МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 13 февраля 2004 г. N 09-1-02/627
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
рассмотрело обращение (запрос) по вопросам государственной
регистрации юридических лиц и сообщает следующее.
1. Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от
08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"
устав общества должен содержать сведения о размере и номинальной
стоимости доли каждого участника общества. В соответствии с
абзацем вторым пункта 6 статьи 21 указанного Федерального закона
общество должно быть письменно уведомлено о состоявшейся уступке
доли (части доли) в уставном капитале общества с представлением
доказательств такой уступки. Приобретатель доли (части доли) в
уставном капитале общества осуществляет права и несет обязанности
участника общества с момента уведомления общества об указанной
уступке.
Учитывая изложенное, при состоявшейся уступке доли (части доли)
в уставном капитале общество может обратиться в регистрирующий
(налоговый) орган как за государственной регистрацией изменений,
вносимых в учредительные документы юридического лица, так и
внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в
Едином государственном реестре юридических лиц.
Регистрирующие органы не отслеживают сделки по отчуждению доли
(части доли) в уставном капитале общества.
2. Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 08.08.2001
N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ)
содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц
(далее - ЕГРЮЛ) сведения и документы являются открытыми и
общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым
ограничен в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 6.
Форма и порядок предоставления содержащихся в государственном
реестре сведений и документов установлены Правилами ведения
Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления
содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О Едином
государственном реестре юридических лиц" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 20 Правил содержащиеся в
государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице
предоставляются по запросу, составленному в произвольной форме с
указанием необходимых сведений по перечню согласно приложению N 2
к Правилам, в виде:
выписки из государственного реестра по форме согласно
приложению N 5 к Правилам. При отсутствии сведений по конкретному
показателю пишется слово: "нет";
копии документа (документов), содержащегося в регистрационном
деле юридического лица;
справки об отсутствии запрашиваемой информации. Справка
выдается при отсутствии в государственном реестре сведений о
юридическом лице либо при невозможности определить конкретное
юридическое лицо.
Подпунктом "б" пункта 23 Правил предусмотрено, что информация,
указанная в пункте 20 Правил, предоставляется по запросу за плату
при условии представления одновременно с запросом документа,
подтверждающего оплату, физическим и юридическим лицам - сведения
о конкретном юридическом лице при обращении за информацией о нем,
за исключением определенных сведений.
Таким образом, сведения (документы) о юридическом лице,
содержащиеся в ЕГРЮЛ, за исключением сведений, доступ к которым
ограничен в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 6 Закона
N 129-ФЗ, могут быть предоставлены любым физическим и юридическим
лицам.
Действующим законодательством Российской Федерации о
государственной регистрации юридических лиц не установлены
ограничения в предоставлении сведений из ЕГРЮЛ о юридическом лице
при условии принадлежности к нему физических лиц.
Исходя из изложенного, регистрирующий (налоговый) орган не
вправе отказывать в предоставлении сведений из ЕГРЮЛ о юридическом
лице, ссылаясь на то, что лицо, запрашивающее информацию, не имеет
отношения к указанному юридическому лицу.
Согласно пункту 6 статьи 5 Закона N 129-ФЗ регистрационные дела
юридических лиц являются частью ЕГРЮЛ.
Пунктом 4 Правил определено, что документы, относящиеся к
государственной регистрации юридического лица, содержатся в
регистрационном деле этого юридического лица, которое является
частью ЕГРЮЛ.
Состав документов, включаемых в регистрационное дело,
установлен Правилами (пункт 1 Правил). В соответствии с пунктом 13
Правил в регистрационное дело юридического лица в порядке
поступления включаются все документы, представленные при
государственной регистрации юридического лица и внесении изменений
в государственный реестр, решение регистрирующего органа либо
иного органа в соответствии с федеральными законами о специальном
порядке регистрации отдельных видов юридических лиц, о
государственной регистрации и сведения, включенные в
соответствующие записи государственного реестра, в виде листов
записей государственного реестра, содержащих сведения о
юридическом лице в соответствии с пунктом 10 Правил.
Учитывая изложенное, регистрирующий (налоговый) орган не вправе
отказывать в предоставлении документов из ЕГРЮЛ о юридическом
лице, за исключением содержащих сведения, доступ к которым
ограничен в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 6 Закона
N 129-ФЗ, ссылаясь на то, что документ, содержащийся в
регистрационном деле данного юридического лица на основании пункта
13 Правил, не имеет отношения к данному лицу.
3. Действующим законодательством Российской Федерации о
государственной регистрации юридических лиц не установлена
обязанность регистрирующего (налогового) органа по выдаче
дубликата (копии) документа, подтверждающего внесение записи в
ЕГРЮЛ, - соответствующего свидетельства.
Вместе с тем Правилами предусмотрена возможность повторного
получения юридическим лицом документа, подтверждающего факт
внесения записи в ЕГРЮЛ, - свидетельства, форма которого
утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от
19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм документов, используемых при
государственной регистрации юридических лиц, и требований к их
оформлению" (далее - Постановление N 439).
На основании пункта 23 Правил для повторного получения
указанного документа юридическому лицу необходимо обратиться в
регистрирующий (налоговый) орган с запросом, составленным в
произвольной форме, и копией платежного документа.
Согласно пункту 24 Правил размер платы составляет два
установленных законом минимальных размера оплаты труда, а за
срочную выдачу документа - четыре минимальных размера оплаты
труда.
В соответствии с пунктом 21 Правил срок предоставления
содержащихся в государственном реестре сведений о конкретном
юридическом лице не может составлять более чем пять рабочих дней
со дня поступления соответствующего запроса, если иное не
установлено федеральными законами. Срочное предоставление
содержащихся в государственном реестре сведений осуществляется не
позднее рабочего дня, следующего за днем поступления
соответствующего запроса.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от
17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе
исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию
юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических
лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" установлено, что
МНС России является уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим, в частности, начиная с 1
июля 2002 года государственную регистрацию юридических лиц.
Учитывая изложенное, на МНС России не возложены полномочия по
выдаче дубликатов (копий) документов, выданных до 1 июля 2002 года
прежними регистрирующими органами и подтверждающих регистрацию
юридических лиц.
4. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 20 Закона N 129-ФЗ учредители
(участники) юридического лица или орган, принявшие решение о
ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в
письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту
нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения
о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган вносит в
ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе
ликвидации.
На основании представленного учредителями (участниками)
юридического лица Уведомления о принятии решения о ликвидации
юридического лица по форме Р15001, утвержденной Постановлением N
439, вносится запись в ЕГРЮЛ о нахождении юридического лица в
процессе ликвидации и выдается (направляется) Свидетельство о
внесении записи в ЕГРЮЛ по форме Р50003, утвержденной
Постановлением N 439.
На основании представленного учредителями (участниками)
юридического лица Уведомления о формировании ликвидационной
комиссии юридического лица, назначении ликвидатора по форме
Р15002, утвержденной Постановлением N 439, вносится запись в ЕГРЮЛ
о формировании ликвидационной комиссии юридического лица,
назначении ликвидатора и выдается Свидетельство о внесении записи
в ЕГРЮЛ по форме Р50003, утвержденной Постановлением N 439.
На основании представленного учредителями (участниками)
юридического лица Уведомления о составлении промежуточного
ликвидационного баланса юридического лица по форме Р15003,
утвержденной Постановлением N 439, вносится запись в ЕГРЮЛ о
составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического
лица и выдается Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме
Р50003, утвержденной Постановлением N 439.
5. Согласно пункту 1 статьи 13 и статье 16 Федерального закона
от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"
некоммерческая организация может быть создана в результате
реорганизации существующей некоммерческой организации.
Пунктом 5 Положения о порядке взаимодействия федерального
органа юстиции и федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного осуществлять государственную регистрацию
юридических лиц, утвержденного Постановлением Правительства
Российской Федерации от 19.06.2002 N 442 "О порядке взаимодействия
федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной
власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию
юридических лиц", предусмотрено, что решение о государственной
регистрации юридического лица определенной организационно-правовой
формы принимается территориальным органом юстиции (далее -
Постановление N 442).
Порядок государственной регистрации реорганизации общественного
объединения в некоммерческую организацию Постановлением N 442 не
регламентирован.
Учитывая, что действующим законодательством Российской
Федерации о государственной регистрации юридических лиц указанный
порядок не урегулирован, по мнению МНС России, необходимые
документы при реорганизации общественного объединения в
некоммерческую организацию представляются в регистрирующий
(налоговый) орган.
При реорганизации некоммерческой организации в общественное
объединение документы представляются в орган юстиции.
Заместитель Министра -
действительный государственный
советник налоговой службы
Российской Федерации II ранга
М.В.МИШУСТИН
|