ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО РЫБОЛОВСТВУ
ПРИКАЗ
от 16 февраля 2004 г. N 86
О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ В 2004 ГОДУ
РЕЗУЛЬТАТОВ XV СЕССИИ РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЙ КОМИССИИ
ПО ВОПРОСАМ РЫБОЛОВСТВА В АЗОВСКОМ МОРЕ
В целях реализации договоренностей, достигнутых в ходе
переговоров на XV сессии Российско-Украинской Комиссии по вопросам
рыболовства в Азовском море, которая состоялась в пос. Волна
Темрюкского района Краснодарского края (Российская Федерация) 9 -
10 декабря 2003 года (Протокол прилагается), приказываю:
1. Управлению водных биологических ресурсов (А.А. Оханову),
Управлению охраны и воспроизводства рыбных запасов и регулирования
рыболовства (Г.К. Ковалеву), Управлению науки и образования (А.В.
Фомину), ФГУ "Азчеррыбвод" (В.А. Сушкову) принять к руководству
рекомендованные XV сессией Российско-Украинской Комиссии по
вопросам рыболовства в Азовском море общий допустимый улов (ОДУ) и
распределение квот вылова основных промысловых рыб Азовского моря
между Российской Федерацией и Украиной в 2004 году (Приложение IX
к Протоколу).
2. Управлению охраны и воспроизводства рыбных запасов и
регулирования рыболовства (Г.К. Ковалеву), ФГУ "Азчеррыбвод" (В.А.
Сушкову):
2.1. Установить контроль за соблюдением режима рыболовства и
заготовкой производителей осетровых видов рыб для рыбоводных
заводов (пункт 5 Протокола).
2.2. Обеспечить выполнение утвержденного на сессии Порядка
осуществления контроля за изъятием промысловыми и иными судами
водных живых ресурсов в Азовском море и Керченском проливе на 2004
год (Приложение X к Протоколу).
3. ФГУ "Азчеррыбвод" (В.А. Сушкову) совместно с ФГУП "АзНИИРХ"
в срок до 1 августа 2004 года представить предложения по
совершенствованию Правил промышленного рыболовства (пункт 6.2
Протокола).
4. Управлению науки и образования (А.В. Фомину), ФГУП
"АзНИИРХ":
4.1. Обеспечить выполнение в 2004 году научно-исследовательских
и научно-промысловых работ (Приложение VII к Протоколу).
4.2. Подготовить и представить в срок до 1 сентября 2004 года
согласованный проект Методики расчета национальных квот вылова
основных промысловых рыб Азовского моря (пункт 3.1 Протокола).
5. Управлению международного сотрудничества и внешних
экономических связей (Н.В. Лычаку) в срок до 1 апреля 2004 года
проработать вопрос о проведении консультаций с Украинской стороной
с целью согласования позиций относительно распределения квот
вылова бычков.
6. Управлению науки и образования (А.В. Фомину), Управлению
водных биологических ресурсов (А.А. Оханову), ФГУП "АзНИИРХ" в
срок до 1 апреля 2004 года подготовить и представить в Управление
международного сотрудничества и внешних экономических связей (Н.В.
Лычаку) материалы, необходимые для формирования позиции Российской
стороны относительно распределения квот вылова бычков.
7. Управлению охраны и воспроизводства рыбных запасов и
регулирования рыболовства (Г.К. Ковалеву), Управлению водных
биологических ресурсов (А.А. Оханову), Управлению науки и
образования (А.В. Фомину), ФГУ "Азчеррыбвод" (В.А. Сушкову), ФГУП
"АзНИИРХ" в срок до 1 августа 2004 года подготовить материалы и
предложения по вопросам рыбохозяйственного сотрудничества, а также
по техническому заданию и составу российской делегации на XVI
сессию Российско-Украинской Комиссии по вопросам рыболовства в
Азовском море и направить в Управление международного
сотрудничества и внешних экономических связей (Н.В. Лычаку).
8. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя председателя Комитета В.И. Волоха.
Вр.и.о. Председателя Комитета
В.БУРКОВ
Приложение
к Приказу
Госкомрыболовства России
от 16 февраля 2004 г. N 86
ПРОТОКОЛ
от 10 декабря 2003 года
XV СЕССИИ РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЙ КОМИССИИ
ПО ВОПРОСАМ РЫБОЛОВСТВА В АЗОВСКОМ МОРЕ
9 - 10 декабря 2003 года в пос. Волна Темрюкского района
Краснодарского края (Российская Федерация) состоялась XV сессия
Российско-Украинской Комиссии по вопросам рыболовства в Азовском
море (далее - Комиссия). Комиссия работала в следующем составе:
В.И. Волох - представитель Российской стороны, заместитель
председателя Государственного комитета Российской Федерации по
рыболовству (глава делегации) и В.И. Бондаренко - представитель
Украинской стороны, первый заместитель председателя
Государственного Департамента рыбного хозяйства Украины (глава
делегации), В.М. Крупко - представитель Украинской стороны,
начальник Главного управления охраны, воспроизводства водных живых
ресурсов и регулирования рыболовства. В работе Комиссии приняли
участие советники и эксперты от Российской и Украинской сторон
(приложения I и II) <*>.
------------------------------------
<*> Не приводятся.
Комиссия приняла повестку дня XV сессии:
1. Рассмотрение документов, подготовленных рабочими группами
экспертов Сторон и информационно-методическим семинаром в
межсессионный период.
2. О ходе промысла азовских рыб и результатах научно-
исследовательских и научно-промысловых работ в 2003 году,
предложения по их проведению в 2004 году.
3. О Методике расчета национальных квот вылова основных
промысловых рыб Азовского моря.
4. О состоянии запасов, определении ОДУ и квот вылова основных
промысловых рыб Азовского моря на 2004 год.
5. О режиме рыболовства в Азовском море на 2004 год.
6. О предложениях по совершенствованию Правил промышленного
рыболовства в бассейне Азовского моря.
7. О мерах Сторон по сохранению и восстановлению запасов
осетровых рыб в Азовском море.
8. О координации взаимодействия Сторон по охране рыбных запасов
и регулированию рыболовства в Азовском море и Керченском проливе в
2004 году.
9. О повестке дня и месте проведения XVI сессии Российско-
Украинской Комиссии по вопросам рыболовства в Азовском море.
10. Разное.
10.1. О проекте Положения о Рабочей группе Российско-Украинской
Комиссии по вопросам рыболовства в Азовском море.
10.2. Информация Украинской стороны о влиянии строительства
дамбы в районе о. Тузла на состояние водных живых ресурсов.
10.3. Информация Украинской стороны о необходимости
возобновления лова азовской хамсы в районе ее совместного промысла
в Черном море.
1. По первому пункту повестки дня Комиссия:
1.1. Заслушала информацию о рабочей встрече экспертов Сторон,
состоявшейся 19 - 20 сентября 2003 года в пос. Красный Десант
(Российская Федерация), приняла ее к сведению и утвердила протокол
встречи (Приложение III).
1.2. Заслушала и одобрила отчет о работе 8 заседания
информационно-методического семинара, состоявшегося 17 - 18
сентября 2003 года в пос. Красный Десант (приложение IV) <*>.
------------------------------------
<*> Не приводится.
2. По второму пункту повестки дня Комиссия:
2.1. Заслушала информацию научных организаций Сторон о ходе
промысла азовских рыб (Приложения V, VI), результатах научно-
исследовательских и научно-промысловых работ в 2003 году и приняла
ее к сведению.
2.2. Отметила, что АзНИИРХ, ЮгНИРО и АзЮгНИРО выполнили работы,
предусмотренные решениями XIV сессии Комиссии.
2.3. Рассмотрела предложения АзНИИРХ, ЮгНИРО и АзЮгНИРО по
проведению экспедиционных исследований и поручила им до конца
текущего года согласовать графики научно-исследовательских рейсов
в Азовском море на 2004 год. Экспедиции, проводимые в целях учета
живых ресурсов и океанологического мониторинга Азовского моря,
должны выполняться по согласованным ими или совместным программам;
срок рассмотрения программ, направляемых на согласование, не
должен превышать двух недель; заблаговременность предоставления
программ - не менее трех недель до начала работ.
2.4. Определила, что общее количество тралений в 2004 году при
выполнении научно-исследовательских рейсов не должно превышать
1000 для каждой Стороны. В это число входят траления донными и
разноглубинными (18-м и более) тралами на акватории собственно
Азовского моря и Таганрогского залива.
2.5. Одобрила перечень научно-исследовательских и научно-
промысловых работ на 2004 год АзНИИРХ (Приложение VII), ЮгНИРО и
АзЮгНИРО (Приложение VIII).
