КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 января 2004 г. N 40-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА СЕНЕЦКОГО АЛЕКСЕЯ БОРИСОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОДПУНКТАМИ 3 И 4 ПУНКТА 4 СТАТЬИ 1
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ ДЕНЕЖНОГО ДОВОЛЬСТВИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИМ ОТДЕЛЬНЫХ ЛЬГОТ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева,
Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И.
Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Селезнева,
А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г.
Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина А.Б. Сенецкого вопрос о
возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании
Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В жалобе гражданина А.Б. Сенецкого - начальника командного
пункта войсковой части оспаривается конституционность подпунктов 3
и 4 пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 7 мая 2002 года "О
внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации по вопросам денежного довольствия
военнослужащих и предоставления им отдельных льгот", которыми
военнослужащие, лица, уволенные с военной службы, и члены их семей
лишаются 50-процентной скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг
и льготы по уплате подоходного налога с физических лиц.
По мнению заявителя, эти положения нарушают конституционный
принцип, согласно которому в Российской Федерации не должны
издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы
человека и гражданина, противоречат Соглашению между государствами
- участниками Содружества Независимых Государств от 14 февраля
1992 года о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц,
уволенных с военной службы, и членов их семей, ухудшают его
материальное положение, а потому не соответствуют статьям 15
(часть 4) и 17 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в
порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее
уведомлял заявителя о том, что его жалоба не соответствует
требованиям названного Закона.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив
представленные заявителем материалы, не находит оснований для
принятия данной жалобы к рассмотрению.
Положения подпунктов 3 и 4 пункта 4 статьи 1 Федерального
закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного
довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот",
отменяющие для военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и
членов их семей льготу по уплате подоходного налога с физических
лиц и 50-процентную скидку по оплате жилья, уже были предметом
рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В
Определении от 5 июня 2003 года по жалобе гражданина С.И.
Покладова Конституционный Суд Российской Федерации указал, что
отмена Федеральным законом от 7 мая 2002 года "О внесении
изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской
Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и
предоставления им отдельных льгот" ряда льгот осуществлена в
рамках нового правового регулирования и в пределах полномочий
законодателя по определению правовых оснований и круга субъектов -
получателей соответствующей льготы, равно как и по решению вопроса
о целесообразности ее сохранения. При этом имеется в виду, что
материальная компенсация отмены данной льготы для военнослужащих
должна быть обеспечена повышением их денежного довольствия. Таким
образом, сами по себе законодательные изменения, направленные на
сокращение круга лиц, пользующихся льготами, в данном случае
военнослужащих, с одновременным реформированием системы их
материально-финансового обеспечения путем повышения размера
денежного довольствия, соотносятся с целями социального правового
государства (статьи 1 и 7, часть 1, Конституции Российской
Федерации).
Отмена льгот не означает ограничение или умаление
конституционных прав заявителя, поскольку ранее существовавший
порядок регулирования обеспечивал лишь льготные условия реализации
соответствующих конкретных прав. Освобождение от уплаты налогов по
своей правовой природе - льгота, которая является исключением из
вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57)
принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых
каждый обязан платить законно установленный налог с
соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят
адресный характер, и их установление относится к исключительной
прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять
(сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются
налоговые льготы. Такая правовая позиция, сохраняющая свою силу,
изложена в ряде Постановлений Конституционного Суда Российской
Федерации (от 21 марта 1997 года по делу о проверке
конституционности положений статей 18 и 20 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации",
от 28 марта 2000 года по делу о проверке конституционности
подпункта "к" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О
налоге на добавленную стоимость", от 19 июня 2002 года по делу о
проверке конституционности положений ряда федеральных законов,
касающихся социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, от 27 мая
2003 года по делу о проверке конституционности положения статьи
199 УК Российской Федерации и др.).
Указанные правовые позиции Конституционного Суда Российской
Федерации носят общий характер и в соответствии со статьей 6
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации" являются обязательными для всех
представительных, исполнительных и судебных органов
государственной власти, органов местного самоуправления,
предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и
их объединений. В силу пункта 3 части первой статьи 43
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации" данное обстоятельство является основанием
для отказа в принятии аналогичных обращений к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40,
пунктом 3 части первой статьи 43, частью первой статьи 79,
статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд
Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина
Сенецкого Алексея Борисовича, поскольку она не отвечает
требованиям Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с
которыми жалоба признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
|