МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 9 марта 2004 г. N 135-р
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НИОКР В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МПР РОССИИ
В целях совершенствования организации научно-технической
деятельности в сфере деятельности Министерства природных ресурсов
Российской Федерации:
1. Утвердить прилагаемые Методические указания по подготовке и
подписанию государственных контрактов и приемке результатов научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ в системе
Министерства природных ресурсов Российской Федерации (далее -
Методические указания).
2. Департаменту научного обеспечения и инновационной политики
(Асратян) обеспечить координацию и методическое руководство
деятельности государственных служб, структурных подразделений
центрального аппарата, территориальных органов Министерства и
организаций, находящихся в ведении МПР России, при подготовке и
подписании государственных контрактов и приемке результатов научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ в системе
Министерства природных ресурсов Российской Федерации в
соответствии с настоящими Методическими указаниями.
3. Признать утратившими силу распоряжение МПР России от
04.07.2002 N 334-р "Об организации НИОКР в системе МПР России".
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на
первого заместителя Министра В.П. Рощупкина.
Исполняющий обязанности
Министра природных ресурсов
Российской Федерации
В.Г.АРТЮХОВ
Утверждены
распоряжением
Министерства
природных ресурсов
Российской Федерации
от 9 марта 2004 г. N 135-р
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПОДГОТОВКЕ И ПОДПИСАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
КОНТРАКТОВ И ПРИЕМКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ
И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА
ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические указания по подготовке и подписанию
государственных контрактов и приемке результатов научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) в
системе Министерства природных ресурсов Российской Федерации
(далее - МПР России) разработаны в соответствии с частями первой и
второй Гражданского кодекса Российской Федерации <1>, Федеральным
законом "О поставках продукции для федеральных государственных
нужд" от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1994, N 34, ст. 3540; 1995, N 26, ст. 2397;
1997, N 12, ст. 1381; 1999, N 19, ст. 2302), Федеральным законом
"О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных нужд" от 6 мая 1999 г. N
97-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 19,
ст. 2302), Положением об организации закупки товаров, работ и
услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента
Российской Федерации от 08.04.1997 N 305 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1997, N 15, ст. 1756),
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995
г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции
для федеральных государственных нужд" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1995, N 28, ст. 2669), Постановлением
Правительства Российской Федерации от 2 сентября 1999 г. N 982 "Об
использовании результатов научно-технической деятельности"
(Собрание законодательства Российской Федерации. 1999, N 36, ст.
4412), Положением о Министерстве природных ресурсов Российской
Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российском
Федерации от 25 сентября 2000 г. N 726 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2000, N 40, ст. 3971) в целях организации
научного сопровождения работ по рациональному природопользованию,
охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации от
05.12.1994, N 32, ст. 3901; 1996, N 5, ст. 411; 1996, N 9, ст.
773; 1996, N 34, ст. 4026; 1999, N 28, ст. 3471; 2001, N 17, ст.
1644; 2001, N 21, ст. 2063; 2002, N 12, ст. 1093; 2002, N 48, ст.
4746; 2002, N 48, ст. 4737; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 52, ст.
5034.
1.2. МПР России в пределах своей компетенции определяет
приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивает
разработку и реализацию научных и научно-технических программ и
проектов, развитие форм интеграции науки и производства,
реализацию достижений науки и техники (Положение о Министерстве
природных ресурсов Российской Федерации, утвержденное
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2000 N
726).
Планирование и финансирование НИОКР в природно-ресурсном
комплексе осуществляется в соответствии с Приоритетными
направлениями развития науки, технологий и техники Российской
Федерации и Перечнем критических технологий Российской Федерации,
утвержденными Президентом Российской Федерации В.В. Путиным
30.03.2002, N Пр-577, Пр-578.
1.3. Структурные подразделения центрального аппарата МПР
России, территориальные органы Министерства, ответственные за
организацию выполнения государственного заказа на НИОКР в сфере
деятельности МПР России, приемку и использование результатов
НИОКР, руководствуются настоящими Методическими указаниями.
2. Подготовка и подписание контрактов на выполнение НИОКР
2.1. МПР России заключает в установленном законодательством
порядке государственные контракты по итогам проведенных конкурсов
на выполнение НИОКР, а также на выполнение НИОКР единственным
поставщиком по согласованию с Минэкономразвития России.
2.2. Условия государственного контракта (далее - Контракт),
заключаемого но результатам конкурса на выполнение НИОКР,
определяются в соответствии с объявленными условиями конкурса и
представленным на конкурс предложением участника, признанного
победителем.