3. По третьему пункту повестки дня Комиссия:
3.1. Заслушала представленные проекты Методики расчета
национальных квот вылова основных промысловых рыб Азовского моря и
поручила рабочей группе по разработке Методики подготовить и
представить на рассмотрение очередной сессии согласованный проект
Методики.
3.2. Определила, что руководителями рабочей группы по
разработке указанной Методики от Российской стороны является Э.В.
Макаров и от Украинской стороны - В.А. Денщик.
4. По четвертому пункту повестки дня Комиссия:
4.1. Рассмотрев материалы о состоянии запасов основных
промысловых рыб Азовского моря, приняла решение об установлении
ОДУ этих рыб на 2004 год и распределение соответствующих квот
вылова между Российской Федерацией и Украиной (Приложение IX).
4.2. Определила, что ОДУ прочих рыб, не упомянутых в Приложении
IX и разрешенных для изъятия в Азовском море, Комиссией не
устанавливается. Определение ОДУ промысловых рыб в районе действия
Соглашения вне акватории Азовского моря осуществляется каждой
Стороной самостоятельно.
4.3. Рекомендовала специалистам АзНИИРХ, ЮгНИРО и АзЮгНИРО в
межсессионный период, в рамках совещаний рабочих групп и
информационно-методического семинара, согласовать оценки запасов и
ОДУ основных промысловых рыб Азовского бассейна на 2005 год.
5. По пятому пункту повестки дня Комиссия:
5.1. Подтвердила свои рекомендации относительно запрета
промыслового лова осетровых рыб в бассейне Азовского моря. Особи
осетровых, прилавливаемые ставными неводами и речными закидными
неводами, должны передаваться на рыбоводные предприятия в счет
установленных для этих целей лимитов. Прилов осетровых, как
взрослых, так и молоди, при всех других видах промысла азовских
рыб выпускается в водоем.
5.2. Сочла целесообразным провести осеннюю заготовку
производителей осетровых с 1 сентября по 30 ноября с
использованием Украиной 90 ед. ставных неводов и Россией - 370
ставных неводов (Ростовская область - 120 ед., Краснодарский край
- 250 ед.).
5.3. В целях предотвращения гибели молоди осетровых рыб и
сохранения запасов этих видов, учитывая фактически складывающуюся
обстановку в Азовском море, подтвердила на 2004 год запрет:
- на проведение промыслового сетного лова пиленгаса в 12-
мильной прибрежной зоне от параллели 46-00' с.ш. до оконечности
косы Обиточной;
- на проведение промыслового сетного лова судака в Азовском
море и Таганрогском заливе.
5.4. Подтвердила свои рекомендации относительно запрета
промыслового лова сельди в бассейне Азовского моря в связи с
низкой ее численностью. Прилов сельди при промысле других видов
фиксируется в промысловом журнале как прилов и учитывается в счет
квот, выделенных Сторонам для ведения научных исследований.
5.5. В случае прилова осетровых рыб промысловых размеров при
промысле тюльки кошельковыми неводами 1 экз. и выше на 1 т улова
соответствующее судно должно покинуть этот промысловый квадрат,
сообщив об этом Рабочей группе по оперативному регулированию
промысла рыб в Азовском море и Керченском проливе.
5.6. Сочла целесообразным проведение промысла тюльки в 2004
году в Таганрогском заливе х/т ставными неводами (200 ед. -
Российской Федерации, 200 ед. - Украине) с 15 марта по 31 мая.
5.7. Решила в 2004 году при промысле азовских бычков
механизированными драгами, проводимом в соответствии с решением
XIV сессии Комиссии, ограничить количество драг 35 единицами.
Отметила несовпадение позиций по вопросу определения количества
механизированных драг для каждой Стороны и признала необходимым
продолжить взаимные консультации с целью согласования своих
позиций.
5.8. Рассмотрела вопрос поискового обеспечения промысла
азовской хамсы, тюльки и пиленгаса. В 2004 году считает
целесообразным поручить АзНИИРХ, ЮгНИРО и АзЮгНИРО организацию
поисковых работ следующим образом:
- по азовской хамсе - 2 украинскими судами, вооруженными
разноглубинными тралами, в том числе 1 судно - в Керченском
проливе, 1 судно - в разрешенном для ее промысла районе Азовского
моря и Керченском проливе; 1 российское судно - в разрешенном для
ее промысла районе Азовского моря и Керченском проливе;
- по тюльке - по 2 судна и пиленгасу - по 2 судна с каждой
Стороны, вооруженных разноглубинными тралами, в границах,
предусмотренных Правилами рыболовства, по соответствующим
программам.
Комиссия рекомендовала штабам путины Российской и Украинской
сторон отработать мероприятия по координации работы и обмену
информацией с поисковых и промысловых судов в Азовском море и
Керченском проливе.
5.9. Украинская сторона, основываясь на двухсторонних
договоренностях, существующих между Российской Федерацией и
Украиной, считает целесообразным определить район совместного
промысла азовской хамсы в 2004 году в Черном море как часть его
акватории, ограниченной меридианами, проходящими через м. Меганом
и пос. Джубга, с ограничением количества украинских судов,
одновременно участвующих на промысле в районе м. Дооб и пос.
Джубга, 20 единицами.
Российская сторона считает, что вопрос о возможности промысла
украинскими судами в территориальном море Российской Федерации
Черного моря должен осуществляться в порядке, определяемом
законодательством Российской Федерации и международными договорами
Российской Федерации.
6. По шестому пункту повестки дня Комиссия:
6.1. Решила создать Рабочую группу по совершенствованию Правил
промышленного рыболовства под руководством В.А. Сушкова
(Российская сторона) и В.М. Крупко (Украинская сторона), прекратив
деятельность прежней группы.
6.2. Поручила данной рабочей группе обобщить все поступившие
предложения по совершенствованию Правил промышленного рыболовства
и подготовить в межсессионный период соответствующие рекомендации
к предстоящей сессии.
6.3. Отметила, что украинскими специалистами подготовлено и
представлено на настоящую сессию "Биологическое обоснование
промысла судака и частиковых рыб ставными неводами, каравками и
вентерями в осенний период". Российская сторона приняла указанное
обоснование для изучения.
7. По седьмому пункту повестки дня Комиссия:
7.1. Приняла к сведению информацию Сторон о мерах по сохранению
и восстановлению запасов осетровых рыб в Азовском море.
7.2. Рекомендовала Сторонам продолжить работу по повышению
эффективности промышленного воспроизводства азовских осетровых,
одновременно обеспечивая охрану их молоди в море.
8. По восьмому пункту повестки дня Комиссия:
8.1. Заслушала информацию рабочих групп Азчеррыбвода,
Азовспецгосрыбинспекции о выполнении порядка охраны водных живых
ресурсов и оперативного регулирования рыболовства в Азовском море
и Керченском проливе на 2003 год.
8.2. Заслушала и приняла к сведению информацию о нарушениях
законодательства Сторон в Азовском море и Керченском проливе в
области рыболовства и сохранения водных живых ресурсов и принятых
мерах к нарушителям.
8.3. Обсудила вопросы координации взаимодействия Сторон по
охране водных живых ресурсов и регулированию их промысла.
8.4. Рассмотрела проект Порядка осуществления контроля за
изъятием промысловыми и иными судами водных живых ресурсов в
Азовском море и Керченском проливе на 2004 год, подготовленного на
заседании Рабочей группы экспертов рыбоохраны Российской Федерации
и Украины, состоявшейся 25 - 27 июня 2003 г. в п. Пересыпь
Темрюкского района, внесла изменения и утвердила его (Приложение
X).
8.5. При разработке Порядка осуществления контроля за изъятием
промысловыми и иными судами водных живых ресурсов в Азовском море
и Керченском проливе на 2004 год, разработанного рабочей группой,
Украинская сторона внесла изменения в его текст (с учетом
рекомендаций министерств и ведомств) и передала Российской стороне
для рассмотрения.
8.6. Сочла целесообразным органам рыбоохраны Российской
Федерации и Украины проводить в межсессионный период рабочие
встречи по обмену опытом по вопросам воспроизводства, охраны
рыбных запасов и регулирования рыболовства в Азовском море.
9. По девятому пункту повестки дня Комиссия:
9.1. Решила провести свою XVI сессию в октябре 2004 года на
территории Украины.
9.2. Предварительную повестку дня XVI сессии сочла
целесообразным согласовать в межсессионный период.
