МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14 января 2004 г.
N 2
ОБ АКТИВИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ
НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации
Онищенко Г.Г., проанализировав эффективность мероприятий по
профилактике ВИЧ-инфекции, установил, что в результате проводимой
федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного
самоуправления, учреждениями здравоохранения и санитарно-
эпидемиологической службы работы по выполнению законодательства в
области борьбы с ВИЧ-инфекцией, реализации федеральной и
региональных программ "Анти-ВИЧ/СПИД" в последние два года удалось
сдержать наиболее неблагоприятные тенденции развития эпидемии и
обеспечить снижение темпов роста заболеваемости ВИЧ-инфекцией в
стране.
В соответствии с Федеральным Законом "О предупреждении
распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого
вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" и Федеральным
Законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в
стране осуществлялось бесплатное предоставление всех видов
квалифицированной медицинской помощи ВИЧ-инфицированным,
обеспечивалась их социальная защита, выполнялись санитарно-
противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Проводились организационные и практические мероприятия,
предусмотренные "Программой неотложных мер государств-участников
Содружества Независимых Государств по противодействию эпидемии
ВИЧ/СПИД", утвержденной решением Совета глав правительств СНГ.
В рамках реализации подпрограммы "Анти-ВИЧ/СПИД", федеральной
целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями
социального характера (2002-2006 гг.)" создана постоянно
действующая информационно-образовательная система по
распространению среди населения и, в первую очередь, молодежи,
знаний о мерах личной и общественной профилактики ВИЧ-инфекции и
наркомании, решаются вопросы обеспечения лечебно-профилактических
учреждений препаратами для антиретровирусной терапии, безопасности
донорской крови. В ходе осуществления подпрограммы проведено
переоснащение центров по профилактике и борьбе со СПИДом новым
оборудованием для ПЦР-диагностики и иммуноферментного анализа,
выполнен ряд важных научно-исследовательских разработок. В 2002
году на эти цели было выделено 182 млн. руб., в 2003 г. - 122,9
млн. рублей.
Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
стало больше уделяться внимание проблеме борьбы с ВИЧ/СПИД и
прежде всего, реализации региональных и муниципальных программ в
этой области. В 2003 г. в Республиках Татарстан, Саха (Якутия),
Алтайском, Приморском и Хабаровском краях, Вологодской, Липецкой,
Пензенской, Томской областях из местных бюджетов было выделено от
10 до 40 млн. рублей, а в г. Москве около 400 млн. руб. для
закупки диагностических и лечебных препаратов, осуществления
широкого спектра информационных и образовательных мероприятий,
направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции.
В Новосибирской области и Красноярском крае активно работают
специальные медицинские учреждения для оказания консультативной,
психологической и лечебно-диагностической помощи молодым людям с
подозрением на ВИЧ-инфекцию и инфекции, передаваемые половым
путем. В Республике Бурятия и Алтайском крае созданы молодежные
лагеря, в которых проходят подготовку добровольцы из общественных
организаций и учебных заведений для работы по профилактике ВИЧ-
инфекции и наркомании среди молодежи.
В Липецкой, Брянской, Челябинской, Псковской, Нижегородской
областях, г. Санкт-Петербурге совместно со специалистами ГУИН
Минюста России проводится большая работа по обучению специалистов
уголовно-исполнительной системы вопросам профилактики и
диагностики ВИЧ-инфекции. В центре по профилактике и борьбе со
СПИД Челябинской области создано социальное бюро, занимающееся
вопросами трудоустройства, медицинской и социальной реабилитации
ВИЧ-инфицированных, вернувшихся после отбытия наказания, а также
образовательной работой в семьях ВИЧ-инфицированных.
Минобразованием России, Минобороны России реализуются
информационно-образовательные программы по профилактике ВИЧ/СПИД
среди учащихся и военнослужащих. В 2003 г. более 600 педагогов и
психологов из 63 субъектов Российской Федерации прошли подготовку
для работы по внедрению программ формирования здорового образа
жизни.