Заказчик вправе использовать иные способы размещения госзаказа
(размещение заказа у единого исполнителя по согласованию с
Минэкономразвития России) в случае отрицательных результатов
открытого конкурса либо в иных случаях, предусмотренных
законодательством в сфере формирования заказа по НИОКР для
государственных нужд.
2.3. В соответствии со статьей 766 ГК РФ Контракт должен
содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению
НИОКР, сроках ее начала и окончания, размере и порядке оплаты
работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
2.4. При составлении Контракта определяется объем сведений,
признаваемых конфиденциальными, а также обязанности сторон в части
обеспечения конфиденциальности таких сведений.
2.5. Стороны в Контрактах на выполнение НИОКР могут
использовать результаты работ в пределах и на условиях,
предусмотренных Контрактом.
2.6. Проект Контракта, как правило, подготавливается
государственным заказчиком и направляется Исполнителю НИОКР для
подписания.
2.7. При составлении Контрактов на выполнение НИОКР могут быть
оговорены следующие условия:
1) порядок материально-технического обеспечения работ (в случае
апробации и опытного внедрения результатов НИОКР);
2) условия приобретения и возврата государственному заказчику
оборудования, приборов и материалов, используемых для выполнения
НИОКР;
3) права сторон по использованию и распоряжению научно-
технической продукцией, созданной по данному Контракту;
4) условия соблюдения конфиденциальности;
5) необходимость проведения экспертной оценки;
6) другие условия, каковые будут признаны сторонами
существенными с учетом особенностей конкретной работы.
2.8. Проект Контракта на выполнение НИОКР со всеми приложениями
до подписания визируется в следующем порядке и составе документов:
2.8.1. Руководитель структурного подразделения центрального
аппарата - представитель государственного заказчика научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ готовит проекты
Контракта, Технического задания, Календарного плана выполнения
работ, Протокола соглашения о договорной цене.
2.8.2. Руководитель Департамента научного обеспечения и
инновационной политики согласовывает (визирует) проекты Контракта,
Технического задания, Календарного плана выполнения работ,
Протокола соглашения о договорной цене в части соответствия
выходной продукции утвержденному плану НИОКР на 2004 год, а также
обеспечивает согласование с курирующим Департамент научного
обеспечения и инновационной политики заместителем Министра
природных ресурсов Российской Федерации.
2.8.3. Руководитель Департамента законопроектной и нормативной
деятельности либо его заместитель согласовывает (визирует) проекты
Технического задания и Календарного плана выполнения работ на
предмет соответствия выходной НТПр, в части разработки проектов
нормативных документов, утвержденному плану законопроектной и
нормативно-правовой работы MПР России и иным нормативным актам МПР
России, предусматривающим разработку нормативных документов.
2.8.4. Начальник Управления оценки минерально-сырьевых ресурсов
и государственного баланса запасов полезных ископаемых
рассматривает проекты Контрактов на предмет формирования цены на
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
и визирует проекты Контракта и Протокола соглашения о договорной
цене.
2.8.5. Начальник Финансового управления рассматривает и
визирует проекты Контракта, Календарного плана выполнения работ,
Протокола соглашения о договорной цене, а также несет
ответственность за обеспечение целевого и эффективного
использования бюджетных средств, совместно с Департаментом
научного обеспечения и инновационной политики контролирует
соответствие общего объема финансирования по представленному
Контракту установленному лимиту бюджетного финансирования. В
случае превышения лимитов Контракт не регистрируется, не заносится
в базу данных о НИОКР и финансированию не подлежит. В случае
необходимости обеспечивает согласование с курирующим заместителем
Министра.
2.8.6. Начальник Юридического управления рассматривает и
визирует проект Контракта и обеспечивает соответствие
представленного документа законодательству Российской Федерации.
2.9. Рассмотрение представленных на согласование проектов
Контракта, Технического задания, Календарного плана выполнения
работ, Протокола соглашения о договорной цене производится
ответственными сотрудниками соответствующих структурных
подразделений центрального аппарата МПР России, указанными в
подпунктах 2.8.1 - 2.8.6 настоящих Методических указаний, в
оперативном порядке (не более двух дней).
В случае наличия существенных замечаний по представленным на
визирование проектам Контракта, Технического задания, Календарного
плана выполнения работ, Протокола соглашения о договорной цене
замечания оформляются в письменном виде. Руководитель структурного
подразделения центрального аппарата МПР России - представитель
государственного заказчика НИОКР производит доработку
вышеуказанных проектов документов и вносит доработанные документы
на повторное согласование.