10. По десятому пункту повестки дня:
10.1. В целях совершенствования регламента работы и решения
ряда других организационно-правовых вопросов Комиссия утвердила
Положение о Рабочей группе Российско-Украинской Комиссии по
вопросам рыболовства в Азовском море (Приложение XI) и сочла
действующими следующие рабочие группы:
- Рабочая группа по согласованию оценок запасов и величин ОДУ;
- Рабочая группа по совершенствованию Правил промышленного
рыболовства в Азовском море;
- Рабочая группа по разработке Методики расчета национальных
квот вылова основных промысловых рыб в Азовском море;
- Рабочая группа по охране водных живых ресурсов и оперативного
регулирования рыболовства.
10.2. Комиссия заслушала информацию Украинской стороны об
оценке влияния строительства дамбы в районе о. Тузла на состояние
водных живых ресурсов (Приложение XII).
Российская сторона приняла к рассмотрению данную информацию.
10.3. Комиссия заслушала информацию Украинской стороны о
необходимости возобновления лова азовской хамсы в районе ее
совместного промысла в Черном море, которая заключается в
следующем:
22 ноября с.г. Российская сторона в одностороннем порядке ввела
запрет для украинских рыболовецких судов на лов азовской хамсы в
районе ее совместного промысла в Черном море.
Украинская сторона проанализировала аргументацию Российской
стороны в части закрытия в одностороннем порядке района
совместного промысла азовской хамсы в Черном море и пришла к
выводу, что оснований для приостановления промысла не было.
Украинская сторона отметила, что Российская сторона в
одностороннем порядке аннулировала разрешение на вылов рыбы в
районе совместного промысла азовской хамсы в Черном море, что
является нарушением пункта 3 статьи 8 Соглашения между
Госрыбхозпромом Украины и Роскомрыболовства по вопросам
рыболовства в Азовском море от 14 сентября 1993 г., в соответствии
с которым договаривающиеся Стороны в ходе обмена информацией могут
определять условия выдачи разрешения на ведение промысла или
приостанавливать их действие.
Украинская сторона констатировала, что настоящая ситуация
сложилась в результате неправомерных действий Российской стороны,
и предложила ей отозвать принятое решение и возобновить действие
ранее принятых согласованных документов по функционированию района
совместного промысла азовской хамсы в Черном море до внесения
изменений в ранее принятые соглашения.
Российская сторона приняла к сведению данную информацию.
Настоящий Протокол составлен 10 декабря 2003 года в пос. Волна
Темрюкского района Краснодарского края (Российская Федерация) в 4
экземплярах: по 2 экземпляра на русском и украинском языках. Все
экземпляры Протокола имеют одинаковую силу.
Представитель Российской стороны
В.И.ВОЛОХ
Представитель Украинской стороны
В.И.БОНДАРЕНКО
Приложение III
ПРОТОКОЛ
ВСТРЕЧИ ЭКСПЕРТОВ РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЙ
КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ РЫБОЛОВСТВА В АЗОВСКОМ МОРЕ
(19 - 20 СЕНТЯБРЯ 2003 Г., ПОС. КРАСНЫЙ ДЕСАНТ)
Руководствуясь решениями XIV сессии Российско-Украинской
Комиссии по вопросам рыболовства в Азовском море (далее - РУК),
эксперты Сторон провели рабочую встречу под руководством
сопредседателей Э.В. Макарова (с Российской стороны) и В.А.
Шляхова (с Украинской стороны). Состав участников прилагается
(приложения I, II).
Эксперты приняли следующую повестку дня:
1. О согласовании проекта "Методики расчета национальных квот
вылова промысловых рыб".
2. О биологическом обосновании установления промысловой меры на
рапану.
3. О совершенствовании регламента работы Российско-Украинской
Комиссии по вопросам рыболовства в Азовском море.
4. О доработке Правил промышленного рыболовства в Азовском море
и рассмотрении предложений о целесообразности их переутверждения.
5. Об уточнении ОДУ азовской хамсы и тюльки на 2003 г. по
результатам августовской учетной съемки.
1. По первому пункту повестки дня эксперты:
1.1. Одобрили представленный проект Методики и согласились
принять его за основу.
1.2. Рекомендовали постоянно действующей Рабочей группе по
разработке Методики расчета национальных квот вылова основных
промысловых рыб подготовить предложения по величинам удельных
весов обозначенных в Методике факторов.
1.3. Рекомендовали рабочей группе подготовить предложения по
величине вклада Российской и Украинской сторон в каждый из
факторов.
1.4. Договорились обсудить результаты работы постоянно
действующей рабочей группы (пп. 1.2, 1.3) на очередной встрече
экспертов Сторон (сентябрь 2004 г.) и подготовить согласованные
предложения.
1.5. В связи с возобновлением промысла бычков в Азовском море
рекомендуют Комиссии включить их в перечень промысловых объектов,
рассматриваемых Методикой расчета национальных квот.
2. По второму пункту повестки дня эксперты:
2.1. Рассмотрели биологические обоснования на установление
промысловой меры на рапану, подготовленные специалистами каждой из
Сторон.
2.2. Сочли необходимым доработать указанные обоснования и
представить их на предстоящую сессию Комиссии. Обоснования должны
быть конкретизированы применительно к популяции рапаны Керченского
пролива и содержать информацию о запасе и влиянии на него
промысла.
3. По третьему пункту повестки дня эксперты:
Констатировали, что российскими экспертами подготовлены и
переданы для изучения украинским экспертам проекты двух
документов: "Положение Российско-Украинской Комиссии по вопросам
рыболовства в Азовском море" и "Положение о Рабочей группе
Российско-Украинской Комиссии по вопросам рыболовства в Азовском
море".
4. По четвертому пункту повестки дня эксперты:
4.1. Признали нецелесообразным в настоящее время как
переутверждение Правил промышленного рыболовства в бассейне
Азовского моря, так и внесение в них дополнительных изменений.
4.2. Отметили, что российскими экспертами было подготовлено и
представлено на встречу "Биологическое обоснование об упразднении
запретного пространства для промысла пиленгаса на местах зимовки
осетровых". Украинские эксперты приняли указанное обоснование для
изучения.
5. По пятому пункту повестки дня эксперты:
5.1. Отметили, что по результатам августовской лампарной
съемки, выполненной ЮгНИРО в западной и центральной частях
Азовского моря, биомасса азовской хамсы в зоне учета составила 56
тыс. т. С учетом дополнительных материалов о распределении хамсы в
предшествующие годы, представленных АзНИИРХ, общий запас азовской
хамсы по всему морю может быть оценен в 75 тыс. т. Принимая во
внимание, что фактический запас хамсы оказался ниже прогнозного
значения (100 - 115 тыс. т), эксперты рекомендуют снизить величину
ОДУ азовской хамсы в 2003 году до 25 тыс. т.
5.2. Согласились с оценкой биомассы тюльки, сделанной для
обследованной акватории Азовского моря по результатам августовской
съемки ЮгНИРО, в объеме 260 тыс. т. С учетом многолетних данных об
особенностях распределения тюльки в Азовском море пришли к
согласованной оценке ее запаса в целом по морю в объеме 400 тыс.
т. Исходя из этого эксперты не рекомендуют корректировать
установленный XIV сессией Комиссии ОДУ тюльки на 2003 год в объеме
80 тыс. т.
От российской делегации
Э.В.МАКАРОВ
От украинской делегации
В.А.ШЛЯХОВ
Приложение V
УЛОВЫ ПРОМЫСЛОВЫХ РЫБ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ПРЕДПРИЯТИЯМИ РОССИИ
В АЗОВСКОМ БАССЕЙНЕ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2003 ГОДА
-------------------------------T---------------------------------¬
¦ Объекты промысла ¦ Вылов, тонн ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Уловы - всего ¦ 11718,99 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Рыба - всего ¦ 11715,59 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Судак ¦ 1149,17 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Лещ ¦ 27,89 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Тарань ¦ 243,25 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Рыбец ¦ 0,5 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Сазан ¦ 0,52 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Сом ¦ 0,35 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Щука ¦ 6,25 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Чехонь ¦ 3,53 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Жерех ¦ 0,07 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Берш ¦ 0,01 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Красноперка ¦ 10,81 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Окунь ¦ 2,1 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Густера ¦ 32,06 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Карась ¦ 440,19 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Пузанок ¦ 2,30 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Тюлька ¦ 9387,00 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Хамса ¦ 3204,56 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Пиленгас ¦ 274,97 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Камбала-калкан (азовская) ¦ 2,65 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Бычки ¦ 1,5 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Атерина ¦ 73,06 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Карп ¦ 2,63 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Толстолобик ¦ 7,56 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Белый амур ¦ 3,12 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Нерыбные объекты: ¦ ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Раки ¦ 3,4 ¦
L------------------------------+----------------------------------
Приложение VI
ВЫЛОВ
ВОДНЫХ ЖИВЫХ РЕСУРСОВ В АЗОВСКОМ МОРЕ
УКРАИНОЙ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2003 ГОДА
-------------------------------T---------------------------------¬
¦ Объекты промысла ¦ Вылов, тонн ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Улов в.ж.р., всего ¦ 19841,180 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Рыба, в том числе ¦ 19818,247 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Хамса азовская <*> ¦ 3241,601 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Шпрот (килька) ¦ 27,781 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Тюлька ¦ 7730,288 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Сельдь ¦ 0,520 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Кефаль ¦ 42,997 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Пиленгас ¦ 1496,237 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Ставрида ¦ 2,925 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Барабуля ¦ 2,022 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Камбала-калкан (азовская) ¦ 65,130 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Камбала-глосса ¦ 0,009 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Песчанка (атерина) ¦ 52,015 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Сарган ¦ 0,839 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Осетр ¦ 0,710 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Севрюга ¦ 0,150 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Морская лиса ¦ 0,064 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Бычки ¦ 6111,957 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Бычки в заморный период ¦ 290,560 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Судак ¦ 723,925 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Прочие морские рыбы ¦ 0,007 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Лещ ¦ 0,330 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Тарань, плотва ¦ 7,920 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Карась ¦ 3,490 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Чехонь ¦ 1,350 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Толстолобик ¦ 0,100 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Ерш (перкарина) ¦ 15,320 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Прочие в.ж.р., в том числе ¦ 22,933 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Мидия ¦ 9,132 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Рапана ¦ 4,476 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Зостера ¦ 2,040 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Креветки (шримс) ¦ 0,070 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Мидия культив. ¦ 6,997 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Личинки хирономид ¦ 0,220 ¦
L------------------------------+----------------------------------
------------------------------------
<*> В том числе 3074,956 т выловлено в Черном море.