В мероприятиях по профилактике и борьбе со СПИД в Российской
Федерации принимают активное участие различные учреждения системы
ООН: ЮНАЙДС, ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНФПА, ПРООН, Агентство ООН по
наркотикам и преступности, Агентство международного развития США,
Всемирный банк, международные общественные неправительственные
фонды и организации.
Наряду с этим, эпидемическая ситуация по ВИЧ-инфекции в
Российской Федерации остается напряженной, в работе по борьбе с
этой инфекцией все еще имеют место нерешенные вопросы и серьезные
недостатки. По состоянию на 01.01.2004 в стране зарегистрировано
более 262 тысяч случаев ВИЧ-инфекции. Наиболее высокие показатели
зарегистрированы в Московской, Свердловской, Самарской, Иркутской,
Челябинской, Оренбургской, Тюменской областях, Ханты-Мансийском
А.О., Республике Татарстан, гг. Москве и Санкт-Петербурге.
По-прежнему наибольшую опасность в плане распространения ВИЧ-
инфекции представляют лица, употребляющие наркотики инъекционным
путем, на долю которых приходится более 75% вновь выявляемых
случаев заражения. В последнее время растет число ВИЧ-
инфицированных, заразившихся половым путем. В 2003 году доля этих
лиц составила 15% от общего числа заразившихся ВИЧ, а в
Калининградской, Калужской, Нижегородской, Сахалинской областях и
Краснодарском крае она достигла 30%.
В общей структуре ВИЧ-инфицированных доля женщин фертильного
возраста возросла до 35%, от ВИЧ-инфицированных матерей родилось
свыше 6300 детей, из них более 50% за последние два года. При этом
полномасштабная медикаментозная профилактика передачи ВИЧ от
матери к ребенку, а также социальная поддержка семей, где
инфицированы ВИЧ мать и ребенок, проводятся в недостаточном
объеме.
Медленно решаются вопросы по организации содержания "отказных"
детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями.
Выделяемые ассигнования в рамках реализации федеральной
подпрограммы "Анти-ВИЧ/СПИД", а также соответствующих региональных
программ не позволяют полностью решить задачу лечения больных
современными антиретровирусными препаратами. В настоящее время
антиретровирусную терапию получает около 1200 человек, в то время
как нуждаются в ней около 3 тысяч человек, к 2005 году их число
может возрасти до 50 тысяч.
С введением в действие в 2003 году нового Бюджетного кодекса
прекращено обеспечение учреждений здравоохранения в регионах тест-
системами для диагностики ВИЧ-инфекции за счет средств
федерального бюджета, в связи с чем значительно сократилось число
обследований. Выделяемые на эти цели из местных бюджетов
ассигнования недостаточны и не компенсируют создавшийся дефицит.
Это негативно сказывается на обеспечении диагностики и организации
эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией. Вместе с тем, в
отдельных субъектах Российской Федерации (Красноярский край, г.
Москва, Эвенкийский автономный округ, Московская, Камчатская и
некоторые другие области) продолжает иметь место практика
проведения необоснованных массовых обследований населения на ВИЧ-
инфекцию, что приводит к нерациональному использованию средств.
Наряду с этим в республиках Башкортостан и Татарстан,
Самарской, Архангельской, Иркутской, Омской областях приняты меры
по привлечению финансовых средств из различных источников для
проведения необходимого объема обследований.
Недостаточно активно проводится работа по профилактике ВИЧ/СПИД
среди молодежи. Осуществляемые в этом направлении проекты зачастую
не скоординированы и разрознены, крайне редко проводится оценка их
эффективности и анализ результатов.
Все это требует неотложных дополнительных мер по
противодействию эпидемии. Учитывая, что проблема ВИЧ/СПИД является
в первую очередь социальной и решение ее зависит от изменения
поведения людей, такие меры могут быть успешными только при
консолидации усилий государства и гражданского общества.
В целях осуществления эффективного взаимодействия между
государственными, общественными и международными организациями,
участвующими в борьбе с ВИЧ/СПИДом в Российской Федерации, а также
выполнения положения "Декларации о приверженности делу борьбы с
ВИЧ/СПИДом", принятой Генеральной Ассамблеей ООН, в Минздраве
России создан Консультативный Совет по этой проблеме, при
поддержке программы ПРООН проведена конференция на тему:
"Взаимодействие государственных и общественных структур в целях
повышения роли гражданского общества в решении проблем ВИЧ-
инфекции", министерство также приняло участие в работе "Форума
общественных организаций, работающих в области проблем, связанных
с ВИЧ-инфекцией".
В целях активизации и повышения эффективности мер, направленных
на противодействие распространению ВИЧ-инфекции в Российской
Федерации, руководствуясь Федеральным Законом "О предупреждении
распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого
вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" и в соответствии
со статьей 51 Федерального Закона "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения"
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и местного самоуправления:
1.1. Рассмотреть на заседаниях Санитарно-противоэпидемических
комиссий ход реализации региональных программ "Анти-ВИЧ/СПИД" и
внести в них необходимые коррективы с учетом конкретной
эпидемической обстановки.
1.2. В соответствии с Федеральным Законом "О предупреждении
распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого
вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) предусмотреть
выделение необходимых ассигнований на закупку тест-систем для
диагностики ВИЧ-инфекции.
1.3. Рассмотреть вопрос о выделение ассигнований на проведение
антиретровирусной терапии всем нуждающимся в ней больным ВИЧ/СПИД
из региональных бюджетов, в дополнение к средствам, выделяемым на
эти цели в рамках подпрограммы "АНТИ-ВИЧ/СПИД" Федеральной целевой
программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального
характера (2002-2006 гг.)".
1.4. Принять меры по решению вопросов, связанных с организацией
содержания "отказных" детей, рожденных ВИЧ-инфицированными
матерями, в соответствии с требованиями Федерального Закона "О
предупреждении распространения заболевания, вызываемого вирусом
иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) в Российской Федерации".
1.5. Принять дополнительные меры по внедрению и использованию в
работе программ по профилактике ВИЧ/СПИД среди наркопотребителей и
лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату в строгом
соответствии с действующим законодательством под руководством и
контролем со стороны заинтересованных государственных органов и
учреждений.
2. Главным государственным санитарным врачам по субъектам
Российской Федерации совместно с руководителями органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации:
2.1. Провести анализ хода реализации региональных программ
"Анти-ВИЧ/СПИД", внести в них необходимые коррективы, обратив
особое внимание на закупки в необходимых объемах тест-систем для
диагностики ВИЧ и препаратов для антиретровирусной терапии,
развитие сети до тестового консультирования при обследовании на
ВИЧ-инфекцию с привлечением к этой работе всех лечебно-
профилактических учреждений. Представить соответствующие
предложения в органы исполнительной власти и местного
самоуправления.
2.2. Обеспечить организацию тесного взаимодействия с
неправительственными и общественными организациями в сфере
профилактики ВИЧ/СПИД и, в первую очередь, при реализации программ
"снижения вреда", предусмотрев комплексный профилактический подход
и соблюдение требований законодательства.
2.3. Принять неотложные меры по организации и расширению
работы, направленной на проведение профилактических мероприятий в
наиболее уязвимых группах населения и, в первую очередь, среди
потребителей инъекционных наркотиков, лиц, оказывающих сексуальные
услуги за плату, и молодежи в целом.
2.4. Активизировать проведение просветительской и
информационной работы в группах риска по пропаганде ответственного
материнства, обеспечив привлечение к ней женских консультаций,
наркологических диспансеров и центров гигиенического образования и
воспитания населения.
2.5. Потребовать от подведомственных учреждений осуществлять
обследования на ВИЧ-инфекцию в строгом соответствии с действующим
законодательством и организационно-распорядительными документами
Минздрава России.
3. Просить Госнаркоконтроль России и МВД России:
3.1. Рекомендовать подведомственным органам и учреждениям
активизировать работу по борьбе с распространением наркотиков и
профилактике наркомании.
3.2. Совместно с Программой ООН по контролю за наркотиками и
преступностью, Объединенной Программой ООН по ВИЧ/СПИД, Всемирной
Организацией Здравоохранения и Минздравом России проанализировать
ход выполнения и эффективность программ по профилактике ВИЧ/СПИД
среди потребителей наркотиков, а также соответствие их
действующему законодательству с учетом внесенных в него изменений.
3.3. Обязать подведомственные органы и учреждения оказать
помощь и поддержку органам и учреждениям здравоохранения в
обеспечении внедрения признанных эффективными программ
профилактики ВИЧ/СПИД среди наиболее уязвимых групп, в первую
очередь среди наркопотребителей и лиц, оказывающие сексуальные
услуги за плату.
4. Рекомендовать Минобразования России совместно с управлениями
образования и центрами госсанэпиднадзора в субъектах Российской
Федерации принять неотложные меры по внедрению специальных
образовательных программ по борьбе с распространением наркомании и
профилактике ВИЧ-инфекции среди подростков и молодежи, пропаганде
здорового образа жизни, обратив особое внимание на учащихся
старших классов средних школ и учреждений начального и среднего
профессионального образования.
5. Рекомендовать МПТР России совместно с Минздравом России и
Минобразования России принять меры по созданию постоянно
действующей информационно-пропагандистской системы, направленной
на распространение среди населения знаний об опасности наркомании
и ВИЧ-инфекции, мерах личной и общественной их профилактики,
предусмотрев привлечение дополнительных ресурсов для осуществления
этой работы.
6. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России:
6.1. Принять действенные меры по реализации "Программы
неотложных мер государств-участников Содружества Независимых
Государств по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИД", утвержденной
Решением Совета глав правительств СНГ 30.05.2002 г. и решения
Правительственной комиссии по охране здоровья граждан "О
дополнительных мерах по профилактике ВИЧ-инфекции в Российской
Федерации от 18.09.2003 г."
6.2. Подготовить обращение к представителям Президента
Российской Федерации в федеральных округах о создании
межведомственных консультативных советов по проблеме ВИЧ/СПИДа с
целью усиления координации, проводимых организационных и
практических мероприятий, направленных на борьбу с этой инфекцией.
6.3. Рассмотреть с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти вопрос об организации контроля за частными
организациями, оказывающими лечебно-диагностическую помощь ВИЧ-
инфицированным.
7. Главным государственным санитарным врачам по субъектам
Российской Федерации:
7.1. Принять до 1 марта 2004 г. постановления главных
государственных санитарных врачей об активизации мероприятий,
направленных на противодействие распространения ВИЧ-инфекции в
соответствии с данным постановлением и с учетом особенностей
сложившейся на местах эпидемиологической ситуации.
7.2. Совместно с центрами по профилактике и борьбе со СПИД
провести анализ целесообразности и эффективности проводимых
обследований населения на ВИЧ-инфекцию, запретить проведение
обследований, осуществляемых в нарушении действующего
законодательства и организационно-распорядительных документов
Минздрава России.
7.3. Ужесточить государственный санитарно-эпидемиологический
надзор за соблюдением санитарно-противоэпидемического режима в
родильных домах и отделениях, детских стационарах, домах ребенка,
в которых находятся дети, рожденные ВИЧ-инфицированными матерями.
7.4. Довести текст настоящего Постановления до всех учреждений
и организаций, осуществляющих работу по проблеме ВИЧ/СПИД.
7.5. Доложить о проведенной работе по реализации настоящего
Постановления к 01.06.2004 г.
8. Контроль за выполнением настоящего Постановления оставляю за
собой.
Первый заместитель
Министра здравоохранения
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
|