КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 февраля 2004 г. N 28-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ
К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ИНВАЛИДОВ
ЗАВОЛЖСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ТВЕРИ НА НАРУШЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД СТАТЬЯМИ 3 И 34
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ
СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И СТАТЬЕЙ 10
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ
И ИЗМЕНЕНИЙ В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О НАЛОГАХ И СБОРАХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова,
Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л.
Кононова, Л.О. Красавчиковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я.
Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г.
Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Ю.Д. Рудкина,
проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
предварительное изучение жалобы общественной организации Тверской
областной общественной организации Всероссийского общества
инвалидов Заволжского района города Твери,
установил:
1. Решением Арбитражного суда Тверской области от 3 сентября
2003 года удовлетворены требования управления Пенсионного фонда
Российской Федерации по Заволжскому району города Твери о
взыскании с общественной организации Тверской областной
общественной организации Всероссийского общества инвалидов
Заволжского района города Твери задолженности по страховым взносам
на обязательное пенсионное страхование и соответствующих сумм
пени. Обосновывая свое решение, суд указал, что при расчете
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не
учитывается льгота, предусмотренная статьей 239 Налогового кодекса
Российской Федерации, освобождающая от уплаты единого социального
налога общественные организации инвалидов и организации, уставный
капитал которых полностью состоит из вкладов общественных
организаций инвалидов, с сумм выплат и иных вознаграждений, не
превышающих 100 тысяч рублей в течение налогового периода на
каждого отдельного работника.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации
общественная организация Тверской областной общественной
организации Всероссийского общества инвалидов Заволжского района
города Твери просит проверить конституционность статьи 3
Федерального закона от 15 декабря 2001 года "Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в
какой она определяет страховые взносы на обязательное пенсионное
страхование как возмездные платежи, а также статьи 34 того же
Федерального закона и статьи 10 Федерального закона от 31 декабря
2001 года "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс
Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской
Федерации о налогах и сборах" в части установления ими порядка
вступления в силу названных Федеральных законов.
По мнению заявителя, страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование обладают всеми признаками налоговых
платежей, поскольку установлены законом, обязательны к уплате,
имеют целевой характер и, как считает заявитель, взимаются на
безвозмездной основе, а следовательно, определение этих взносов
статьей 3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации" как возмездных платежей
противоречит их социально-правовой природе и не соответствует
Конституции Российской Федерации, ее статьям 8, 34 (часть 1), 35
(часть 3) и 57. Заявитель также полагает, что статья 34
Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации" и статья 10 Федерального закона "О внесении
дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в
некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и
сборах", устанавливающие порядок вступления в силу названных
Федеральных законов, противоречат положениям пункта 1 статьи 5
Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающим
специальную процедуру введения в действие актов законодательства о
налогах и сборах, и тем самым не соответствуют конституционным
требованиям законно установленного налога, нарушают принцип
равенства всех перед законом и судом, конституционные гарантии
права собственности, право на свободное использование своих
способностей и имущества для предпринимательской и иной не
запрещенной законом экономической деятельности (статьи 8 и 19,
часть 1; статья 34, часть 1; статья 35, часть 3; статья 57
Конституции Российской Федерации).
2. Согласно статьям 96 и 97 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин или
объединение граждан вправе обратиться в Конституционный Суд
Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных
прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если
оспариваемым законом, примененным или подлежащим применению в деле
заявителя, затрагиваются его конституционные права и свободы.
2.1. С принятием Федеральных законов от 15 декабря 2001 года
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и
от 31 декабря 2001 года "О внесении дополнений и изменений в
Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые
законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"
единый социальный налог был модифицирован, и та доля налога,
которая ранее уплачивалась в бюджет Пенсионного фонда Российской
Федерации, с начала 2002 года стала полностью направляться на
бюджетное финансирование выплат базовой части трудовой пенсии.
Одновременно с изменениями единого социального налога в Российской
Федерации была введена система обязательного пенсионного
страхования, предусматривающая уплату в бюджет Пенсионного фонда
Российской Федерации специальных страховых взносов на
финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии
застрахованных лиц.
С введением системы обязательного пенсионного страхования
страховые взносы приобрели иную социально-правовую природу. Теперь
в пенсионном законодательстве четко определено, что страховые
взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются на
индивидуально возмездной основе, их целевое назначение -
обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному
пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых
взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Таким
образом, в отличие от налога, платежи которого не имеют адресной
основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью,
безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет,
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают
признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в
бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются в
разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на
индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному
лицу в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, причем
учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы
формируют страховое обеспечение, которое выплачивается
застрахованному лицу при наступлении страхового случая (при
достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере
кормильца), а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от
суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых
взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались
страхователями.
Названные отличительные признаки налогов и страховых взносов
обусловливают их разное целевое предназначение и различную
социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой
взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж,
характеризующийся признаками индивидуальной безвозмездности и
безвозвратности. Следовательно, статья 3 Федерального закона "Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации",
определяющая страховые взносы на обязательное пенсионное
страхование как индивидуально возмездные платежи, не содержит
неопределенности относительно их предназначения и социально-
правовой природы и не затрагивает конституционные права и свободы
заявителя, гарантированные статьями 8, 34 (часть 1), 35 (часть 3)
и 57 Конституции Российской Федерации.
2.2. Поскольку страховые взносы на обязательное пенсионное
страхование по своей социально-правовой природе не являются
налоговыми платежами, при введении в действие Федерального закона
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации",
установившего эти взносы, специальный порядок вступления в силу
актов законодательства о налогах и сборах, предусмотренный пунктом
1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежал
применению. На порядок введения в действие названного Федерального
закона распространяются общепринятые правила, закрепленные
Федеральным законом от 14 июня 1994 года "О порядке опубликования
и вступления в силу федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", согласно
которым федеральные законы вступают в силу одновременно на всей
территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня
их официального опубликования, если самими законами не установлен
другой порядок вступления их в силу (статья 6).
Статья 34 Федерального закона "Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации" устанавливает, что данный
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального
опубликования, что не противоречит нормам Федерального закона "О
порядке опубликования и вступления в силу федеральных
конституционных законов, федеральных законов, актов палат
Федерального Собрания" и не нарушает конституционные права и
свободы заявителя, гарантированные статьями 8, 19 (часть 1), 34
(часть 1), 35 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон "О внесении дополнений и изменений в
Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые
законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах",
согласно его статье 10, вступил в силу с 1 января 2002 года.
Данное обстоятельство не привело к возложению на заявителя
дополнительных финансовых обременений в части уплаты единого
социального налога, поскольку в соответствии со статьей 239
Налогового кодекса Российской Федерации он освобожден от уплаты
этого налога, а значит, статья 10 названного Федерального закона
не затрагивает конституционные права и свободы заявителя,
установленные статьями 8, 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (часть 2)
и 57 Конституции Российской Федерации.
2.3. Таким образом, жалоба общественной организации Тверской
областной общественной организации Всероссийского общества
инвалидов Заволжского района города Твери не отвечает критерию
допустимости в соответствии с требованиями Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации", а потому не может быть принята Конституционным Судом
Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой
статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общественной
организации Тверской областной общественной организации
Всероссийского общества инвалидов Заволжского района города Твери,
поскольку она не отвечает требованиям Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации", в соответствии с которыми жалоба может быть признана
допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Собрании
законодательства Российской Федерации" и "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
|