Приложение VII
ПЕРЕЧЕНЬ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И НАУЧНО-ПРОМЫСЛОВЫХ ЛОВОВ,
ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ПО ПРОГРАММАМ АЗНИИРХ В 2004 ГОДУ
1. Научно-исследовательские работы
1.1. Формирование маточных стад осетровых рыб. Таганрогский
залив, база "Рожок": ставные невода 55-мм - 3 ед.; ставные невода
6,5-мм - 3 ед.; 3-м бимтрал с ячеей в кутке 6,5 мм - 2 ед., с 1
января по 31 декабря.
1.2. Подращивание молоди осетровых рыб до массы 10 - 15 г в
садках-ловушках. Азовское море, Таганрогский залив: на базе двух-
трех рыбодобывающих организаций Краснодарского края, для каждой
организации по 1 садку-ловушке с 15 мая по 1 августа и в качестве
компенсационных мероприятий по 3 ставных невода с ячеей 45 - 55 мм
с 1 марта по 15 июля и с 1 сентября по 30 ноября. Молодь осетра
поставляется Ачуевским ОРЗ с зачетом ее в план выпуска.
1.3. Определение возможности использования установок
промысловых ставных неводов для размещения на них садков-ловушек
для подращивания молоди осетровых рыб. На базе 4 рыбодобывающих
организаций Ростовской области, освоивших садковое подращивание
молоди: Таганрогский залив, ставные невода ячеей 45 - 55 мм - 12
ед., с 15 марта по 1 июня и с 1 сентября по 30 ноября, садок-
ловушка - 4 ед., с 1 июня по 30 июля.
1.4. Комплексные исследования прибрежной мелководной зоны от
косы Еленина до Ейской косы, включая Ейский лиман. На базе одной
рыбодобывающей организации Краснодарского края: одно судно типа
БПМ, 3-м бимтрал с хамсоросовым или газовым кутком, икорная сеть
ИКС-80, сеть Апштейна, дночерпатель, батометр, с 15 апреля по 30
ноября (7 рейсов).
1.5. Мониторинг миграций тарани в Ахтарском рыбопромысловом
районе. На базе двух рыбодобывающих организаций Краснодарского
края: Азовское море - ставные невода 32-мм - 9 ед., с 1 января по
30 мая и с 1 сентября по 31 декабря; Бейсугский лиман - закидной
невод ячеей 32 мм - 2 ед., с 1 сентября по 31 декабря.
1.6. Нормирование пестицидов, диагностика токсикозов
ихтиофауны, отработка методических вопросов оценки ущерба от
антропогенного воздействия и методик по нормированию поллютантов.
На базе ООО "Гидронаука" Ростовской области: ставные невода ячеей
6,5 мм - 1 ед., ячеей 28 - 32 мм - 1 ед., ячеей 55 мм - 1 ед., с
20 марта по 30 декабря.
1.7. Мониторинг миграций сельди через Керченский пролив. На
базе двух рыбодобывающих организаций Краснодарского края:
Керченский пролив, включая Таманский и Динской заливы, и восточное
предпроливье до п. Кучугуры, сети ячеей 26 - 40 мм - 100 ед., с 1
марта по 31 мая и с 1 сентября по 31 декабря.
1.8. Исследования по применению крупноячейного кольцевого
невода для промысла пиленгаса в Азовском море. На базе ООО
"Мартын" Краснодарского края: 1 судно с кольцевым неводом, в
период промысла.
1.9. Оценка запасов и распределение бычков в прибрежной зоне
кубанского побережья. Азовское море на базе КНП в Темрюкском,
Ачуевском и Ахтарском районах, полумеханизированные драги - 3 ед.;
в Таганрогском заливе - активная ловушка оригинальной конструкции
- 1 ед., с 1 июня по 30 ноября.
1.10. Разработка режима промысла в Керченском проливе, включая
Таманский и Динской заливы. На базе р/к "Голубицкий": лов бычка
вентерями ячеей 14 - 18 мм - 200 ед., скатов сетями ячеей 180 -
200 мм - 50 ед., с 1 марта по 31 октября, кефалей обкидными сетями
ячеей 28 - 40 мм - 30 ед., с 1 апреля по 30 ноября.
1.11. Разработка режима промысла понтогаммаруса. На базе
рыбодобывающих организаций Краснодарского края и Ростовской
области: российское побережье Азовского моря, экспериментальные
ловушки, с 1 мая по 30 сентября.
1.12. Изучение возможности расширения района промысла пиленгаса
в восточной части Азовского моря. На базе двух - трех
рыбодобывающих организаций: 2 - 3 промысловых судна с кольцевым
неводом, с 3 января по 1 апреля и с 15 ноября по 31 декабря.
2. Научно-промысловые работы
2.1. Подбор оптимального размера ячеи ставного невода для лова
судака у кубанского побережья. Азовское море, на базе трех
рыбодобывающих организаций Краснодарского края, каждой организации
по 3 ставных невода ячеей 45 мм, с 1 января по 30 мая и с 1
сентября по 31 декабря.
2.2. Испытание и определение режима работы ставных неводов
ячеей 45 - 55 мм с канатными крыльями. На базе двух рыбодобывающих
организаций Краснодарского края: Азовское море, ставные невода - 6
ед., с 1 марта по 30 июня и с 1 сентября по 30 ноября.
Приложение VIII
ПЕРЕЧЕНЬ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И НАУЧНО-ПРОМЫСЛОВЫХ ЛОВОВ,
ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ПО ПРОГРАММАМ ЮГНИРО И АЗЮГНИРО В 2004 ГОДУ
Научно-исследовательские ловы
1. Лов сельди сетями с шагом ячеи 26 - 32 мм в Керченском
проливе 5-ю бригадами с использованием по 40 сетей длиной не более
37 м каждая в сроки, определенные Правилами рыболовства, с целью
контроля ее миграций.
2. Лов бычков ручными (5 ед.), полумеханизированными (15 ед.)
драгами, вентерями (25 ед.), волокушами (5 ед.) и подъемными
ловушками (200 ед.) вдоль украинского побережья Азовского моря от
Керченского пролива до оконечности Белосарайской косы с 1 марта по
30 апреля с целью совершенствования Правил рыболовства.
3. Лов в Керченском проливе в районе НИБ "Заветное" и на
прилегающей акватории Азовского моря в районе пос. Курортное с
целью отлова производителей пиленгаса, аборигенных кефалей,
азовского калкана, контроля за миграциями сельди, хамсы, ставриды,
других рыб, оценки состояния промысловых беспозвоночных для
обеспечения исследований по марикультуре и оценки экологической
ситуации:
- ставными неводами (6,5 мм) - 2 ед. (10 - 18 мм) - 1 ед.,
подъемным заводом (20 - 40 мм) - 1 ед., каравкой (20 - 40 мм) - 1
ед., сетями сельдевыми (28 - 32 мм) - 40 ед., сетями катраньими
(100 - 110 мм) - 40 ед. (только в Керченском проливе), сетями
пиленгасовыми (50 - 70 мм) - 15 ед., сетями камбальными (с шагом
ячеи 110 мм, нитка 15,6 текс х6 или мононить диаметром 0,3 - 0,4
мм) - 25 ед., ручной бычковой драгой (16 мм) - 1 ед., бычковой
волокушей (16 мм) - 1 ед., драгой для отлова моллюсков - 1 ед. и
скребками.
