ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2005 г. N 19
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
НОРМ И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
"ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ"
Федеральная служба по экологическому, технологическому и
атомному надзору постановляет:
Утвердить и ввести в действие с 1 мая 2006 года прилагаемые
федеральные нормы и правила в области использования атомной
энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" (НП-
030-05).
Руководитель
К.Б.ПУЛИКОВСКИЙ
Утверждены
Постановлением
Федеральной службы
по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 26 декабря 2005 г. N 19
Введены в действие
с 1 мая 2006 года
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
НП-030-05
Настоящие федеральные нормы и правила устанавливают требования
к государственному учету и контролю ядерных материалов при их
производстве, использовании, переработке, хранении и
транспортировании.
При разработке нормативного документа использованы Концепция
системы государственного учета и контроля ядерных материалов,
одобренная Постановлением Правительства Российской Федерации от 14
октября 1996 г. N 1205; Правила организации системы
государственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденные
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1998
г. N 746; Положение о государственном учете и контроле ядерных
материалов, утвержденное Постановлением Правительства Российской
Федерации от 15 декабря 2000 г. N 962; Гарантии МАГАТЭ.
Руководящие принципы государственных систем учета и контроля
ядерных материалов; Свод федеральных правил Комиссии по ядерному
регулированию США. Раздел 10. Часть 74. Контроль и учет ядерных
материалов, а также другие отечественные и зарубежные документы
<*>.
--------------------------------
<*> Нормативный документ подготовлен к утверждению в Научно-
техническом центре по ядерной и радиационной безопасности при
участии Н.Ф. Андрюшина, В.С. Кирсанова, О.В. Сопова, Л.В. Качана.
Настоящие федеральные нормы и правила учитывают изменения,
внесенные в ранее действующий документ "Основные правила учета и
контроля ядерных материалов" (НП-030-01). Выпускаются взамен
документа "Основные правила учета и контроля ядерных материалов"
(НП-030-01).
Нормативный документ прошел правовую экспертизу Минюста России
(письмо Минюста России от 03.03.2006 N 01/1608-ЕЗ).
Список сокращений
ВОУ - высокообогащенный уран
ЗБМ - зона баланса материалов
ИР - инвентаризационная разница
КТИ - ключевая точка измерений
МБО - материально-балансовый отчет
МБП - межбалансовый период
ОИК - отчет об изменении инвентарного количества
СКД - средство контроля доступа
СНК - список наличного количества ядерных материалов
СО - специальный отчет
СФНК - список фактически наличного количества ядерных
материалов
УИВ - устройство индикации вмешательства
Термины и определения
В целях настоящего документа используются следующие термины и
определения.
Аномалия в учете и контроле ядерных материалов - недостача
(излишек) ядерных материалов, ошибки в учетных и отчетных
документах, повреждения, отказы средств контроля доступа к ядерным
материалам, нарушения порядка производства, использования, передач
ядерных материалов.
Атрибуты - характеристики предметов (например, идентификатор
предмета, местоположение предмета, состояние устройства индикации
вмешательства, которым снабжен предмет, геометрические размеры,
нетто- и брутто-масса предмета и т.п.), допускающие проверку их
наличия средствами визуального и инструментального контроля.
Атрибутивные признаки - признаки, однозначно подтверждающие
наличие или отсутствие какого-либо атрибута предмета.
Баланс ядерных материалов - сравнительный итог
зарегистрированного и имеющегося в наличии количества ядерных
материалов.
Вид ядерных материалов - ядерные материалы, различающиеся по
изотопному составу и количеству.
Высокообогащенный уран - уран с обогащением не менее 20% по
изотопу урана-235.
Зона баланса материалов - территориально и административно
установленная в пределах ядерной установки или пункта хранения
ядерных материалов зона для учета и контроля ядерных материалов, в
которой на основании измерений определяется количество ядерных
материалов при каждом их перемещении в зону и из нее и подводится
баланс ядерных материалов за установленный период времени.
Инвентаризационная разница - разница между фактически наличным
и документально зарегистрированным количеством ядерного материала.
Ключевая точка измерений - место, где ядерные материалы могут
быть измерены для определения их потока или наличного количества.
Контроль ядерных материалов - контроль за наличием и
перемещением ядерных материалов, включающий контроль доступа к
ядерным материалам, оборудованию и информации, наблюдение за
ядерными материалами, проверку санкционированного размещения и
перемещения ядерных материалов.
Межбалансовый период - период времени между двумя
последовательными физическими инвентаризациями.
Партия материала (партия) - некоторое количество материала,
количественный или качественный состав которого определен на
основании единого набора данных и результатов измерений,
зарегистрированных в учетных документах.
Подтверждающие измерения - измерения, результаты которых
используются для подтверждения всех или некоторых количественных
характеристик и (или) атрибутивных признаков ядерных материалов,
учетных единиц, продуктов.
Продукты - вещества в виде соединений, сплавов и изделий,
содержащие ядерные материалы.
Система измерения ядерных материалов - совокупность средств
измерений ядерных материалов и организационных мероприятий,
позволяющих получать на основе выполняемых измерений данные: о
количестве, элементном и изотопном составах ядерных материалов,
находящихся и производимых в ЗБМ, получаемых в ЗБМ или
отправляемых из ЗБМ; о фактическом наличии ядерных материалов в
ЗБМ при проведении физических инвентаризаций; о погрешностях
значений каждой измеряемой величины ядерного материала в ЗБМ.
Специальные неядерные материалы - материалы, не содержащие или
не способные воспроизвести ядерные материалы, но которые могут
быть использованы в устройствах, предназначенных для осуществления
взрывного выделения внутриядерной энергии (ядерного взрыва).
Средства контроля доступа - технические средства,
предназначенные для обнаружения несанкционированных изъятия,
использования, перемещения ядерных материалов, проникновения в
зону ограниченного доступа. Подразделяются на системы наблюдения и
УИВ.
Устройство индикации вмешательства - техническое устройство,
имеющее индивидуальный номер или другой идентификатор, защищенное
от возможности снятия и повторного использования без нарушения его
целостности или изменения одного (нескольких) поддающихся
регистрации параметров и предназначенное для обнаружения
несанкционированного доступа к ядерным материалам.
Учет ядерных материалов - определение количества ядерных
материалов, составление, регистрация и ведение учетных и отчетных
документов.
Учетная единица - поддающийся идентификации предмет, содержащий
ядерные материалы, (имеющий индивидуальный номер или другой
идентификатор), целостность которого остается неизменной в течение
установленного периода времени.
Учетные данные - характеристики ядерных материалов,
используемые в учетных документах.
Учетные измерения - измерения количественных характеристик
ядерных материалов, продуктов, результаты которых вносятся в
учетные документы.
Фактически наличное количество ядерного материала - измеренная
или иначе определенная в соответствии с установленными процедурами
масса ядерного материала, фактически имеющегося в наличии в данное
время.
Физическая инвентаризация - определение фактического количества
ядерных материалов, имеющихся в наличии в ЗБМ.
1. Назначение и область применения
1.1. Основные правила учета и контроля ядерных материалов
(далее -Правила) устанавливают основные требования к
государственному учету и контролю ядерных материалов и специальных
неядерных материалов (далее -ядерные материалы), находящихся в
любых химических соединениях и физических формах, а также критерии
их учета и контроля.
1.2. Настоящие Правила распространяются на деятельность,
связанную с производством, использованием, переработкой, хранением
и транспортированием ядерных материалов.
1.3. Настоящие Правила не распространяются на ядерные
материалы, находящиеся в составе ядерных боеприпасов, ядерных
зарядов и их составных частей.
1.4. Настоящие Правила не применяются для учета и контроля
ядерных материалов в случаях, указанных в п. 3.1.2.1 Правил.
2. Общие положения
2.1. Структура государственного учета и контроля ядерных
материалов
Государственный учет и контроль ядерных материалов должен
осуществляться:
- в ЗБМ;
- организациями, осуществляющими обращение с ядерными
материалами, эксплуатирующими организациями (далее - организации);
- органами управления использованием атомной энергии,
осуществляющими учет и контроль ядерных материалов на
ведомственном и федеральном уровне.
