Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 13.02.2004 N ВКПИ 04-7 ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕЗАКОННЫМ ПУНКТА 40 ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННОЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РФ ОТ 15.02.2000 N 80

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                   от 13 февраля 2004 г. N ВКПИ 04-7
   
       Именем Российской Федерации
   
       Военная   коллегия  Верховного  Суда  Российской  Федерации   в
   составе:
   
       председательствующего - судьи
       Верховного Суда
       Российской Федерации                             Коронца А.Н.,
       при секретаре                                 Красовском А.А.,
       с участием заявителя                            Денисовой Л.В.
       и ее представителя                              Смирнова Н.В.,
       помощника Главного военного прокурора
       полковника юстиции                           Лисовицкого С.П.,
       представителя Министра обороны
       Российской Федерации
       капитана юстиции                                Тупикина С.В.,
   
       рассмотрев  в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   жалобе Денисовой Ларисы Владимировны о признании незаконным  п.  40
   Инструкции  о порядке обеспечения жилыми помещениями в  Вооруженных
   Силах  Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны
   Российской  Федерации "О порядке обеспечения жилыми  помещениями  в
   Вооруженных Силах Российской Федерации" от 15 февраля 2000  года  N
   80,  в  части,  устанавливающей,  что  ордер  на  заселение  жилого
   помещения КЭЧ района выдает непосредственно военнослужащему,
   
                              установила:
   
