ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 13 февраля 2004 г. N ВКПИ 04-7
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - судьи
Верховного Суда
Российской Федерации Коронца А.Н.,
при секретаре Красовском А.А.,
с участием заявителя Денисовой Л.В.
и ее представителя Смирнова Н.В.,
помощника Главного военного прокурора
полковника юстиции Лисовицкого С.П.,
представителя Министра обороны
Российской Федерации
капитана юстиции Тупикина С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
жалобе Денисовой Ларисы Владимировны о признании незаконным п. 40
Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных
Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны
Российской Федерации "О порядке обеспечения жилыми помещениями в
Вооруженных Силах Российской Федерации" от 15 февраля 2000 года N
80, в части, устанавливающей, что ордер на заселение жилого
помещения КЭЧ района выдает непосредственно военнослужащему,
установила:
Денисова обратилась в Верховный Суд Российской Федерации,
считая, что п. 40 Инструкции о порядке обеспечения жилыми
помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной
Приказом Министра обороны Российской Федерации "О порядке
обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской
Федерации" от 15 февраля 2000 года N 80, в части ограничения права
членов семьи военнослужащего на получение ордера на жилое
помещение противоречит Жилищному кодексу РСФСР и Федеральному
закону "О статусе военнослужащих", а также нарушает ее жилищные
права.
В судебном заседании заявитель Денисова Л.В. и ее представитель
Смирнов Н.В. требования заявителя поддержали и пояснили, что
Приказ Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80 в
оспариваемой части противоречит требованиям ст. 47 ЖК РСФСР, ст.
15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также лишает
заявителя права на получение ордера на жилое помещение, выделенное
жилищной комиссией воинской части еще до расторжения ее брака с
военнослужащим.
Представитель Министра обороны Российской Федерации капитан
юстиции Тупикин С.В. требования заявителя не признал и просил
отказать в его удовлетворении, пояснив при этом, что Приказ
Министра обороны Российской Федерации "О порядке обеспечения
жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 15
февраля 2000 года N 80 издан в соответствии с полномочиями,
предоставленными Министру обороны статьей 13 Закона Российской
Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря
1992 года N 4218-1, пунктом 1 Положения о Министерстве обороны
Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской
Федерации "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации и
Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации" от 11
ноября 1998 года N 1357, частью второй статьи первой Указа
Президента Российской Федерации "О системе федеральных органов
исполнительной власти" от 14 августа 1996 года N 1176 и пунктами
49, 50 Постановления Совета Министров РСФСР "О порядке учета
граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и
предоставления жилых помещений в РСФСР" от 31 июля 1984 года N
335.
В соответствии с названными нормативными правовыми актами
Министр обороны Российской Федерации вправе издавать нормативные
акты, определяющие порядок и условия предоставления жилого
помещения по договору социального найма.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе
военнослужащих" жилые помещения по нормам и в порядке, которые
предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, предоставляются военнослужащим и
совместно проживающим с ними членам их семей.
Согласно ст. 47 ЖК РСФСР ордер является единственным законным
основанием для вселения в жилое помещение.
В соответствии с п. п. 49 и 59 Постановления Совета Министров
РСФСР "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных
условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" от 31 июля 1984
года ордер выдается непосредственно гражданину, которому
предоставляется жилое помещение, или, в исключительных случаях,
другому лицу по доверенности, удостоверенной в установленном
порядке. Выдача ордера может быть приостановлена в случае, когда
фактический состав семьи не соответствует указанному в решении о
предоставлении жилого помещения.
Указанное нормативное положение содержится также в п. 40
Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных
Силах Российской Федерации.
Выслушав объяснения заявителя и его представителя,
представителя Министра обороны Российской Федерации, исследовав
обстоятельства дела и заслушав заключение помощника Главного
военного прокурора полковника юстиции Лисовицкого С.П.,
полагавшего необходимым заявление Денисовой Л.В. оставить без
удовлетворения, Военная коллегия Верховного Суда Российской
Федерации приходит к следующим выводам.
Согласно п. 40 Инструкции о порядке обеспечения жилыми
помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации после
оформления в установленном порядке ордеров на заселение жилого
помещения КЭЧ района выдает ордер непосредственно военнослужащему
(лицу гражданского персонала Вооруженных Сил), которому
предоставляется жилое помещение, а в исключительных случаях по
доверенности передает их под расписку представителям воинских
частей для вручения лицам, которым предоставляется жилое
помещение.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны
Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской
Федерации "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации и
Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации" от 11
ноября 1998 года N 1357, ч. 2 ст. 1 Указа Президента Российской
Федерации "О системе федеральных органов исполнительной власти" от
14 августа 1996 года N 1176, Министерство обороны Российской
Федерации является федеральным органом исполнительной власти,
проводящим государственную политику и осуществляющим
государственное управление в области обороны.
Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации "Об основах
федеральной жилищной политики" порядок и условия предоставления
жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в
улучшении жилищных условий, определяют органы государственной
власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации в соответствии с существующей очередью на улучшение
жилищных условий, а также с учетом льгот по предоставлению жилых
помещений, установленных органами государственной власти и
управления Российской Федерации и республик в составе Российской
Федерации.
В ст. 3 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной
жилищной политики" определена обязанность органов государственной
власти и управления обеспечивать порядок распределения и
предоставления гражданам жилых помещений по договору найма.
В соответствии с п. 1 и пп. 21 п. 7 Положения о Министерстве
обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента
Российской Федерации от 11 ноября 1998 года N 1357, Министерство
обороны Российской Федерации является федеральным органом
исполнительной власти, одной из функций которого является
осуществление расквартирования войск и управление жилищным фондом,
закрепляемым за данным Министерством. В пп. 36 п. 11 указанного
Положения Министру обороны предоставлено право издавать приказы и
иные нормативные правовые акты, касающиеся вопросов, отнесенных к
ведению Министерства обороны.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР порядок
учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также
определение очередности предоставления гражданам жилых помещений
устанавливаются данным Кодексом и другим законодательством
Российской Федерации.
Приведенные нормы свидетельствуют о наличии у Министра обороны
права издавать нормативные акты, определяющие порядок и условия
предоставления жилых помещений, закрепленных за Министерством
обороны, включая регламентирование вопросов, связанных с выдачей
ордеров на эти жилые помещения.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе
военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по
контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей
предоставляются жилые помещения по нормам и в порядке, которые
предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную
жилую площадь за счет государственного или муниципального
жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской
Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в
котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Согласно ст. 2 указанного правового акта к членам семей
военнослужащих, на которых распространяются льготы, гарантии и
компенсации, предусмотренные данным Федеральным законом,
федеральными конституционными законами, федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
относятся супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше
18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети
в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по
очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении
военнослужащих.
Из изложенного следует, что реализация предусмотренных
законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации льгот, гарантий и компенсаций для военнослужащих, в том
числе связанная с обеспечением жилыми помещениями, ставится в
зависимость от принадлежности граждан к членам семьи
военнослужащего.
Что касается вопроса о выдаче ордера непосредственно
военнослужащему, то данное положение Инструкции соответствует как
ст. ст. 47, 49 ЖК РСФСР, так и п. п. 49, 50 действующих Примерных
правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и
предоставления жилых помещений, утвержденных Постановлением Совета
Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335.
Согласно названным положениям ордер выдается непосредственно
гражданину, которому предоставляется жилое помещение, или, в
исключительных случаях, другому лицу по доверенности,
удостоверенной в установленном порядке. При получении ордера
должны быть предъявлены паспорта (свидетельства о рождении) или
другие заменяющие их документы на всех членов семьи, подлежащих
включению в ордер, а также письменное согласие всех
совершеннолетних членов семьи на переселение в предоставленное
жилое помещение.
Выдача ордера на жилое помещение может быть приостановлена в
случаях, когда фактический состав семьи не соответствует
указанному в решении о предоставлении жилого помещения; выявления
других обстоятельств, которые могли повлиять на решение вопроса о
предоставлении жилого помещения.
Таким образом, оспариваемое положение ведомственного
нормативного акта не противоречит как Федеральному закону "О
статусе военнослужащих", так и жилищному законодательству, в том
числе и потому, что не лишает гражданина - члена семьи
военнослужащего, а также переставшего быть таковым, реализовать
свои жилищные права в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом
РСФСР, а также путем обращения за защитой своих жилищных прав в
районный суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 и п.
1 ст. 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской
Федерации
решила:
заявление Денисовой Ларисы Владимировны о признании незаконным
п. 40 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в
Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом
Министра обороны Российской Федерации "О порядке обеспечения
жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 15
февраля 2000 года N 80, в части, устанавливающей, что ордер на
заселение жилого помещения КЭЧ района выдает непосредственно
военнослужащему, - оставить без удовлетворения.
Данное решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в десятидневный срок со дня
его вынесения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.КОРОНЕЦ
|