КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 февраля 2004 г. N 20-О
ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ХОДАТАЙСТВА
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОФИЦИАЛЬНОМ
РАЗЪЯСНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 16 ИЮНЯ 1998 ГОДА ПО ДЕЛУ
О ТОЛКОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЕЙ 125, 126 И 127
КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТ 11 АПРЕЛЯ 2000 ГОДА
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
ПУНКТА 2 СТАТЬИ 1, ПУНКТА 1 СТАТЬИ 21 И ПУНКТА 3 СТАТЬИ 22
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева,
Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И.
Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, В.О. Лучина, Н.В.
Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С.
Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев в пленарном заседании ходатайство Правительства
Российской Федерации,
установил:
1. Правительство Российской Федерации на основании статьи 83
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации" обратилось в Конституционный Суд Российской
Федерации с ходатайством об официальном разъяснении Постановлений
Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 г. N 19-
П по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127
Конституции Российской Федерации и от 11 апреля 2000 г. N 6-П по
делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2
статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального
закона "О прокуратуре Российской Федерации".
Указывая в ходатайстве на возникшую в правоприменительной
практике неоднозначную трактовку допустимости проверки в судах
общей юрисдикции постановлений Правительства Российской Федерации
с точки зрения разграничения компетенции между органами
законодательной и исполнительной власти, заявитель просит
разъяснить:
возможна ли проверка нормативных правовых актов Правительства
Российской Федерации с точки зрения разграничения полномочий между
органами законодательной и исполнительной власти без оценки
конституционности таких актов;
обладают ли суды общей юрисдикции полномочием выносить решения
о нарушении Правительством Российской Федерации прерогатив
законодательной власти при принятии нормативного правового акта,
если он принят во исполнение полномочий, предоставленных
Правительству Российской Федерации федеральным законом, а
конституционность этого закона не проверялась, и не относится ли
решение таких вопросов к компетенции Конституционного Суда
Российской Федерации;
обязан ли суд общей юрисдикции, придя к выводу о несоответствии
Конституции Российской Федерации подлежащего применению в
конкретном деле закона, содержащего поручение Правительству
Российской Федерации принять определенный акт, обратиться в
Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке
конституционности данного закона;
какова юридическая сила решений судов общей юрисдикции о
признании нормативного правового акта недействующим;
подлежит ли исполнению решение суда общей юрисдикции о
признании нормативного правового акта недействующим как принятого
с нарушением компетенции Правительства Российской Федерации до
рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации - при
наличии соответствующего запроса - вопроса о конституционности
этого акта Правительства Российской Федерации;
правомерно ли признание решением суда общей юрисдикции
нормативного правового акта Правительства Российской Федерации
утратившим силу.
2. 27 января 2004 года Конституционным Судом Российской
Федерации принято Постановление по делу о проверке
конституционности отдельных положений пункта 2 части первой статьи
27, частей первой, второй и четвертой статьи 251, частей второй и
третьей статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, в котором все поставленные заявителем вопросы нашли
свое разрешение.
Таким образом, поскольку по предмету обращения Конституционным
Судом Российской Федерации вынесено постановление, сохраняющее
свою силу, дополнительного разъяснения Постановлений
Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 года и
от 11 апреля 2000 года не требуется, а потому данное ходатайство
не подлежит удовлетворению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 3 части первой
статьи 43, частью первой статьи 79 и статьей 83 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в удовлетворении ходатайства Правительства
Российской Федерации об официальном разъяснении Постановлений
Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 года по
делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127
Конституции Российской Федерации и от 11 апреля 2000 года по делу
о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи
1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона "О
прокуратуре Российской Федерации", поскольку по предмету обращения
Конституционным Судом Российской Федерации принято постановление,
в котором поставленные заявителем вопросы нашли свое разрешение.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данному ходатайству окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
|