2.2. Принципы государственного учета и контроля ядерных
материалов
2.2.1. Ядерные материалы должны подлежать государственному
учету и контролю, начиная с минимального количества,
установленного настоящими Правилами.
2.2.2. Ядерные материалы должны классифицироваться по
категориям в целях обеспечения дифференцированного подхода к
определению процедур и методов учета и контроля.
2.2.3. Эксплуатирующие организации должны устанавливать ЗБМ в
пределах ядерной установки или пункта хранения ядерных материалов.
2.2.4. В каждой ЗБМ должны быть определены КТИ ядерных
материалов.
2.2.5. К ядерным материалам применяются СКД, подтверждающие
достоверность предыдущих измерений количественных характеристик и
атрибутивных признаков ядерных материалов.
2.2.6. Учет ядерных материалов должен основываться на
результатах измерений количественных характеристик ядерных
материалов.
Допускается:
- использование результатов предыдущих измерений количественных
характеристик ядерных материалов, если их достоверность
подтверждена надлежащим состоянием примененных СКД,
соответствующими подтверждающими измерениями;
- применение расчетных методов (методик), основанных на
результатах предварительных измерений, экспериментальных
исследований.
2.2.7. Массы ядерных материалов в продуктах, находящихся в
ядерном реакторе, в целях учета принимаются неизменными с момента
загрузки в реактор до момента выгрузки облученных продуктов из
реактора.
2.2.8. Для определения фактически наличного количества ядерных
материалов в ЗБМ должны проводиться физические инвентаризации. В
процессе физических инвентаризаций ядерных материалов выполняются
проверки данных учета, атрибутивных признаков, измерения
количественных характеристик ядерных материалов. По завершении
физической инвентаризации должен подводиться баланс ядерных
материалов, определяться ИР и их погрешности в ЗБМ для каждого
ядерного материала.
2.2.9. Выводы о недостаче (излишке) ядерных материалов, об
отсутствии аномалий в учете и контроле ядерных материалов должны
делаться на основании результатов определения фактически наличного
количества ядерных материалов, а также путем сравнения полученной
величины ИР с ее допустимой величиной для каждой ЗБМ.
2.2.10. Устанавливается единая система отчетности для всех
уровней государственного учета и контроля ядерных материалов.
2.2.11. Исправление учетных данных допускается только путем
внесения новой записи в учетные документы с сохранением ошибочно
сделанной записи.
2.2.12. Исправление отчетных данных допускается только путем
представления новых отчетных документов.
3. Основные элементы государственного учета
и контроля ядерных материалов
3.1. Ядерные материалы, подлежащие государственному учету и
контролю
3.1.1. Государственному учету и контролю должны подлежать
следующие ядерные и специальные неядерные материалы:
ядерные материалы:
- плутоний;
- уран;
- уран-233;
- уран-235;
- торий;
- нептуний-237;
- америций-241;
- америций-243;
- калифорний-252;
специальные неядерные материалы:
- литий-6;
- тритий, за исключением трития, содержащегося в тяжелой воде;
- дейтерий, за исключением дейтерия, содержащегося в тяжелой
воде, применяемой в качестве замедлителя в ядерных реакторах.
3.1.2. Постановка на государственный учет и снятие с
государственного учета ядерных материалов.
3.1.2.1. Государственному учету и контролю должны подлежать
ядерные материалы, содержащиеся во всех продуктах, за исключением:
- урана, содержащегося в руде, а также в промежуточных
продуктах, перерабатываемых на горно-металлургических предприятиях
<*>;
- тория, содержащегося в руде, а также в промежуточных
продуктах, перерабатываемых на горно-металлургических предприятиях
<**>;
- ядерных материалов, содержащихся в закрытых источниках
ионизирующего излучения;
- обедненного урана, содержащегося в защитных контейнерах
транспортных упаковочных комплектов, радиационных головках гамма-
дефектоскопов, облучательных головках гамма-терапевтических
аппаратов, транспортно-перезарядных контейнерах и других подобных
им специфических изделиях, используемых для радиационной защиты
при транспортировании и хранении радиоактивных веществ;
- нептуния-237, америция-241, америция-243, калифорния-252 в
облученных продуктах, а также америция-241 в плутонийсодержащих
продуктах <***>;
- лития-6, если его содержание в литии не превышает 7,5 атом.
%;
- дейтерия, содержащегося в водородсодержащих материалах, если
относительное изотопное содержание дейтерия не превышает 10 атом.
%;
- ядерных материалов, содержащихся в радиоактивных отходах,
находящихся в хранилищах радиоактивных отходов.
--------------------------------
<*> Учету на этих предприятиях подлежит уран, содержащийся в
готовом продукте - оксиде или соли урана.
<**> Учету на этих предприятиях подлежит торий, содержащийся в
готовом продукте - оксиде или соли тория.
<***> Указанные ядерные материалы подлежат учету после их
выделения.
3.1.2.2. Снятию с государственного учета должны подлежать:
- ядерные материалы, использованные для изготовления
компонентов ядерных боеприпасов, ядерных зарядов и их составных
частей, с момента постановки таких ядерных материалов на учет в
системе государственного учета и контроля ядерных материалов,
предназначенных для оборонных целей;
- ядерные материалы, использованные для изготовления закрытых
источников ионизирующего излучения с момента их отправки из ЗБМ
организации-потребителю;
- обедненный уран, использованный для изготовления защитных
контейнеров транспортных упаковочных комплектов, радиационных
головок гамма-дефектоскопов, облучательных головок гамма-
терапевтических аппаратов, транспортно-перезарядных контейнеров и
других подобных им специфических изделий, используемых для
радиационной защиты при транспортировании и хранении с момента их
отправки из ЗБМ организации-потребителю в виде готовых изделий;
- ядерные материалы, содержащиеся в радиоактивных отходах, с
момента отправки радиоактивных отходов из ЗБМ в хранилища
радиоактивных отходов.
3.1.2.3. Ядерные материалы должны быть поставлены на учет в ЗБМ
после их производства или поступления из другой ЗБМ той же
организации или ЗБМ другой организации.
3.1.2.4. Плутоний, образовавшийся в продуктах, облученных в
ядерных реакторах, должен ставиться на государственный учет после
выгрузки продуктов из ядерного реактора. С этого же момента уран и
уран-235, выгоревшие в реакторе, должны сниматься с учета.
3.1.2.5. Ядерные материалы должны быть сняты с учета в ЗБМ
после их отправления в другую ЗБМ той же организации или в ЗБМ
другой организации.
3.1.2.6. Ядерные материалы, содержащиеся в продуктах,
полученных в результате утилизации ядерных боеприпасов, ядерных
зарядов и их составных частей, должны быть поставлены на учет с
момента передачи этих продуктов для использования в мирных целях.
3.1.3. Количественные критерии постановки на государственный
учет ядерных материалов
3.1.3.1. Ядерные материалы, находящиеся в пользовании
организации, на ядерной установке, в пункте хранения ядерных
материалов, получаемые или отправляемые организацией должны
подлежать государственному учету и контролю, если значения их масс
в течение любого 12-месячного периода времени равны или превышают
минимальное количество, указанное в Приложении 1.
Если в организации находится совокупность ядерных материалов,
продукты, содержащие смесь ядерных материалов, то настоящие
Правила распространяются на них в случае превышения хотя бы одного
минимального количества ядерных материалов, приведенного в
Приложении 1.
3.1.3.2. В отчетных документах значения масс ядерных материалов
должны быть приведены с последними значащими цифрами, указанными
для каждого ядерного материала в Приложении 1.
3.2. Категории ядерных материалов
3.2.1. Категории ядерных материалов в ЗБМ должны
устанавливаться в соответствии с Приложениями 2 - 5 <*>.
--------------------------------
<*> Приложения 2 - 5 относятся к Рu с содержанием Рu-238 не
более 80% (за исключением п. г) Приложения 5).
