МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 марта 2004 г. N 03-17ин/36-03
Министерство образования Российской Федерации направляет для
использования в работе Рекомендации по организации приема и
разработке правил приема в образовательные учреждения среднего и
высшего профессионального образования, участвующие в эксперименте
по введению единого государственного экзамена в 2004 году.
Первый заместитель Министра
В.А.БОЛОТОВ
Приложение
к письму Минобразования России
от 11 марта 2004 г. N 03-17ин/36-03
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЕМА И РАЗРАБОТКЕ ПРАВИЛ
ПРИЕМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, УЧАСТВУЮЩИЕ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ
ПО ВВЕДЕНИЮ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
В 2004 ГОДУ
Настоящие Рекомендации разработаны на основании
законодательства Российской Федерации в области образования,
Положения о проведении единого государственного экзамена (Приказ
Минобразования России от 09.04.2002 N 1306, зарегистрирован
Минюстом России 08.05.2002, N 3420) (далее - Положение о
проведении ЕГЭ), Порядка приема в государственные образовательные
учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные
заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами
исполнительной власти (Приказ Минобразования России от 14.01.2003
N 50, зарегистрирован Минюстом России 06.02.2003, N 4188) (далее -
Порядок приема в вузы); Порядка приема в государственные и
муниципальные образовательные учреждения среднего
профессионального образования (средние специальные учебные
заведения) Российской Федерации (Приказ Минобразования России от
09.12.2002 N 4304, зарегистрирован Минюстом России 03.02.2003, N
4169) (далее - Порядок приема в ссузы).
Рекомендации могут быть использованы:
образовательными учреждениями среднего и высшего
профессионального образования (далее соответственно - ссузы и
вузы), участвующими в эксперименте по введению единого
государственного экзамена (далее - эксперимент), в том числе их
филиалами, расположенными на территории субъектов Российской
Федерации, участвующих в эксперименте;
ссузами и вузами, не участвующими в эксперименте, но принявшими
решение засчитывать результаты единого государственного экзамена
(далее - ЕГЭ) в качестве результатов вступительных испытаний.
При подготовке правил приема в 2004 году указанные ссузы/вузы
должны исходить из необходимости отразить в них особенности приема
документов, организации вступительных испытаний, проведения
конкурса и зачисления поступающих на включенные в эксперимент
направления подготовки (специальности). Для этого в правилах
приема рекомендуется выделить отдельный раздел "Прием на
направления подготовки (специальности), включенные в эксперимент
по введению единого государственного экзамена" либо дополнить
соответствующими положениями имеющиеся разделы правил приема.
1. В разделе, определяющем перечень направлений подготовки
(специальностей), на которые объявляется прием, рекомендуется с
учетом схемы проведения эксперимента в данном субъекте Российской
Федерации (далее - субъект Федерации) и Приказа Минобразования
России от 26.12.2003 N 4794 "Об участии государственных
образовательных учреждений высшего профессионального образования в
эксперименте по введению единого государственного экзамена в 2004
году" указать:
перечень направлений подготовки (специальностей), включенных в
эксперимент, с указанием форм обучения, прием на которые
осуществляется по результатам ЕГЭ;
перечень вступительных испытаний на включенные в эксперимент
направления подготовки (специальности), по которым засчитываются
результаты ЕГЭ или проводятся вступительные испытания в форме и по
материалам ЕГЭ;
перечень вступительных испытаний профессиональной
направленности (профильных испытаний) на каждое включенное в
эксперимент направление подготовки (специальность), а также
наименование и форму проведения вступительных испытаний для
поступающих, имеющих право на зачисление в ссузы/вузы по
результатам уменьшенного количества вступительных испытаний.
При определении перечня вступительных испытаний по каждому
направлению подготовки (специальности) вузам рекомендуется
руководствоваться письмом Минобразования России от 25.08.2003 N 14-
52-989ин/13.
