Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА РФ ОТ 14.01.2004 N 2 ОБ АКТИВИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


           МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                                   
                           14 января 2004 г.
                                   
                                  N 2
                                   
               ОБ АКТИВИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ
            НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ
                        В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации
   Онищенко   Г.Г.,   проанализировав  эффективность  мероприятий   по
   профилактике  ВИЧ-инфекции, установил, что в результате  проводимой
   федеральными     органами    исполнительной    власти,     органами
   исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации  и  местного
   самоуправления,   учреждениями   здравоохранения    и    санитарно-
   эпидемиологической  службы работы по выполнению законодательства  в
   области   борьбы   с   ВИЧ-инфекцией,  реализации   федеральной   и
   региональных программ "Анти-ВИЧ/СПИД" в последние два года  удалось
   сдержать  наиболее  неблагоприятные тенденции развития  эпидемии  и
   обеспечить  снижение  темпов роста заболеваемости  ВИЧ-инфекцией  в
   стране.
       В   соответствии   с  Федеральным  Законом  "О   предупреждении
   распространения  в  Российской Федерации  заболевания,  вызываемого
   вирусом   иммунодефицита  человека  (ВИЧ-инфекции)"  и  Федеральным
   Законом  "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"  в
   стране   осуществлялось   бесплатное  предоставление   всех   видов
   квалифицированной     медицинской    помощи     ВИЧ-инфицированным,
   обеспечивалась   их   социальная  защита,  выполнялись   санитарно-
   противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
       Проводились   организационные   и   практические   мероприятия,
   предусмотренные  "Программой неотложных  мер  государств-участников
   Содружества  Независимых  Государств  по  противодействию  эпидемии
   ВИЧ/СПИД", утвержденной решением Совета глав правительств СНГ.
       В  рамках  реализации подпрограммы "Анти-ВИЧ/СПИД", федеральной
   целевой   программы  "Предупреждение  и  борьба   с   заболеваниями
   социального   характера   (2002-2006   гг.)"   создана    постоянно
   действующая      информационно-образовательная      система      по
   распространению  среди  населения и, в  первую  очередь,  молодежи,
   знаний  о  мерах личной и общественной профилактики ВИЧ-инфекции  и
   наркомании,  решаются  вопросы обеспечения лечебно-профилактических
   учреждений  препаратами для антиретровирусной терапии, безопасности
   донорской   крови.  В  ходе  осуществления  подпрограммы  проведено
   переоснащение  центров  по профилактике и борьбе  со  СПИДом  новым
   оборудованием  для  ПЦР-диагностики  и  иммуноферментного  анализа,
   выполнен  ряд  важных научно-исследовательских разработок.  В  2002
   году  на  эти цели было выделено 182 млн. руб., в 2003 г.  -  122,9
   млн. рублей.
       Органами  исполнительной власти субъектов Российской  Федерации
   стало  больше  уделяться  внимание проблеме  борьбы  с  ВИЧ/СПИД  и
   прежде  всего, реализации региональных и муниципальных  программ  в
   этой  области.  В 2003 г. в Республиках Татарстан,  Саха  (Якутия),
   Алтайском,  Приморском и Хабаровском краях, Вологодской,  Липецкой,
   Пензенской,  Томской областях из местных бюджетов было выделено  от
   10  до  40  млн.  рублей, а в г. Москве около  400  млн.  руб.  для
   закупки   диагностических  и  лечебных  препаратов,   осуществления
   широкого  спектра  информационных  и  образовательных  мероприятий,
   направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции.
       В  Новосибирской  области и Красноярском крае активно  работают
   специальные  медицинские  учреждения для оказания  консультативной,
   психологической  и лечебно-диагностической помощи молодым  людям  с
   подозрением  на  ВИЧ-инфекцию  и  инфекции,  передаваемые   половым
   путем.  В  Республике Бурятия и Алтайском крае  созданы  молодежные
   лагеря,  в  которых проходят подготовку добровольцы из общественных
   организаций  и  учебных заведений для работы по  профилактике  ВИЧ-
   инфекции и наркомании среди молодежи.
