины, проведении анализа
состояния воинской дисциплины и правопорядка, вскрытии причин
происшествий, преступлений, грубых дисциплинарных проступков,
подготовке выводов и предложений по их профилактике.
Состояние работы по укреплению правопорядка и воинской
дисциплины оценивается в соответствии с требованиями Инструкции о
порядке проведения проверок в Вооруженных Силах Российской
Федерации "удовлетворительно" или "неудовлетворительно";
в) в военно-социальной работе:
является ли военно-социальная работа составной частью
воспитательной работы и степень ее соответствия законодательству
Российской Федерации, правовым актам Министерства обороны по
социальным вопросам;
деятельность командования воинской части (подразделения),
военно-учебного заведения по обеспечению прав, гарантий и льгот
военнослужащих и членов их семей, предусмотренных
законодательством Российской Федерации;
организацию изучения социальных процессов среди военнослужащих
воинской части (подразделения), военно-учебного заведения,
выработку предложений командованию по предупреждению негативных
социальных явлений и участие должностных лиц воспитательной работы
в их реализации;
проведение работы по разъяснению правовых актов Министерства
обороны по социальным вопросам, правовому воспитанию
военнослужащих;
своевременность рассмотрения жалоб и предложений;
проведение юридических консультаций и оказание адресной помощи
в случае нарушения социальных прав военнослужащих.
Кроме того, проверяется наличие должностей и укомплектованность
органов воспитательной работы специалистами военно-социальной
работы.
Целью оценки состояния военно-социальной работы является
определение уровня реализации установленных законодательством прав
и льгот военнослужащих и членов их семей воинской части
(подразделения), военно-учебного заведения.
Состояние военно-социальной работы оценивается
"удовлетворительно" или "неудовлетворительно";
г) в психологической работе:
влияние психологической работы на формирование морально-
психологической устойчивости и готовности военнослужащих к
выполнению задач в любых условиях обстановки, высокой мотивации к
овладению воинской специальностью (профессией), поддержание
здорового морально-психологического климата в воинской части
(подразделении), военно-учебном заведении;
психологический анализ служебной деятельности, учебно-
воспитательного процесса и выработку мер по повышению их
эффективности;
изучение индивидуально-психологических особенностей
военнослужащих, социально-психологических процессов в воинских
коллективах и прогнозирование их развития;
организацию психологической помощи и психологической
реабилитации военнослужащих, получивших психическую травму;
психологическую профилактику нарушений воинской дисциплины,
девиантного поведения;
организацию мероприятий психологического обеспечения караульной
и внутренней служб;
методическое обеспечение занятий по боевой подготовке в
интересах формирования психологической устойчивости
военнослужащих;
наличие подразделений психологической помощи и реабилитации,
укомплектованность специалистами психологической работы и
эффективность их деятельности.
Психологическая работа оценивается "удовлетворительно" или
"неудовлетворительно";
д) в культурно-досуговой работе:
организацию и эффективность работы по формированию
эстетическими, художественными средствами нравственно-этических и
культурных качеств, воспитанию военнослужащих в духе патриотизма,
верности Военной присяге, воинскому долгу, беззаветной преданности
своему народу и Отечеству;
наличие материально-технической базы культурно-досуговой работы
(клуба, библиотеки, музея, читального зала) и ее использование в
культурном обслуживании военнослужащих;
систему взаимодействия военных учреждений культуры со
средствами массовой информации, ведомственными, общественными и
иными организациями в интересах культурно-досугового обслуживания
военнослужащих;
уровень работы по приобщению военнослужащих и членов их семей к
национальным и общечеловеческим культурным и нравственным
ценностям, самодеятельному творчеству, организацию полноценного
досуга курсантов и слушателей в целях поддержания на должном
уровне их физического и морально-психологического состояния;
периодичность демонстрации художественных фильмов, их
репертуарно-тематическую направленность в интересах воспитания
военнослужащих, посещение театров, музеев, концертных залов,
стадионов, других культурно-зрелищных и спортивных учреждений;
обеспеченность воинской части (подразделения), военно-учебного
заведения техническими средствами воспитания, оборудованием по
закрепленной номенклатуре, применение технических средств
воспитания в воспитательном процессе;
правильность расходования денежных средств, выделенных на
проведение воспитательной работы по соответствующим статьям сметы
Министерства обороны.
Состояние культурно-досуговой работы оценивается
"удовлетворительно" или "неудовлетворительно".
Морально-психологическое состояние военнослужащих - это
состояние психики отдельного военнослужащего или психологии
воинского коллектива (формирования) в данное время и в конкретной
обстановке, проявляющееся в боевой (служебной) активности
военнослужащих, их готовности к боевым действиям.
Морально-психологическое состояние военнослужащих определяется
и оценивается по специальным методикам.
Основные параметры и методики оценки морально-психологического
состояния военнослужащих как в мирное, так и в военное время
включены в проект наставления по морально-психологическому
обеспечению и проходят апробацию в войсках.
Морально-психологическое состояние военнослужащих оценивается в
соответствии с требованиями Инструкции о порядке проведения
проверок в Вооруженных Силах Российской Федерации
"удовлетворительно" или "неудовлетворительно".
При разработке настоящей Концепции был использован имеющийся
отечественный опыт по проблемам воспитания военнослужащих.
Концепция ориентирована на дальнейшее совершенствование научных
положений и практических подходов к системе воспитания
военнослужащих с учетом требований современного этапа
строительства и развития Вооруженных Сил.
Начальник Главного управления
воспитательной работы
Вооруженных Сил
Российской Федерации,
генерал-полковник
Н.РЕЗНИК
|