МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 февраля 2004 г. N 24-07/04-01
В соответствии с разъяснениями, полученными от Министерства по
налогам и сборам Российской Федерации, Министерство финансов
Российской Федерации сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N
54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт" (далее - Федеральный закон) контрольно-кассовая
техника, включенная в Государственный реестр, применяется на
территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми
организациями и индивидуальными предпринимателями при
осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт в случаях продажи товаров,
выполнения работ или оказания услуг.
Таким образом, из настоящей нормы Федерального закона следует,
что на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
возложена обязанность при осуществлении ими платежей в наличной
форме или посредством платежных карт за реализованные товары,
выполненные работы или оказанные услуги применять контрольно-
кассовую технику. В этой связи вне зависимости от предмета
оказания услуги по страхованию (при приеме платежей по страхованию
от населения или организации) у страхового агента (штатного агента
страховой фирмы) возникает обязанность по выдаче страхователю чека
контрольно-кассовой техники.
Вместе с тем пунктом 2 статьи 2 Федерального закона
предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели в
соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской
Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или)
расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-
кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии
выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности,
приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения
и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
До утверждения Правительством Российской Федерации
соответствующего Порядка действуют утвержденные Минфином России по
согласованию с Государственной межведомственной комиссией по
контрольно-кассовым машинам формы документов строгой отчетности,
которые подлежат использованию при расчетах с населением для учета
наличных денежных средств.
Министерством финансов Российской Федерации по представлению
Росстрахнадзора письмами от 23.02.94 N 16-37 и от 16.06.94 N 16-30-
63 утверждены формы квитанций на получение страхового взноса в
качестве документа строгой отчетности, которые могут
использоваться страховыми компаниями независимо от их форм
собственности при расчетах с населением для учета наличных
денежных средств без применения контрольно-кассовых машин.
Если страховые взносы от имени и по поручению страховой
организации с использованием бланков строгой отчетности этой
страховой организации получает страховой агент, действующий на
основании заключенного со страховой организацией договора
поручения, то полученные им от страхователей страховые взносы
равносильны взносам, уплаченным страхователями непосредственно
страховой организации. При этом полученные денежные средства
должны быть внесены страховым агентом на счет страховой
организации - доверителя путем передачи наличных денежных средств
с использованием контрольно-кассовой техники в кассу страховщика
без отражения приема данных денежных средств в кассу самого агента
или перечислением средств на счет страховой организации в
безналичной форме.
М.А.МОТОРИН
|