При этом следует иметь в виду, что в настоящее время проведение
вступительного испытания в ссузы/вузы по общеобразовательному
предмету "русский язык и литература" не предусмотрено. Ссузы/вузы
вправе предусмотреть проведение двух вступительных испытаний - по
русскому языку и по литературе - на направления подготовки
(специальности), для которых данные предметы являются профильными.
Если литература не является профильным предметом при поступлении
на направление подготовки (специальность), включенное в
эксперимент, то вступительное испытание по русскому языку и/или
литературе в форме сочинения рекомендуется заменить вступительным
испытанием по русскому языку в форме и по материалам ЕГЭ.
2. В разделе, регулирующем прием документов, рекомендуется
указать следующее.
2.1. Поступающие на включенные в эксперимент направления
подготовки (специальности), кроме перечня документов,
установленного п. 12 Порядка приема в ссузы/п. 10 Порядка приема в
вузы, представляют по своему усмотрению оригиналы или заверенные в
установленном порядке копии свидетельства о результатах ЕГЭ (далее
- свидетельство).
При подготовке правил приема следует в соответствии с
Положением о проведении ЕГЭ предусмотреть возможность подачи
поступающим документов на включенные в эксперимент направления
подготовки (специальности) как лично, так и по почте.
С учетом этого ссузу/вузу рекомендуется заблаговременно
разработать типовую форму заявления о приеме (примерная форма
прилагается) и обеспечить поступающим возможность ознакомиться с
нею и документами, регламентирующими его деятельность. Типовая
форма заявления и иные документы, с которыми в соответствии с
пунктами 13, 14 Порядка приема в ссузы/пунктами 7, 10 Порядка
приема в вузы должны быть ознакомлены поступающие, вывешиваются до
начала приема документов в местах информирования поступающих и
публикуются на веб-сайте ссуза/вуза.
2.2. При направлении документов по почте поступающий к
заявлению о приеме, составленному по типовой форме, прилагает
ксерокопии документов, удостоверяющих его личность и гражданство,
по своему усмотрению оригиналы или заверенные в установленном
порядке копии документа государственного образца об образовании и
свидетельства о результатах ЕГЭ, а также иные документы,
предусмотренные п. 12 Порядка приема в ссузы/п. 10 Порядка приема
в вузы.
Документы направляются поступающим заказным письмом с
уведомлением и описью вложения, заверенной отделением связи,
принявшим данное почтовое отправление. Уведомление и заверенная
опись вложения являются основанием подтверждения приема документов
поступающего.
В случае, если документы отправлены поступающим до 15 июля,
однако поступили в вуз после 15 июля, приемная комиссия проводит
их регистрацию в установленном порядке.
2.3. Ссузы/вузы, участвующие в эксперименте, должны принимать
свидетельства о результатах ЕГЭ, выданные как в субъекте
Федерации, на территории которого они расположены, так и в других
субъектах Федерации. Свидетельства о результатах ЕГЭ, выданные в
различных субъектах Федерации, равноценны.
Приемные комиссии ссузов/вузов не вправе отказать поступающему
в приеме документов по причине недостаточного количества баллов,
набранного им на ЕГЭ.
2.4. Кроме того, в данном разделе правил приема следует указать
сроки приема документов на включенные в эксперимент направления
подготовки (специальности) по различным формам обучения, исходя из
реализуемой схемы эксперимента, требований Порядка приема в
ссузы/Порядка приема в вузы и с учетом п. 3.6 настоящих
Рекомендаций.
Ссузам/вузам рекомендуется рассмотреть возможность установления
совмещенных сроков приема документов и вступительных испытаний при
поступлении на направления подготовки (специальности), включенные
в эксперимент, на очную, очно-заочную (вечернюю), заочную формы
обучения и экстернат на места, финансируемые за счет средств
соответствующих бюджетов, и на места с оплатой стоимости обучения.
2.5. В целях упорядочения процедуры зачисления в правилах
приема рекомендуется установить срок, в течение которого после
окончания вступительных испытаний поступающий должен подтвердить
свое согласие обучаться в данном ссузе/вузе (представить оригиналы
необходимых документов). Указанный срок должен определяться с
учетом времени, фактически необходимого для направления
поступающим и получения ссузом/вузом соответствующего
подтверждения (оригиналов документов), и составлять не менее двух
рабочих дней.