       В  Липецкой,  Брянской,  Челябинской, Псковской,  Нижегородской
   областях,  г.  Санкт-Петербурге  совместно  со  специалистами  ГУИН
   Минюста  России проводится большая работа по обучению  специалистов
   уголовно-исполнительной    системы    вопросам    профилактики    и
   диагностики  ВИЧ-инфекции. В центре по  профилактике  и  борьбе  со
   СПИД  Челябинской  области  создано социальное  бюро,  занимающееся
   вопросами  трудоустройства, медицинской и  социальной  реабилитации
   ВИЧ-инфицированных, вернувшихся после отбытия  наказания,  а  также
   образовательной работой в семьях ВИЧ-инфицированных.
       Минобразованием    России,   Минобороны   России    реализуются
   информационно-образовательные программы  по  профилактике  ВИЧ/СПИД
   среди  учащихся и военнослужащих. В 2003 г. более 600  педагогов  и
   психологов  из 63 субъектов Российской Федерации прошли  подготовку
   для  работы  по  внедрению программ формирования  здорового  образа
   жизни.
       В  мероприятиях по профилактике и борьбе со СПИД  в  Российской
   Федерации  принимают активное участие различные учреждения  системы
   ООН:   ЮНАЙДС,  ВОЗ,  ЮНИСЕФ,  ЮНФПА,  ПРООН,  Агентство   ООН   по
   наркотикам  и преступности, Агентство международного развития  США,
   Всемирный   банк,  международные  общественные  неправительственные
   фонды и организации.
       Наряду  с  этим,  эпидемическая  ситуация  по  ВИЧ-инфекции   в
   Российской  Федерации остается напряженной, в работе  по  борьбе  с
   этой  инфекцией все еще имеют место нерешенные вопросы и  серьезные
   недостатки.  По  состоянию на 01.01.2004 в стране  зарегистрировано
   более  262  тысяч случаев ВИЧ-инфекции. Наиболее высокие показатели
   зарегистрированы в Московской, Свердловской, Самарской,  Иркутской,
   Челябинской,  Оренбургской,  Тюменской  областях,  Ханты-Мансийском
   А.О., Республике Татарстан, гг. Москве и Санкт-Петербурге.
       По-прежнему  наибольшую опасность в плане распространения  ВИЧ-
   инфекции  представляют  лица, употребляющие наркотики  инъекционным
   путем,  на  долю  которых  приходится более  75%  вновь  выявляемых
   случаев   заражения.   В   последнее  время   растет   число   ВИЧ-
   инфицированных, заразившихся половым путем. В 2003 году  доля  этих
   лиц   составила  15%  от  общего  числа  заразившихся  ВИЧ,   а   в
   Калининградской, Калужской, Нижегородской, Сахалинской  областях  и
   Краснодарском крае она достигла 30%.
       В  общей  структуре ВИЧ-инфицированных доля женщин  фертильного
   возраста  возросла до 35%, от ВИЧ-инфицированных  матерей  родилось
   свыше 6300 детей, из них более 50% за последние два года. При  этом
   полномасштабная  медикаментозная  профилактика  передачи   ВИЧ   от
   матери   к  ребенку,  а  также  социальная  поддержка  семей,   где
   инфицированы   ВИЧ  мать  и  ребенок,  проводятся  в  недостаточном
   объеме.
       Медленно  решаются вопросы по организации содержания "отказных"
   детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями.
       Выделяемые   ассигнования  в  рамках   реализации   федеральной
   подпрограммы  "Анти-ВИЧ/СПИД", а также соответствующих региональных
   программ  не  позволяют  полностью решить  задачу  лечения  больных
   современными  антиретровирусными  препаратами.  В  настоящее  время
   антиретровирусную терапию получает около 1200 человек, в  то  время
   как  нуждаются  в ней около 3 тысяч человек, к 2005 году  их  число
   может возрасти до 50 тысяч.
