МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 12 февраля 2004 г. N 23-1-10/4-497@
О ПРИМЕНЕНИИ СОГЛАШЕНИЯ
МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ КИПР ОБ ИЗБЕЖАНИИ
ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ
НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ ОТ 05.12.1998
В связи с поступающими запросами от налоговых органов и
налогоплательщиков по вопросу применения подпункта а) пункта 2
статьи 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Кипр об избежании двойного
налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от
05.12.1998 (далее - Соглашение) Министерство Российской Федерации
по налогам и сборам сообщает следующее.
Между Минфином России и Министерством финансов Республики Кипр,
как компетентными, в смысле Соглашения, органами Российской
Федерации и Республики Кипр достигнуто общее понимание в отношении
подпункта а) пункта 2 статьи 10 Соглашения, касающегося
минимальной доли участия в капитале для применения особого порядка
налогообложения дивидендов.
Согласно подпункту а) пункта 2 статьи 10 Соглашения дивиденды,
выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного
Договаривающегося Государства, резиденту другого Договаривающегося
Государства, могут облагаться налогом в первом упомянутом
Государстве в размере, не превышающем 5% от общей суммы
дивидендов, если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды,
прямо вложило в капитал компании сумму, эквивалентную не менее 100
000 долларов США.
Согласовано, что указанное условие должно быть соблюдено на
момент первоначального осуществления инвестиций и не подлежит
ежегодному перерасчету на момент выплаты дивидендов.
При этом размер инвестиции определяется суммой, фактически
уплаченной на дату приобретения акций или других прав на участие в
прибыли, при соблюдении принципа использования рыночных цен между
независимыми участниками сделки.
Также согласовано, что "прямое вложение" подразумевает как
приобретение акций при первичной или последующих эмиссиях, так и
при покупке акций на рынке ценных бумаг или непосредственно у их
предыдущего владельца. При этом критерий "100 000 долларов США"
применяется непосредственно к каждой отдельной компании без учета
взаимоотношений между материнской и дочерней компаниями.
Кроме того, при применении рассматриваемого положения
Соглашения необходимо учитывать, что никакой смысловой связи между
фразой "прямо вложило", используемой в подпункте а) пункта 2
статьи 10 Соглашения, и понятием "прямая иностранная инвестиция",
содержащимся в Федеральном законе от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об
иностранных инвестициях в Российской Федерации", не существует.
Фраза "прямо вложило" указывает на способ осуществления
инвестиции и предполагает осуществление такой инвестиции
непосредственно самим бенефициаром. Понятие "прямая иностранная
инвестиция", используемое для целей указанного Федерального
закона, определяет вид инвестиции и ее размер в абсолютном или
процентном выражении.
Таким образом, критерий минимальной доли участия иностранного
инвестора в капитале российской организации, установленный
вышеуказанным Федеральным законом в определении понятия "прямая
иностранная инвестиция", для целей применения подпункта а) пункта
2 статьи 10 Соглашения не является обязательным.
Вышеизложенное применяется ко всем правоотношениям, возникшим с
начала применения Соглашения.
Доведите изложенное до нижестоящих налоговых органов.
Д.А.ЧУШКИН
|