Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

[ИНФОРМАЦИЯ О ДЕЛЕ] ПО ДЕЛУ СТАВИТСЯ ВОПРОС О ПОХИЩЕНИИ ЛЮДЕЙ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВОЙСКОВОЙ ОПЕРАЦИИ И ИХ УБИЙСТВЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ СИЛ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБЖАЛУЕТСЯ НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ РАССЛЕДОВАНИЯ, ПРОВЕДЕННОГО ВЛАСТЯМИ ПО ЭТОМУ ФАКТУ. ПО ДЕЛУ ДОПУЩЕНО НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ СТАТЬИ 2 КОНВЕНЦИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД. (ПО МАТЕРИАЛАМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ОТ 17.02.2004 ПО ДЕЛУ N 25760/94)

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                          Ипек против Турции
                     (Ipek - Turkey) (N 25760/94)
   
                      По материалам Постановления
                 Европейского Суда по правам человека
                        от 17 февраля 2004 года
                         (вынесено II Секцией)
   
                          Обстоятельства дела
   
       Стороны   разошлись  в  оценках  фактов  по  делу.   С   учетом
   документов,  представленных сторонами в качестве  доказательств,  и
   получив   показания   свидетелей  в  ходе   слушаний,   проведенных
   делегацией  Европейского Суда в Турции, Европейский  Суд  установил
   следующие факты.
       18  мая  1994  года  в селении Дахлезери проводилась  войсковая
   операция.  Военнослужащие  сил  безопасности  подожгли   здания   в
   селении  и,  выбрав  наугад шестерых молодых людей  (среди  которых
   были  двое сыновей заявителя), увезли их с собой на военную базу  в
   г.  Лице.  Некоторые из этих людей были освобождены невредимыми  на
   следующее  утро,  но сыновья заявителя и еще один человек  не  были
   освобождены. Ипек подал несколько заявлений в различные судебные  и
   административные   инстанции   с   просьбой    сообщить    ему    о
   местонахождении  его сыновей, но ни от одной из этих  инстанций  не
   получил никакой информации.
   
                             Вопросы права
   
       По  поводу  Статьи 2 Конвенции (вопрос об исчезновении  людей).
   Сыновья  заявителя  в  последний раз были  замечены  свидетелями  в
   распоряжении   военнослужащих  сил   безопасности   на   территории
   неустановленного военного объекта в г. Лице. Принимая  во  внимание
   то  обстоятельство, что в течение почти девяти с половиной  лет  от
   властей   не   поступило   никакой   информации   относительно   их
   местонахождения,  Европейский  Суд  приходит  к  выводу,  что   они
   презюмируются   мертвыми.  В  случаях,  подобно  нынешнему,   бремя
   доказывания  обратного факта должно считаться лежащим  на  властях,
   которые,  однако, не предоставили никаких объяснений тому,  что  же
   произошло с сыновьями заявителя после их задержания. Посему  встает
   вопрос об ответственности государства за их смерть.
   
                             Постановление
   
       Европейский  Суд  пришел к выводу, что в этом вопросе  по  делу
   допущено   нарушение   требований  Статьи  2   Конвенции   (принято
   единогласно).
       По   поводу   Статьи  2  Конвенции  (вопрос  об   эффективности
   проведенного   властями   расследования  происшествия).   Положения
   Статьи  2  Конвенции  в  ее  процессуальном  значении  были   также
   нарушены.  Расследование происшествия было начато  властями  только
   после   того,   как  жалоба  заявителя  в  Европейский   Суд   была
   коммуницирована  властям  государства-ответчика,   хотя   заявитель
   неоднократно    обращался   к   властям   с    просьбой    провести
   расследование.  Расследование было проведено  плохо,  без  должного
   тщания  и активности. Власти не предприняли никаких шагов  к  тому,
   чтобы  получить доказательства от очевидцев или чтобы  основательно
   допросить   заявителя   по   поводу  его   претензий   к   властям.
   Поразительно,  что  соответствующие  власти  даже  не   удосужились
   осмотреть  селение, о котором идет речь, с тем чтобы  проверить  на
   месте    обвинения   заявителя.   Наконец,   на   какой-то   стадии
   расследования  производство  по  делу  было  передано   в   ведение
   административного  совета  г.  Лице,  который,   как   неоднократно
   указывал  Европейский  Суд,  никак не может  считаться  независимым
   органом.
   
