ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 27 февраля 2004 г. N ВКПИ03-107
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации
Захарова Л.М., при секретаре Красовском А.А., с участием старшего
военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника
юстиции Богателия В.И., представителей Правительства Российской
Федерации Буянова С.В., Лисицына С.М. и Скока В.Г., рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по заявлению Ц. о признании
незаконным и не подлежащим применению с 1 января 1998 г. абзаца 1
пункта 7 Положения о денежном и материальном обеспечении личного
состава, направляемого Министерством обороны СССР, Комитетом
государственной безопасности СССР и Министерством внутренних дел
СССР за границу для оказания технической помощи и выполнения иных
обязанностей, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР
от 17 февраля 1988 г. N 223-57,
установил:
Постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1988 г. N
223-57 утверждено Положение о денежном и материальном обеспечении
личного состава, направляемого Министерством обороны СССР,
Комитетом государственной безопасности СССР и Министерством
внутренних дел СССР за границу для оказания технической помощи и
выполнения иных обязанностей.
Абзацем 1 пункта 7 названного Положения установлено, что
военнослужащим (кроме военнослужащих срочной службы), лицам
рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, рабочим
и служащим, направляемым за границу на один год и более,
выплачивается подъемное пособие в советских рублях в размере
месячного оклада (тарифной ставки), получаемого в СССР по основной
штатной должности перед направлением за границу, а лицам
офицерского состава и начальствующего состава органов внутренних
дел, прапорщикам и мичманам - также оклада по воинскому
(специальному) званию. При этом для лиц офицерского состава в
расчет принимается оклад по должности вместе с прибавкой взамен
продовольственного пайка.
В поданном заявлении Ц. отмечает, что приведенная правовая
норма ограничивает размер подъемного пособия одним окладом
месячного содержания, а также устанавливает дополнительные условия
его выплаты перед направлением военнослужащего за границу, и
поэтому противоречит п. 3 ст. 13 Федерального закона от 27 мая
1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и затрагивает его права
и законные интересы в получении пособия как военнослужащего,
убывшего к новому месту военной службы на территорию иностранного
государства.
Кроме того, по мнению заявителя, Положение, норма которого
оспаривается, не содержит сведений, составляющих государственную
тайну, или сведений конфиденциального характера, однако официально
не было опубликовано для всеобщего сведения и в соответствии с ч.
3 ст. 15 Конституции РФ, п. 1 Указа Президента РФ от 23 мая 1996
г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов
Президента Российской Федерации, Правительства Российской
Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти" не должно применяться.
Поэтому заявитель просит признать эту норму незаконной и не
действующей с момента вступления в силу Федерального закона от 27
мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", то есть с 1 января
1998 г.
В судебном заседании заявитель полностью поддержал заявленное
требование.
Представители Правительства РФ Буянов С.В., Лисицын С.М. и Скок
В.Г. требование заявителя не признали, пояснив, что оспариваемая
норма не противоречит действующему законодательству РФ и не
затрагивает законных прав и интересов заявителя, поскольку
обеспечение воинского контингента Вооруженных Сил РФ,
направленного для участия в миротворческой операции
многонациональных сил по выполнению Общего рамочного соглашения о
мире в Боснии и Герцеговине, определено Постановлениями
Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 402, от 3 июля 1997 г. N
797, от 28 декабря 1998 г. N 1565, от 26 июля 2001 г. N 553.
Заслушав объяснения заявителя, представителей Правительства РФ,
возражавших против удовлетворения его требования, исследовав
материалы дела и выслушав заключение прокурора, полагавшего
заявление оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской
Федерации находит заявление Ц. не подлежащим удовлетворению по
следующим основаниям.
Согласно исследованным в судебном заседании документам, Ц.
временно проходил военную службу в российском воинском контингенте
в Боснии и Герцеговине (войсковая часть полевая почта 83772) в
период с 12 февраля по 30 октября 2001 г.
В силу ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-
ФЗ "О статусе военнослужащих" особенности обеспечения денежным
довольствием отдельных категорий военнослужащих определяются
федеральными конституционными законами, федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Направление воинских формирований Вооруженных Сил РФ для участия в
миротворческой операции многонациональных сил в рамках выполнения
Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине
осуществлено решением Президента РФ на основании Постановления
Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 5 января 1996 г. N
772-1.
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 21 декабря 1998 г. N 1615 "О
продлении срока использования контингента Вооруженных Сил
Российской Федерации в миротворческой операции многонациональных
сил по стабилизации в рамках выполнения Общего рамочного
соглашения о мире в Боснии и Герцеговине" Правительству РФ
поручено осуществлять в установленном порядке финансирование
расходов, связанных с участием российского воинского контингента в
миротворческой операции многонациональных сил по стабилизации в
рамках выполнения Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и
Герцеговине от 14 декабря 1995 г., в рублях и иностранной валюте,
предусмотрев материальное обеспечение и денежное довольствие
военнослужащих российского воинского контингента, включая
дополнительные гарантии и выплату компенсаций, в том числе членам
их семей, в соответствии с федеральными законами.
Во исполнение данного Указа Президента РФ Правительством РФ
принят ряд Постановлений: от 3 апреля 1996 г. N 402, от 3 июля
1997 г. N 797, от 28 декабря 1998 г. N 1565, от 26 июля 2001 г. N
553, которыми установлено материальное и денежное обеспечение
этого контингента военнослужащих Вооруженных Сил РФ. Причем в
каждом из этих Постановлений указано, что материальное и денежное
обеспечение военнослужащих контингента Вооруженных Сил РФ,
направленного для участия в миротворческой операции
многонациональных сил по стабилизации в рамках выполнения Общего
рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине, осуществляется
в порядке, применяемом в отношении военных специалистов,
направленных за границу Министерством обороны РФ для оказания
технического содействия и другой помощи.
По объяснениям представителей Правительства РФ в суде этот
порядок установлен оспариваемым заявителем Положением,
утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля
1988 г. N 223-57. Однако, по их же мнению, это Положение на
контингент Вооруженных Сил РФ, принимающих участие в
миротворческой операции в Боснии и Герцеговине, не
распространяется, поскольку в перечисленных выше Постановлениях
Правительства РФ исчерпывающим образом урегулированы вопросы
материального и денежного обеспечения этого контингента
военнослужащих.
Данный довод ответчиков является несостоятельным, т.к. в самих
приведенных выше Постановлениях Правительства РФ прямо указано на
то, что материальное и денежное обеспечение этой категории
военнослужащих производится в порядке, применяемом в отношении
российских специалистов, направляемых за границу Министерством
обороны РФ для оказания технического содействия и других услуг,
т.е. в соответствии с оспариваемым заявителем Положением, в
котором, в частности, определен и размер подъемного пособия,
выплачиваемого этой категории военнослужащих, а также условия
выплаты этого пособия.
Поскольку Президент РФ поручил Правительству РФ предусмотреть
материальное обеспечение и денежное довольствие военнослужащих
российского воинского контингента, направленного для участия в
миротворческой операции многонациональных сил по стабилизации в
рамках выполнения Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и
Герцеговине от 14 декабря 1995 г., Правительство РФ, устанавливая
такое обеспечение, вправе было распространить на него действие
Постановления Совета Министров СССР от 17 февраля 1988 г. N 223-
57.
Утверждение Ц. о несоответствии абзаца 1 пункта 7 Постановления
Совета Министров СССР от 17 февраля 1988 г. N 223-57 Федеральному
закону от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих",
поскольку в нем не предусмотрена выплата при переезде к новому
месту военной службы за пределами территории Российской Федерации
подъемного пособия в размере двух окладов денежного содержания, а
также имеется дополнительное по сравнению с Федеральным законом
условие выплаты - прохождение военной службы за границей один год
и более, не может быть признано состоятельным, поскольку
Правительство Российской Федерации, как об этом указано выше, в
пределах своей компетенции, определяя нормы и порядок выплаты
денежного довольствия российскому воинскому контингенту, а также
устанавливая им дополнительные гарантии и компенсации, в том числе
и членам их семей, применило иной принцип их материального и
денежного обеспечения, который нисколько не ухудшил их положение.
Что касается утверждения Ц. о том, что Положение, норма которого
оспаривается, не содержит сведений, составляющих государственную
тайну или сведений конфиденциального характера, однако официально
не было опубликовано для всеобщего сведения, что противоречит ч. 3
ст. 15 Конституции РФ и п. 1 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г.
N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов
Президента Российской Федерации, Правительства Российской
Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти", то оно также несостоятельно, так как
действующим на момент издания этого акта Постановлением Совета
Министров СССР от 20 марта 1959 г. N 293 "О порядке опубликования
и вступления в силу постановлений и распоряжений Правительства
СССР" обязательное опубликование нормативных правовых актов
Правительства СССР, касающихся прав и свобод граждан, не
предусматривалось.
В силу ст. 1 Закона РСФСР от 24 октября 1990 г. "О действии
актов органов Союза ССР на территории РСФСР" акты Совета Министров
СССР, принятые в пределах полномочий, переданных Российской
Федерацией Союзу ССР в соответствии с Декларацией о
государственном суверенитете РСФСР и Постановлением Съезда
народных депутатов РСФСР "О разграничении функций управления
организациями на территории РСФСР", действуют на территории РСФСР
непосредственно.
Согласно п. 2 Заключительных и переходных положений Конституции
РФ законы и другие правовые акты, действовавшие на территории
Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции,
применяются в части, не противоречащей Конституции Российской
Федерации.
Поэтому данный акт Правительства СССР подлежит применению в
части, не противоречащей законодательству РФ.
Поскольку приведенные выше данные свидетельствуют, что
Правительство РФ, определяя нормы и порядок выплаты денежного
довольствия российскому воинскому контингенту, участвующему в
миротворческой операции в Боснии и Герцеговине, а также
устанавливая им дополнительные гарантии и компенсации, в том числе
и членам их семей, всесторонне подошло к решению этих вопросов,
никаких оснований считать, что права указанной категории
военнослужащих, касающиеся материального обеспечения, были
нарушены, не имеется, в связи с чем заявление Ц. о признании нормы
оспариваемого Положения, утвержденного Постановлением Совета
Министров СССР, не соответствующим действующему законодательству
удовлетворению не подлежит. Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253,
ч. 1, ГПК РФ,
решил:
в удовлетворении заявления Ц. о признании незаконным и не
подлежащим применению с 1 января 1998 г. абзаца 1 пункта 7
Положения о денежном и материальном обеспечении личного состава,
направляемого Министерством обороны СССР, Комитетом
государственной безопасности СССР и Министерством внутренних дел
СССР за границу для оказания технической помощи и выполнения иных
обязанностей, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР
от 17 февраля 1988 г. N 223-57, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.
Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
Л.ЗАХАРОВ
|