3. В разделе, регулирующем проведение вступительных испытаний,
рекомендуется учесть следующее.
3.1. Вступительные испытания на включенные в эксперимент
направления подготовки (специальности) проводятся:
по общеобразовательным предметам, входящим в перечень ЕГЭ в
данном субъекте Федерации, - в форме и по материалам ЕГЭ;
по общеобразовательным предметам, которые не входят в перечень
ЕГЭ в данном субъекте Федерации, - в форме, определенной в
правилах приема, в том числе по желанию ссуза/вуза и по
согласованию с Минобразованием России в форме и по материалам ЕГЭ.
Ссузы/вузы не вправе проводить вступительные испытания в
традиционной форме по общеобразовательным предметам, входящим в
перечень ЕГЭ в данном субъекте Федерации, за исключением случаев,
указанных в п. 3.2 настоящих Рекомендаций.
3.2. Ссуз/вуз вправе самостоятельно определить форму
вступительных испытаний на включенные в эксперимент направления
подготовки (специальности) по общеобразовательным предметам,
входящим в перечень ЕГЭ в данном субъекте Федерации, только для
следующих категорий поступающих:
ссуз - для поступающих, имеющих начальное профессиональное
образование соответствующего профиля, среднее или высшее
профессиональное образование;
вуз - для лиц, имеющих среднее профессиональное образование
соответствующего профиля и поступающих для обучения по сокращенным
программам.
3.3. К вступительным испытаниям в форме и по материалам ЕГЭ
допускаются:
поступающие, не участвовавшие в ЕГЭ в мае-июне 2004 года;
поступающие, не сдававшие ЕГЭ в мае-июне 2004 года по
общеобразовательным предметам, входящим в перечень вступительных
испытаний в форме и по материалам ЕГЭ на избранные ими направления
подготовки (специальности).
Поступающий, сдававший ЕГЭ в мае-июне 2004 года по
общеобразовательным предметам, входящим в перечень вступительных
испытаний на избранное направление подготовки (специальность), к
вступительным испытаниям в форме и по материалам ЕГЭ в июле по
этим же предметам не допускается.
3.4. Контроль за достоверностью сведений об участии в ЕГЭ в мае-
июне 2004 года, представляемых поступающим в ссуз/вуз,
осуществляет приемная комиссия ссуза/вуза совместно с
государственной экзаменационной комиссией субъекта Федерации
(далее - ГЭК) и при содействии Федеральной базы свидетельств о
результатах ЕГЭ.
Ссузам/вузам рекомендуется обращаться с запросом в Федеральную
базу свидетельств о результатах ЕГЭ о каждом поступающем, подавшем
документы на направления подготовки (специальности), включенные в
эксперимент, с целью подтверждения его участия/неучастия в ЕГЭ в
мае-июне текущего года, а также правильности данных, содержащихся
в представленном им свидетельстве о результатах ЕГЭ.
Поступающий, представивший недостоверные сведения, участвует в
конкурсе в ссуз/вуз с тем количеством баллов, которое было
получено им при сдаче ЕГЭ по соответствующему общеобразовательному
предмету в мае-июне 2004 года.
3.5. При организации вступительных испытаний и зачисления на
включенные в эксперимент направления подготовки (специальности) в
соответствии с Порядком приема в ссузы и Порядком приема в вузы
поступающие в ссузы/вузы, окончившие с медалями образовательные
учреждения среднего (полного) общего или начального
профессионального образования или с отличием образовательные
учреждения среднего профессионального образования, а также
поступающие в ссузы, имеющие диплом о начальном профессиональном
образовании с отличием, проходят вступительные испытания
профессиональной направленности (профильные испытания) по
общеобразовательному предмету, определенному в правилах приема.