После визирования проектов Контракта, Технического задания,
Календарного плана выполнения работ, Протокола соглашения о
договорной цене ответственными сотрудниками структурных
подразделений центрального аппарата МПР России, указанными в
подпунктах 2.8.1 - 2.8.6 настоящих Методических указаний,
документы направляются на подпись заместителю Министра,
курирующему соответствующее структурное подразделение центрального
аппарата МПР России - представителя государственного заказчика
НИОКР.
2.10. Заместитель Министра, курирующий соответствующее
структурное подразделение центрального аппарата МПР России -
представителя государственного заказчика НИОКР, подписывает
Контракт на создание и поставку НТПр, Протокол соглашения о
договорной цене, утверждает Техническое задание и Календарный план
выполнения работ.
2.11. Руководитель Департамента организации делопроизводства и
контроля за исполнительской дисциплиной при поступлении
подписанного Контракта регистрирует его, скрепляет гербовой
печатью, несет персональную ответственность за соблюдение
процедуры согласования Контрактов в системе МПР России и
обеспечивает хранение визового экземпляра Контракта.
2.12. Контракт подписывается в 3-х экземплярах и регистрируется
в Департаменте организации делопроизводства и контроля за
исполнительской дисциплиной.
Контракт на регистрацию вносится только уполномоченным
сотрудником Департамента научного обеспечения и инновационной
политики.
2.13. Визовый экземпляр Контракта, подписанного МПР России и
Исполнителем НИОКР, передается на хранение в Департамент
организации делопроизводства и контроля за исполнительской
дисциплиной. Второй экземпляр Контракта с копией передается в
Финансовое управление. Третий экземпляр Контракта передается
Исполнителю. Копии Контракта передаются в Департамент научного
обеспечения и инновационной политики и в структурное подразделение
центрального аппарата МПР России - представитель государственного
заказчика для организации и контроля исполнения работы. Копии
Технического задания и Календарного плана выполнения работ
передаются в Департамент законопроектной и нормативной
деятельности.
2.14. Дополнения и изменения, касающиеся условий Контракта
(предмет Контракта, сроки и этапы выполнения работ, цена, вопросы
ответственности и т.д.), могут быть внесены в Контракт по
договоренности между МПР России и Исполнителем путем обязательного
оформления дополнительных соглашений к Контракту.
2.15. Департамент научного обеспечения и инновационной политики
совместно с Финансовым управлением обеспечивает формирование и
ведение единой базы данных о НИОКР по заказам МПР России, их
исполнителям, результатам работы, проведенным экспертизам,
финансированию, отчетности, итогам реализации и другим необходимым
сведениям.
2.16. Присвоение Контракту номера с последующим занесением
сведений о нем в единую базу данных о НИОКР служит для Финансового
управления основанием для проведения расчетов.
3. Приемка, экспертная оценка и оплата выполненных НИОКР
3.1. Структурные подразделения центрального аппарата МПР России
- представители государственного заказчика НИОКР осуществляют
контроль и несут ответственность за выполнение условий Контракта в
части соблюдения Исполнителем НИОКР сроков представления к приемке
созданной НТПр, ее соответствия требованиям Технического задания
по содержанию и качеству результатов.
3.2. МПР России, в случае необходимости, организует проведение
экспертиз результатов НИОКР, финансируемых за счет средств
федерального бюджета. В экспертизе не может участвовать
специалист, имеющий личную заинтересованность в ее результатах.
Экспертиза результатов НИОКР организуется Департаментом
научного обеспечения и инновационной политики с целью детальной
оценки выполнения Технического задания и научно-технического
уровня работы по полному перечню содержащихся в нем требований.
Проведение экспертизы может быть поручено специальной
организации, осуществляющей независимую экспертизу, другим
организациям, комиссии, состоящей из независимых специалистов, или
отдельному эксперту.
3.3. Законченные НИОКР или законченные отдельные этапы работ
рассматриваются на заседании НТС или курирующими соответствующие
направления заместителями Министра с участием представителей
структурных подразделений центрального аппарата МПР России -
представителей государственного заказчика, Департамента научного
обеспечения и инновационной политики и Финансового управления в
недельный срок с момента их поступления от Исполнителя НИОКР.