       С  введением  в действие в 2003 году нового Бюджетного  кодекса
   прекращено обеспечение учреждений здравоохранения в регионах  тест-
   системами   для   диагностики   ВИЧ-инфекции   за   счет    средств
   федерального  бюджета, в связи с чем значительно сократилось  число
   обследований.   Выделяемые  на  эти  цели   из   местных   бюджетов
   ассигнования  недостаточны и не компенсируют  создавшийся  дефицит.
   Это  негативно сказывается на обеспечении диагностики и организации
   эпидемиологического  надзора  за ВИЧ-инфекцией.  Вместе  с  тем,  в
   отдельных  субъектах  Российской Федерации (Красноярский  край,  г.
   Москва,  Эвенкийский  автономный округ,  Московская,  Камчатская  и
   некоторые   другие   области)  продолжает  иметь   место   практика
   проведения необоснованных массовых обследований населения  на  ВИЧ-
   инфекцию, что приводит к нерациональному использованию средств.
       Наряду   с   этим  в  республиках  Башкортостан  и   Татарстан,
   Самарской,  Архангельской, Иркутской, Омской областях приняты  меры
   по  привлечению  финансовых  средств из  различных  источников  для
   проведения необходимого объема обследований.
       Недостаточно активно проводится работа по профилактике ВИЧ/СПИД
   среди  молодежи. Осуществляемые в этом направлении проекты зачастую
   не  скоординированы и разрознены, крайне редко проводится оценка их
   эффективности и анализ результатов.
       Все    это   требует   неотложных   дополнительных    мер    по
   противодействию эпидемии. Учитывая, что проблема ВИЧ/СПИД  является
   в  первую  очередь  социальной и решение ее  зависит  от  изменения
   поведения  людей,  такие  меры  могут  быть  успешными  только  при
   консолидации усилий государства и гражданского общества.
       В   целях   осуществления  эффективного  взаимодействия   между
   государственными,  общественными  и  международными  организациями,
   участвующими в борьбе с ВИЧ/СПИДом в Российской Федерации, а  также
   выполнения  положения "Декларации о приверженности  делу  борьбы  с
   ВИЧ/СПИДом",  принятой  Генеральной  Ассамблеей  ООН,  в  Минздраве
   России   создан   Консультативный  Совет  по  этой  проблеме,   при
   поддержке   программы   ПРООН  проведена   конференция   на   тему:
   "Взаимодействие  государственных и общественных  структур  в  целях
   повышения  роли  гражданского  общества  в  решении  проблем   ВИЧ-
   инфекции",  министерство  также приняло участие  в  работе  "Форума
   общественных  организаций, работающих в области проблем,  связанных
   с ВИЧ-инфекцией".
       В целях активизации и повышения эффективности мер, направленных
   на   противодействие  распространению  ВИЧ-инфекции  в   Российской
   Федерации,  руководствуясь  Федеральным Законом  "О  предупреждении
   распространения  в  Российской Федерации  заболевания,  вызываемого
   вирусом  иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" и  в  соответствии
   со  статьей  51 Федерального Закона "О санитарно-эпидемиологическом
   благополучии населения"
       ПОСТАНОВЛЯЮ:
       1.   Рекомендовать  органам  исполнительной  власти   субъектов
   Российской Федерации и местного самоуправления:
       1.1.  Рассмотреть  на заседаниях Санитарно-противоэпидемических
   комиссий  ход  реализации региональных программ  "Анти-ВИЧ/СПИД"  и
   внести   в   них   необходимые  коррективы  с   учетом   конкретной
   эпидемической обстановки.
       1.2.  В  соответствии с Федеральным Законом  "О  предупреждении
   распространения  в  Российской Федерации  заболевания,  вызываемого
   вирусом   иммунодефицита   человека  (ВИЧ-инфекции)   предусмотреть
   выделение  необходимых  ассигнований  на  закупку  тест-систем  для
   диагностики ВИЧ-инфекции.
