ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 декабря 2005 года
Дело N 56-Г05-15
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Еременко Т.И.,
Калининой Л.А.
рассмотрела в судебном заседании 28 декабря 2005 г. гражданское
дело по кассационной жалобе администрации Приморского края на
решение Приморского краевого суда от 26 сентября 2005 г., которым
удовлетворено заявление прокурора Приморского края о признании
недействующим пункта 3.1 Порядка и условий предоставления
бесплатного, а также на условиях полной или частичной оплаты
надомного, полустационарного и стационарного социального
обслуживания на территории Приморского края, утвержденного
постановлением губернатора Приморского края N 46-пг от 18 февраля
2005 г. (в редакции постановления губернатора Приморского края N
82-пг от 13 апреля 2005 г.).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В.
Манохиной, объяснения представителя администрации Приморского края
Н.Ф. Щедриной, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение
прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Е.Л.
Воскобойниковой, полагавшей решение суда оставить без изменения,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
установила:
прокурор Приморского края обратился в Приморский краевой суд с
заявлением о признании недействующим пункта 3.1 Порядка и условий
предоставления бесплатного, а также на условиях полной или
частичной оплаты надомного, полустационарного и стационарного
социального обслуживания на территории Приморского края,
утвержденного постановлением губернатора Приморского края N 46-пг
от 18 февраля 2005 г. (в редакции постановления губернатора
Приморского края N 82-пг от 13 апреля 2005 г.) в части
установления платы за стационарное обслуживание граждан пожилого
возраста и инвалидов государственными учреждениями социального
обслуживания в размере 75 процентов от дохода пенсионера или
инвалида, проживающего в стационарном учреждении.
В подтверждение заявления указал, что названный пункт Порядка
противоречит положениям Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа
2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской
Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных
актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" и "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации", поскольку при издании
органами государственной власти субъектов Российской Федерации
нормативных правовых актов должны быть соблюдены условия и
гарантии, ранее предоставлявшиеся соответствующей категории
граждан.
Судом вынесено вышеприведенное решение, об отмене которого
просит в кассационной жалобе администрация Приморского края.
Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы
кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.
Рассматривая данное дело, суд правильно определил
обстоятельства, имеющие значение, дал подробный анализ
законодательства, регулирующего поставленные в заявлении прокурора
вопросы, вынес законное и обоснованное решение.
Оспариваемым пунктом 3.1 Порядка и условий предоставления
бесплатного, а также на условиях полной или частичной оплаты
надомного, полустационарного и стационарного социального
обслуживания на территории Приморского края, утвержденного
постановлением губернатора Приморского края N 46-пг от 18 февраля
2005 г. (в редакции постановления губернатора Приморского края N
82-пг от 13 апреля 2005 г.), установлено, что стационарное
обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов
государственными стационарными учреждениями социального
обслуживания осуществляется за плату, которая вносится ежемесячно.
Размер платы за стационарное обслуживание составляет 75 процентов
от дохода пенсионера или инвалида, проживающего в стационарном
учреждении, и устанавливается на основании справок о размере
пенсии, выдаваемых органом, осуществляющим пенсионное обеспечение,
и других документов о доходах. Размер ежемесячной платы за
стационарное обслуживание определяется учреждением с учетом
утвержденных норм питания, нормативов обеспечения мягким
инвентарем, сложившегося в регионе уровня потребительских цен,
тарифов на оплату коммунальных услуг, и ежегодно пересматривается.
Статьей 24 Федерального закона "О социальном обслуживании
граждан пожилого возраста и инвалидов" предусмотрена возможность
установления органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации порядка предоставления гражданам стационарного
социального обслуживания на условиях его полной оплаты.
Однако такие условия не могут быть реализованы за счет снижения
уровня социальных гарантий лиц пожилого возраста и инвалидов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 153 Федерального закона от 22
августа 2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты
Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых
законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием
Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" при издании
органами государственной власти субъектов Российской Федерации и
органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего
Федерального закона нормативных правовых актов должны быть
соблюдены следующие условия:
вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая
надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том
числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и
компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут
быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и
доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе
единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и
компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим
категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 г.;
при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот
и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до
указанной даты в натуральной форме, совокупный объем
финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть
уменьшен, а условия предоставления, ухудшены.
До 31 декабря 2004 г. во исполнение Федерального закона N 122-
ФЗ от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан
пожилого возраста и инвалидов" на территории Российской Федерации
применялось положение части 2 пункта 1 Постановления Правительства
Российской Федерации N 244 от 17 апреля 2002 г. "О плате за
стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов",
согласно которой размер ежемесячной платы за стационарное
обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном
порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем
граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе
уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и
не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.
В пункте 13 Положения о порядке заключения, изменения и
расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого
возраста и инвалидов, утвержденного постановлением Министерства
труда и социального развития Российской Федерации N 35 от 17 мая
2002 г., указано, что в разделе договора "Сумма платы по Договору
и порядок ее внесения" указывается конкретный размер ежемесячной
платы за стационарное обслуживание, определяемый с учетом пункта
12 настоящего Положения, который не может превышать 75 процентов
установленного размера пенсии гражданина; форма расчетов по
договору по выбору гражданина на основании его заявления (в кассу
учреждения или путем безналичного перечисления). Размер
ежемесячной платы за стационарное обслуживание устанавливается на
основании справки о размере пенсии, выдаваемой органом,
осуществляющим пенсионное обеспечение.
Поскольку понятие пенсии и понятие дохода пенсионера или
инвалида, включающего в себя и пенсию, значительно различаются,
суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемой нормой
Порядка и условий предоставления бесплатного, а также на условиях
полной или частичной оплаты надомного, полустационарного и
стационарного социального обслуживания на территории Приморского
края социальная защищенность граждан, содержащихся в стационарных
учреждениях и являющихся пенсионерами и инвалидами, изменилась по
сравнению с тем уровнем, который имелся на 31 декабря 2004 г.
Судом было правильно указано, что граждане пожилого возраста и
инвалиды, находящиеся в Приморском крае на стационарном
обслуживании, до принятия оспариваемого Порядка уплачивали за него
до 75% пенсии, в полном объеме сохраняя при этом право на
получение всех иных предусмотренных законом видов социальных
выплат и льгот, предоставлявшихся в натуральной форме.
В связи с этим установление оспариваемыми нормами платы в
размере 75% и от денежных выплат, предоставляемых в качестве мер
социальной поддержки, то есть тех же социальных выплат и
компенсаций, заменивших натуральные льготы, не может расцениваться
иначе, как снижение уровня социальных гарантий и нарушение
условий, предусмотренных федеральным законом.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал оспариваемую
норму в части слов "от дохода пенсионера или инвалида,
проживающего в стационарном учреждении, и устанавливается на
основании справок о размере пенсии, выдаваемых органом,
осуществляющим пенсионное обеспечение, и других документов о
доходах" противоречащей федеральному законодательству и
недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.
Доводы кассационной жалобы о том, что исчисление оплаты за
социальное обслуживание исходя из дохода пенсионера или инвалида
не ухудшает их материального положения и не изменяет условия
предоставления ранее полученных льгот и социальных гарантий
неосновательны. Все представленные администрацией Приморского края
расчеты сумм исходят из размера получаемой пенсии, а не дохода
пенсионера, понятие дохода отсутствует в нормативном правовом
акте.
Доводы кассационной жалобы, направленные к иному толкованию
норм материального права, примененных судом при разрешении данного
дела, ошибочны и не могут служить поводом к отмене решения суда.
Учитывая изложенное, решение является законным и обоснованным,
оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационной
жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Приморского краевого суда от 26 сентября 2005 г.
оставить без изменения, кассационную жалобу администрации
Приморского края - без удовлетворения.
|