4. Лов судака сетями (не более 300 ед.) с шагом ячеи 60 - 70 мм
(длиной не более 75 м) в 30-мильной прибрежной зоне от оконечности
косы Обиточной до оконечности Белосарайской косы в период с 1
января по 14 марта с целью изучения промысловой ситуации и
распределения судака.
5. Лов хамсы, тюльки, пиленгаса и других промысловых рыб (за
исключением осетровых) с распаления льда до ледостава:
а) с целью создания и совершенствования конструкций
штормоустойчивых, в том числе глубьевых ставных неводов (Азовское
море, кроме Крымского побережья, - не более 20 устройств) и
универсальных мобильных ловушек (Азовское море и Керченский пролив
- не более 10 устройств) на удалении до 30 миль от берега;
б) для определения мест установки штормоустойчивых
экспериментальных неводов и ловушек в качестве поисковых орудий
используются полумеханизированные бычковые драги (3 ед.) - с
распаления льда до 15 мая и с 15 августа по 30 ноября;
в) с целью совершенствования конструкций направляющих крыльев
ставных неводов (вдоль украинского побережья Азовского моря - не
более 10 устройств).
6. Контроль за подходами хамсы в прибрежную зону на участке от
п. Семеновка до Керченского пролива четырьмя хамсово-тюлечными
ставными неводами в период с мая по ноябрь.
7. Лов камбалы-калкан сетями (нитка 15,6 текс х6 или мононить
диаметром 0,3 - 0,4 мм) с шагом ячеи 110 мм, длиной каждой сети не
более 75 м (200 ед.) в районе от пос. Валок до оконечности
Белосарайской косы в прибрежной зоне на удалении до 12 миль - с 1
марта до начала массового нереста.
8. Лов камбалы-калкан в целях изучения целесообразности ведения
осеннего сетного промысла одностенными капроновыми сетями (нить
15,6 текс х6) и сетями из мононити (диаметром 0,3 - 0,4 мм) с
шагом ячеи 110 мм длиной каждой сети не более 75 м в 12-мильной
прибрежной зоне от пос. Валок до оконечности Белосарайской косы -
с 1 августа по 31 октября. Общее количество сетей - до 200 ед.
9. Лов бычков мехдрагами для изучения возможности ведения
промыслового лова:
а) 4 ед. - в Белосарайском заливе и прилегающей части акватории
Азовского моря, ограниченной с юга линией, проходящей через
оконечность Бердянской косы и буй Еленинской банки (46-35,7' с.ш.,
37-24,3' в.д.), с востока - линией, проходящей через оконечность
Белосарайской косы и буй Еленинской банки (46-35,7' с.ш., 37-24,3'
в.д.), - с 15 августа по 30 ноября;
б) 2 ед. - в районе Азовского моря, ограниченном линиями: м.
Зюк - маяк острова Бирючий, пос. Новоотрадное - маяк острова
Бирючий и береговой линией от пос. Новоотрадное до м. Зюк - с 15
августа по 30 ноября.
10. В целях разработки научных основ использования ярусных
способов лова для промысла рыб в Азовском море лов донных и
придонных промысловых видов рыб (за исключением осетровых) ярусами
общим количеством крючков (шириной и высотой поддева не более 15
мм) не более 30000 ед. - с 1 января по 31 декабря.
11. НИР в целях совершенствования Правил рыболовства, по
изучению возможности ведения лова пиленгаса и судака в Азовском
море снюрреводом (4 ед.) - с 1 января по 15 мая и с 15 августа по
31 декабря.
12. В целях совершенствования Правил рыболовства лов судака и
пиленгаса в Азовском море закидным неводом конструкции А.М.
Каретникова и Ю.В. Шишова (1 ед.) с шагом ячеи в крыле - 40 мм,
мотенной части - 30 мм - с 1 марта по 15 мая и с 1 сентября по 31
декабря.
13. НИР в целях совершенствования Правил рыболовства, по
изучению возможности промысла пиленгаса и судака в Азовском море
многослойным обкидным крылом (2 ед.) - с 1 января по 15 мая и с 1
сентября по 31 декабря.
Научно-промысловые ловы
Лов бычков:
- механизированными драгами (4 ед.) в южной части акватории
Азовского моря, ограниченной с запада линией, проходящей через м.
Зюк и маяк острова Бирючий, с юга - береговой линией от м. Зюк до
Варзовского буя, с востока - линией, проходящей через Варзовский
буй и буй Железинской банки (46-13,5' с.ш., 37-25,0' в.д.), с
севера - линией, проходящей через буй Железинской банки и точку с
координатами 35-30' в.д., 45-50' с.ш., - с 15 августа по 30
ноября.
Приложение IX
ВЕЛИЧИНА ОДУ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КВОТ
ВЫЛОВА ОСНОВНЫХ ПРОМЫСЛОВЫХ РЫБ АЗОВСКОГО МОРЯ
МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И УКРАИНОЙ В 2004 ГОДУ
-------------------T-------------T-------------------------------¬
¦ Виды рыб ¦ ОДУ, т ¦ Величина квоты, т ¦
¦ ¦ +----------------T--------------+
¦ ¦ ¦ Российская ¦ Украина ¦
¦ ¦ ¦ Федерация ¦ ¦
+------------------+-------------+----------------+--------------+
¦Азовская хамса <1>¦30000 ¦15000 ¦15000 ¦
+------------------+-------------+----------------+--------------+
¦Тюлька <1> ¦80000 ¦40000 ¦40000 ¦
+------------------+-------------+----------------+--------------+
¦Сельдь <2> ¦18 ¦9 ¦9 ¦
+------------------+-------------+----------------+--------------+
¦Осетр <3> ¦42 ¦30 ¦12 ¦
+------------------+-------------+----------------+--------------+
¦Севрюга <3> ¦14 ¦10 ¦4 ¦
+------------------+-------------+----------------+--------------+
¦Пиленгас ¦8000 ¦2800 ¦5200 ¦
+------------------+-------------+----------------+--------------+
¦Судак ¦2400 ¦1560 ¦840 ¦
+------------------+-------------+----------------+--------------+
¦Бычки <4> ¦<5> ¦<5> ¦<5> ¦
+------------------+-------------+----------------+--------------+
¦Калкан ¦300 ¦Прилов не ¦300 ¦
¦ ¦ ¦лимитируется ¦ ¦
+------------------+-------------+----------------+--------------+
¦Лещ ¦80 ¦80 ¦Прилов не ¦
¦ ¦ ¦ ¦лимитируется ¦
+------------------+-------------+----------------+--------------+
¦Тарань ¦400 ¦400 ¦Прилов не ¦
¦ ¦ ¦ ¦лимитируется ¦
+------------------+-------------+----------------+--------------+
¦Рыбец ¦15 ¦15 <3> ¦Прилов не ¦
¦ ¦ ¦ ¦лимитируется ¦
L------------------+-------------+----------------+---------------
------------------------------------
<1> ОДУ по хамсе и тюльке могут быть уточнены по результатам
августовской учетной съемки 2004 года.
<2> Сельдь изымается только для выполнения научных работ.
<3> Осетровые и рыбец изымаются только для целей
воспроизводства и выполнения научно-исследовательских работ.
<4> ОДУ бычков указан только для ведения морского промысла
механизированными драгами без учета вылова бычков в лиманах и в
прибрежной зоне заливов украинского побережья.
<5> Российская сторона предложила установить ОДУ бычков в
размере 12500 т и определить квоты Российской Федерации и Украины
соответственно 6250 т и 6250 т.
Украинская сторона предложила установить ОДУ бычков в размере
12500 т и определить квоты Российской Федерации и Украины
соответственно 4500 т и 8000 т.
Комиссия признала необходимым продолжить взаимные консультации
с целью согласования своих позиций по указанным вопросам. Стороны
предпринимают шаги в рамках законодательства своих государств.
Приложение X
ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ИЗЪЯТИЕМ
ПРОМЫСЛОВЫМИ И ИНЫМИ СУДАМИ ВОДНЫХ ЖИВЫХ РЕСУРСОВ
В АЗОВСКОМ МОРЕ И КЕРЧЕНСКОМ ПРОЛИВЕ НА 2004 ГОД
1. Контроль изъятия водных биоресурсов (далее - водных живых
ресурсов) и его оперативное регулирование в Азовском море и
Керченском проливе осуществляется органами рыбоохраны
Госкомрыболовства Российской Федерации и органами рыбоохраны
Украины (далее - органами рыбоохраны Сторон) в соответствии с
действующим законодательством Сторон и с учетом принятых решений
Российско-Украинской Комиссии (РУК) по вопросам рыболовства в
Азовском море.
2. Контроль за изъятием водных живых ресурсов промысловыми,
поисковыми, приемно-транспортными и научно-исследовательскими
судами в Азовском море и Керченском проливе, за исключением
промысла ставными орудиями лова, осуществляется Сторонами на
равноправной основе.
Контроль за изъятием водных живых ресурсов и проведением НИР в
Азовском море и Керченском проливе ставными орудиями лова
осуществляется каждой Стороной самостоятельно.
3. Оперативное регулирование промысла судами на акватории
Азовского моря осуществляется Рабочей группой по охране водных
живых ресурсов и оперативному регулированию рыболовства РУК.
4. Выдачу разрешений (талонов) на изъятие водных живых ресурсов
в Азовском море и Керченском проливе осуществляют органы
рыбоохраны Сторон по принадлежности пользователей.
5. Органы рыбоохраны России и Украины ежегодно до 1 октября
направляют штабам путины информацию о количестве выданных
разрешений (талонов) на каждый вид промысла, наименование судов и
их принадлежность, которым выданы разрешения на проведение
промысла, приемку и транспортировку уловов водных живых ресурсов.
6. В целях проверки соблюдения законодательства в области
ведения двусторонней рыбохозяйственной деятельности и сохранения
водных живых ресурсов любое судно, которое осуществляет или имеет
возможность осуществлять промысел, транспортировку (в том числе
производящие вспомогательные операции), может быть остановлено,
осмотрено и в случае выявления нарушений задержано должностными
лицами органов рыбоохраны проверяющей Стороны.
7. Капитаны и другие ответственные за лов лица промысловых
приемно-транспортных, поисковых и научно-исследовательских судов,
которые находятся на промысле, обязаны беспрепятственно допускать
работников органов рыбоохраны Сторон для проверки судна и
ознакомления с учетной и разрешительной документацией на
проведение работ.
8. Представитель органов рыбоохраны Сторон, прибывший на судно
для контроля, имеет право досмотра всех без исключения судовых
помещений на предмет соблюдения рыбоохранного законодательства
(присутствие на борту запрещенных к вылову объектов промысла,
запрещенных к применению орудий лова и т.д.), соответствия
разрешению находящихся на борту орудий лова, а также документов,
имеющих отношение к промыслу: лицензии, разрешения, талона на
право ведения лова или транспортировки водных живых ресурсов,
судового, промыслового, технологического, научного
(ихтиологического, гидробиологического и т.д.) журналов, копий
квитанций или накладных на сданную рыбопродукцию и другой
необходимой документации. По окончании проверки составляется акт
(Приложение N 1) в двух экземплярах и в промжурнал вносится
запись.
9. При обнаружении нарушения рыбоохранного законодательства,
Правил (Режима) рыболовства, допущенного пользователем,
представителем органов рыбоохраны проверяющей Стороны составляется
материал в двух экземплярах. Для принятия мер воздействия к
нарушителю первый экземпляр составленных документов передается с
оформлением акта органам рыбоохраны Стороны по принадлежности
судна-нарушителя или в двухнедельный срок направляется в их адрес
заказным письмом с уведомлением.
10. Незаконно добытые водные живые ресурсы, судно-нарушитель,
незаконные орудия лова и другое используемое при этом имущество
задерживаются и на период до решения суда передаются по акту
органам рыбоохраны Стороны по принадлежности судна-нарушителя. При
отсутствии возможности такой передачи имущество по акту передается
на ответственное хранение нарушителю до решения суда, а в
промысловый журнал судна вносится соответствующая запись.
11. По факту задержания судна-нарушителя госинспектор
рыбоохраны немедленно ставит в известность представителей Рабочей
группы по охране водных живых ресурсов и оперативному
регулированию рыболовства через соответствующие структурные
подразделения органов рыбоохраны Сторон и штаб путины. Информация
о проверке должна включать: наименование судна, его
принадлежность, Ф.И.О. капитана, результаты проверки, краткий
состав нарушения, количество изъятой рыбы по видам, наименование и
количество изъятых орудий лова, Ф.И.О. проверяющего.
12. При отсутствии документов или невозможности установления
принадлежности судно-нарушитель конвоируется в ближайший порт
Стороны, вскрывшей нарушение, для принятия мер согласно
действующему законодательству, с обязательным оповещением
пограничной, таможенной служб и портовых властей.
13. По всем принятым к нарушителям административным мерам, а
также о решениях, принятых судебными органами, органы рыбоохраны
Сторон информируют друг друга в месячный срок.
14. Капитаны и вахтенные помощники судов, занимающиеся рыбным
промыслом, обязаны:
- по требованию допускать или принимать на борт госинспекторов
рыбоохраны, обеспечив помощь в проведении проверки, в обязательном
порядке выделяя ответственное сопровождающее лицо для участия в
проверке судна, а также подписывать и заверять акты проверок
судовыми печатями. Промысловое или иное судно может быть проверено
на ходу и во время выполнения промысловых операций;
- при подаче с инспекторского судна соответствующих сигналов
(звуковых, световых и других) или получении команды по радиосвязи
(16 канал УКВ) об остановке судна должен застопорить ход и принять
необходимые меры безопасности по приемке на борт инспекторской
группы.
15. Незнание действующих законодательных или нормативных
документов, касающихся ведения рыбохозяйственной деятельности в
Азовском море и Керченском проливе, не освобождает юридические или
физические лица, ведущие промысел, от ответственности.
Состав Рабочей группы по охране водных живых ресурсов
и оперативному регулированию рыболовства
От Российской стороны:
1. Поляков Сергей Петрович, зам. нач. Азчеррыбвода, старший
группы; г. Ростов-на-Дону, тел. служ.: (+7-8632) 62-49-31; тел.
моб.: (+7-8632) 75-49-70.
2. Никитенко Александр Сергеевич, зам. нач. Азчеррыбвода, г.
Краснодар, тел. служ.: (+7-8612) 75-73-62; тел. дом.: (+7-8612) 37-
67-30.
3. Никульшин Иван Максимович, нач. отдела Азчеррыбвода, г.
Ростов-на-Дону, тел. служ.: (+7-8632) 62-59-93; тел. дом.: (+7-
8632) 34-80-38.
От Украинской стороны:
1. Сыромятников Геннадий Анатольевич, нач.
Азовспецгосрыбинспекции, старший группы, г. Бердянск, тел. служ.:
(+38-06153) 1-42-90, 3-63-91, тел. моб.: (+38-067) 613-90-10.
2. Мозговой Юрий Леонидович, вед. ихтиолог
Азовспецгосрыбинспекции, г. Бердянск, тел. служ.: (+38-06153) 1-42-
90, 3-63-91, тел. дом.: (+38-06153) 3-76-30.
3. Антипов Вячеслав Владимирович, ст. госинспектор
Азовспецгосрыбинспекции, г. Бердянск, тел. служ.: (+38-06153) 1-42-
90, 3-63-91, тел. дом.: (+38-06153) 5-88-41.
Приложение 1
АКТ
Проверки судна на предмет выполнения
рыбоохранного законодательства
Дата: Место положения
Время: С.Ш.
В.Д.
Мы, нижеподписавшиеся: ___________________________________________
(должность, Ф.И.О. проверяющих)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
На основании статей 7.4 - 7.6; 7.15 Правил промышленного
рыболовства в бассейне Азовского моря: произвели проверку
тип судна: __________________ принадлежность:
____________________
название:
________________________________________________________
Ф.И.О. ответственных за лов:
Должность:
Разрешение N (Россия):
Лицензия N (Россия):
Талон N (Украина):
Свидетельство рыбака (Украина):
Разрешение (Украина):
Орудия лова:
Соответствие орудий лова разрешению:
Количество рыбы, находящейся на борту:
по видам:
1. ___________________________________________________
2. ___________________________________________________
3. ___________________________________________________
% прилова молоди:
Ведение промысловой документации:
Оказывалось ли сопротивление при задержании судна:
Результаты проверки:
Предложения:
Подписи:
госинспектор: "__________" _______________________________
к-н: "__________" ________________________________________
__________________________________________________________
Приложение XI
Утверждено
XV сессией Российско-Украинской Комиссии
по вопросам рыболовства в Азовском море
(протокол от 9 - 10 декабря 2003 года,
пос. Волна Темрюкского района
Краснодарского края, Россия)
ПОЛОЖЕНИЕ
О РАБОЧЕЙ ГРУППЕ РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЙ КОМИССИИ (РУК)
ПО ВОПРОСАМ РЫБОЛОВСТВА В АЗОВСКОМ МОРЕ
1. Рабочая группа (группа экспертов) является рабочим органом
РУК.