В случае, если указанные лица:
участвовали в ЕГЭ в мае-июне текущего года и набрали по данному
общеобразовательному предмету установленное вузом количество
баллов, они принимаются в ссуз/вуз по результатам ЕГЭ;
не участвовали в ЕГЭ в мае-июне текущего года по данному
общеобразовательному предмету, они, за исключением,
предусмотренным п. 3.2 настоящих Рекомендаций, сдают
соответствующие вступительные испытания профессиональной
направленности (профильные испытания) в форме и по материалам ЕГЭ.
Вступительные испытания в форме собеседования для них не
проводятся.
Если указанные лица набрали на ЕГЭ в мае-июне 2004 года или на
вступительном профильном испытании в форме и по материалам ЕГЭ по
данному общеобразовательному предмету меньшее количество баллов,
чем установленное ссузом/вузом количество баллов, дающее право на
зачисление по результатам вступительного профильного испытания, им
предоставляется право дальнейшей сдачи вступительных испытаний и
участия в конкурсе на общих основаниях.
3.6. Вступительные испытания в форме и по материалам ЕГЭ
организуются ГЭК при участии приемной комиссии ссуза/вуза в сроки,
установленные Минобразованием России. Указанные испытания по
каждому общеобразовательному предмету проводятся одновременно во
все ссузы и вузы, участвующие в эксперименте.
3.7. ГЭК по представлению приемной комиссии ссуза/вуза
организует совместно с региональным центром обработки информации
субъекта Российской Федерации (далее - РЦОИ) комплектование групп
и распределение поступающих, сдающих вступительные испытания в
форме и по материалам ЕГЭ, по пунктам проведения ЕГЭ.
Ссузы/вузы при приеме документов информируют поступающих о
сроках и месте сдачи вступительных испытаний в форме и по
материалам ЕГЭ, о порядке ознакомления с их результатами и подачи
апелляций.
Результаты вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ
вывешиваются в пунктах проведения ЕГЭ, а также на информационном
стенде и веб-сайте ссуза/вуза.
3.8. Поступающие, сдававшие вступительные испытания в форме и
по материалам ЕГЭ, имеют право подать в письменной форме апелляцию
в конфликтную комиссию субъекта Российской Федерации. Порядок
подачи и рассмотрения апелляции по результатам вступительных
испытаний в форме и по материалам ЕГЭ определяется Положением о
проведении ЕГЭ и положением о конфликтной комиссии, утвержденным
органом управления образованием субъекта Российской Федерации. В
правилах приема в ссуз/вуз рекомендуется указать сроки и место
приема указанных апелляций.
Апелляционная комиссия ссуза/вуза не вправе принимать апелляции
по процедуре и результатам вступительных испытаний в форме и по
материалам ЕГЭ.
4. В разделе, регулирующем проведение конкурса, рекомендуется
указать следующее.
4.1. Конкурс на общие и целевые места на включенные в
эксперимент направления подготовки (специальности) организуется
раздельно.
4.2. В целях организации конкурса и зачисления поступающих на
включенные в эксперимент направления подготовки (специальности)
ссузу/вузу рекомендуется установить до начала вступительных
испытаний:
а) количество баллов, которое необходимо набрать для
зачисления:
поступающим, имеющим право на зачисление по результатам
вступительных испытаний профессиональной направленности, - на
соответствующих вступительных профильных испытаниях;
поступающим, имеющим в соответствии с законодательством
Российской Федерации право на внеконкурсное зачисление, - по
каждому вступительному испытанию (при этом шкала, устанавливающая
границы удовлетворительной и отличной отметок (количества баллов),
является общей для поступающих вне конкурса и поступающих по
различным условиям конкурса на соответствующее направление
подготовки (специальность));
б) шкалу перевода стобалльной системы оценивания результатов
ЕГЭ в сопоставимую с системой оценивания, используемой в данном
ссузе/вузе (в случае, если зачисление на включенное в эксперимент
направление подготовки (специальность) проводится на основе
результатов ЕГЭ и результатов вступительных испытаний в
традиционной форме).
При оценивании результатов вступительных испытаний, проводимых
ссузом/вузом на включенные в эксперимент направления подготовки
(специальности) в традиционной форме, рекомендуется использовать
также стобалльную систему оценивания. В этом случае шкала перевода
не устанавливается.
