МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 февраля 2004 г. N 16-00-10/3
Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с
Положением о Министерстве финансов Российской Федерации,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от
6 марта 1998 г. N 273, а также в соответствии с Программой
реформирования бухгалтерского учета в соответствии с
международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998
г. N 283, было разработано и утверждено Положение по
бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ
4/99 (Приказ Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н). Положение
разработано в полном соответствии с Федеральным законом "О
бухгалтерском учете", третья глава которого посвящена вопросам
состава, периода и порядка представления и публичности
бухгалтерской отчетности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона определены адреса
представления организацией бухгалтерской отчетности, исходя из
которого организации представляют бухгалтерскую отчетность в
территориальные органы статистики по месту их регистрации. При
этом каких-либо особых требований к составу бухгалтерской
отчетности, срокам и порядку ее представления в территориальные
органы статистики Законом не определено.
В соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому
учету существует дифференцированный подход к формированию разными
типами организаций объема информации, предоставляемой в составе
бухгалтерской отчетности. Это означает, что, например, субъекты
малого предпринимательства и некоммерческие организации при
отсутствии соответствующих данных в состав бухгалтерской
отчетности могут не включать Отчет об изменениях капитала, Отчет о
движении денежных средств, Приложение к Бухгалтерскому балансу.
Коммерческими организациями, не являющимися крупными,
предполагается к раскрытию объем отчетной информации применительно
к образцам форм бухгалтерской отчетности, которые разрабатываются
Минфином России. Коммерческие организации, являющиеся крупными
организациями, имеющими несколько видов деятельности, используют
разработанные Минфином России образцы форм бухгалтерской
отчетности при разработке и принятии своих форм бухгалтерской
отчетности, в состав которой при этом могут быть включены формы
сверх рекомендованных образцов форм. Это вызвано тем, что общие
требования к бухгалтерской отчетности, определенные в нормативных
документах по бухгалтерскому учету (достоверности и полноты,
существенности, нейтральности, последовательности, сопоставимости
и др.), приводят к необходимости увеличения объема раскрываемой в
бухгалтерской отчетности информации указанными организациями и
принятию большего количества отчетных показателей, а также форм,
включаемых в состав бухгалтерской отчетности.
При этом большая часть информации должна раскрываться не в
отчетных формах, а в пояснительной записке. Это касается и
показателей по сегментам (видам деятельности).
Учитывая содержание статьи 13 Федерального закона "О
бухгалтерском учете", организация должна представлять в
установленные адреса бухгалтерскую отчетность в составе форм,
разработанных и принятых ею. Представление бухгалтерской
отчетности по рекомендованным образцам свидетельствует о неполном
выполнении организациями требований нормативных документов по
бухгалтерскому учету. Представление бухгалтерской отчетности может
по решению организации (см. п. 6 ст. 13 Федерального закона "О
бухгалтерском учете") осуществляться на бумажном носителе или в
электронном виде. Право пользователей (включая органы статистики)
бухгалтерской отчетности требовать от организации ее представления
в электронном виде федеральным законом не определено. Организация
вправе также определять технический способ заполнения форм
бухгалтерской отчетности (заполнение от руки или с помощью
печатающих средств, составление электронной версии форм
бухгалтерской отчетности). Бухгалтерская отчетность представляется
в сброшюрованном виде или в отдельной папке.
Обращается внимание на то, что в Приказе Госкомстата России и
Минфина России от 14 ноября 2003 г. N 475/102н "О Кодах
показателей годовой бухгалтерской отчетности организаций, данные
по которым подлежат обработке в органах государственной
статистики" указывается, что коды показателей бухгалтерской
отчетности должны быть проставлены организацией в формах
бухгалтерской отчетности в соответствии с указанным Приказом в
случае включения организацией в формы бухгалтерской отчетности при
их разработке и принятии сформированных в бухгалтерском учете
показателей, данные по которым подлежат обработке в органах
государственной статистики.
Одновременно следует отметить, что имеющие место случаи, когда
налоговые органы отказывают в принятии бухгалтерской отчетности
организации в связи с отсутствием отметки территориального органа
статистики ("штампа") о представлении ему бухгалтерской
отчетности, не соответствуют требованиям законодательства.
Руководитель Департамента
методологии бухгалтерского учета
и отчетности
А.С.БАКАЕВ
|