       Денисова  обратилась  в  Верховный  Суд  Российской  Федерации,
   считая,   что  п.  40  Инструкции  о  порядке  обеспечения   жилыми
   помещениями  в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной
   Приказом   Министра   обороны  Российской  Федерации   "О   порядке
   обеспечения  жилыми  помещениями  в  Вооруженных  Силах  Российской
   Федерации" от 15 февраля 2000 года N 80, в части ограничения  права
   членов   семьи  военнослужащего  на  получение  ордера   на   жилое
   помещение  противоречит  Жилищному  кодексу  РСФСР  и  Федеральному
   закону  "О  статусе военнослужащих", а также нарушает  ее  жилищные
   права.
       В судебном заседании заявитель Денисова Л.В. и ее представитель
   Смирнов  Н.В.  требования  заявителя  поддержали  и  пояснили,  что
   Приказ  Министра  обороны  РФ  от 15  февраля  2000  года  N  80  в
   оспариваемой  части противоречит требованиям ст. 47 ЖК  РСФСР,  ст.
   15  Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также  лишает
   заявителя  права на получение ордера на жилое помещение, выделенное
   жилищной  комиссией воинской части еще до расторжения  ее  брака  с
   военнослужащим.
       Представитель  Министра  обороны Российской  Федерации  капитан
   юстиции  Тупикин  С.В. требования заявителя  не  признал  и  просил
   отказать  в  его  удовлетворении,  пояснив  при  этом,  что  Приказ
   Министра   обороны  Российской  Федерации  "О  порядке  обеспечения
   жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" от  15
   февраля  2000  года  N  80  издан  в соответствии  с  полномочиями,
   предоставленными  Министру  обороны статьей  13  Закона  Российской
   Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24  декабря
   1992  года  N  4218-1,  пунктом 1 Положения о Министерстве  обороны
   Российской  Федерации,  утвержденным Указом  Президента  Российской
   Федерации  "Вопросы  Министерства обороны  Российской  Федерации  и
   Генерального  штаба  Вооруженных Сил Российской  Федерации"  от  11
   ноября  1998  года  N  1357,  частью  второй  статьи  первой  Указа
   Президента  Российской  Федерации "О  системе  федеральных  органов
   исполнительной  власти" от 14 августа 1996 года N 1176  и  пунктами
   49,  50  Постановления  Совета Министров  РСФСР  "О  порядке  учета
   граждан,    нуждающихся   в   улучшении   жилищных    условий,    и
   предоставления  жилых помещений в РСФСР" от 31  июля  1984  года  N
   335.
       В  соответствии  с  названными  нормативными  правовыми  актами
   Министр  обороны  Российской Федерации вправе издавать  нормативные
   акты,   определяющие   порядок  и  условия  предоставления   жилого
   помещения по договору социального найма.
       В  соответствии  с п. 1 ст. 15 Федерального закона  "О  статусе
   военнослужащих"  жилые помещения по нормам  и  в  порядке,  которые
   предусмотрены федеральными законами и иными нормативными  правовыми
   актами  Российской  Федерации,  предоставляются  военнослужащим   и
   совместно проживающим с ними членам их семей.
       Согласно  ст. 47 ЖК РСФСР ордер является единственным  законным
   основанием для вселения в жилое помещение.
       В  соответствии с п. п. 49 и 59 Постановления Совета  Министров
   РСФСР  "О  порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении  жилищных
   условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" от 31 июля  1984
   года    ордер   выдается   непосредственно   гражданину,   которому
   предоставляется  жилое  помещение, или, в  исключительных  случаях,
   другому   лицу  по  доверенности,  удостоверенной  в  установленном
   порядке.  Выдача ордера может быть приостановлена в  случае,  когда
   фактический  состав семьи не соответствует указанному в  решении  о
   предоставлении жилого помещения.
       Указанное  нормативное  положение  содержится  также  в  п.  40
   Инструкции  о порядке обеспечения жилыми помещениями в  Вооруженных
   Силах Российской Федерации.
       Выслушав    объяснения   заявителя   и    его    представителя,
   представителя  Министра  обороны Российской  Федерации,  исследовав
   обстоятельства  дела  и  заслушав  заключение  помощника   Главного
   военного    прокурора   полковника   юстиции   Лисовицкого    С.П.,
   полагавшего  необходимым  заявление  Денисовой  Л.В.  оставить  без
   удовлетворения,   Военная  коллегия  Верховного   Суда   Российской
   Федерации приходит к следующим выводам.
       Согласно   п.  40  Инструкции  о  порядке  обеспечения   жилыми
   помещениями   в   Вооруженных  Силах  Российской  Федерации   после
   оформления  в  установленном порядке ордеров  на  заселение  жилого
   помещения  КЭЧ  района выдает ордер непосредственно военнослужащему
   (лицу    гражданского   персонала   Вооруженных   Сил),    которому
   предоставляется  жилое  помещение, а в  исключительных  случаях  по
   доверенности  передает  их  под  расписку  представителям  воинских
   частей   для   вручения   лицам,  которым   предоставляется   жилое
   помещение.
       В   соответствии  с  п.  1  Положения  о  Министерстве  обороны
   Российской  Федерации,  утвержденным Указом  Президента  Российской
   Федерации  "Вопросы  Министерства обороны  Российской  Федерации  и
   Генерального  штаба  Вооруженных Сил Российской  Федерации"  от  11
   ноября  1998  года  N 1357, ч. 2 ст. 1 Указа Президента  Российской
   Федерации "О системе федеральных органов исполнительной власти"  от
   14  августа  1996  года  N  1176, Министерство  обороны  Российской
   Федерации  является  федеральным  органом  исполнительной   власти,
   проводящим     государственную    политику     и     осуществляющим
   государственное управление в области обороны.
       Согласно  ст.  13  Закона  Российской  Федерации  "Об   основах
   федеральной  жилищной  политики" порядок и  условия  предоставления
   жилого  помещения  по  договору  найма  гражданам,  нуждающимся   в
   улучшении   жилищных  условий,  определяют  органы  государственной
   власти  и  управления  Российской Федерации,  субъектов  Российской
   Федерации  в  соответствии  с существующей  очередью  на  улучшение
   жилищных  условий,  а также с учетом льгот по предоставлению  жилых
   помещений,   установленных   органами  государственной   власти   и
   управления  Российской Федерации и республик в  составе  Российской
   Федерации.
