МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
от 27 января 2004 года
Министерство финансов Российской Федерации, как компетентный
орган, информирует об отдельных вопросах применения статьи 11
Соглашения между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией
об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на
доходы и капитал от 15.11.95 (далее - Соглашение).
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Соглашения проценты,
возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые
резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться
налогом в первом Договаривающемся Государстве, но взимаемый налог
не должен превышать 10% от общей суммы процентов. Однако в случае
любого вида займа, предоставленного банком, такой налог не должен
превышать 5% от общей суммы процентов.
Таким образом, если налогообложение в государстве источника
дохода в размере, не превышающем 10% от общей суммы процентов,
применяется к любому процентному доходу, определяемому в
соответствии с пунктом 4 статьи 11 Соглашения, то налогообложение
в размере, не превышающем 5% от общей суммы процентов, применяется
только в отношении процентов, возникающих из займов,
предоставляемых банками.
1. Термин "любого вида заем, предоставленный банком" включает в
себя кредиты, предоставляемые банком заемщику.
2. В отношении сумм, выплачиваемых банкам по векселям и
облигациям, необходимо руководствоваться следующим.
В случаях, когда в соответствии с соглашением сторон договора
займа заемщик выдает вексель, удостоверяющий ничем не
обусловленное обязательство векселедателя либо иного указанного в
векселе плательщика выплатить полученные взаймы денежные суммы,
проценты по векселю могут рассматриваться как проценты по договору
займа. То есть, чтобы проценты по векселю рассматривались в целях
применения пункта 2 статьи 11 Соглашения как проценты по займу,
необходимо чтобы в основании вексельного обязательства лежал
договор займа.
В соответствии со статьей 816 Гражданского кодекса Российской
Федерации (далее - ГК России) в случаях, предусмотренных законом
или иными правовыми актами, договор займа может быть заключен
путем выпуска и продажи облигаций. В таких случаях суммы процентов
по облигациям, выплачиваемые их эмитентами, также могут
рассматриваться как суммы процентов по договору займа в смысле
пункта 2 статьи 11 Соглашения.
3. Действующее гражданское законодательство рассматривает
договоры займа и кредита (гл. 42 ГК России) с одной стороны и
банковского вклада (гл. 44 ГК России) с другой как отдельные виды
договоров, каждый из которых регулируется законом самостоятельно.
Некоторые сходства юридических конструкций позволяют диспозитивно
применять методы расчета процентов по кредитам также и к договору
банковского вклада (абз. 2 п. 1 ст. 838 ГК России), но совпадение
отдельных условий договоров не дает оснований для их
отождествления. Закон "О банках и банковской деятельности" также
рассматривает привлечение денежных средств физических и
юридических лиц во вклады и их размещение от своего имени и за
свой счет как самостоятельные банковские операции (ст. 1 Закона).
С учетом изложенного проценты, выплачиваемые по договорам
банковского вклада, не могут рассматриваться как проценты по
займам для целей применения пункта 2 статьи 11 Соглашения.
|