3.2.2. Если в ЗБМ находятся различные ядерные материалы,
различные продукты, то при определении категории ядерных
материалов следует исходить из суммарной массы ядерных материалов
во всех продуктах и указанных в Приложениях 2 - 5 количественных
пределов масс ядерных материалов тех продуктов, которые попадают в
категорию с меньшим номером.
3.3. Зоны баланса материалов и ключевые точки измерений
3.3.1. ЗБМ следует организовывать с учетом следующих
требований:
- масса ядерного материала, поступающего в ЗБМ и отправляемого
из ЗБМ, должна определяться на основе измеренных характеристик
ядерных материалов (кроме случаев, когда допускается применение
расчетных методик), результатов полного пересчета и идентификации
учетных единиц, тары, в которой находится ядерный материал, по
данным сопроводительной документации, паспортным данным ядерных
материалов;
- структурные подразделения организации, такие как заводские
лаборатории, зоны перевалки и склады, а также участки с ядерными
материалами, требующие специальной защиты информации, должны быть
выделены в отдельные ЗБМ.
3.3.2. В ЗБМ должны устанавливаться КТИ, в которых с помощью
методик и средств должны измеряться содержание, масса, изотопный
состав, другие количественные характеристики ядерных материалов
или проверяться атрибутивные признаки ядерных материалов.
Выбор КТИ в ЗБМ должен осуществляться таким образом, чтобы
обеспечить измерение потока и фактически наличного количества
ядерного материала в ЗБМ.
3.4. Меры контроля доступа к ядерным материалам
3.4.1. Учет и контроль ядерных материалов должен поддерживаться
принятием мер по сохранению и (или) подтверждению имеющейся
информации о ядерных материалах. Эти меры должны включать
организационные, технические мероприятия, СКД, а также их
комбинации и обеспечивать непрерывный контроль доступа к ядерным
материалам.
3.4.2. Устройства индикации вмешательства
3.4.2.1. УИВ устанавливаются в местах доступа в помещения,
камеры, боксы, на контейнеры и другое оборудование, где имеются
ядерные материалы, и на учетные единицы.
3.4.2.2. Работоспособность и состояние УИВ должны проверяться
периодически с частотой большей, чем частота физической
инвентаризации. Результаты таких проверок должны регистрироваться
документально.
3.4.2.3. В промежутках между инвентаризациями необходимо
выполнять выборочную проверку УИВ в ЗБМ. При определении объема
случайной выборки необходимо исходить из требования подтверждения
с доверительной вероятностью, равной 0,95, нахождения в надлежащем
состоянии не менее 95% УИВ.
3.4.2.4. Применение УИВ и обращение с УИВ в организации
(получение/приемка, хранение, установка/снятие, проверка
подлинности и уничтожение снятых или недоброкачественных УИВ)
должно осуществляться в соответствии с установленными
эксплуатирующей организацией процедурами (программой).
3.4.3. Системы наблюдения за ядерными материалами
Системы наблюдения за ядерными материалами включают:
- автоматизированные технические системы, устройства (мониторы
для контроля за перемещением ядерных материалов, доступом
работников (персонала) в помещения, датчики контроля за
несанкционированным вскрытием дверей, люков, аварийные
сигнализаторы и т.п.);
- технические системы, устройства для теле- или фотонаблюдения
с фиксацией происходящих событий.
4. Измерения ядерных материалов
4.1. Для каждой ЗБМ должна быть разработана программа
измерений, включающая в себя перечень КТИ, методик выполнения
измерений, технических средств, процедур пробоотбора, сведения о
периодичности проведения измерений, требуемой точности измерений,
сроках и форме представления результатов измерений. Программа
должна утверждаться руководителем организации, в составе которой
находится ЗБМ. Программа должна пересматриваться не реже одного
раза в пять лет.
4.2. Методики выполнения измерений необходимо оформлять в виде
отдельных нормативных документов, которые должны быть составлены в
соответствии с требованиями метрологических стандартов.
4.3. Методики выполнения измерений должны быть метрологически
аттестованы в соответствии с требованиями документов в области
стандартизации. Показатели точности методик выполнения измерений в
системе измерения ядерных материалов должны быть максимально
приближены к рекомендованным международным целевым значениям.
4.4. Образцы для градуировки средств измерений и проверки
правильности результатов измерений должны быть метрологически
аттестованы в соответствии с требованиями метрологических
стандартов, и иметь свидетельство об аттестации с указанием их
наименования, типа, аттестуемой величины и ее погрешности.
4.5. Перечень средств измерений, используемых в системе
измерения ядерных материалов, должен содержать наименование
средства, его тип, заводской номер.
4.6. Средства измерений должны поверяться в соответствии с
действующими нормативными документами.
4.7. В каждой организации должна быть разработана и внедрена
программа контроля качества измерений в рамках системы измерения
ядерных материалов.
5. Процедуры передачи ядерных материалов
5.1. Общие требования
5.1.1. Передача ядерных материалов должна сопровождаться
оформлением:
- предварительных уведомлений, подписанных руководителем
организации-отправителя;
- приходно-расходной и сопроводительной документации.
5.1.2. В сопроводительных документах должны указываться данные
о контейнерах с ядерными материалами (типы и идентификаторы
печатей (пломб), брутто-массы контейнеров и другие необходимые
данные). Сведения о характеристиках перемещаемых ядерных
материалов (паспортные данные) должны приводиться в документах,
отправляемых специальной почтой или вместе с грузом.
5.1.3. При передачах ядерных материалов должны быть выполнены
следующие процедуры:
- внешний осмотр и проверка количества учетных единиц
(контейнеров), проверка УИВ, примененных к транспортному средству
и (или) контейнерам с ядерными материалами (включающая проверку
контейнеров, печатей (пломб), соответствие идентификаторов
контейнеров, печатей (пломб) и мест размещения данным
сопроводительных документов);
- подтверждающие измерения брутто-массы контейнеров с ядерными
материалами, параметров ядерных материалов.
5.1.4. Вид и объем подтверждающих измерений должны определяться
документацией организации, выполняющей эти измерения, исходя из:
- вида передачи (между ЗБМ одной организации, между
организациями, экспорт - импорт);
- видов ядерных материалов;
- количества ядерных материалов;
- видов продуктов;
- типа тары и УИВ;
- погрешностей измерений.
5.1.5. Данные, полученные в результате измерений в процессе
входного (выходного) контроля, должны оформляться документально.
Должны приводиться сведения о средствах и методах измерений,
результаты измерений, погрешности измерений, КТИ, в которой
выполнялись измерения, типы и идентификаторы УИВ, дата выполнения
измерений и фамилии лиц, выполнявших измерения.
5.2. Документирование получений и отправлений ядерных
материалов
5.2.1. При получении ядерных материалов организацией-
получателем в течение трех рабочих дней должны быть проверены
атрибутивные признаки тары с ядерными материалами и выполнены
подтверждающие измерения. При отсутствии замечаний должна быть
произведена предварительная приемка и постановка на учет ядерных
материалов.
Окончательная приемка и постановка на учет ядерных материалов
должна быть произведена не позднее 10 суток после получения
ядерных материалов и паспортов (формуляров, сертификатов) на них.
5.2.2. При отправлении ядерных материалов организация-
отправитель производит снятие их с учета после получения от
организации-получателя оформленного в установленном порядке акта
приемки ядерных материалов или подтвержденной доверенностью
организации-получателя подписи уполномоченного представителя в
накладной.
5.2.3. Данные о полученных ядерных материалах должны быть
внесены организацией-получателем в учетные документы. Данные об
отправленных ядерных материалах должны быть внесены в учетные
документы организации-отправителя.
5.3. Оценка расхождений данных организации-отправителя и
организации-получателя
Расхождения данных организации-отправителя и организации-
получателя о массе ядерных материалов при их передачах должны
определяться как разница между значениями масс, указанных
организацией-отправителем (паспортных данных) и полученных путем
измерений организацией-получателем. Если результаты согласуются
(расхождение данных организации-отправителя и организации-
получателя находится в интервале, соответствующем доверительной
вероятности 0,99 <*> с учетом погрешностей измерений организации-
отправителя и организации-получателя), то ядерные материалы должны
быть поставлены на учет организацией-получателем по данным
организации-отправителя.
--------------------------------
<*> Здесь и далее доверительные вероятности задаются для
двусторонних доверительных интервалов.
5.4. Действия при обнаружении аномалий в учете и контроле
ядерных материалов
5.4.1. При обнаружении статистически значимого расхождения,
исходя из доверительной вероятности 0,99 в данных организации-
отправителя и организации-получателя, организацией-получателем
должны быть приняты меры по выявлению причин расхождения.
5.4.2. Если наличие статистически значимого расхождения данных
организации-отправителя и организации-получателя подтвердилось, то
организация-получатель обязана составить специальный отчет и
направить его в орган управления использованием атомной энергии,
осуществляющий учет и контроль ядерных материалов на ведомственном
уровне, в орган управления использованием атомной энергии,
осуществляющий учет и контроль ядерных материалов на федеральном
уровне, и в орган государственного регулирования безопасности при
использовании атомной энергии.
6. Физическая инвентаризация, подведение материального
баланса и оценка инвентаризационной разницы
6.1. Общие требования
6.1.1. Физические инвентаризации должны проводиться в целях:
- определения фактически наличного количества ядерных
материалов в ЗБМ;
- установления соответствия фактических параметров учетных
единиц существующим учетным данным;
- подведения баланса ядерных материалов, определения ИР и ее
погрешности;
- установления недостатков и нарушений в учете и контроле
ядерных материалов.
6.1.2. Процедуры физических инвентаризаций должны
осуществляться в соответствии с методиками и инструкциями,
действующими в эксплуатирующей организации.
6.1.3. Процедуры физических инвентаризаций должны основываться
на:
- подготовке к физической инвентаризации в ЗБМ;
- составлении СНК и СФНК и проверке учетных документов;
- проверке соответствия СНК учетным данным;
- проверке состояния СКД;
- учетных и подтверждающих измерениях фактически наличного
количества ядерных материалов с учетом погрешностей измерений;
- оценке величины неизмеренных потерь и ее погрешности;
- определении ИР и ее погрешности для каждого ядерного
материала.
6.1.4. Количество ядерных материалов, находящихся в каждой ЗБМ,
должно определяться путем измерения количества и состава ядерных
материалов в КТИ, контролироваться путем оперативно-технического
учета и контрольных проверок наличия ядерных материалов в форме
учетных единиц по атрибутивным признакам, периодических сверок
учетных и отчетных документов и проверяться путем проведения
физической инвентаризации. Оперативно-технический учет должен
включать процедуры, осуществляемые в процессе выполнения
технологических операций, обеспечивающие учет и контроль ядерных
материалов. Физическая инвентаризация должна завершаться
подведением баланса для каждого ядерного материала в ЗБМ за МБП,
определением ИР и ее погрешности с последующим статистическим
анализом значимости ИР в соответствии с требованиями,
установленными в п. п. 6.4.1 и 6.4.2 настоящих Правил.
Инвентаризационная разница данного ядерного материала в ЗБМ
определяется с помощью уравнения:
ИР = КК - ДК = КК - УВ + УМ - НК,
где:
КК - фактически наличное количество ядерного материала в ЗБМ,
определенное в результате данной физической инвентаризации;
ДК - документально зарегистрированное количество ядерного
материала в ЗБМ на начало инвентаризации;
УВ - определенное и документально зарегистрированное увеличение
количества ядерного материала в ЗБМ за данный межбалансовый период
(далее - МБП) в результате всех поступлений, наработок и т.д.;
УМ - определенное и документально зарегистрированное уменьшение
количества ядерного материала в ЗБМ за данный МБП в результате
всех отправок из ЗБМ, ядерных превращений, потерь и т.д.;
НК - наличное количество ядерного материала в ЗБМ, определенное
и документально зарегистрированное на начало данного МБП.
6.1.5. Должна быть определена масса каждого ядерного материала.
Значение массы ядерного материала, а также значения погрешности
измерения для доверительной вероятности, равной 0,95,
регистрируются документально.
6.1.6. Ранее определенные значения массы ядерных материалов
могут использоваться при выполнении учетных процедур (физических
инвентаризаций, передач ядерных материалов и т.д.) только в тех
случаях, когда их достоверность с момента их определения до
момента использования может быть подтверждена надлежащим
состоянием примененных СКД и (или) подтверждена в процессе
выполнения учетной процедуры измерениями количественных параметров
ядерных материалов и (или) атрибутивных признаков ядерных
материалов.
6.1.7. Объем применения подтверждающих измерений должен
определяться в зависимости от объема применения и результатов
проверки СКД, исходя из вероятностей обнаружения недостачи
(излишка) порогового количества для каждого ядерного материала,
приведенного в п. 6.4.3 настоящих Правил. Статистически значимая
разница между результатами учетных и подтверждающих измерений
количественных параметров ядерных материалов, учетных единиц,
продуктов должна устанавливаться на основании доверительной
вероятности 0,99.
6.1.8. В случае установления статистически значимой разницы
между результатами учетных и подтверждающих измерений об этом
должно быть сообщено руководству эксплуатирующей организации, а
также выяснены причины возникновения разницы. При необходимости
должны быть выполнены новые учетные измерения и внесены изменения
в учетные документы.
6.2. Частота физических инвентаризаций
6.2.1. Физические инвентаризации для каждой ЗБМ должны
выполняться периодически, а МБП устанавливаться в зависимости от
категории ядерных материалов в ЗБМ, технологических и других
особенностей организации.
Физические инвентаризации в ЗБМ должны быть спланированы,
организованы и проведены не реже следующих временных пределов:
- для ЗБМ с ядерными материалами категории 1 - один календарный
месяц;
- для ЗБМ с ядерными материалами категории 2 - три календарных
месяца;
- для ЗБМ с ядерными материалами категории 3 - шесть
календарных месяцев;
- для ЗБМ с ядерными материалами категории 4 - 12 календарных
месяцев;
- по всем ЗБМ эксплуатирующей организации, организации - 12
календарных месяцев.
6.2.2. Частота физических инвентаризаций в ЗБМ может быть
уменьшена по совместному решению органа управления использованием
атомной энергии, осуществляющего учет и контроль ядерных
материалов на федеральном уровне, и органа государственного
регулирования безопасности при использовании атомной энергии,
осуществляющего надзор за системой государственного учета и
контроля ядерных материалов, на основании представленного
эксплуатирующей организацией обоснования с обязательным условием
принятия дополнительных мер контроля доступа к ядерным материалам.
6.3. Организация физической инвентаризации
6.3.1. Для проведения физической инвентаризации
распорядительным документом руководителя организации должны быть
назначены инвентаризационная комиссия, ответственный за ее
проведение, определены сроки подготовки и проведения
инвентаризации, а также время, после которого запрещаются любые
перемещения ядерных материалов (кроме участков разделительных и
радиохимических производств, использующих непрерывную технологию
переработки ядерных материалов) на период физической
инвентаризации без разрешения председателя инвентаризационной
комиссии, включая отправление и получение ядерных материалов.
6.3.2. По завершении физической инвентаризации должен быть
составлен акт инвентаризационной комиссии и подведен баланс
ядерных материалов в ЗБМ, определена и проанализирована ИР,
оформлены учетные документы, составлены и утверждены МБО и СФНК.
6.3.3. Если в результате анализа баланса ядерного материала не
установлена аномалия в учете и контроле ядерного материала на
основании п. 6.4 настоящих Правил, то документально
зарегистрированное в СНК количество ядерного материала в ЗБМ
должно использоваться в качестве наличного количества ядерного
материала в ЗБМ на начало следующего МБП.