                             Постановление
   
       Европейский  Суд  пришел к выводу, что в этом вопросе  по  делу
   допущено   нарушение   требований  Статьи  2   Конвенции   (принято
   единогласно).
       По  поводу Статьи 3 Конвенции. Заявитель испытывал и продолжает
   испытывать  душевные  страдания и муки  в  результате  исчезновения
   двух  его сыновей и невозможности выяснить, что же с ними произошло
   (и  его  душевные  муки,  должно быть,  усиливаются  тем,  что  был
   разрушен  дом,  в  котором  он жил с семьей).  Реакция  властей  на
   моральное  состояние членов семьи "исчезнувшего человека"  является
   одним  из  главных элементов оценки Европейским Судом  происшествия
   при  изучении  какой-либо  жалобы,  заявленной  в  Суд  в  связи  с
   нарушением  Статьи  3  Конвенции.  Европейский  Суд  полагает,  что
   способы  реагирования  властей на прошения  заявителя  представляют
   собой  акты бесчеловечного обращения с лицом в нарушение требований
   Статьи  3  Конвенции.  Несмотря  на  неустанные  попытки  заявителя
   узнать  о  судьбе своих сыновей, он ни разу не получил  от  властей
   никакого вразумительного объяснения происшествию, и при этом он  ни
   разу не был информирован относительно результатов расследования.
   
                             Постановление
   
       Европейский Суд пришел к выводу, что по делу допущено нарушение
   требований Статьи 3 Конвенции (принято единогласно).
       По  поводу  Статьи  5 Конвенции. Хотя власти  обязаны  провести
   быстрое    и   эффективное   расследование   по   поводу    имеющих
   процессуальное  значение утверждений о том, что  человек  был  взят
   под  стражу и навсегда исчез, вероятно, по вине властей,  в  данном
   случае  власти  такое расследование не провели (см. обстоятельства,
   указанные  выше,  при изложении вопроса, вытекающего  из  Статьи  2
   Конвенции).  Факт  задержания сыновей заявителя не  был  отражен  в
   соответствующей документации, касающейся арестов и  заключения  под
   стражу,  равным образом нет и документальных следов, отражающих  их
   дальнейшее  местонахождение  или  судьбу.  Сие  представляет  собой
   наиболее  серьезный недочет, который позволяет тем, кто  ответствен
   за  акт  лишения людей свободы, скрыть свое участие в преступлении.
   Соответственно  Европейский Суд установил,  что  сыновья  заявителя
   содержались  в  заключении, факт которого властями  не  признан,  в
   условиях  полного лишения процессуальных гарантий,  предусмотренных
   Статьей 5 Конвенции.
   
                             Постановление
   
       Европейский Суд пришел к выводу, что по делу допущено нарушение
   требований Статьи 5 Конвенции (принято единогласно).
       По поводу Статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции. Силы безопасности
   умышленно  разрушили  дом,  в котором заявитель  жил  с  семьей,  и
   уничтожили  принадлежавшее ему имущество,  что  представляет  собой
   акт   тяжкого   и   неоправданного  вмешательства  в  осуществление
   заявителем    права   на   беспрепятственное   пользование    своим
   имуществом.
   
                             Постановление
   
       Европейский Суд пришел к выводу, что по делу допущено нарушение
   требований   Статьи   1   Протокола  N  1  к   Конвенции   (принято
   единогласно).
       По  поводу  Статьи  13  Конвенции.  Обстоятельства,  обжалуемые
   заявителем  в  контексте положений Статей 2,  3  и  5  Конвенции  и
   Статьи  1 Протокола N 1 к Конвенции, явно могут быть рассмотрены  и
   в   увязке   со  Статьей  13  Конвенции.  Поскольку  по  обращениям
   заявителя  не  было проведено никакого тщательного  и  эффективного
   расследования,  Европейский Суд делает  заключение,  что  заявитель
   был  лишен какого-либо эффективного внутригосударственного средства
   правовой защиты в отношении своих жалоб властям Турции.
   
                             Постановление
   
       Европейский Суд пришел к выводу, что по делу допущено нарушение
   требований Статьи 13 Конвенции (принято единогласно).
   
                              Компенсация
   
       По   поводу   подпункта  "а"  пункта  1  Статьи  38  Конвенции.
   Государство-ответчик  не  выполнило свое обязательство,  вытекающее
   из  данной  нормы Конвенции, - создать все необходимые условия  для
   Европейского  Суда в осуществлении им своей задачи по  установлению
   фактов.
   
                              Компенсация
   
       В  порядке  применения  Статьи 41  Конвенции.  Европейский  Суд
   присудил  выплатить заявителю компенсацию в размере  58400  евро  в
   возмещение  морального  вреда и материального  ущерба  (включая  14
   тысяч  евро, откладываемых для наследников сыновей заявителя).  Суд
   также  вынес  решение  в  пользу заявителя  о  возмещении  судебных
   издержек   и   иных  расходов,  понесенных  в  связи   с   судебным
   разбирательством.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz