МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПИСЬМО
от 29 декабря 2005 г. N 01-514/07-01
О ХАРАКТЕРНЫХ НАРУШЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
ИНСПЕКЦИОННЫХ ПРОВЕРОК, ОБРАЩЕНИЯМ ГРАЖДАН В 2005 ГОДУ
Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в
2005 году были проведены инспекционные проверки деятельности
органов управления образованием ряда субъектов РФ по обеспечению
соблюдения законодательства Российской Федерации в области
образования.
В ходе инспекционных проверок изучались и анализировались
вопросы правового регулирования, результаты деятельности органов
управления образованием субъектов РФ, статистические данные о
развитии системы образования, локальные акты, регламентирующие
деятельность муниципальных органов управления образованием и
образовательных учреждений.
В ходе проверок были выявлены недостатки и нарушения в
деятельности органов управления образованием субъектов РФ,
муниципальных образований и образовательных учреждений.
В отдельных субъектах РФ:
- не внесены изменения в положения (уставы) муниципальных
органов управления образованием, уставы муниципальных
образовательных учреждений в соответствии с требованиями пункта 6
статьи 13 Закона РФ от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" в
редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
- не приняты нормативные правовые акты, определяющие порядок
утверждения уставов, а также создания, реорганизации и ликвидации
образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ и
органов местного самоуправления;
- несвоевременно возобновляются лицензии на право ведения
образовательной деятельности образовательными учреждениями;
- не заключены договоры о взаимоотношениях между учредителем и
образовательным учреждением в нарушение пункта 3 статьи 11 Закона
РФ "Об образовании";
- не приняты нормативные правовые акты, регламентирующие
вопросы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей;
- не в полном объеме выполняются нормы питания детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечения их
одеждой, обувью и мягким инвентарем;
- не приняты законы об оплате труда приемных родителей;
- ослаблен контроль органов управления образованием за ведением
документов строгой отчетности в подведомственных образовательных
учреждениях.
Продолжают поступать жалобы на необоснованное отчисление детей
из общеобразовательных учреждений до достижения ими 15 лет. В ряде
регионов складывается такое положение дел, при котором отчисление
детей находится под формальным контролем органов управления
образованием, при этом имеет место так называемый "скрытый отсев"
в отношении обучающихся, числящихся за общеобразовательным
учреждением, но длительное время не посещающих школу.
Анализ результатов инспекционных проверок, поступивших
обращений граждан, материалов, представленных Генеральной
прокуратурой Российской Федерации в Минобрнауки России, по-
прежнему свидетельствует о неблагополучном положении
несовершеннолетних в образовательных учреждениях, нарушении их
прав на получение соответствующего образования, об отсутствии в
образовательных учреждениях необходимых условий для физического,
психического и нравственного развития обучающихся и воспитанников.
Приведенные нарушения законодательства Российской Федерации и
иных нормативных правовых актов в части прав обучающихся не
являются исчерпывающими и во многом обусловлены:
- недостаточной правовой грамотностью руководителей
образовательных учреждений, педагогических работников;
- отсутствием должного контроля со стороны органов управления
образованием за соблюдением законодательства в области
образования, норм и правил организации образовательного процесса.
Обращаем внимание на правильность построения работы при
рассмотрении обращений граждан. В качестве главных аспектов
технологии такой работы необходимо отметить следующие:
- проведение проверки обоснованности поступившего обращения,
установление фактов нарушений;
- обеспечение контроля за проводимой деятельностью по
обеспечению устранения нарушений вплоть до полной их ликвидации не
только в отношении конкретного заявителя, но и в рамках
образовательного учреждения или региона в целом;
- выдача своевременных и компетентных ответов заявителям на
всех этапах рассмотрения обращений и устранения нарушений.
Рособрнадзор рассматривает результаты работы с обращениями
граждан как один из важнейших источников информации о состоянии
системы регионального образования.
На основании вышеизложенного Рособрнадзор предлагает.
1. Провести необходимую работу по принятию органами
государственной власти субъектов РФ, органами местного
самоуправления нормативных правовых актов в соответствии с
изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от
22.08.2004 N 122-ФЗ в Закон РФ "Об образовании" и Федеральный
закон от 21.12.96 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по
социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей".
2. Вести планомерную деятельность по обеспечению:
- своевременного внесения изменений и дополнений в уставы
образовательных учреждений в соответствии с требованиями статьи 13
Закона РФ "Об образовании";
- заключения договоров о взаимоотношениях между учредителем и
образовательным учреждением;
- трудоустройства и продолжения образования обучающихся,
отчисленных из образовательных учреждений, до получения ими
основного общего образования;
- устранения нарушений, связанных с несвоевременным
возобновлением лицензий на право ведения образовательной
деятельности.
3. При формировании бюджетов субъектов РФ в части расходов на
образование добиваться выделения финансовых средств на питание и
обеспечение одеждой, обувью и мягким инвентарем детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с
нормативами.
4. Обеспечить контроль за ведением документов строгой
отчетности в подведомственных образовательных учреждениях.
Рособрнадзор обращает внимание всех руководителей органов
управления образованием субъектов РФ и образовательных учреждений
на необходимость неукоснительного соблюдения законодательства
Российской Федерации об образовании как важнейшего условия
обеспечения качества образования и устранение перечисленных
нарушений в случае их выявления.
Руководитель
В.А.БОЛОТОВ
|