6.3.4. Если в результате инвентаризации установлена аномалия в
учете и контроле ядерного материала, то ответственный за
проведение инвентаризации в данной ЗБМ должен немедленно уведомить
об этом председателя инвентаризационной комиссии. Для выяснения
причин аномалии должны быть выполнены специальные исследования,
определено и документально зарегистрировано значение наличного
количества ядерных материалов в ЗБМ.
6.4. Критерии обнаружения аномалий в учете и контроле ядерных
материалов
6.4.1. Недостача (излишек) учетной единицы является критерием
обнаружения аномалий в учете и контроле ядерных материалов.
6.4.2. Если в течение МБП, предшествующего данной
инвентаризации, выполнялись учетные измерения данного ядерного
материала при его производстве, получении, переработке,
отправлении или таковые производились в процессе инвентаризации,
то критерием обнаружения аномалий в учете и контроле этого
ядерного материала должно являться превышение модулем
инвентаризационной разницы либо ее утроенной среднеквадратической
погрешности, либо значений любой из следующих величин при
доверительной вероятности 0,95:
- 2% от суммы зарегистрированного количества данного ядерного
материала и всех увеличений его количества за МБП - для
промышленных ядерных установок;
- 3% от такой же величины - для исследовательских ядерных
установок;
- 3 кг - по плутонию, урану-233 для ЗБМ, содержащих ядерные
материалы категорий 1, 2;
- 8 кг - по урану-235 для ЗБМ, содержащих ядерные материалы
категорий 1, 2 и 3;
- 70 кг - по урану-235, для урана с обогащением менее 20%.
6.4.3. Если в течение МБП и в процессе проведения
инвентаризации учетные измерения данного ядерного материала не
выполнялись, а достоверность результатов предыдущих учетных
измерений была обеспечена применением СКД, то выводы об отсутствии
аномалий в учете и контроле ядерных материалов должны быть сделаны
на основе результатов выборочных подтверждающих измерений, объем
которых определяется по специальной методике, исходя из значений
двух параметров - порогового количества ядерных материалов для
обнаружения недостачи (излишка) ядерных материалов и величины
вероятности обнаружения недостачи (излишка) этого порогового
количества.
Для ядерных материалов категорий 1, 2 и 3 пороговое количество
составляет:
- 3 кг - для плутония, урана-233;
- 8 кг - для урана-235.
Для урана с обогащением менее 20% (категория 4) пороговое
количество составляет 70 кг по урану-235.
Вероятность обнаружения недостачи (излишка) порогового
количества ядерных материалов для расчета объема выборки
подтверждающих измерений приведена в Приложении 6.
7. Учетные, отчетные документы. предварительные уведомления
7.1. Учетные документы
7.1.1. Учетные документы должны вестись для каждой ЗБМ и
содержать данные о каждом виде ядерного материала, включая:
- количество ядерных материалов в ЗБМ;
- изменения количества ядерных материалов в ЗБМ.
7.1.2. В учетных документах должны быть отражены все изменения
количества ядерных материалов для каждой партии, характеристики
партии и исходные данные для формирования партии, указаны даты
изменения количества ядерных материалов, ЗБМ организации-
отправителя и ЗБМ организации-получателя.
7.1.3. Данные, используемые для определения количественных и
качественных изменений ядерных материалов в ЗБМ, включая
результаты калибровки, проверки и поверки всех средств измерений,
данные об отборе проб и результатах их анализа, результаты
контроля качества измерений, случайные и систематические
погрешности измерений должны быть отражены в соответствующих
документах.
7.2. Отчетные документы
7.2.1. В каждой организации должны быть созданы, и действовать
основанные на учетных документах следующие отчетные документы:
- отчет об изменении инвентарного количества;
- материально-балансовый отчет;
- список наличного количества;
- список фактически наличного количества;
- специальный отчет.
7.2.2. Отчетные документы организации направляются на
регулярной, заранее согласованной, основе в эксплуатирующую
организацию, в орган управления использованием атомной энергии по
подчиненности организации, а также в орган управления
использованием атомной энергии, осуществляющий учет и контроль
ядерных материалов на федеральном уровне.
7.2.3. ОИК, СНК, СФНК должны составляться по ЗБМ и по
организации. Эти отчеты должны содержать информацию о наличном
количестве ядерных материалов и их перемещениях между ЗБМ или
между организациями.
7.2.4. ОИК по ЗБМ должны направляться в службу, осуществляющую
на регулярной основе учет ядерных материалов в организации,
непосредственно после события, связанного с каждым изменением
количества ядерных материалов, или ежемесячно по имевшимся в этот
период изменениям количества ядерных материалов, но не позднее чем
через 15 дней после последнего дня месяца, в котором произошли
указанные изменения.
7.2.5. ОИК организации должны направляться ежеквартально и
содержать данные об имевшихся в этот период изменениях
инвентарного количества ядерных материалов.
7.2.6. За отчетные периоды, в течение которых не было изменений
инвентарного количества ядерных материалов по ЗБМ организации,
организация должна направлять отчет, заполненный по форме в
установленном порядке, с указанием, что за отчетный период
инвентарное количество ядерных материалов не изменилось.
7.2.7. По результатам физической инвентаризации в ЗБМ должен
быть подготовлен МБО.
7.2.8. В МБО ЗБМ в виде отдельных записей по каждому ядерному
материалу должны быть отражены:
- начальное зарегистрированное количество ядерных материалов;
- увеличение и (или) уменьшение количества ядерных материалов
за отчетный МБП;
- конечное фактически наличное количество ядерных материалов,
установленное по результатам физической инвентаризации;
- значение ИР и погрешности ее определения.
7.2.9. В МБО организации должен быть показан баланс ядерных
материалов, основанный на фактически наличном количестве ядерных
материалов, определенном в ходе физической инвентаризации.
7.2.10. В МБО организации в виде отдельных записей по каждому
виду ядерного материала должны быть отражены:
- начальное зарегистрированное количество ядерных материалов;
- конечное зарегистрированное и фактически наличное количество
ядерных материалов, установленное по результатам физической
инвентаризации.
7.2.11. Если при сравнении фактически наличного количества
ядерного материала с конечным зарегистрированным в СНК наличным
количеством была выявлена аномалия, то к МБО должны быть приложены
необходимые документы, подтверждающие обоснованность принятия
наличного количества ядерного материала в качестве начального для
следующего МБП.
7.2.12. Одновременно с МБО должен быть составлен СФНК на конец
МБП.
7.2.13. СФНК ЗБМ должен быть составлен на дату физической
инвентаризации в виде последовательных записей для каждого вида и
партии материала с указанием идентификационных и других
характеристик для каждой партии и вида ядерного материала
отдельно.
7.2.14. МБО и СФНК ЗБМ должны быть направлены ответственным за
учет и контроль в ЗБМ в службу учета ядерных материалов
организации в срок не более 15 дней после определения наличного
количества ядерных материалов.
7.2.15. СО должен быть составлен эксплуатирующей организацией,
организацией в случае выявления утраты, хищения,
несанкционированного использования, при обнаружении недостачи
(излишка) ядерных материалов, а также в случае превышения
установленного предела для значения ИР или статистически значимых
расхождений данных организации-отправителя и организации-
получателя.
СО должен предоставляться в соответствующие органы управления
использованием атомной энергии и в орган государственного
регулирования безопасности при использовании атомной энергии в
течение 24 ч с момента установления вышеуказанных фактов.
7.2.16. СО должен содержать:
- описание обстоятельств, события и (или) серии событий,
связанных с ядерными материалами, в отношении которых имело место
несанкционированное действие;
- идентификацию и определение вида ядерного материала;
- исходные данные для определения количественных характеристик
ядерных материалов;
- принятые меры и программу последующих действий для решения
возникших проблем.
7.2.17. Отчетные документы организации по ЗБМ предоставляются
организацией органу государственного регулирования безопасности
при использовании атомной энергии, осуществляющему надзор за
системой государственного учета и контроля ядерных материалов (или
его территориальному органу) по запросу.
