МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 февраля 2004 г. N 14-51-36/13
Департамент общего и дошкольного образования Минобразования
России направляет для использования в работе методическое письмо
Института возрастной физиологии Российской академии образования
"Об использовании Программ индивидуального адаптивного развития
при подготовке детей к школе".
Руководитель Департамента
общего и дошкольного образования
А.В.БАРАННИКОВ
Приложение
к письму Минобразования России
от 17 февраля 2004 г. N 14-51-36/13
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОГРАММ ИНДИВИДУАЛЬНОГО АДАПТИВНОГО
РАЗВИТИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Возрастание объемов информации, интенсификация обучения,
увеличение нагрузки наряду с ухудшающимся здоровьем и ростом
школьных проблем заставляют школу и родителей искать варианты
такой подготовки, которая смогла бы обеспечить ребенку нормальную
адаптацию в школе и хотя бы частично разгрузила его на первых,
самых сложных этапах обучения.
Однако на вопрос, чему и как учить до школы, пока нет четкого и
однозначного ответа, да и вряд ли он возможен. Различия в
функциональном и психическом развитии детей, поступающих в школу,
столь велики, что наиболее реальными и эффективными, по-видимому,
могут быть только индивидуальные программы подготовки.
Создание и разработка индивидуальных программ - чрезвычайно
сложная задача, к которой современный педагог и школьный психолог
мало подготовлены прежде всего потому, что не всегда хорошо знают
функциональные возможности и возрастные особенности ребенка, его
адаптивные ресурсы, ограничения, которые связаны со здоровьем,
спецификой раннего развития, и многое другое. Кроме того, педагогу
и психологу необходимо уметь выделить факторы риска в развитии
отдельного ребенка и с их учетом разработать оптимальную систему
подготовки.
Важно подчеркнуть, что такая система должна быть многоплановой,
а занятия с ребенком - ступеньками к школе, а не обучением его
письму, чтению, математике. От того, как будут выстроены эти
ступеньки, во многом зависит успешность последующей адаптации,
эффективность обучения.
Исследования, проведенные в Институте возрастной физиологии
РАО, показывают, что работа по подготовке ребенка к школе должна
строиться с учетом психофизиологических закономерностей развития
детей 6 - 7 лет, в противном случае мы можем не стимулировать
развитие, а затормозить его. Важно помнить тезис Л.С. Выготского о
том, что "только то обучение в детском возрасте хорошо, которое
забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать
ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться".
Варианты индивидуальной работы с ребенком при подготовке к
школе могут быть самыми разнообразными, и их выбор зависит как от
социально-экономических условий, от возможности родителей получить
квалифицированную консультативную помощь, так и от квалификации
специалистов, которые ведут подготовку к школе детей в учреждениях
образования.
Индивидуальная работа по подготовке к школе должна быть
направлена на комплексное развитие ребенка и формирование школьно-
значимых функций.
Основу организации занятий по развитию школьно-значимых функций
определяют следующие принципы:
1. Системность. Развитие ребенка - процесс, в котором
взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты.
Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по
развитию ребенка.
2. Комплексность (взаимодополняемость). Развитие ребенка -
комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной
функции (например, речи) определяет и дополняет развитие других
функций.
3. Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям.
Индивидуальная программа подготовки к школе может и должна
строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями
возрастного развития, с учетом факторов риска.
4. Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в
процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению
эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков при
одновременном "подтягивании" дефицитарных (отстающих) функций.
5. Постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и
формировании школьно-значимых функций, следование от простых и
доступных заданий к более сложным, комплексным.
6. Индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу
обучения только после полного освоения материала предыдущего
этапа.
7. Повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая
формировать и закреплять механизмы реализации функции.
Формы организации индивидуальной работы по подготовке к школе
различны.
1-й вариант - занятия (2 - 3 раза в неделю) в учреждениях
образования (детские сады, группы временного пребывания детей в
детских садах, школы, дома творчества, центры дополнительного
образования, клубы, студии и т.п.). Наиболее целесообразны занятия
в малых группах, что позволяет вести дифференцированную и
индивидуальную работу с каждым ребенком.
Занятия должны проводиться в первой половине дня с соблюдением
всех санитарно-гигиенических требований к условиям обучения:
соответствие мебели, освещенности и т.п.
В течение дня рекомендуется не больше трех занятий, каждое
продолжительностью до 30 минут, с перерывами по 10 минут. В
течение одного дня не рекомендуется больше трех занятий.