4.3. Результаты централизованного тестирования в качестве
результатов вступительных испытаний на включенные в эксперимент
направления подготовки (специальности) не засчитываются.
5. В разделе, регулирующем зачисление поступающих,
рекомендуется учесть следующее.
5.1. В соответствии с Положением о ЕГЭ зачисление на включенные
в эксперимент направления подготовки (специальности) проводится на
конкурсной основе по результатам ЕГЭ или вступительных испытаний в
форме и по материалам ЕГЭ, а также по результатам вступительных
испытаний, проведенных ссузом/вузом в традиционной форме, в
случае, если они проводились по общеобразовательным предметам, не
включенным в эксперимент в данном субъекте Федерации.
5.2. Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской
олимпиады школьников и члены сборных команд Российской Федерации,
участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным
предметам и сформированных в порядке, определяемом Правительством
Российской Федерации, зачисляются на включенные в эксперимент
направления подготовки (специальности), соответствующие профилю
олимпиады, без вступительных испытаний.
5.3. Вне конкурса при условии успешной сдачи ЕГЭ и/или
вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ (набора
установленного ссузом/вузом количества баллов) в ссуз/вуз
зачисляются поступающие, имеющие право на внеконкурсное зачисление
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.4. Ссуз/вуз вправе самостоятельно определить условия сдачи
вступительных испытаний и прохождения конкурса участниками
проводимого в субъекте Федерации этапа Всероссийской олимпиады
школьников, занявшими первое, второе и третье места и
представившими документ органа управления образованием субъекта
Федерации, подтверждающий присуждение им призовых мест на
олимпиаде (в том числе выставить высший балл "100" за
вступительные испытания, соответствующие профилю олимпиады, без их
сдачи в форме и по материалам ЕГЭ).
5.5. Зачисление рекомендуется осуществлять поэтапно. В этом
случае процедура зачисления включает в себя:
подведение итогов конкурса, составление списка прошедших
конкурс и списка резерва;
обязательное оповещение поступающих, прошедших конкурс, и
поступающих, включенных в список резерва;
сбор подтверждений (оригиналов документов) поступающих,
прошедших конкурс;
издание приказа о зачислении.
В случае отказа ряда поступающих, прошедших конкурс, от
зачисления в данный ссуз/вуз либо отсутствия своевременного
подтверждения ими согласия (непредставления в сроки, установленные
правилами приема, оригиналов документов) зачисление осуществляется
из числа поступающих, включенных в список резерва.
5.6. На основании Порядка приема ссуз/вуз устанавливает в
правилах приема согласованные с советом ректоров вузов и советом
директоров ссузов субъекта Федерации сроки зачисления поступающих
на включенные в эксперимент направления подготовки (специальности)
по различным формам обучения с учетом рекомендуемой процедуры
зачисления и особенностей проведения эксперимента в данном
ссузе/вузе.
В случае, если ссуз/вуз засчитывает результаты ЕГЭ и/или
вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ при приеме на
все формы обучения по включенным в эксперимент направлениям
подготовки (специальностям), рекомендуется установить:
различные сроки зачисления на эти формы обучения;
возможность зачисления на очно-заочную и заочную формы обучения
поступающих, подавших заявления на очную форму обучения, но не
прошедших по конкурсу;
возможность организации дополнительного приема на очную, очно-
заочную и заочную формы обучения в случае "недобора".
5.7. В правилах приема рекомендуется указать, что лица, не
прошедшие по общему конкурсу и конкурсу на целевые места на
включенные в эксперимент направления подготовки и/или
специальности, могут участвовать в конкурсе и быть зачислены в
ссуз/вуз на договорной основе с оплатой стоимости обучения
юридическими или физическими лицами.
Свидетельство о результатах сдачи ЕГЭ дает право на поступление
на конкурсной основе как на места, финансируемые из
соответствующего бюджета, так и на места с оплатой стоимости
обучения.
