МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 6 февраля 2004 г. N 23-1-10/9-419@
О ПРИМЕНЕНИИ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ ГЕРМАНИЯ
ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ
НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО ОТ 29.05.1996
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам доводит
до сведения и руководства в работе согласованную между
Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным
министерством финансов Федеративной Республики Германия как
компетентными, в смысле Соглашения между Российской Федерацией и
Федеративной Республикой Германия об избежании двойного
налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от
29.05.1996 (далее - Соглашение), органами позицию по ряду
вопросов, касающихся применения отдельных положений Соглашения.
1. Согласовано, что положения пункта 3 Протокола от 29.05.1996
к Соглашению (далее - Протокол), являющегося его неотъемлемой
частью, о неограниченных вычетах сумм процентов и расходов на
рекламу при исчислении налогооблагаемой прибыли организации не
содержат ограничений относительно доли участия в капитале
организации, дающей право на такие вычеты. Однако указанные
положения не будут применяться в случаях, когда участие в капитале
осуществляется исключительно для получения преимуществ,
предусмотренных в пункте 3 Протокола. В каждом таком случае
решение будет приниматься по согласованию между компетентными
органами в рамках статьи 25 Соглашения.
2. Исходя из положений Соглашения, пункта 3 Протокола и главы
25 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае Российской
Федерации, достигнуто обоюдное понимание того, что расходы
предприятия в виде процентов по долговым обязательствам любого
вида, независимо от природы кредита или займа, подлежат прямому,
неограниченному вычету из налогооблагаемой прибыли. Указанный
подход применяется в отношении налога на прибыль к любому
налоговому периоду, в отношении которого представляется налоговая
декларация и уплачивается налог, начиная с 01.01.2002. При этом
подтверждается, что ограничения по вычету процентов в случае
взаимозависимых предприятий (доля участия превышает 20 процентов),
предусмотренные законодательством Российской Федерации,
согласуются с положением пункта 3 Протокола о том, что такой вычет
не может превышать сумм, которые согласовывались бы независимыми
предприятиями при сопоставимых условиях.
3. В соответствии с пунктом 3 Протокола расходы на рекламу,
понесенные российской организацией с немецким участием, подлежат
неограниченному вычету для целей налогообложения налогом на
прибыль. При этом компетентные органы согласились, что вопросы
взимания налога на добавленную стоимость не относятся к сфере
действия Соглашения и поэтому должны решаться в соответствии с
внутренним законодательством государств.
4. Достигнуто общее понимание в отношении подпункта а) пункта 1
статьи 10 Соглашения, касающегося минимальной доли участия в
капитале для применения особого порядка налогообложения
дивидендов.
Согласно подпункту а) пункта 1 статьи 10 дивиденды,
выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного
Договаривающегося Государства, резиденту другого Договаривающегося
Государства, могут облагаться налогом в первом упомянутом
Государстве в размере, не превышающем 5 процентов от общей суммы
дивидендов, если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды,
располагает по меньшей мере 10 процентами уставного или
складочного капитала компании и эта доля участия в капитале
составляет не менее чем 160 000 немецких марок или эквивалентную
сумму в рублях.
Согласовано, что указанное условие должно быть соблюдено на
момент первоначального осуществления инвестиций и не подлежит
ежегодному перерасчету на момент выплаты дивидендов.
В связи с введением евро в Германии согласовано, что с 1 января
2002 года минимальная доля участия в капитале для применения
особого порядка налогообложения дивидендов соответствует 81 806,7
евро. Указанное не относится к инвестициям, осуществленным до 1
января 2002 года.
5. В связи с применением положений пункта 3 статьи 5 Соглашения
подтверждено обоюдное понимание того, что понятие "строительная
площадка или монтажный объект" включает деятельность по
планированию и надзору за строящимся объектом, но только при
условии, что такая деятельность производится непосредственно
лицом, осуществляющим строительство. В случае если планирование и
надзор за строительным объектом осуществляется другим лицом и
ограничивается исключительно этими двумя видами деятельности, то
такая деятельность не может рассматриваться в контексте термина
"строительная площадка или монтажный объект".
Доведите вышеизложенное до нижестоящих налоговых органов.
Д.А.ЧУШКИН
|