2-й вариант - занятия, которые ведут родители (гувернеры,
няни). Эта система работы предусматривает предварительное обучение
взрослых на краткосрочных курсах и возможность систематической
консультации. Такие курсы целесообразно организовать на базе
центров развития, психолого-медико-социальных центров, где
различные специалисты способны оказать родителям необходимую
помощь. Работа с родителями особенно эффективна в тех случаях,
когда пребывание ребенка в коллективе затруднено из-за болезни или
каких-либо других причин. Занятия дома имеют свои преимущества: их
можно проводить ежедневно (2 - 3 занятия по 20 минут), за
исключением периодов, когда ребенок плохо себя чувствует, во время
или после болезни.
3-й вариант - группы (5 - 7 детей) по подготовке к школе для
детей с выраженной несформированностью школьно-значимых функций
(но интеллектуально сохраненных, не подлежащих специальному
обучению) при психолого-медико-социальных, психологических
центрах.
Предлагая различные формы индивидуальной подготовки детей к
школе, мы учитываем реальные данные о состоянии здоровья и
функциональном развитии дошкольников. Еще раз напомним некоторые
сведения для того, чтобы подчеркнуть необходимость такой работы:
- 80 - 90% детей 6 - 7 лет имеют те или иные отклонения
физического здоровья;
- 18 - 20% детей 6 - 7 лет имеют пограничные (негрубые)
нарушения психического здоровья;
- около 60% детей 6 - 7 лет имеют нарушения речевого развития;
- около 35% детей 6 - 7 лет имеют несформированность зрительно-
пространственного восприятия;
- более 30% детей 6 - 7 лет имеют несформированность
сложнокоординированных движений руки и графических движений;
- более 70% детей 6 - 7 лет имеют несформированность
интегративных функций (зрительно-моторных, слухо-моторных и
сенсомоторных координаций);
- примерно у 13% детей отмечается компенсаторная леворукость,
сопряженная с нарушениями речевого развития;
- около 25% детей имеют замедленный темп деятельности
(медлительные дети).
В основе большинства дефицитов в развитии у детей 6 - 7 лет
лежит функциональная незрелость коры и регуляторных структур
головного мозга. Все эти данные свидетельствуют о необходимости
индивидуальной работы с ребенком на самых интенсивных этапах
развития (от 4 до 6 - 7 лет), когда еще нет школьных нагрузок.
Опыт показывает, что перечисленные дефициты в развитии успешно
компенсируются при направленной и систематической работе. Однако
это должна быть система не механической тренировки, а система
осознанной, творческой работы ребенка (даже в самых простых
заданиях) под руководством и при помощи взрослого. Такую систему
работы мы назвали индивидуальной адаптивной программой подготовки
к школе.
Главными условиями эффективности программы являются
индивидуализация, систематичность, постепенность и повторяемость.
Для разработки индивидуальной адаптивной программы развития
ребенка необходимо выделить факторы риска в его развитии. Эту
работу может провести педагог либо педагог и психолог. В трудных
случаях необходима консультация и помощь в составлении программы
врача-педиатра, психоневролога, логопеда, нейропсихолога. Можно
выделить четыре этапа в составлении индивидуальной адаптивной
программы:
I этап - диагностика функционального развития и выделение
факторов риска.
По результатам обследования выделяются:
Неспецифические факторы риска, связанные с соматической
ослабленностью из-за хронических или частых и длительных
заболеваний либо с нарушениями психического здоровья
(гиперактивность, синдром дефицита внимания, комплекс
неврозоподобных расстройств - нарушение сна, тики, страхи и т.п.).
Неспецифические факторы риска, как правило, лежат в основе
нарушения организации деятельности и требуют специальной
организации работы с ребенком.
Специфические факторы риска, связанные с несформированностью
познавательных (школьно-значимых) функций, таких как речевое
развитие, моторное развитие, зрительное и зрительно-
пространственное восприятие, интегративные функции. Компенсация
специфических факторов риска возможна при систематических
целенаправленных занятиях.
II этап - четкое определение целей и задач индивидуальной
программы.
III этап - составление индивидуального плана работы.
IV этап - разработка планов каждого занятия, выбор адекватных
форм и методов работы (с учетом особенностей ребенка).
Разработку индивидуальных программ развития и индивидуальную
работу с каждым ребенком по подготовке к школе обеспечивает
комплект "Ступеньки к школе", который подготовлен специалистами
Института возрастной физиологии РАО М.М. Безруких, Т.А. Филипповой
и включает тетради для занятий с детьми и методическое пособие для
воспитателей, педагогов, психологов.
Институт возрастной физиологии
Российской академии образования
|