МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 2 февраля 2004 г. N 29-4-03/21
Управление налоговой задолженности сообщает.
1. По вопросу возможности проведения зачета излишне уплаченного
налога, поступившего по месту нахождения организации, в счет
предстоящих платежей налогоплательщика по налогам (сборам), если
их уплата должна осуществляться по месту фактического нахождения
принадлежащего налогоплательщику недвижимого имущества и
транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации не вводит
каких-либо ограничений на осуществление зачета излишне уплаченных
сумм налога в зависимости от места нахождения налоговой инспекции,
осуществляющей его администрирование. Единственным ограничением в
данном случае является требование о проведении зачета в рамках
одного бюджета.
Следовательно, проведение зачета излишне уплаченного налога,
поступившего по месту нахождения организации, в счет предстоящих
платежей налогоплательщика по налогам (сборам) в тот же бюджет,
если их уплата должна осуществляться по месту фактического
нахождения принадлежащего налогоплательщику недвижимого имущества
и транспортных средств, подлежащих налогообложению, возможно.
2. О возможности проведения зачета суммы излишне уплаченного
налога по истечении трехлетнего срока со дня даты уплаты указанной
суммы.
При принятии решения о проведении зачета сумм излишне
уплаченного налога по истечении трехлетнего срока со дня даты
уплаты указанной суммы налоговые органы должны исходить из
следующего.
Согласно статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации
сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет
предстоящих платежей налогоплательщика по этому налогу или иным
налогам, погашению недоимки либо возврату налогоплательщику в
порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет суммы излишне уплаченного налога осуществляется по
решению налогового органа на основании заявления
налогоплательщика.
Срок для подачи заявления на проведение зачета излишне
уплаченных сумм налога статьей 78 НК РФ не установлен.
Таким образом, истечение трехлетнего срока не является
основанием для отказа в проведении зачета, что подтверждается
судебной практикой (Постановление Федерального арбитражного суда
Восточно-Сибирского округа от 18 июня 2002 г. N А33-16143/01-С3а-
ФО2-1532/2002-С1; Постановление Федерального арбитражного суда
Северо-Западного округа от 4 августа 2003 г. N А56-5931/03;
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от
9 июля 2002 г. N КА-А41/4378-02).
Вместе с тем в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 32
Налогового кодекса Российской Федерации к числу обязанностей
налоговых органов относится осуществление контроля за соблюдением
законодательства о налогах и сборах, а также принятых в
соответствии с ним нормативных правовых актов. Налоговый контроль
проводится должностными лицами налоговых органов посредством
проверок, предусмотренных статьями 82, 87 Налогового кодекса
Российской Федерации.
Согласно статье 88 Налогового кодекса Российской Федерации
представляемые в налоговой орган декларации (в том числе и
уточненные) подвергаются камеральной налоговой проверке, однако в
силу ч. 1 ст. 87 проверкой может быть охвачен срок, не превышающий
трех календарных лет, предшествующих году проведения проверки.
Таким образом, в случае если налогоплательщиком по истечении
трехлетнего срока подана уточненная налоговая декларация, на
основании которой он исчисляет излишне уплаченную сумму налога, то
заявление налогоплательщика на проведение зачета указанной суммы
удовлетворению не подлежит, так как налоговым органом не может
быть проведена камеральная проверка указанной декларации и, как
следствие, не может быть подтверждена излишне уплаченная сумма.
Данный вывод подтверждается судебной практикой. (Постановление
Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 марта 2003
г. N Ф09-498/03АК.)
Начальник Управления
налоговой задолженности
С.Н.ХУРСЕВИЧ
|