ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 22 января 2004 г. N 14770/03
Резолютивная часть решения объявлена 15 января 2004 г.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Зориной М.Г., судей Бизяевой Т.В.,
Першутова А.Г. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по
заявлению предпринимателя Коршунова А.Г., осуществляющего
деятельность без образования юридического лица, к Министерству
Российской Федерации по налогам и сборам о признании недействующим
Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от
26.03.2003 N БГ-3-22/135 "О внесении изменений и дополнений в
приложение N 1 "Книга учета доходов и расходов организаций и
индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему
налогообложения" и в приложение N 2 "Порядок отражения
хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов
организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих
упрощенную систему налогообложения" к Приказу Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам от 28.10.2002 N БГ-3-
22/606".
В судебном заседании приняли участие:
предприниматель Коршунов Алексей Геннадьевич, осуществляющий
деятельность без образования юридического лица;
представитель предпринимателя - Макарова Елизавета Михайловна
(по доверенности);
от МНС России:
консультант отдела судебно-правовой работы Юридического
департамента Нагорная Александра Николаевна (по доверенности);
начальник отдела налогообложения индивидуальных
предпринимателей Управления налогообложения малого бизнеса
Зимбицкая Нина Михайловна (по доверенности);
от Минюста России:
- главный специалист Департамента регистрации и контроля за
ведомственными нормативными актами Мокрова Елена Александровна (по
доверенности);
от Минфина России:
- начальник отдела Рассказова Ольга Геннадьевна (по
доверенности);
Протокол вела помощник судьи Дементьева И.Е.
Суд установил:
в заявлении предприниматель Коршунов А.Г., осуществляющий
деятельность без образования юридического лица, оспаривает Приказ
МНС России от 26.03.2003 N БГ-3-22/135, которым внесены изменения
в Книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных
предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения,
и в Порядок отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов
и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей,
применяющих упрощенную систему налогообложения (приложения N 1 и N
2 к Приказу МНС России от 28.10.2002 N БГ-3-22/606). В
соответствии с Приказом налогоплательщикам, применяющим упрощенную
систему налогообложения, в Книге учета доходов и расходов
организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих
упрощенную систему налогообложения (далее - книга учета доходов и
расходов), требуется отражать не только показатели своей
деятельности, необходимые для исчисления налоговой базы и суммы
единого налога, но и вести учет доходов и расходов, не влияющих на
исчисление налоговой базы и суммы единого налога. В связи с этим
оспариваемый Приказ существенно нарушает права и законные интересы
налогоплательщиков и противоречит нормам Налогового кодекса
Российской Федерации. В представленном отзыве на заявление МНС
России возражает против данного утверждения, считая, что
налогоплательщики при упрощенной системе налогообложения должны
вести учет своих доходов и расходов не только для определения
объекта налогообложения, но и в иных целях. В частности,
необходимость такого учета обусловлена положением пункта 4 статьи
346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому
в случае, если по итогам налогового (отчетного) периода доход
налогоплательщика превысит 15 млн. рублей или остаточная стоимость
основных средств и нематериальных активов, определяемая в
соответствии с законодательством Российской Федерации о
бухгалтерском учете, превысит 100 млн. рублей, такой плательщик
считается перешедшим на общий режим налогообложения с квартала, в
котором было допущено это превышение. По мнению МНС России, с
целью обеспечения контроля налоговыми органами за соблюдением
вышеназванных ограничений при применении упрощенной системы
налогообложения налогоплательщики должны вести учет всех доходов и
расходов.
Предприниматель считает, что контроль в таких целях налоговые
органы в состоянии обеспечить путем использования других
возможностей, в частности проверкой первичных учетных документов.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные
доказательства и заслушав объяснения представителей лиц,
участвующих в деле, суд считает доказанным, что в соответствии с
пунктом 2 статьи 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации
форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней
хозяйственных операций организациями и индивидуальными
предпринимателями, применяющими упрощенную систему
налогообложения, утверждается МНС России по согласованию с
Минфином России.
