ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2005 г. N 21
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ РУКОВОДСТВА
ПО БЕЗОПАСНОСТИ "РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ, ПОДГОТОВКЕ,
ПОДДЕРЖАНИЮ И ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ОПЕРАТИВНОГО
ПЕРСОНАЛА ОБЪЕКТОВ ЯДЕРНОГО ТОПЛИВНОГО ЦИКЛА"
Федеральная служба по экологическому, технологическому и
атомному надзору постановляет:
Утвердить и ввести в действие с 1 февраля 2006 г. прилагаемое
Руководство по безопасности "Рекомендации по подбору, подготовке,
поддержанию и повышению квалификации оперативного персонала
объектов ядерного топливного цикла" (РБ-034-05).
Руководитель
К.Б.ПУЛИКОВСКИЙ
Утверждены
Постановлением
Федеральной службы
по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 29 декабря 2005 г. N 21
Введены в действие
с 1 февраля 2006 года
РУКОВОДСТВА ПО БЕЗОПАСНОСТИ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДБОРУ, ПОДГОТОВКЕ, ПОДДЕРЖАНИЮ И ПОВЫШЕНИЮ
КВАЛИФИКАЦИИ ОПЕРАТИВНОГО ПЕРСОНАЛА ОБЪЕКТОВ ЯДЕРНОГО
ТОПЛИВНОГО ЦИКЛА
РБ-034-05
Руководство по безопасности содержит рекомендации по подбору,
подготовке, поддержанию и повышению квалификации оперативного
персонала объектов ядерного топливного цикла, формированию и
поддержанию у него культуры безопасности, а также к
производственно-административным формам работы с оперативным
персоналом, направленные на обеспечение безопасности объектов
ядерного топливного цикла.
Выпускается впервые <*>.
--------------------------------
<*> Настоящий документ разработан в Научно-техническом центре
по ядерной и радиационной безопасности Калибердой И.В., Плехановым
В.Ш., Кулешовой Е.В.
При разработке документа рассмотрены и учтены замечания и
предложения специалистов Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору, ОАО "ТВЭЛ", ОАО
"Машиностроительный завод", ФГУП "ПО "Маяк", ФГУП "ГХК", ФГУП
"СХК".
Разработано на основании федеральных норм и правил в области
использования атомной энергии с учетом рекомендаций МАГАТЭ и
положений международных стандартов ИСО.
1. Общие положения <*>
--------------------------------
<*> В Руководстве используются термины, принятые в федеральных
нормах и правилах в области использования атомной энергии.
1.1. Настоящее Руководство по безопасности "Рекомендации по
подбору, подготовке, поддержанию и повышению квалификации
оперативного персонала объектов ядерного топливного цикла" (далее
- Руководство) развивает требования Общих положений обеспечения
безопасности объектов ядерного топливного цикла (ОПБ ОЯТЦ) и
содержит рекомендации по подбору, подготовке, поддержанию и
повышению квалификации оперативного персонала, формированию и
поддержанию у него культуры безопасности, а также к
производственно-административным формам работы с оперативным
персоналом, направленные на обеспечение безопасности ОЯТЦ.
1.2. Руководство определяет приемлемый для федерального органа
исполнительной власти, осуществляющего государственное
регулирование безопасности при использовании атомной энергии,
подход эксплуатирующей организации к реализации требований ОПБ
ОЯТЦ по подбору и подготовке персонала ОЯТЦ, осуществляющего
управление технологическим процессом, обращением с ядерными
материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами,
а также оперативное обслуживание систем, важных для безопасности
ОЯТЦ (оперативный персонал), в целях предотвращения ошибочных
действий персонала и принятия им ошибочных решений.
1.3. В случае, если применяются другие подходы, чем те, которые
определены в Руководстве, то эксплуатирующая организация должна
обосновать правильность сделанного выбора.
2. Подбор оперативного персонала
2.1. На ОЯТЦ следует разработать и утвердить список профессий и
должностей оперативного персонала. Подбор оперативного персонала
следует проводить на основании этого списка и анализа:
1) проекта ОЯТЦ;
2) технологий, применяемых на ОЯТЦ, планируемых изменений в
технологических процессах и оборудовании;
3) объемов выполняемых и планируемых к выполнению работ;
4) фактической и необходимой численности оперативного персонала
и его квалификации;
5) должностных инструкций оперативного персонала;
6) результатов оценки квалификации имеющегося оперативного
персонала;
7) квалификационных испытаний, результатов аттестации
оперативного персонала.