Основной задачей рабочей группы является подготовка материалов
к заседаниям РУК, а также проведение собственных заседаний между
сессиями, сбор, обобщение и систематизация информации, имеющей
отношение к функционированию РУК.
В соответствии с тематикой и повесткой дня сессии могут
формироваться несколько рабочих групп:
- по сырьевым проблемам;
- по научно-исследовательским и опытно-промысловым работам;
- по рыбоохране и регулированию промысла;
- по специальным вопросам, определенным сессией.
2. В своей деятельности рабочие группы руководствуются
решениями сессий РУК и настоящим Положением.
3. Руководители (при необходимости - и их заместители), члены
рабочих групп назначаются и освобождаются представителями Сторон.
Состав рабочих групп, как правило, формируется из
представителей советников и экспертов участников РУК от Российской
и Украинской сторон отдельно. В необходимых случаях в состав
рабочих групп могут привлекаться и другие специалисты.
4. Основной формой работы являются заседания.
Заседания рабочих групп проводятся как в период сессии, так и в
межсессионный период по решению сессии РУК, а при необходимости по
договоренности Сторон. В межсессионный период заседания проводятся
поочередно на российской и украинской территориях.
По результатам заседания составляется протокол, в котором
детально излагаются состояние рассматриваемых вопросов и
соответствующие рекомендации. Обязательным условием работы рабочих
групп является поиск компромиссных решений. В исключительных
случаях в протоколе фиксируются мнения Сторон.
К протоколу прилагаются состав участников и необходимые
материалы.
Протоколы заседаний рабочих групп в межсессионный период (в
двух экземплярах) подписываются их руководителями и утверждаются
очередной сессией РУК.
Материалы, подготовленные рабочими группами в период сессий
РУК, включаются в протокол сессии.
5. Рабочая группа выполняет следующие функции:
- осуществляет сбор материала и готовит предложения на
рассмотрение сессии РУК по всем вопросам повестки дня, касающимся
рыболовства, изучения, охраны и воспроизводства сырьевых ресурсов
бассейна;
- готовит соответствующие материалы для включения в протоколы
сессий РУК;
- рассматривает на собственных заседаниях и готовит
согласованные предложения по поручениям сессий РУК;
- решает вопросы оперативного регулирования промысла судами
азовской хамсы, тюльки, пиленгаса и бычка, в том числе:
а) о начале и окончании лова, расширении и закрытии отдельных
районов, закрытии путины в соответствии с Правилами (Режимом)
рыболовства;
б) осуществляет сбор и обобщение информации о фактическом
количестве находящихся на промысле судов и вылове ими указанных
видов рыб и прилове осетровых, судака и других рыб (обмен
информацией между Азчеррыбводом и Азовспецгосрыбинспекцией
производится в течение промысла еженедельно по пятницам);
в) осуществляет обмен информацией о выданных разрешениях на
научно-исследовательские работы судами с указанием номера
разрешения, названия судна, фамилий капитана и ответственного за
проведение работы, сроков и цели работы (регистрация разрешения
производится в установленном порядке);
- готовит соответствующие материалы для передачи другой
Стороне;
- осуществляет контроль за выполнением решений сессий и
представляет информацию и предложения по его результатам на
заседания РУК;
- осуществляет организацию взаимодействия в чрезвычайных
ситуациях;
- разрабатывает предложения по совместным нормативным актам,
схемам развития бассейна и отраслевым проектам;
- организует обмен информацией по вопросам деятельности
Комиссии между Сторонами.
6. Руководители рабочих групп организуют предварительную
подготовку документов, обмен информацией между Сторонами с
заблаговременностью 1 месяц или по согласованию (но достаточной
для изучения вопроса и документов партнерами), текущую работу во
время заседаний и несут ответственность за правильное изложение
позиций Сторон в документах, представляемых на рассмотрение сессий
РУК.
Приложение XII
О ВЛИЯНИИ СООРУЖЕНИЯ ДАМБЫ В РАЙОНЕ ОСТРОВА ТУЗЛА
НА СОСТОЯНИЕ ВОДНЫХ ЖИВЫХ РЕСУРСОВ
Через Керченский пролив мигрирует из Азовского моря в Черное и
обратно довольно большое количество видов (подвидов) рыб. Для
некоторых из них эти миграции имеют существенное значение. К
таковым относятся: азовская хамса, азово-черноморская (керченская)
сельдь, барабуля, черноморская атерина, пиленгас, аборигенные
кефали сингиль, лобан и остронос.
Азовская хамса нерестится и нагуливается в Азовском море, а
зимует в Черном. Запас ее колеблется в разные годы от 10 до 295
тыс. т.
Азово-донская (керченская) сельдь нерестится в р. Дон, а зимует
в Черном море. В отдельные годы ее запас достигал 30 тыс. т, в
настоящее время он снизился и не поддается достоверной
количественной оценке. Хотя в последние несколько лет как
российские, так и украинские ученые отмечают, что наметилась
устойчивая тенденция к увеличению численности сельди.
Барабуля, относящаяся к обособленной популяции,
распределяющейся в северо-восточной части Черного моря, совершает
миграции в Азовское море для нагула; эти особи затем выходят на
зимовку и мигрируют к берегам Кавказа.
Часть популяций аборигенных кефалей (сингиль, лобан и остронос)
также совершает нагульные миграции в Азовское море.
Некоторая часть стада атерины совершает миграции из Черного
моря в Азовское для нереста и нагула.
Биомасса барабули, аборигенных кефалей и черноморской атерины,
мигрирующих через пролив, не поддается строгой количественной
оценке. Однако добыча этих рыб в проливе и на прилегающих
акваториях всегда имела большое значение. В последние годы
урожайность барабули резко возросла и ее вылов в районе пролива
ожидается на уровне до 100 т (в 70-е - 80-е годы в отдельные годы
вылов был еще выше). В отношении ресурсов кефалей также получены
весьма благоприятные для промысла оценки - их косяки, в массе
появившиеся в районе пролива, в последние два-три года успешно
облавливаются. Возможно восстановление промысла до уровня 60-х
годов - несколько сот тонн. Для Украины, которая не обладает
большими запасами ценных рыб на своем шельфе, и эти ресурсы
являются весьма значимыми.
В отношении роли, которую играет "промоина" между о. Тузла и
кубанским берегом для миграции промысловых косяков хамсы, следует
отметить, что ее значение невелико. Осенью в период путины большая
часть хамсы стремится быстро пройти через пролив и использует
глубокий фарватер у западной оконечности этого острова. Таким
образом, для промысла хамсы непосредственного значения этот
участок не имеет. Хотя в весеннее время, кода промысел запрещен и
хамса идет на нагул в обратном направлении, она нередко использует
именно более прогретые мелководные участки и в том числе район,
прилегающий к Тамани.
Однако "промоина" играет существенную роль для миграций
пиленгаса и аборигенных кефалей. Это обусловлено тем, что данные
виды, являясь детритофагами и бентофагами, предпочитают
мигрировать именно по мелководным богатым донными осадками
участкам пролива. Таманский залив и связанные с ним протоки всегда
обеспечивали массовый нагул этих видов, включая молодь. В
глубоководном же фарватере, проходящем вблизи острова с украинской
стороны, кефали встречаются реже. Для пиленгаса установлено, что,
двигаясь на нерест из Азовского моря в Черное море, в апреле-мае
его крупные особи концентрируются именно в "тузлинской промоине",
где и осуществляется добыча в больших количествах (в основном,
правда, российскими рыбаками). Затем, попадая в более соленые воды
в южной части пролива и в предпроливной зоне Черного моря,
пиленгас распространяется на большей площади, подходя и к
крымскому берегу, где начинает икрометание. При этом он
промышляется уже и у украинского побережья в районе Заветное - м.
Кыз-Аул. После нереста крупный пиленгас лишь в малом количестве
возвращается в Азовское море, но его сеголетки и подросшая молодь
прошлых поколений, напротив, в массе идут на нагул в пролив и в
том числе мигрируют через "промоину". Безусловно, далеко не весь
азовский пиленгас нерестится в этом районе - существенный нерест
происходит и в соленых украинских лиманах (Сиваш, Молочный), но в
настоящее время нет точных оценок потерь от уменьшения нерестового
хода в проливе, которые возникнут вследствие перекрытия
"промоины".
Нельзя с полной уверенностью утверждать то, что искусственная
дамба не будет препятствовать миграциям рыб, так же как не мешала
естественная перемычка, существовавшая до 30-х годов. Дело в том,
что, начиная с послевоенного периода, и особенно в последние годы,
западная часть пролива, прилегающая к Керчи, подверглась весьма
интенсивному антропогенному воздействию, которое повлекло за собой
существенное изменение всего подводного ландшафта. Постоянные
дноуглубительные работы, необходимые для поддержания фарватера,
деятельность перегрузочных рейдов (включая перегрузку химического
сырья) и портов не могли не ухудшить среду обитания рыб. При этом
в "промоине" к востоку от о. Тузла до сих пор совершенно не
проводились никакие технические работы, связанные с воздействием
на донные сообщества. Только на этом участке сохранялся
естественный донный ландшафт. В настоящее время нет уверенности,
что рыбы, связанные в процессе нагула с донными биоценозами, -
аборигенные кефали, пиленгас, барабуля, станут мигрировать в
прежних количествах через западный фарватер, где эти биоценозы
длительное время разрушаются человеком.
После строительства дамбы выраженными могут быть и изменения в
поведении некоторых рыб при осенних миграциях из Азовского моря в
Черное. Для мигрирующей рыбы восточная часть Керченского пролива
окажется своего рода "мешком", в котором она будет накапливаться.
В результате этого мигрирующая рыба более продолжительное время
будет находиться в зоне облова российских орудий лова, что может
привести к некоторому увеличению российского вылова. В первую
очередь это относится к кефалям. В то же время теплолюбивые рыбы
(хамса, аборигенные кефали, барабуля) при резких похолоданиях
могут даже погибать в этом искусственном заливе.
Безусловно, существенный ущерб перекрытие этой части пролива
может нанести экологической ситуации в целом за счет снижения
водообмена с Черным морем. Очевидно, что 80 лет назад, когда
перемычка еще существовала, в Азовское море совершенно не
поступали эвтрофированные и загрязненные стоки, вызывающие заморы
и гибель рыбы, и малый водообмен с Черным морем не наносил ущерба.
Сейчас же ситуация резко поменялась.
Очевидно, что Российская сторона должна была обсудить с
Украинской стороной, по крайней мере, компенсаторные мероприятия
по уменьшению ущерба для рыболовства.
В настоящее время стало общепризнанным требование, чтобы
строительству такого рода объектов, как указанная перемычка,
предшествовала подготовка соответствующего обоснования. Если такое
обоснование было подготовлено российскими специалистами, то его
следовало бы представить для ознакомления Украинской стороне,
поскольку использование водных живых ресурсов в Керченском проливе
осуществляется Российской Федерацией и Украиной совместно. При
обсуждении возможных последствий создания перемычки следует
учитывать, что бремя доказательств лежит на Российской стороне:
это российские специалисты должны доказывать, что влияние
строительства перемычки не будет иметь существенных негативных
последствий, а не украинские - доказывать наступление негативных
последствий.
К сожалению, действующее Соглашение по вопросам рыболовства в
Азовском море не предусматривает обязательное согласование или
обсуждение такого рода проектов в рамках Украинско-Российской
Комиссии по вопросам рыболовства в Азовском море. В то же время,
Комиссия вправе рассматривать "любые... вопросы, относящиеся к
целям этого Соглашения". Создание данной перемычки противоречит
указанной в Соглашении цели: "...установление совместного
пользования живыми ресурсами бассейна Азовского моря".
Следовательно, вопрос о негативном влиянии перемычки на состояние
водных живых ресурсов Азовского моря может быть поставлен на
рассмотрение Комиссии, тем более, что, на наш взгляд, прежде чем
приступать к строительству дамбы, необходимо было уяснить,
насколько этот проект соответствует требованиям международных
документов, которые в той или иной степени касаются такого рода
проблем, таких как:
- Конвенция о сохранении биологического разнообразия;
- Конвенция об оценке влияния на окружающую природную среду в
трансграничном контексте;
- Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию;
- Положения Конвенции ООН по морскому праву и Договор об
осуществлении положений Конвенции ООН по морскому праву от
10.12.1982, что касается сохранения трансграничных рыбных запасов
и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими.
Таким образом мы считаем целесообразной постановку этого
вопроса на XV сессии. Мы понимали, что не исключена возможность
того, что Российская сторона не согласится с включением этого
вопроса в повестку дня сессии, однако необходимо отметить, что это
предложение было сделано своевременно, т.е. за два месяца до
начала сессии. Наличие такого пункта в принятой предыдущей сессией
предварительной повестке дня как "Разное" также дает основание
Украинской стороне настаивать на рассмотрении данного вопроса.
Готовясь к сессии, мы понимали, что Российская сторона (т.е.
Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству) может
сослаться на то, что она не была официально поставлена в
известность о строительстве перемычки, однако в этом случае мы
обращаем внимание на то, что в соответствии с согласованными
Комиссией Правилами промышленного рыболовства в бассейне Азовского
моря эти работы должны были согласовываться органами рыбоохраны.
На это указывает пункт 8.2 Правил: "Устраивать завалы и
заграждения рек, протоков, каналов, разрушать валы и берега,
производить строительство прудов и каналов, спускать из лиманов и
озер воду, производить отторжение морских заливов, отделение
морских акваторий дамбами".
Все вышесказанное вызывает недоумение и сожаление по поводу
односторонних действий по строительству перемычки.
Поскольку созданное к настоящему времени сооружение достаточно
велико и может вызвать существенные изменения в миграционном
поведении и состоянии ресурсов рыб, то для определения стратегии
относительно данного сооружения необходимо проведение специально
организованного комплекса научных исследований. Эти исследования
должны быть рассчитаны на несколько лет для того, чтобы охватить
различные ситуации, варьирующие в разные годы. Исследования должны
проводиться совместно российскими и украинскими специалистами
(АзНИИРХ и ЮгНИРО); это позволит, с одной стороны, охватить
прибрежные воды как России, так и Украины, а с другой стороны,
повысит доверие к полученным результатам. На их основе должно
приниматься решение о дальнейшей судьбе перемычки.
Директор ЮгНИРО
В.А.ДЕНЩИК
СТАТУС ОСНОВНЫХ ВИДОВ РЫБ КЕРЧЕНСКОГО ПРОЛИВА
-----------------T----------T------------------------------------¬
¦ Вид (подвид) ¦ Характер ¦ Значимость ¦
¦ ¦пребывания¦ ¦
¦ ¦в проливе ¦ ¦
+----------------+----------+------------------------------------+
¦азовская хамса ¦миграция ¦важнейший промысловый объект ¦
+----------------+----------+------------------------------------+
¦черноморская ¦миграция ¦потенциально важный промысловый ¦
¦сельдь ¦ ¦объект, запасы которого существенно ¦
¦ ¦ ¦снижены в результате антропогенного ¦
¦ ¦ ¦воздействия ¦
+----------------+----------+------------------------------------+
¦барабуля ¦миграция ¦промысловый объект ¦
+----------------+----------+------------------------------------+
¦черноморская ¦миграция ¦промысловый объект ¦
¦ставрида ¦ ¦ ¦
+----------------+----------+------------------------------------+
¦черноморская ¦миграция ¦промысловый объект ¦
¦атерина ¦ ¦ ¦
+----------------+----------+------------------------------------+
¦пиленгас ¦миграция и¦важный промысловый объект ¦
¦ ¦нагул ¦ ¦
+----------------+----------+------------------------------------+
¦сингиль ¦миграция и¦важный промысловый объект, запасы ¦
¦ ¦нагул ¦которого восстанавливаются ¦
+----------------+----------+------------------------------------+
¦лобан ¦миграция и¦промысловый объект, запасы которого ¦
¦ ¦нагул ¦<...> ¦
+----------------+----------+------------------------------------+
¦остронос ¦миграция и¦промысловый объект, запасы которого ¦
¦ ¦нагул ¦существенно снижены в результате ¦
¦ ¦ ¦антропогенного воздействия ¦
+----------------+----------+------------------------------------+
¦бычок-кругляк ¦постоянное¦важный промысловый объект, объект ¦
¦ ¦обитание ¦любительского рыболовства ¦
+----------------+----------+------------------------------------+
¦сарган ¦миграция ¦несущественный объект прилова ¦
+----------------+----------+------------------------------------+
¦белуга ¦миграция ¦потенциально важный промысловый ¦
¦ ¦ ¦объект, запасы которого существенно ¦
¦ ¦ ¦снижены в результате антропогенного ¦
¦ ¦ ¦воздействия; особо охраняется ¦
¦ ¦ ¦законом (занесен и Красную книгу ¦
¦ ¦ ¦Украины) ¦
L----------------+----------+-------------------------------------
Примечание. Нагул происходит в мелководной восточной части
Керченского пролива.
|