Указанные документы утверждены Приказом МНС России от
28.10.2002 N БГ-3-22/606. Ряд их положений изменен Приказом МНС
России от 26.03.2003 N БГ-3-22/135. Оба Приказа были согласованы с
Минфином России и зарегистрированы Минюстом России.
В соответствии с изменениями, внесенными оспариваемым Приказом,
в книгу учета доходов и расходов дополнительно включены две графы,
и вместо пяти их стало семь. Измененная форма книги учета доходов
и расходов предполагает отражение в ней предпринимателем всех
совершаемых операций, а не только тех, от которых зависит размер
исчисляемой налоговой базы и, соответственно, сумма налога. Таким
образом, в книге должны фиксироваться все доходы и расходы, в том
числе и те, которые не требуются для расчета единого налога. Тем
самым новые положения оспариваемого Приказа вступают в
противоречие с пунктом 1 статьи 346.24 Налогового кодекса
Российской Федерации, устанавливающим, что налогоплательщики
обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности,
необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога на
основании книги учета доходов и расходов.
МНС России, Минфином России и Минюстом России не приведены в
качестве доказательств своей позиции данные об изменениях в
законодательстве Российской Федерации, которые свидетельствовали
бы о необходимости увеличения объема учета совершаемых
предпринимателями хозяйственных операций в целях контроля за их
доходами.
Более того, довод МНС России о том, что "в целях соблюдения
установленного Кодексом принципа равенства в налогообложении, при
получении в течение отчетного (налогового) периода по единому
налогу доходов от предпринимательской деятельности, аналогичных
доходам, предусмотренным статьей 251 Кодекса, индивидуальные
предприниматели определяют объект налогообложения применительно к
порядку, установленному пунктом 1 статьи 346.15 Кодекса для
налогоплательщиков-организаций", также нельзя признать
убедительным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.14 Налогового кодекса
Российской Федерации объектом налогообложения признаются либо
доходы, либо доходы, из которых исключаются расходы. Пунктами 1 и
2 статьи 346.15 Кодекса установлено, что организации и
индивидуальные предприниматели учитывают разные доходы при
определении объекта налогообложения. Игнорирование этих норм,
объясняемое их противоречием принципам налогообложения,
содержащимся в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации,
не может быть принято судом в качестве доказательств законности
оспариваемого Приказа, поскольку правом на изменение положений
Кодекса федеральные министерства не наделены. Таким образом,
дополнительное возложение на предпринимателей обязанности по
отражению в книге учета доходов и расходов показателей
хозяйственной деятельности, не влияющих на исчисление налоговой
базы и суммы налога, не основано на нормах Кодекса. При указанных
обстоятельствах требование о признании недействующим Приказа МНС
России от 26.03.2003 N БГ-3-22/135 "О внесении изменений и
дополнений в приложение N 1 "Книга учета доходов и расходов
организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих
упрощенную систему налогообложения" и в приложение N 2 "Порядок
отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов
организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих
упрощенную систему налогообложения" к Приказу Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам от 28.10.2002 N БГ-3-
22/606" является обоснованным, поскольку оспариваемый Приказ в
части, касающейся индивидуальных предпринимателей, противоречит
смыслу статей 346.14, 346.15, 346.16, 346.24 Налогового кодекса
Российской Федерации. Руководствуясь статьями 167, 169, 170, 176,
194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, арбитражный суд
решил:
признать Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам от 26.03.2003 N БГ-3-22/135 "О внесении изменений и
дополнений в приложение N 1 "Книга учета доходов и расходов
организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих
упрощенную систему налогообложения" и в приложение N 2 "Порядок
отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов
организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих
упрощенную систему налогообложения" к Приказу Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам от 28.10.2002 N БГ-3-
22/606" в части, касающейся индивидуальных предпринимателей, не
соответствующим статьям 346.14, 346.15, 346.16, 346.24 Налогового
кодекса Российской Федерации и не действующим в указанной части.
Возвратить заявителю госпошлину в сумме 1000 рублей, уплаченную по
квитанции от 18.11.2003.
Председательствующий
судья
М.Г.ЗОРИНА
Судья
Т.В.БИЗЯЕВА
Судья
А.Г.ПЕРШУТОВ
|