       1.3.  Рассмотреть вопрос о выделение ассигнований на проведение
   антиретровирусной терапии всем нуждающимся в ней  больным  ВИЧ/СПИД
   из  региональных бюджетов, в дополнение к средствам, выделяемым  на
   эти  цели в рамках подпрограммы "АНТИ-ВИЧ/СПИД" Федеральной целевой
   программы  "Предупреждение  и  борьба с  заболеваниями  социального
   характера (2002-2006 гг.)".
       1.4. Принять меры по решению вопросов, связанных с организацией
   содержания    "отказных"   детей,   рожденных   ВИЧ-инфицированными
   матерями,  в  соответствии с требованиями  Федерального  Закона  "О
   предупреждении  распространения  заболевания,  вызываемого  вирусом
   иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) в Российской Федерации".
       1.5. Принять дополнительные меры по внедрению и использованию в
   работе программ по профилактике ВИЧ/СПИД среди наркопотребителей  и
   лиц,   оказывающих   сексуальные  услуги   за   плату   в   строгом
   соответствии  с  действующим законодательством под  руководством  и
   контролем  со  стороны заинтересованных государственных  органов  и
   учреждений.
       2.  Главным  государственным  санитарным  врачам  по  субъектам
   Российской  Федерации совместно с руководителями органов управления
   здравоохранением субъектов Российской Федерации:
       2.1.  Провести  анализ  хода реализации  региональных  программ
   "Анти-ВИЧ/СПИД",  внести  в  них  необходимые  коррективы,  обратив
   особое  внимание  на закупки в необходимых объемах тест-систем  для
   диагностики   ВИЧ  и  препаратов  для  антиретровирусной   терапии,
   развитие  сети  до тестового консультирования при  обследовании  на
   ВИЧ-инфекцию   с   привлечением  к  этой   работе   всех   лечебно-
   профилактических     учреждений.    Представить     соответствующие
   предложения   в   органы   исполнительной   власти    и    местного
   самоуправления.
       2.2.   Обеспечить   организацию   тесного   взаимодействия    с
   неправительственными   и  общественными   организациями   в   сфере
   профилактики ВИЧ/СПИД и, в первую очередь, при реализации  программ
   "снижения вреда", предусмотрев комплексный профилактический  подход
   и соблюдение требований законодательства.
       2.3.  Принять  неотложные  меры  по  организации  и  расширению
   работы,  направленной на проведение профилактических мероприятий  в
   наиболее  уязвимых  группах населения и, в  первую  очередь,  среди
   потребителей инъекционных наркотиков, лиц, оказывающих  сексуальные
   услуги за плату, и молодежи в целом.
       2.4.     Активизировать    проведение    просветительской     и
   информационной  работы в группах риска по пропаганде ответственного
   материнства,  обеспечив  привлечение к  ней  женских  консультаций,
   наркологических диспансеров и центров гигиенического образования  и
   воспитания населения.
       2.5.  Потребовать  от подведомственных учреждений  осуществлять
   обследования  на ВИЧ-инфекцию в строгом соответствии с  действующим
   законодательством  и  организационно-распорядительными  документами
   Минздрава России.
       3. Просить Госнаркоконтроль России и МВД России:
       3.1.   Рекомендовать  подведомственным  органам  и  учреждениям
   активизировать  работу  по борьбе с распространением  наркотиков  и
   профилактике наркомании.
       3.2.  Совместно с Программой ООН по контролю за  наркотиками  и
   преступностью,  Объединенной Программой ООН по ВИЧ/СПИД,  Всемирной
   Организацией  Здравоохранения и Минздравом России  проанализировать
   ход  выполнения  и эффективность программ по профилактике  ВИЧ/СПИД
   среди   потребителей   наркотиков,   а   также   соответствие    их
   действующему законодательству с учетом внесенных в него изменений.