7.3. Система предварительных уведомлений о передаче ядерных
материалов
7.3.1. При передаче ядерных материалов между организациями
организация-отправитель не менее чем за 10 дней до предполагаемой
даты отправления ядерных материалов должна направить
предварительное уведомление об отправлении ядерных материалов
организации-получателю, в орган управления использованием атомной
энергии, осуществляющий учет и контроль ядерных материалов на
федеральном уровне, и в структурное подразделение органа
государственного регулирования безопасности при использовании
атомной энергии, осуществляющее надзор за системой
государственного учета и контроля ядерных материалов в организации-
отправителе.
7.3.2. В случае внеплановых отправлений по специальному
распоряжению соответствующих органов исполнительной власти
предварительные уведомления должны быть направлены не позднее трех
дней после определения сроков отправления.
7.3.3. После получения и постановки на учет ядерного материала
в случаях, указанных в п. п. 7.3.1 и 7.3.2 настоящих Правил,
организация-получатель должна направить подтверждение факта его
получения в организацию-отправитель, в орган управления
использованием атомной энергии, осуществляющий учет и контроль
ядерных материалов на федеральном уровне, и в структурное
подразделение органа государственного регулирования безопасности
при использовании атомной энергии, осуществляющее надзор за
системой государственного учета и контроля ядерных материалов в
организации-получателе.
8. Учет и контроль ядерных материалов в организациях
8.1. Учет и контроль ядерных материалов в организациях должен
включать измерения количества ядерных материалов, ведение учетных
и отчетных документов, административный контроль за их наличием и
перемещением.
8.2. Руководителем организации должно быть разработано и
утверждено положение (инструкция) об учете и контроле ядерных
материалов, в котором должны быть определены:
- организация работ по учету и контролю ядерных материалов в
организации и в ЗБМ, структура и состав работников (персонала),
занятых учетом и контролем ядерных материалов. Права и обязанности
этих работников (персонала) определяются положениями о
подразделениях, должностными и рабочими инструкциями;
- применяемые в организации нормативные и технические документы
для учета и контроля ядерных материалов;
- количество ЗБМ, их границы и структура;
- применяемые организации методики и средства измерений для
учета и контроля ядерных материалов;
- СКД к ядерным материалам;
- перечень и формы учетных и отчетных документов;
- порядок контроля состояния учета и контроля ядерных
материалов в ЗБМ;
- порядок расследования аномалий в учете и контроле ядерных
материалов;
- порядок подготовки и допуска работников (персонала) к работам
по учету и контролю ядерных материалов;
- сроки составления СНК в ЗБМ и в целом в организации;
- порядок проведения физических инвентаризаций.
8.3. Достоверность представления в системе учета и контроля
ядерных материалов в ЗБМ данных об идентификаторах учетных единиц,
идентификаторах УИВ и местоположении учетных единиц должна быть не
менее 99%.
8.4. Для каждой ЗБМ должны быть разработаны и утверждены
руководителем организации инструкции по учету и контролю ядерных
материалов, в которых должны быть определены:
- КТИ, а также применяемые в них методики и средства измерений;
- СКД к ядерным материалам;
- процедуры учета и контроля ядерных материалов, применяемые в
данной ЗБМ;
- процедуры оценки потерь ядерных материалов.
8.5. Любые потери ядерных материалов должны быть определены с
помощью измерений или расчетных методик, основанных на результатах
предварительных измерений или экспериментальных исследований.
Максимальные допустимые величины потерь ядерных материалов должны
быть согласованы с органом управления использованием атомной
энергии.
8.6. Для каждой ЗБМ должны назначаться лица, ответственные за
ядерные материалы, находящиеся в данной ЗБМ.
8.7. Передача ядерных материалов от материально ответственного
лица другим лицам должна быть оформлена документально.
8.8. Передача ядерных материалов, находящихся в технологическом
процессе, с одной технологической операции на другую или между
сменами должна быть оформлена документально.
9. Ведомственный контроль за государственным учетом
и контролем ядерных материалов
9.1. Порядок осуществления ведомственного контроля за
государственным учетом и контролем ядерных материалов,
взаимоотношения представителей ведомств и организаций с
ответственными лицами и работниками (персоналом), порядок
проведения инспекционных проверок должны устанавливаться
ведомственным положением об учете и контроле ядерных материалов.
После каждой проверки должен быть составлен акт о ее результатах.
9.2. Частота проверок организации на ведомственном уровне
должна быть не реже одного раза в пять лет.
9.3. При необходимости орган управления использованием атомной
энергии должен проводить внеплановые проверки состояния учета и
контроля в организации, находящейся в его ведении, поставив в
известность руководителя организации не позднее чем за пять суток
до начала проверки.
9.4. Деятельность по ведомственному контролю должна включать:
- контроль ведения учетных и отчетных документов;
- проверку соблюдения требований к учету и контролю ядерных
материалов в ЗБМ, организациях;
- сверку данных учетных и отчетных документов;
- проверку порядка проведения физической инвентаризации и
подведения баланса ядерных материалов;
- проверку порядка использования СКД;
- проверку наличия ядерных материалов в местах их нахождения;
- проверку наличия и качества методик и средств измерений,
применяемых для учета и контроля ядерных материалов, в том числе
путем выполнения дополнительных измерений параметров ядерных
материалов работниками (персоналом) организаций;
- проверку процедур оценки потерь ядерных материалов;
- контроль проведения исследований организациями причин и
обстоятельств аномалий в учете и контроле ядерных материалов,
принятия соответствующих мер.
10. Требования к работникам (персоналу), осуществляющим
учет и контроль ядерных материалов
10.1. Работники (персонал), осуществляющие учет и контроль
ядерных материалов, должны проходить обучение по выполнению
соответствующих процедур на специализированных курсах,
организуемых в рамках системы государственного учета и контроля
ядерных материалов, а также периодическую проверку знаний согласно
установленному в организации порядку.
10.2. Периодичность проведения проверок знаний процедур учета и
контроля ядерных материалов для различных категорий работников
(персонала) должна быть установлена руководителем организации.
Проверки должны проводиться не реже одного раза в три года.
Приложение 1
МИНИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ОРГАНИЗАЦИИ,
НАЧИНАЯ С КОТОРОГО ОНИ ПОДЛЕЖАТ ГОСУДАРСТВЕННОМУ
УЧЕТУ И КОНТРОЛЮ
----T----------------------------T------------T------------------¬
¦ N ¦ Ядерный материал ¦Минимальное ¦Последние значащие¦
¦п/п¦ ¦ количество ¦цифры в значении ¦
¦ ¦ ¦ ядерного ¦массы ядерного ма-¦
¦ ¦ ¦ материала ¦териала в отчетных¦
¦ ¦ ¦ ¦документах ¦
+---+----------------------------+------------+------------------+
¦1 ¦Плутоний ¦15 г ¦1 г ¦
+---+----------------------------+------------+------------------+
¦2 ¦Уран-233 ¦15 г ¦1 г ¦
+---+----------------------------+------------+------------------+
¦3 ¦Уран с обогащением по ¦15 г ¦1 г ¦
¦ ¦изотопу U-235 более 0,72% ¦по изотопу ¦ ¦
¦ ¦ ¦U-235 ¦ ¦
+---+----------------------------+------------+------------------+
¦4 ¦Нептуний-237 ¦15 г ¦1 г ¦
+---+----------------------------+------------+------------------+
¦5 ¦Совокупность ядерных ¦15 г ¦1 г ¦
¦ ¦материалов, перечисленных ¦по сумме ¦ ¦
¦ ¦в пп. 1 - 4 таблицы ¦масс Pu, ¦ ¦
¦ ¦ ¦U-233, U-235¦ ¦
¦ ¦ ¦и Np-237 ¦ ¦
+---+----------------------------+------------+------------------+
¦6 ¦Америций-241 ¦1 г ¦0,1 г ¦
+---+----------------------------+------------+------------------+
¦7 ¦Америций-243 ¦1 г ¦0,1 г ¦
+---+----------------------------+------------+------------------+
¦8 ¦Калифорний-252 ¦0,001 г ¦0,000001 г ¦
+---+----------------------------+------------+------------------+
¦9 ¦Уран с содержанием изотопа ¦500 кг ¦1 кг ¦
¦ ¦U-235 не более 0,72% ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+------------+------------------+
¦10 ¦Торий ¦500 кг ¦1 кг ¦
+---+----------------------------+------------+------------------+
¦11 ¦Литий-6 ¦1 кг ¦0,1 кг ¦
+---+----------------------------+------------+------------------+
¦12 ¦Тритий, за исключением ¦0,2 г ¦0,01 г ¦
¦ ¦трития, содержащегося в ¦ ¦ ¦
¦ ¦тяжелой воде ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+------------+------------------+
¦13 ¦Дейтерий, за исключением ¦2 г ¦0,1 г ¦
¦ ¦дейтерия, содержащегося в ¦ ¦ ¦
¦ ¦тяжелой воде, применяемой ¦ ¦ ¦
¦ ¦в качестве замедлителя в ¦ ¦ ¦
¦ ¦ядерных реакторах ¦ ¦ ¦
L---+----------------------------+------------+-------------------
Приложение 2
ЯДЕРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ КАТЕГОРИИ 1
-------------------------------T--------------T------------------¬
¦ Продукты ¦ Ядерный ¦ Масса ядерного ¦
¦ ¦ материал ¦ материала, кг, ¦
¦ ¦ ¦ не менее ¦
+------------------------------+--------------+------------------+
¦Металлические продукты: ¦Pu, U-233 ¦2 ¦
¦металлические изделия, заго- ¦ ¦по сумме масс Pu и¦
¦товки; ¦ ¦U-233 ¦
¦слитки, крупка, их сплавы и +--------------+------------------+
¦смеси; ¦ВОУ ¦5 ¦
¦топливные элементы и сборки, ¦ ¦по изотопу U-235 ¦
¦содержащие металлическое и +--------------+------------------+
¦интерметаллидное топливо; ¦Смесь, сово- ¦2 ¦
¦бракованные изделия и отходы, ¦купность Pu, ¦по сумме масс Pu, ¦
¦перерабатываемые путем ¦U-233, ВОУ и ¦U-233, U-235, ¦
¦переплавки без растворения ¦других ядерных¦Np-237, Am, Cf ¦
¦ ¦материалов ¦ ¦
+------------------------------+--------------+------------------+
¦Продукты с высоким содержанием¦Pu, U-233 ¦6 ¦
¦ядерных материалов: ¦ ¦по сумме масс Pu и¦
¦карбиды, оксиды, хлориды, ¦ ¦U-233 ¦
¦нитриды, фториды, их сплавы и +--------------+------------------+
¦смеси; топливные элементы и ¦ВОУ ¦20 ¦
¦сборки, содержащие топливо из ¦ ¦по изотопу U-235 ¦
¦вышеупомянутых соединений, а +--------------+------------------+
¦также другие продукты с кон- ¦Смесь, сово- ¦6 ¦
¦центрацией (содержанием) ядер-¦купность Pu, ¦по сумме масс Pu, ¦
¦ных материалов не менее 25 г/л¦U-233, ВОУ и ¦U-233, U-235, ¦
¦(25 г/кг) ¦других ядерных¦Np-237, Am, Cf ¦
¦ ¦материалов ¦ ¦
L------------------------------+--------------+-------------------
Приложение 3
ЯДЕРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ КАТЕГОРИИ 2
-------------------------------T--------------T------------------¬
¦ Продукты ¦ Ядерный ¦ Масса ядерного ¦
¦ ¦ материал ¦ материала, кг ¦
+------------------------------+--------------+------------------+
¦Металлические продукты: ¦Pu, U-233 ¦>= 0,5, ¦
¦металлические изделия, ¦ ¦но < 2 по сумме ¦
¦заготовки, слитки, крупка, их ¦ ¦масс Pu и U-233 ¦
¦сплавы и смеси; +--------------+------------------+
¦топливные элементы и сборки, ¦ВОУ ¦>= 1, ¦
¦содержащие металлическое и ¦ ¦но < 5 ¦
¦интерметаллидное топливо; ¦ ¦по изотопу U-235 ¦
¦бракованные изделия и отходы, +--------------+------------------+
¦перерабатываемые путем пере- ¦Смесь, сово- ¦>= 0,5, ¦
¦плавки без растворения ¦купность Pu, ¦но < 2 по сумме ¦
¦ ¦U-233, ВОУ и ¦масс Pu, U-233, ¦
¦ ¦других ядерных¦U-235, Np-237, Am,¦
¦ ¦материалов ¦Cf ¦
+------------------------------+--------------+------------------+
¦Продукты с высоким содержанием¦Pu, U-233 ¦>= 2, ¦
¦ядерных материалов: ¦ ¦но < 6 по сумме ¦
¦карбиды, оксиды, хлориды, ¦ ¦масс Pu и U-233 ¦
¦нитриды, фториды, их сплавы ¦ ¦ ¦
¦и смеси; +--------------+------------------+
¦топливные элементы и сборки, ¦ВОУ ¦>= 6, ¦
¦содержащие топливо из вышеупо-¦ ¦но < 20 ¦
¦мянутых соединений, а также ¦ ¦по изотопу U-235 ¦
¦другие продукты с концентра- +--------------+------------------+
¦цией (содержанием) ядерных ма-¦Смесь, сово- ¦>= 2, ¦
¦териалов не менее 25 г/л ¦купность Pu, ¦но < 6 по сумме ¦
¦(25 г/кг) ¦U-233, ВОУ и ¦масс Pu, U-233, ¦
¦ ¦других ядерных¦U-235, Np-237, Am,¦
¦ ¦материалов ¦Cf ¦
+------------------------------+--------------+------------------+
¦Продукты с низким содержанием ¦Pu, U-233 ¦>= 16 по сумме ¦
¦ядерных материалов: ¦ ¦масс Pu и U-233 ¦
¦продукты, требующие сложной +--------------+------------------+
¦обработки; ¦ВОУ ¦>= 50 ¦
¦продукты с концентрацией (со- ¦ ¦по изотопу U-235 ¦
¦держанием) ядерных материалов +--------------+------------------+
¦от 1 до 25 г/л (от 1 до ¦Смесь, сово- ¦>= 16 ¦
¦25 г/кг) ¦купность Pu, ¦по сумме масс Pu, ¦
¦ ¦U-233, ВОУ и ¦U-233, U-235, ¦
¦ ¦других ядерных¦Np-237, Am, Cf ¦
¦ ¦материалов ¦ ¦
L------------------------------+--------------+-------------------
Приложение 4
ЯДЕРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ КАТЕГОРИИ 3
-------------------------------T--------------T------------------¬
¦ Продукты ¦ Ядерный ¦ Масса ядерного ¦
¦ ¦ материал ¦ материала, кг ¦
+------------------------------+--------------+------------------+
¦Металлические продукты: ¦Pu, U-233 ¦>= 0,2, ¦
¦металлические изделия, заго- ¦ ¦но < 0,5 по сумме ¦