По итогам совещания оформляются протоколы приемки работ и акты
сдачи-приемки работ. Руководитель структурного подразделения -
представителя государственного заказчика НИОКР подписывает
Протокол приемки и визирует Акт сдачи-приемки работ.
Представители Департамента научного обеспечения и инновационной
политики проверяют представленные выходные документы на
соответствие их Техническому заданию, Календарному плану
выполнения работ, наличие оценки практической ценности
(эффективности) результатов, рассматривают правильность оформления
приемо-сдаточных документов и при отсутствии замечаний визируют
протоколы приемки работ и акты сдачи-приемки работ.
3.4. Протоколы приемки работ утверждает заместитель Министра,
курирующий структурное подразделение - представителя
государственного заказчика НИОКР. При отсутствии замечаний по
итогам приемки результатов работ, что указывается в Протоколе
приемки работ, курирующий заместитель Министра подписывает 3
экземпляра Акта сдачи-приемки работ.
Один экземпляр Акта сдачи-приемки работ (визовый) с копией и
Протоколом приемки работ подразделение - представитель
государственного заказчика НИОКР передает в Финансовое управление,
второй экземпляр с Протоколом приемки работ - в Департамент
научного обеспечения и инновационной политики, третий экземпляр и
Протокол приемки работ - Исполнителю. В структурном подразделении
- представителе государственного заказчика НИОКР остается копия
Акта сдачи-приемки работ.
3.5. Финансовое управление готовит необходимые платежные
документы и производит оплату работ в соответствии с актами сдачи-
приемки работ.
3.6. При наличии замечаний по содержанию представленной
Исполнителем НИОКР продукции структурное подразделение
центрального аппарата МПР России - представитель государственного
заказчика НИОКР составляет мотивированный отказ от приемки работ и
направляет его за подписью курирующего заместителя Министра
Исполнителю НИОКР. Копию данного документа указанное структурное
подразделение центрального аппарата МПР России направляет в
Департамент научного обеспечения и инновационной политики.
При наличии замечаний по оформлению выходных документов
структурное подразделение центрального аппарата МПР России -
представитель государственного заказчика НИОКР доводит до
Исполнителя НИОКР указанные замечания.
3.7. В случае наличия оснований для отказа в приемке работ
структурное подразделение центрального аппарата МПР России -
представитель государственного заказчика НИОКР направляет
Исполнителю НИОКР мотивированный отказ, а также проект
двустороннего акта, содержащий перечень необходимых доработок и
сроков их выполнения. Со стороны МПР России Акт подписывает
заместитель Министра, подписавший Контракт.
Доработка (устранение недостатков) проводится в соответствии с
условиями Контракта. Приемка НИОКР после ее доработки
осуществляется в порядке, установленном настоящими Методическими
указаниями.
4. Использование научно-технической продукции
4.1. Условия владения, пользования и распоряжения результатами
НИОКР по заказам МПР России определяются Федеральным законом от 23
августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-
технической политике", а также Контрактом.
4.2. В Контракте рекомендуется предусматривать следующие
положения:
1) право собственности на создаваемую научно-техническую
продукцию принадлежит Российской Федерации в лице государственного
заказчика - МПР России;
2) авторские права на результаты НИОКР принадлежат исполнителю
НИОКР.
4.3. Департамент научного обеспечения и инновационной политики,
государственные службы МПР России с привлечением структурных
подразделений центрального аппарата МПР, не входящих в
государственные службы, до 1 апреля каждого календарного года
формируют Перечень общесистемных научно-технических разработок,
рекомендуемых МПР России для использования в сфере управления
природопользованием и охраной окружающей среды, и перечни
отраслевых научно-технических разработок, рекомендуемых для
использования и внедрения в подведомственных МПР России
организациях.
4.4. Указанные перечни должны содержать:
1) разработки, прошедшие апробацию или опытное внедрение и
рекомендованные к широкому использованию, с аннотацией и анализом
полученных результатов;
2) разработки, не прошедшие апробации или какого-либо
внедрения, но имеющие большое потенциальное отраслевое или
народнохозяйственное значение;
3) высокоэффективные технологии, рекомендуемые для внедрения.
Информация об этих перечнях и их содержании при необходимости
публикуется в профессиональных изданиях и отраслевых органах
научно-технической информации.
4.5. Контроль за использованием и внедрением результатов НИОКР,
правильностью расходования выделенных для этих целей финансовых
средств возлагается на структурные подразделения центрального
аппарата МПР России в соответствии с распределением функциональных
обязанностей.
|