2.2. Подбор оперативного персонала следует осуществлять из
числа лиц, удовлетворяющих квалификационным требованиям,
характеристикам, установленным для данной должности, не имеющих
медицинских и психофизиологических противопоказаний для работы.
3. Подготовка, поддержание и повышение квалификации
оперативного персонала
3.1. Подготовку оперативного персонала следует проводить в
объеме квалификационных требований по конкретным должностям и
профессиям по отобранным для обучения темам, включающим, в том
числе, изучение принципов культуры безопасности, ознакомление с
распорядительными документами по вопросам аварийности,
травматизма, нарушения требований правил охраны труда, а также
проведение противоаварийных, противопожарных тренировок и
тренировок по действиям в чрезвычайных ситуациях.
Для каждого вновь принимаемого на работу или готовящегося на
новую должность работника следует назначать лицо, ответственное за
его подготовку.
3.2. Поддержание и повышение квалификации оперативного
персонала следует проводить с установленной периодичностью с целью
обновления теоретических знаний, поддержания практических навыков
работы и изучения изменений, внесенных в нормативные,
регламентирующие, другие технические документы, а также в
обслуживаемые системы и оборудование.
Квалификацию оперативного персонала следует поддерживать и
повышать с учетом требований к знаниям, навыкам и умениям,
определяемых должностной инструкцией работника и характером
выполняемой им работы в ходе:
1) технической учебы по месту основной деятельности;
2) обучения, в том числе с отрывом от производства, в учебных
центрах, на курсах, в процессе стажировки;
3) проведения противоаварийных тренировок с целью проверки
способности и приобретения навыков быстро и правильно
ориентироваться при ликвидации аварийных ситуаций;
4) регулярного ознакомления с технической литературой.
3.3. При подготовке, поддержании и повышении квалификации
работников из числа оперативного персонала следует
предусматривать:
1) вводный инструктаж (при приеме на работу);
2) первичный инструктаж на рабочем месте (при необходимости);
3) повторный, внеплановый, целевой инструктажи (при
необходимости);
4) разработку, согласование и утверждение индивидуальной
программы подготовки;
5) теоретическую подготовку;
6) практическую подготовку с использованием технических средств
обучения (при необходимости);
7) проверку знаний;
8) стажировку на рабочем месте (при необходимости);
9) дублирование на рабочем месте (при необходимости);
10) допуск к самостоятельной работе;
11) получение разрешений федерального органа исполнительной
власти, осуществляющего государственное регулирование безопасности
при использовании атомной энергии (при необходимости).
3.4. Инструктажи следует проводить с целью доведения до
оперативного персонала основных требований безопасного ведения
работ, эксплуатации оборудования, соблюдения правил охраны труда,
ядерной, радиационной, промышленной и пожарной безопасности.
3.4.1. Вводный инструктаж следует проводить с разъяснением
основных видов опасности на производстве, правил поведения на
территории предприятия, в производственных и бытовых помещениях,
значений предупредительных надписей и плакатов.
3.4.2. Первичный инструктаж на рабочем месте следует проводить
до начала производственной деятельности, при переводе работника из
одного подразделения в другое, с работниками, выполняющими новую
для них работу, с разъяснением:
а) принципов культуры безопасности;
б) правил, норм, стандартов и инструкций по охране труда,
ядерной, радиационной, промышленной и пожарной безопасности;
в) производственных инструкций и другой технической
документации по действиям оперативного персонала в условиях
аварийных ситуаций, включая оказание первой медицинской само- и
взаимопомощи;
г) условий труда и производственной обстановки на объекте, в
цехе и на рабочем месте;
д) состояния средств защиты от воздействия опасных и вредных
производственных факторов;
е) состояния производственного травматизма и профессиональной
заболеваемости.
3.4.3. Повторный инструктаж следует проводить с установленной
периодичностью в соответствии с объемом знаний, определяемым
должностной инструкцией работника и характером выполняемой им
работы.
3.4.4. Внеплановый инструктаж следует проводить:
а) при введении в действие новых или переработанных правил,
норм, инструкций, а также изменений к ним;
б) при изменении технологического процесса, замене или
модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного
сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность;
в) при нарушении работником требований правил, норм и
инструкций по безопасности, которые могут привести или привели к
нарушению в работе ОЯТЦ и его систем и оборудования, травме,
переоблучению, взрыву, пожару или отравлению;
г) при перерывах в работе, превышающих установленный на ОЯТЦ
срок для данных должностей или видов работ.
3.4.5. Целевой инструктаж следует проводить перед выполнением:
а) радиационно-опасных, ядерно- и пожароопасных работ;
б) разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по
специальности;
в) работ по ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и
катастроф;
г) работ, на которые оформляется наряд-допуск или письменное
распоряжение;
д) работ, в программах выполнения которых указана необходимость
проведения инструктажа оперативного персонала.
3.4.6. Объем и содержание внепланового и целевого инструктажей
следует определять в каждом конкретном случае в зависимости от
причин и обстоятельств, вызвавших необходимость их проведения.
Вводный инструктаж следует проводить со всеми лицами, вновь
принимаемыми на работу, а первичный, повторный, внеплановый и
целевой инструктажи - с работниками из числа оперативного
персонала в соответствии с перечнем должностей или видов
выполняемых работ на ОЯТЦ.
3.5. Подготовку, поддержание и повышение квалификации
оперативного персонала следует проводить по учебным программам,
обеспечивающим получение работниками теоретических знаний и
практических навыков для выполнения ими профессиональных
обязанностей. При разработке учебных программ следует учитывать:
1) требования к квалификации, объемам знаний и навыков
работников из числа оперативного персонала, их обязанностям и
ответственности, включенным в должностные инструкции, с учетом
выполняемых ими функций и работ, влияющих на безопасность ОЯТЦ;
2) необходимость дифференцированного подхода к проведению
профессионального обучения оперативного персонала в
специализированных группах с учетом образования, квалификации и
опыта каждого работника из числа оперативного персонала;
3) требования нормативных документов по обеспечению
безопасности ОЯТЦ;
4) необходимость воспитания у работников из числа оперативного
персонала культуры безопасности, направленной на понимание каждым
его личной причастности к безопасности ОЯТЦ;
5) необходимость обучения по вопросам качества выполнения и
контроля выполнения работ для обеспечения безопасности ОЯТЦ;
6) необходимость использования технических средств обучения для
отработки практических навыков выполнения и контроля выполнения
работ на ОЯТЦ;
7) выводы по анализу прежних ошибок и аварий по причинам,
связанным с оперативным персоналом, типовых нарушений требований
нормативных документов, технологических регламентов, а также опыт
прогнозирования и предупреждения причин нарушений;
8) опыт реагирования оперативного персонала при нарушениях
нормальной эксплуатации, включая аварии.
3.6. Проверку знаний правил, норм, технологических регламентов,
инструкций, других документов у оперативного персонала следует
проводить с учетом их должностных инструкций (включая должностные
инструкции на замещаемые должности), квалификационных
характеристик и обязанностей. Для целей проверки знаний следует
создавать на ОЯТЦ постоянно действующие экзаменационные комиссии.
3.7. Проверку знаний у оперативного персонала следует
проводить:
1) первичную - перед допуском к самостоятельной работе, при
назначении на должность или при возложении на работника новых
обязанностей;
2) очередную - в процессе работы, в установленные сроки;
3) внеочередную - при вводе в действие новых или переработанных
правил, норм, технологических регламентов и инструкций по
безопасности; при нарушении работником правил, норм,
технологических регламентов и инструкций по безопасности с учетом
результатов работы комиссий, расследовавших нарушение в работе
ОЯТЦ, при несчастных случаях на производстве; перед допуском к
работе ранее освобожденного от должности или отстраненного от
технического руководства работника; при значительном перерыве в
работе в должности (по профессии).
3.8. Стажировку оперативного персонала следует проводить на
рабочем месте с целью формирования и закрепления на практике
полученных им в результате теоретической подготовки
профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для
выполнения должностных обязанностей, изучения опыта выполнения
работ в рамках установленных должностных обязанностей.
Допуск к стажировке работника из числа оперативного персонала
следует оформлять распорядительным документом, устанавливающим
сроки стажировки и ответственных за ее проведение.
3.9. Работникам из числа оперативного персонала после первичной
проверки знаний, стажировки или значительного перерыва в работе
следует проходить дублирование на рабочем месте (дублирование) с
целью формирования (поддержания) навыков выполнения должностных
обязанностей, включая управление оборудованием и системами под
наблюдением и с разрешения ответственного за дублирование.
Допуск к дублированию следует оформлять распорядительным
документом, устанавливающим сроки дублирования (в зависимости от
должности, на которую готовится работник, уровня его знаний, стажа
и опыта работы), ответственного за дублирование (из числа опытных
работников ОЯТЦ), необходимость, количество и тематику
противоаварийных тренировок.
3.10. Действие допуска к самостоятельной работе работников из
числа оперативного персонала следует:
1) сохранять до срока очередной проверки знаний;
2) прерывать решением руководителя, допустившего работника к
самостоятельной работе, при нарушении им правил, норм,
технологических регламентов и инструкций.
3.11. Работник из числа оперативного персонала, обязанный
получать разрешение федерального органа государственного
регулирования безопасности при использовании атомной энергии на
право ведения работ в области использования атомной энергии
работниками объектов ядерного топливного цикла (на основании
перечня должностей работников ОЯТЦ, разработанного и утвержденного
федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого
находится ОЯТЦ), допускается к самостоятельной работе при условии
получения им соответствующего разрешения.
4. Культура безопасности
Для воспитания и поддержания культуры безопасности у работников
из числа оперативного персонала ОЯТЦ следует обеспечивать:
1) определение и оформление полномочий и ответственности
работников;
2) необходимую компетентность и подготовленность специалистов,
выполняющих работы, влияющие на безопасность;
3) формирование рабочей обстановки и условий для осуществления
оперативным персоналом деятельности, связанной с обеспечением
безопасности;
4) наличие необходимых ресурсов для реализации мероприятий по
обеспечению безопасности;
5) организацию систематической проверки и контроля работы
оперативного персонала, в том числе за соблюдением требований к
порядку выполнения работ;
6) создание и применение системы поощрений за внедрение методов
и проведение мероприятий, направленных на обеспечение
безопасности, и системы санкций за нарушения безопасности;
7) учет уроков из допущенных ошибок и ошибочных решений
персонала.
5. Производственно-административные формы работы
с оперативным персоналом
Для обеспечения предотвращения ошибок и ошибочных решений
оперативного персонала ОЯТЦ при выполнении им своих функций
следует применять производственно-административные формы работы,
направленные:
1) на создание и поддержание условий труда, обеспечивающих
безопасное и удовлетворительное выполнение работ без излишней
физической и психологической нагрузки, в том числе путем удобного
расположения рабочих мест, компоновки оборудования, достаточности
освещения, обеспечения оперативного доступа к вспомогательным
средствам и инструментам, предотвращения загрязнения воздуха
помещений, в которых работает оперативный персонал, радиоактивными
веществами выше допустимого федеральными нормами и правилами
уровня, поддержания заданных климатических условий, организации
оптимального режима работы, предусматривающего ограничения
рабочего времени, достаточные перерывы для отдыха;
2) на организацию эффективно действующей системы
документирования порядка выполнения работ и контроля выполнения
работ;
3) на выполнение всех работ (в том числе погрузочно-
разгрузочных работ, работ, связанных с транспортированием,
хранением, упаковкой, консервацией, обслуживанием и использованием
по назначению оборудования, материалов и изделий) в соответствии с
требованиями, установленными в нормативной, конструкторской,
технологической, эксплуатационной и другой документации;
4) на проведение производственных совещаний в цехах, отделах,
сменах, на участках по рассмотрению итогов и задач
производственной деятельности, причин наиболее серьезных
происшествий, нарушений в работе, произошедших в результате ошибок
и неправильных решений оперативного персонала, мероприятий по
предписаниям и актам комиссионных проверок;
5) на анализ результативности и эффективности процесса подбора,
подготовки, поддержания и повышения квалификации оперативного
персонала;
6) на проведение руководителями ОЯТЦ и его структурных
подразделений периодических обходов и осмотров рабочих мест (в том
числе в ночное время) с целью проверки:
а) выполнения персоналом производственных и должностных
инструкций, поддержания установленного режима работы систем и
оборудования;
б) соблюдения персоналом порядка сдачи-приема смены, ведения
оперативной документации, поддержания производственной и трудовой
дисциплины;
в) своевременного выявления персоналом дефектов и неполадок в
работе систем и оборудования и принятия оперативных мер по их
устранению;
г) наличия и состояния нормативной документации в соответствии
с утвержденным перечнем;
д) применения установленной системы нарядов-допусков при
выполнении работ, влияющих на безопасность ОЯТЦ;
е) исправности и наличия на рабочих местах приспособлений и
средств по технике безопасности, радиационной и пожарной
безопасности;
ж) состояния гигиены труда на рабочих местах.
|