5.8. В случае отказа от участия в конкурсе и/или зачисления
оригиналы документов об образовании должны возвращаться
поступающему приемной комиссией ссуза/вуза в течение следующего
рабочего дня после получения соответствующего письменного
заявления поступающего.
6. Все прочие вопросы решаются приемной комиссией ссуза/вуза в
соответствии с порядком и правилами приема.
Приложение
к Рекомендациям по организации
приема и разработке правил
приема в образовательные учреждения
среднего и высшего профессионального
образования, участвующие в эксперименте
по введению единого государственного
экзамена в 2004 году
Регистрационный номер ______________
Ректору/директору ________________________________________________
(полное наименования вуза/ссуза)
__________________________________________________________________
от
--------------------------------T--------------------------------¬
¦Фамилия ______________________ ¦Гражданство: ------------------ ¦
¦Имя __________________________ ¦Документ, удостоверяющий ¦
¦Отчество _____________________ ¦личность, _____________________ ¦
¦Дата рождения ________________ ¦____________ N ________________ ¦
¦Место рождения _______________ ¦Когда и кем выдан: __________ г.¦
¦______________________________ ¦_______________________________ ¦
L-------------------------------+---------------------------------
Проживающего(ей) по адресу: ______________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
телефон __________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу допустить меня к вступительным испытаниям и участию в
конкурсе на направление подготовки (специальность) _______________
____________________________________________________ факультета по
--¬ --¬ --¬
очной L--, очно-заочной (вечерней) L--, заочной L-- форме обучения
--¬
на места, финансируемые из федерального бюджета L--, на места с
--¬
полным возмещением затрат L--
Прошу засчитать в качестве результатов вступительных испытаний
следующее:
(указать, где получена отметка: ЕГЭ - единый государственный
экзамен, О - олимпиада, Другое* - другие отметки, которые
разрешается засчитывать в соответствии с Порядком приема)
--------------T--------T--------T---T----T-------T---------------¬
¦Наименование ¦ Код ¦Отметка ¦ЕГЭ¦ О ¦Другое*¦Наименование и ¦
¦ предмета ¦предмета¦ (балл) ¦ ¦ ¦ ¦номер документа¦
+-------------+--------+--------+---+----+-------+---------------+
+-------------+--------+--------+---+----+-------+---------------+
+-------------+--------+--------+---+----+-------+---------------+
L-------------+--------+--------+---+----+-------+----------------
Прошу допустить меня к вступительным испытаниям по следующим
общеобразовательным предметам:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
О себе сообщаю следующее:
--¬
Окончил(а) в ________ году общеобразовательное учреждение L--;
образовательное учреждение начального профессионального
--¬
образования +-+; образовательное учреждение среднего
--¬ --¬
профессионального образования +-+; другое L--
--¬ --¬
Аттестат L--/диплом L-- Серия ______ N __________________
--¬
Медаль (аттестат, диплом "с отличием") L--
--¬
Победитель всероссийских олимпиад (член сборной) L--
Трудовой стаж (если есть): _____ лет, ____ мес.
--¬ --¬ --¬
Иностранный язык: английский L--, немецкий L--, французский L--,
--¬ --¬
другой L-- ___________, не изучал L--
При поступлении имею следующие льготы ____________________________
Документ, предоставляющий право на льготы ________________________
--¬ --¬
Общежитие: нуждаюсь L--, не нуждаюсь L--
О себе дополнительно сообщаю: ____________________________________
"__" ____________ 2004 г. ______________________
(подпись поступающего)
--¬
Высшее профессиональное образование получаю впервые L--, не
--¬
впервые L-- ______________________
(подпись поступающего)
С лицензией на право осуществления образовательной деятельности,
свидетельством о государственной аккредитации, Правилами приема и
условиями обучения в данном образовательном учреждении, правилами
подачи апелляций ознакомлен: ______________________
(подпись поступающего)
С датой предоставления подлинника документа об образовании
ознакомлен: ______________________
(подпись поступающего)
Подпись ответственного лица приемной комиссии ____________________
"__" ____________ 2004 г.
|