       В  ст.  3  Закона Российской Федерации "Об основах  федеральной
   жилищной  политики" определена обязанность органов  государственной
   власти   и   управления   обеспечивать  порядок   распределения   и
   предоставления гражданам жилых помещений по договору найма.
       В  соответствии  с п. 1 и пп. 21 п. 7 Положения о  Министерстве
   обороны   Российской  Федерации,  утвержденного  Указом  Президента
   Российской  Федерации от 11 ноября 1998 года N  1357,  Министерство
   обороны   Российской   Федерации   является   федеральным   органом
   исполнительной   власти,   одной  из  функций   которого   является
   осуществление расквартирования войск и управление жилищным  фондом,
   закрепляемым  за  данным Министерством. В пп. 36 п.  11  указанного
   Положения  Министру обороны предоставлено право издавать приказы  и
   иные  нормативные правовые акты, касающиеся вопросов, отнесенных  к
   ведению Министерства обороны.
       В  соответствии с ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса  РСФСР  порядок
   учета  граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,  а  также
   определение  очередности предоставления гражданам  жилых  помещений
   устанавливаются   данным   Кодексом  и   другим   законодательством
   Российской Федерации.
       Приведенные нормы свидетельствуют о наличии у Министра  обороны
   права  издавать  нормативные акты, определяющие порядок  и  условия
   предоставления  жилых  помещений,  закрепленных  за   Министерством
   обороны,  включая регламентирование вопросов, связанных  с  выдачей
   ордеров на эти жилые помещения.
       В  соответствии  с п. 1 ст. 15 Федерального закона  "О  статусе
   военнослужащих"  военнослужащим,  проходящим  военную   службу   по
   контракту,  и  совместно  проживающим  с  ними  членам   их   семей
   предоставляются  жилые помещения по нормам  и  в  порядке,  которые
   предусмотрены федеральными законами и иными нормативными  правовыми
   актами  Российской  Федерации,  с учетом  права  на  дополнительную
   жилую   площадь   за   счет  государственного  или   муниципального
   жилищного  фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской
   Федерации  (иным  федеральным  органом  исполнительной  власти,   в
   котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
       Согласно  ст.  2  указанного  правового  акта  к  членам  семей
   военнослужащих,  на  которых распространяются  льготы,  гарантии  и
   компенсации,    предусмотренные   данным    Федеральным    законом,
   федеральными  конституционными законами,  федеральными  законами  и
   иными   нормативными   правовыми   актами   Российской   Федерации,
   относятся  супруга (супруг); несовершеннолетние дети;  дети  старше
   18  лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети
   в  возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по
   очной    форме    обучения;   лица,   находящиеся   на    иждивении
   военнослужащих.
       Из   изложенного   следует,   что  реализация   предусмотренных
   законодательством и иными нормативными правовыми актами  Российской
   Федерации льгот, гарантий и компенсаций для военнослужащих,  в  том
   числе  связанная  с  обеспечением жилыми  помещениями,  ставится  в
   зависимость    от   принадлежности   граждан   к    членам    семьи
   военнослужащего.
       Что   касается   вопроса   о   выдаче  ордера   непосредственно
   военнослужащему,  то данное положение Инструкции соответствует  как
   ст.  ст.  47, 49 ЖК РСФСР, так и п. п. 49, 50 действующих Примерных
   правил  учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,  и
   предоставления жилых помещений, утвержденных Постановлением  Совета
   Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335.
       Согласно  названным  положениям ордер выдается  непосредственно
   гражданину,  которому  предоставляется  жилое  помещение,  или,   в
   исключительных    случаях,   другому    лицу    по    доверенности,
   удостоверенной  в  установленном  порядке.  При  получении   ордера
   должны  быть  предъявлены паспорта (свидетельства о  рождении)  или
   другие  заменяющие  их документы на всех членов  семьи,  подлежащих
   включению    в   ордер,   а   также   письменное   согласие    всех
   совершеннолетних  членов  семьи  на переселение  в  предоставленное
   жилое помещение.
       Выдача  ордера  на жилое помещение может быть приостановлена  в
   случаях,   когда   фактический  состав   семьи   не   соответствует
   указанному  в решении о предоставлении жилого помещения;  выявления
   других  обстоятельств, которые могли повлиять на решение вопроса  о
   предоставлении жилого помещения.
       Таким    образом,    оспариваемое   положение    ведомственного
   нормативного  акта  не  противоречит  как  Федеральному  закону  "О
   статусе  военнослужащих", так и жилищному законодательству,  в  том
   числе   и   потому,  что  не  лишает  гражданина  -   члена   семьи
   военнослужащего,  а  также переставшего быть  таковым,  реализовать
   свои  жилищные  права в порядке, предусмотренном Жилищным  кодексом
   РСФСР,  а  также путем обращения за защитой своих жилищных  прав  в
   районный суд.
       На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 и п.
   1  ст.  253  ГПК  РФ, Военная коллегия Верховного  Суда  Российской
   Федерации
   
                                решила:
                                   
       заявление  Денисовой Ларисы Владимировны о признании незаконным
   п.  40  Инструкции  о  порядке  обеспечения  жилыми  помещениями  в
   Вооруженных  Силах  Российской  Федерации,  утвержденной   Приказом
   Министра   обороны  Российской  Федерации  "О  порядке  обеспечения
   жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" от  15
   февраля  2000  года N 80, в части, устанавливающей,  что  ордер  на
   заселение   жилого  помещения  КЭЧ  района  выдает  непосредственно
   военнослужащему, - оставить без удовлетворения.
       Данное  решение  может быть обжаловано в Кассационную  коллегию
   Верховного  Суда Российской Федерации в десятидневный срок  со  дня
   его вынесения в окончательной форме.
   
                                                 Судья Верховного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                             А.КОРОНЕЦ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz