МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 января 2004 г. N 16-00-14/7
Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности по
вопросу применения негосударственными пенсионными фондами
Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на
прибыль" ПБУ 18/02 сообщается следующее.
Действие ПБУ 18/02 распространяется на организации (как
коммерческие, так и некоммерческие), признаваемые в установленном
законодательством Российской Федерации порядке налогоплательщиками
налога на прибыль (исключения перечислены в тексте Положения).
В бухгалтерском учете финансовый результат, полученный от
размещения пенсионных резервов, формируется на счете по учету
прочих доходов и расходов с последующим отнесением на счет
прибылей и убытков и дальнейшим распределением в соответствии с
Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах" от
07.05.98 N 75-ФЗ.
Таким образом, доходы и расходы от размещения пенсионных
резервов, аналогично доходам и расходам от использования
имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности,
формирует финансовый результат деятельности НПФ в целом.
В соответствии с Главой 25 НК РФ организация обязана исчислять
текущий налог на прибыль (текущий налоговый убыток) в том числе
исходя из доходов (расходов), связанных с размещением пенсионных
резервов. То, что НПФ, как и другие некоммерческие организации, не
имеет права на свободное использование полученной прибыли, а
распределяет полученные доходы (финансовый результат) в
соответствии с федеральным законом, не освобождает его от
необходимости начисления и отражения в бухгалтерском учете налога
на прибыль на разницу между доходами и расходами, в том числе
полученными в результате размещения пенсионных резервов. Это не
противоречит Федеральному закону "О негосударственных пенсионных
фондах" от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ (ст. 27).
Разница между доходами от размещения пенсионных резервов,
признаваемыми в бухгалтерском учете, и величиной дохода,
исчисляемой для целей налогообложения (в сумме дохода,
рассчитанного исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ и суммы
размещенного резерва, с учетом времени фактического размещения при
условии размещения указанных средств по пенсионным счетам), в
соответствии с ПБУ 18/02 рассматривается как постоянная разница
между налогооблагаемой и бухгалтерской прибылью. На основании
указанной разницы организация должна признать в бухгалтерском
учете и раскрыть в бухгалтерской отчетности постоянный налоговый
актив.
Нормативными документами по бухгалтерскому учету не
предусмотрено обязательного отражения и расчета временных и
постоянных разниц по каждой ценной бумаге.
Большая трудоемкость при реализации ПБУ 18/02, по нашему
мнению, вызвана несовершенством исчисления налоговой базы по
налогу на прибыль, полученную при использовании имущества, в
которое размещены пенсионные резервы.
Принимая во внимание вышеизложенное, не видим основания для
неприменения негосударственными пенсионными фондами ПБУ 18/02 в
части деятельности по размещению средств пенсионных резервов.
Обращаем внимание на то, что ссылка на письмо Минфина России от
14 июля 2003 г. N 16-00-14/220 не является аргументом для
обоснования отказа от применения норм ПБУ 18/02. Письма
Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности за N 16-
00-Х относятся к переписке с организациями по различным вопросам
бухгалтерского учета и не являются нормативными документами,
регулирующими бухгалтерский учет (разъяснения по этому вопросу
помещены в Финансовой газете N 40 за октябрь 2003 г.).
Руководитель Департамента
А.С.БАКАЕВ
|