ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 февраля 2004 года
Дело N 93-Г03-20
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Маслова А.М.,
Харланова А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению
Магаданского регионального отделения Российской демократической
партии "Яблоко" и Магаданского регионального отделения
политической партии "Союз правых сил" о назначении выборов глав и
депутатов в представительные органы муниципальных образований по
кассационной жалобе председателя Магаданского регионального
отделения партии "Яблоко" на решение Магаданского областного суда
от 14 ноября 2003 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Маслова А.М., заключение помощника Генерального прокурора
Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей решение отменить
и направить дело на новое рассмотрение, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Магаданское региональное отделение Российской демократической
партии "Яблоко" и Магаданское региональное отделение политической
партии "Союз правых сил" обратились в суд с заявлением о
назначении выборов глав и представительных органов муниципальных
образований: "Сеймчанский поссовет", "Село Верхний Сеймчан", "Село
Колымское", "Спорнинский поссовет", "Дебинский поссовет",
"Оротуканский поссовет", "Синегорский поссовет", "Ягоднинский
поссовет", "Бурхалинский поссовет", "Палаткинский поссовет",
"Арманский поссовет", "Село Балаганное", "Гадлинский сельсовет",
"Клепкинский сельсовет" "Поселок Стекольный", "Село Талон",
"Тальский поссовет", "Тахтоямский сельсовет", "Тауйский сельсовет"
и "Ямский сельсовет", поселков Верхний Ат-Урях, Штурмовой, Эльген,
Таскан.
Свои требования обосновали тем, что Законы Магаданской области
от 29 января 2002 г. N 228-ОЗ и от 11 декабря 2001 г. N 215-ОЗ,
которыми были упразднены названные муниципальные образования, в
судебном порядке были признаны недействующими, однако органы
местного самоуправления в них до настоящего времени не
сформированы и их полномочия выполняют территориальные
администрации других муниципальных образований, что противоречит
федеральному законодательству и нарушает права заявителей,
предусмотренные ст. 32 Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации".
Решением Магаданского областного суда от 14 ноября 2003 г. в
удовлетворении заявления Магаданского регионального отделения
Российской демократической партии "Яблоко" и Магаданского
регионального отделения политической партии "Союз правых сил"
отказано.
Председатель Магаданского регионального отделения партии
"Яблоко" подал кассационную жалобу, в которой просит решение
отменить и передать дело на новое рассмотрение. Полагает, что суд
неправильно применил материальный и процессуальный закон, дал
ошибочную оценку доводам заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и
отзыва председателя избирательной комиссии Магаданской области,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации находит решение подлежащим отмене.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что
в силу п. 2 ст. 36 Федерального закона "О политических партиях",
ст. 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации" и Устава демократической партии "Яблоко" Магаданское
региональное отделение партии "Яблоко" не наделено правом
инициировать выборы в органы местного самоуправления.
Такое суждение является ошибочным. В соответствии с п. 6 ст. 3
Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан
Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного
самоуправления" дату выборов депутатов представительных органов
местного самоуправления и выборных должностных лиц местного
самоуправления, предусмотренных в уставе муниципального
образования, назначает суд по заявлению прокурора, или жалобе
гражданина, проживающего на территории муниципального образования,
или жалобам общественных объединений либо их региональных и
местных отделений.
Аналогичная норма содержится в ст. 259 ГПК РФ, где указано, что
избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные
объединения, избирательные блоки, их доверенные лица, политические
партии, их региональные отделения, иные общественные объединения,
инициативные группы по проведению референдума и наблюдатели,
прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием)
органа государственной власти, органа местного самоуправления,
общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии
референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или
право на участие в референдуме граждан Российской Федерации,
вправе обратиться с заявлением в суд.
Таким образом, право политических партий, их региональных
отделений обращаться в суд с требованием о назначении выборов в
органы местного самоуправления закреплено федеральным законом, и
подлежит применению норма Гражданского процессуального кодекса,
поскольку ст. 4 Федерального закона "О введении в действие
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
установлено, что федеральные законы и иные нормативные правовые
акты, действующие на территории Российской Федерации и связанные с
Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, подлежат
приведению в соответствие с Гражданским процессуальным кодексом
Российской Федерации. Впредь до приведения в соответствие с
Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации указанные
федеральные законы и иные нормативные правовые акты с момента
введения в действие настоящим Федеральным законом Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации применяются в части,
не противоречащей Гражданскому процессуальному кодексу Российской
Федерации.
По утверждению суда, у региональных отделений партий
отсутствует право требовать назначения выборов в органы местного
самоуправления в связи с тем, что на сравнительно небольших
территориях муниципальных образований выборы проводятся по
многомандатным избирательным округам и избиратель голосует не за
список кандидатов избирательного объединения, а персонально за
кандидатов, включенных в избирательный бюллетень, либо против всех
кандидатов. Данное суждение не свидетельствует об отсутствии у
заявителей заинтересованности в проведении выборов. Статья 32 п. 2
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
предусматривает право избирательных объединений, избирательных
блоков выдвигать кандидатов. При этом закон не исключает их право
на выдвижения кандидатов на выборах в многомандатных округах.
Утверждение суда о том, что Федеральный закон "Об обеспечении
конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть
избранными в органы местного самоуправления" от 26 ноября 1996 г.
N 138-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 июня 1998 г. N 85-
ФЗ) неприменим, поскольку в Магаданской области создана
необходимая правовая база, позволяющая определить территории
местного самоуправления и провести выборы органов местного
самоуправления в муниципальных образованиях, сделано без учета
того, что в ряде муниципальных образований, как признано судом, не
принят устав, что в силу ст. 1 этого Закона является основанием
для его применения.
Ссылку в решении суда на результаты опросов жителей по вопросу
упразднения муниципальных образований нельзя признать
убедительной, поскольку Законы Магаданской области об упразднении
муниципальных образований вступившими в законную силу решениями
суда признаны недействующими, следовательно, муниципальные
образования восстановлены в прежних границах, однако в них не
избраны органы местного самоуправления и должностные лица.
Результаты опросов населения могут служить основанием для
изменения границ муниципальных образований, однако, как следует из
материалов дела, опросы проведены с нарушением федерального и
международного законодательства, а по этой причине правового
значения не имеют.
С учетом изложенных обстоятельств Судебная коллегия приходит к
выводу, что решение суда подлежит отмене с направлением дела на
новое рассмотрение, поскольку допущенные нарушения не могут быть
исправлены судом кассационной инстанции.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Магаданского областного суда от 14 ноября 2003 г.
отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой
инстанции в ином составе судей.
|