¦товки, слитки, крупка, их ¦ ¦масс Pu и U-233 ¦
¦сплавы и смеси; +--------------+------------------+
¦топливные элементы и сборки, ¦ВОУ ¦>= 0,5, ¦
¦содержащие металлическое и ¦ ¦но < 1 по изотопу ¦
¦интерметаллидное топливо; ¦ ¦U-235 ¦
¦бракованные изделия и отходы, +--------------+------------------+
¦перерабатываемые путем пере- ¦Смесь, сово- ¦>= 0,2, ¦
¦плавки без растворения ¦купность Pu, ¦но <0,5 по сумме ¦
¦ ¦U-233, ВОУ и ¦масс Pu, U-233, ¦
¦ ¦других ядерных¦U-235, Np-237, Am,¦
¦ ¦материалов ¦Cf ¦
+------------------------------+--------------+------------------+
¦Продукты с высоким содержанием¦Pu, U-233 ¦>= 0,5, ¦
¦ядерных материалов: ¦ ¦но < 2 по сумме ¦
¦карбиды, оксиды, хлориды, ¦ ¦масс Pu и U-233 ¦
¦нитриды, фториды, их сплавы и ¦ ¦ ¦
¦смеси; +--------------+------------------¦
¦топливные элементы и ¦ВОУ ¦>= 2, ¦
¦сборки, содержащие топливо ¦ ¦но <= 6 по изотопу¦
¦из вышеупомянутых соединений, ¦ ¦U-235 ¦
¦а также другие продукты с +--------------+------------------+
¦концентрацией (содержанием) ¦Смесь, сово- ¦>= 0,5, ¦
¦ядерных материалов не менее ¦купность Pu, ¦но < 2 по сумме ¦
¦25 г/л (25 г/кг) ¦U-233, ВОУ и ¦масс Pu, U-233, ¦
¦ ¦других ядерных¦U-235, Np-237, Am,¦
¦ ¦материалов ¦Cf ¦
+------------------------------+--------------+------------------+
¦Продукты с низким содержанием ¦Pu, U-233 ¦>= 3, ¦
¦ядерных материалов: ¦ ¦но < 16 по сумме ¦
¦продукты, требующие сложной ¦ ¦масс Pu и U-233 ¦
¦обработки; +--------------+------------------+
¦продукты с концентрацией (со- ¦ВОУ ¦>= 8, ¦
¦держанием) ядерных материалов ¦ ¦но < 50 по изотопу¦
¦от 1 до 25 г/л (от 1 до ¦ ¦U-235 ¦
¦25 г/кг) +--------------+------------------+
¦ ¦Смесь, сово- ¦>= 3, ¦
¦ ¦купность Pu, ¦но < 16 по сумме ¦
¦ ¦U-233, ВОУ и ¦масс Pu, U-233, ¦
¦ ¦других ядерных¦U-235, Np-237, Am,¦
¦ ¦материалов ¦Cf ¦
¦ ¦лов ¦ ¦
L------------------------------+--------------+-------------------
Приложение 5
ЯДЕРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ КАТЕГОРИИ 4
-------------------------------T---------------T-----------------¬
¦ Продукты ¦ Ядерный ¦ Масса ядерного ¦
¦ ¦ материал ¦ материала, кг, ¦
¦ ¦ ¦ не более ¦
+------------------------------+---------------+-----------------+
¦Металлические продукты: ¦Pu, U-233 ¦0,2 ¦
¦металлические изделия, заго- ¦ ¦по сумме масс ¦
¦товки, слитки, крупка, их ¦ ¦Pu и U-233 ¦
¦сплавы и смеси; +---------------+-----------------+
¦топливные элементы и сборки, ¦ВОУ ¦0,5 ¦
¦содержащие металлическое и ¦ ¦по изотопу U-235 ¦
¦интерметаллидное топливо; +---------------+-----------------+
¦бракованные изделия и отходы, ¦Смесь, ¦0,2 ¦
¦перерабатываемые путем пере- ¦совокупность ¦по сумме масс Pu,¦
¦плавки без растворения ¦Pu, U-233, ВОУ ¦U-233, U-235, ¦
¦ ¦и других ядер- ¦Np-237, Am, Cf ¦
¦ ¦ных материалов ¦ ¦
+------------------------------+---------------+-----------------+
¦Продукты с высоким содержанием¦Pu, U-233 ¦0,5 ¦
¦ядерных материалов: ¦ ¦по сумме масс ¦
¦карбиды, оксиды, хлориды, ¦ ¦Pu и U-233 ¦
¦нитриды, фториды, их сплавы и +---------------+-----------------+
¦смеси; топливные элементы и ¦ВОУ ¦2 ¦
¦сборки, содержащие топливо ¦ ¦по изотопу U-235 ¦
¦из вышеупомянутых соединений, +---------------+-----------------+
¦а также другие продукты с ¦Смесь, совокуп-¦0,5 ¦
¦концентрацией (содержанием) ¦ность Pu, ¦по сумме масс Pu,¦
¦ядерных материалов не менее ¦U-233, ВОУ и ¦U-233, U-235, ¦
¦25 г/л (25 г/кг) ¦других ядерных ¦Np-237, Am, Cf ¦
¦ ¦материалов ¦ ¦
+------------------------------+---------------+-----------------+
¦Продукты с низким содержанием ¦Pu, U-233 ¦3 ¦
¦ядерных материалов: ¦ ¦по сумме масс Pu ¦
¦продукты, требующие сложной ¦ ¦и U-233 ¦
¦обработки; +---------------+-----------------+
¦продукты с концентрацией (со- ¦ВОУ ¦8 ¦
¦держанием) ядерных материалов ¦ ¦по изотопу U-235 ¦
¦от 1 до 25 г/л (от 1 до +---------------+-----------------+
¦25 г/кг) ¦Смесь, совокуп-¦3 ¦
¦ ¦ность Pu, ¦по сумме масс Pu,¦
¦ ¦U-233, ВОУ и ¦U-233, U-235, ¦
¦ ¦других ядерных ¦Np-237, Am, Cf ¦
¦ ¦материалов ¦ ¦
+------------------------------+---------------+-----------------+
¦Все другие продукты, включая: ¦Суммарная масса ¦
¦а) продукты, содержащие Pu, U-233, ВОУ с кон- ¦всех ядерных ма- ¦
¦центрацией (содержанием) менее 1 г/л (1 г/кг);¦териалов не менее¦
¦б) любые соединения урана с содержанием U-235 ¦минимальных коли-¦
¦в уране менее 20%; ¦честв, приведен- ¦
¦в) любые продукты с мощностью поглощенной дозы¦ных в табл. ¦
¦на расстоянии 1 м без защиты не менее 1 ¦Приложения 1 ¦
¦Гр/ч = 100 рад./ч; ¦ ¦
¦г) любые соединения: ¦ ¦
¦плутония с содержанием изотопа плутония-238 ¦ ¦
¦более 80%; тория; нептуния-237; америция-241; ¦ ¦
¦америция-243 и калифорния-252; ¦ ¦
¦д) специальные неядерные материалы и любые их ¦ ¦
¦соединения ¦ ¦
L----------------------------------------------+------------------
Приложение 6
ВЕРОЯТНОСТЬ ОБНАРУЖЕНИЯ НЕДОСТАЧИ (ИЗЛИШКА) ПОРОГОВОГО
КОЛИЧЕСТВА ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РАСЧЕТА ОБЪЕМА
ВЫБОРКИ ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ИЗМЕРЕНИЙ
-----------------------------------T-----------------------------¬
¦ Объем применения СКД к ядерному ¦ Вероятность обнаружения, %, ¦
¦ материалу ¦ не менее ¦
¦ +-------------T---------------+
¦ ¦для категорий¦для категории 4¦
¦ ¦ 1, 2, 3 ¦ ¦
+----------------------------------+-------------+---------------+
¦Только УИВ ¦50 ¦30 ¦
+----------------------------------+-------------+---------------+
¦Только система наблюдения ¦50 ¦30 ¦
+----------------------------------+-------------+---------------+
¦Одновременно два вида разно- ¦ ¦ ¦
¦образных СКД ¦25 ¦9 ¦
+----------------------------------+-------------+---------------+
¦Одновременно n видов разнообразных¦ n ¦ n ¦
¦ных СКД ¦100 (0,5) ¦100 (0,3) ¦
L----------------------------------+-------------+----------------
Если ядерные материалы представлены в форме учетных единиц,
целостность которых при нахождении в ЗБМ в МБП обеспечена их
конструкцией (например, неразборные тепловыделяющие сборки или
диски, блочки, изделия с ядерными материалами, покрытые
оболочками, в результате ядерные материалы не могут быть извлечены
из них без нарушения целостности оболочек) и может быть
подтверждена (например, визуальным осмотром, сравнением образов
гамма- или ультразвукового сканирования швов сварки), то для этих
ядерных материалов при расчете объема выборки для подтверждающих
измерений применяются параметры обнаружения, аналогичные
применяющимся к ядерным материалам с УИВ.
|