       3.3.  Обязать  подведомственные  органы  и  учреждения  оказать
   помощь   и  поддержку  органам  и  учреждениям  здравоохранения   в
   обеспечении    внедрения    признанных    эффективными     программ
   профилактики  ВИЧ/СПИД  среди наиболее  уязвимых  групп,  в  первую
   очередь  среди  наркопотребителей и  лиц,  оказывающие  сексуальные
   услуги за плату.
       4. Рекомендовать Минобразования России совместно с управлениями
   образования  и  центрами госсанэпиднадзора в  субъектах  Российской
   Федерации   принять   неотложные  меры  по  внедрению   специальных
   образовательных программ по борьбе с распространением наркомании  и
   профилактике  ВИЧ-инфекции среди подростков и молодежи,  пропаганде
   здорового  образа  жизни,  обратив  особое  внимание  на   учащихся
   старших  классов  средних школ и учреждений начального  и  среднего
   профессионального образования.
       5.  Рекомендовать МПТР России совместно с Минздравом  России  и
   Минобразования   России   принять  меры   по   созданию   постоянно
   действующей  информационно-пропагандистской  системы,  направленной
   на  распространение среди населения знаний об опасности  наркомании
   и  ВИЧ-инфекции,  мерах  личной  и  общественной  их  профилактики,
   предусмотрев  привлечение дополнительных ресурсов для осуществления
   этой работы.
       6. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России:
       6.1.   Принять   действенные  меры  по  реализации   "Программы
   неотложных   мер   государств-участников  Содружества   Независимых
   Государств  по  противодействию  эпидемии  ВИЧ/СПИД",  утвержденной
   Решением  Совета  глав  правительств СНГ 30.05.2002  г.  и  решения
   Правительственной   комиссии   по  охране   здоровья   граждан   "О
   дополнительных  мерах  по  профилактике ВИЧ-инфекции  в  Российской
   Федерации от 18.09.2003 г."
       6.2.   Подготовить   обращение  к   представителям   Президента
   Российской    Федерации   в   федеральных   округах   о    создании
   межведомственных  консультативных советов по проблеме  ВИЧ/СПИДа  с
   целью   усиления   координации,   проводимых   организационных    и
   практических мероприятий, направленных на борьбу с этой инфекцией.
       6.3.  Рассмотреть  с  заинтересованными  федеральными  органами
   исполнительной  власти вопрос об организации контроля  за  частными
   организациями,  оказывающими  лечебно-диагностическую  помощь  ВИЧ-
   инфицированным.
       7.  Главным  государственным  санитарным  врачам  по  субъектам
   Российской Федерации:
       7.1.   Принять  до  1  марта  2004  г.  постановления   главных
   государственных  санитарных  врачей  об  активизации   мероприятий,
   направленных  на  противодействие  распространения  ВИЧ-инфекции  в
   соответствии  с  данным  постановлением  и  с  учетом  особенностей
   сложившейся на местах эпидемиологической ситуации.
       7.2.  Совместно  с центрами по профилактике и  борьбе  со  СПИД
   провести   анализ   целесообразности  и  эффективности   проводимых
   обследований   населения  на  ВИЧ-инфекцию,  запретить   проведение
   обследований,     осуществляемых    в    нарушении     действующего
   законодательства   и   организационно-распорядительных   документов
   Минздрава России.
       7.3.  Ужесточить  государственный  санитарно-эпидемиологический
   надзор  за  соблюдением  санитарно-противоэпидемического  режима  в
   родильных  домах и отделениях, детских стационарах, домах  ребенка,
   в которых находятся дети, рожденные ВИЧ-инфицированными матерями.
       7.4.  Довести текст настоящего Постановления до всех учреждений
   и организаций, осуществляющих работу по проблеме ВИЧ/СПИД.
       7.5.  Доложить  о  проведенной работе по реализации  настоящего
   Постановления к 01.06.2004 г.
       8. Контроль за выполнением настоящего Постановления оставляю за
   собой.
   
                                                    Первый заместитель
                                              Министра здравоохранения
                                                  Российской Федерации
                                                          Г.Г.ОНИЩЕНКО
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz