КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 февраля 2004 г. N 57-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА СОЛОВЬЕВА ВИКТОРА ЯКОВЛЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева,
Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И.
Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, В.О. Лучина, Н.В.
Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С.
Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина В.Я. Соловьева вопрос о
возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании
Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Решением Басманного районного суда города Москвы гражданину
В.Я. Соловьеву, проработавшему длительное время в органах
государственной власти и управления СССР, было отказано в иске к
Министерству труда и социального развития Российской Федерации о
назначении пенсии за выслугу лет по нормам Федерального закона от
15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в
Российской Федерации" на том основании, что после увольнения из
Госснаба СССР в связи с его ликвидацией истец на должностях
федеральной государственной службы Российской Федерации не
работал.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации В.Я.
Соловьев оспаривает конституционность подпункта 1 пункта 1 статьи
4, пункта 1 статьи 7, статей 14, 19, 21 и 25 Федерального закона
"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации",
которыми определяются категории граждан, имеющих право на пенсию
по государственному пенсионному обеспечению, условия назначения
пенсий федеральным государственным служащим и их размеры, стаж
государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет
федеральным государственным служащим, среднемесячный заработок, из
которого исчисляется размер пенсии федеральных государственных
служащих, а также порядок индексации пенсий.
По мнению заявителя, оспариваемые им нормы противоречат статье
19 Конституции Российской Федерации, поскольку не предусматривают
назначение пенсии за выслугу лет гражданам, проработавшим в
течение определенного времени в аппаратах органов государственной
власти и управления Союза ССР и РСФСР и уволенным из них.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в
порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее
уведомлял заявителя о том, что его жалоба не соответствует
требованиям названного Закона.
2. Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на
социальное обеспечение, включая право на получение пенсий (статья
39, часть 1), не решает вопрос о праве гражданина на установление
пенсии конкретного вида, размера, а также на определенный способ
ее подсчета. Право на пенсионное обеспечение реализуется в
пенсионных правоотношениях в порядке и на условиях, установленных
законом (статья 39, часть 2).
Федеральный законодатель в целях обеспечения конституционного
права каждого на пенсию вправе определять виды пенсий, источники
их финансирования, общий порядок назначения и устанавливать
особенности приобретения права на отдельные виды пенсий
конкретными категориями лиц. Так, Федеральными законами от 15
декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в
Российской Федерации" и от 17 декабря 2001 года "О трудовых
пенсиях в Российской Федерации" предусматриваются основания
возникновения права граждан на различные виды пенсий по
государственному пенсионному обеспечению и, соответственно,
трудовую пенсию.
Правовая дифференциация, используемая законодателем в области
пенсионного обеспечения, основывается на специфике характера
предшествующей трудовой деятельности федеральных государственных
служащих и в силу этого не может расцениваться как нарушающая
конституционный принцип равенства всех перед законом, закрепленный
в статье 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Фактически же заявитель ставит перед Конституционным Судом
Российской Федерации вопрос о внесении целесообразных, с его точки
зрения, изменений в действующее пенсионное законодательство, с тем
чтобы признать право граждан, проработавших в органах
государственной власти и управления СССР, на получение пенсий на
условиях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном
пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Между тем
разрешение этого вопроса является прерогативой законодателя и не
относится к полномочиям Конституционного Суда Российской
Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской
Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации".
Кроме того, из приложенного к жалобе В.Я. Соловьева судебного
решения не следует, что оспариваемые им положения статей 4, 7, 14,
19, 21 и 25 Федерального закона "О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации" были применены в его деле.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40,
пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79,
статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд
Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина
Соловьева Виктора Яковлевича, поскольку она не отвечает
требованиям Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с
которыми жалоба признается допустимой, и поскольку разрешение
поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской
Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
|