МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПРИКАЗ
от 26 декабря 2005 г. N 1699
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА
ПО ОБРАЗОВАНИЮ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 8
сентября 2005 г. N АЖ-ПР-4494, в соответствии с планом действий
Правительства Российской Федерации в кризисных ситуациях,
утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 9
августа 2005 г. N 1215-р, и Приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 23 ноября 2005 г. N 287 приказываю:
1. Утвердить прилагаемый План действий Федерального агентства
по образованию в кризисных ситуациях.
2. Подведомственным Рособразованию образовательным учреждениям
начального, среднего и высшего профессионального образования
разработать и утвердить планы действий в кризисных ситуациях.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя руководителя А.А. Казенова.
Руководитель
Г.А.БАЛЫХИН
Утвержден
Приказом Федерального
агентства по образованию
от 26 декабря 2005 г. N 1699
ПЛАН
ДЕЙСТВИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ОБРАЗОВАНИЮ
В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ
План действий Федерального агентства по образованию (далее -
Агентство) в кризисных ситуациях разработан в соответствии с
планом действий Правительства Российской Федерации в кризисных
ситуациях, утвержденным распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 августа 2005 г. N 1215-р, и планом действий
Министерства образования и науки Российской Федерации в кризисных
ситуациях, утвержденным Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 23 ноября 2005 г. N 287, устанавливает
порядок деятельности Агентства в кризисных ситуациях.
I. Общие положения
1. Под кризисной ситуацией понимаются обстоятельства
чрезвычайного, в том числе террористического характера,
определенные в статье 3 Федерального конституционного закона "О
чрезвычайном положении" (при этом порядок действий Агентства в
условиях военного времени, военного положения и проведения
мобилизационных мероприятий определяется соответствующими
планирующими документами).
2. Кризисные ситуации подразделяются на:
кризисные ситуации террористического характера;
кризисные ситуации криминогенного характера, не связанные с
терроризмом;
кризисные ситуации природного и техногенного характера.
Кризисные ситуации в зависимости от территории их возникновения
подразделяются на:
локальные (в пределах объекта производственного или социального
назначения);
муниципальные (в пределах муниципальных образований);
межмуниципальные (в пределах 2 и более муниципальных
образований, расположенных в одном субъекте Российской Федерации);
региональные (в пределах субъекта Российской Федерации);
межрегиональные (в пределах 2 и более субъектов Российской
Федерации);
федеральные (в пределах Российской Федерации);
трансграничные (произошедшие за рубежом и затрагивающие
территорию Российской Федерации).
3. Под "силами и средствами Агентства" понимаются структурные
подразделения жизнеобеспечения, пожарной безопасности, а также
штаб и нештатные формирования гражданской обороны (посты
радиационного, химического и биологического наблюдения),
выделяемые для предупреждения и ликвидации последствий кризисных
ситуаций.
4. Под "органами повседневного управления" в системе Агентства
понимаются:
пункт управления Агентства (приемная Федерального агентства по
образованию);
пункты управления подведомственных образовательных учреждений
(приемные руководителей подведомственных образовательных
учреждений);
дежурно-вахтенные службы и секретариаты образовательных
учреждений, научных и иных организаций.
5. Систему управления и связи Агентства составляют орган
управления Агентства в чрезвычайных ситуациях (штаб гражданской
обороны Агентства), служба ответственных дежурных, службы
подразделений центрального аппарата и средства связи (телефонные
аппараты).
6. При возникновении кризисной ситуации Правительством
Российской Федерации в установленном порядке принимается решение о
введении режима функционирования органов управления, сил и средств
государственной системы - комплекса мероприятий, осуществляемых
органами управления и силами государственной системы при угрозе
возникновения, возникновении, пресечении и ликвидации последствий
кризисных ситуаций. Правительством Российской Федерации в
установленном порядке могут вводиться:
режим террористической опасности (вводится при наличии
информации, свидетельствующей о возможной подготовке или угрозе
совершения террористической акции; при этом имеются
обстоятельства, не позволяющие проверить такую информацию, а также
обеспечить безопасность граждан и объектов, подвергшихся
террористической угрозе, обычными силами и средствами, без
применения дополнительных мер и временных ограничений);
режим контртеррористической операции (вводится при получении
сообщения о совершении террористической акции);
режим повышенной готовности (вводится при угрозе возникновения
чрезвычайных ситуаций);
режим чрезвычайной ситуации (вводится при возникновении и
ликвидации чрезвычайных ситуаций).
7. Одновременно с принятием в установленном порядке решения о
введении режима функционирования органов управления, сил и средств
государственной системы решением Председателя Правительства
Российской Федерации по представлению руководителя ФСБ России, МВД
России или МЧС России может быть создан орган оперативного
управления в кризисных ситуациях (далее - орган оперативного
управления), определен его состав.
Основная задача органа оперативного управления заключается в
организации взаимодействия, координации и управлении привлекаемыми
в кризисных ситуациях силами и средствами.
К основным функциям органа оперативного управления относятся:
сбор и анализ информации об оперативной обстановке;
принятие решений о применении сил и средств федеральных и
региональных органов исполнительной власти;
постановка задач, организация и поддержание взаимодействия в
ходе выполнения задач;
приведение сил и средств в состояние готовности к действиям в
кризисных ситуациях;
организация всестороннего обеспечения;
организация связи и автоматизированного управления;
организация скрытого управления силами и средствами;
взаимодействие со средствами массовой информации;
информирование Министра образования и науки Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации о ходе выполнения
задач.
В состав органа оперативного управления может входить
заместитель руководителя Федерального агентства по образованию.
8. Действия Агентства в кризисных ситуациях определяются и
осуществляются с учетом следующих основополагающих принципов:
приоритет безопасности жизни и здоровья человека и безопасности
общества в целом;
разграничение полномочий федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления в области защиты
обучающихся, воспитанников и работников образовательных
учреждений, научных и иных организаций в кризисных ситуациях;
заблаговременное проведение мероприятий, направленных на
предупреждение кризисных ситуаций и минимизацию последствий в
случае их возникновения;
планирование и осуществление мероприятий по защите обучающихся,
воспитанников и работников образовательных учреждений, научных и
иных организаций в кризисных ситуациях с учетом экономических,
природных и иных особенностей территорий и степени опасности
возникновения кризисных ситуаций;
обеспечение достаточности сил и средств для осуществления
мероприятий по защите населения и территорий в кризисных ситуациях
и возможности их наиболее рационального использования;
гласность при осуществлении деятельности, связанной с
предупреждением и ликвидацией последствий кризисных ситуаций,
обеспечение государственных органов, органов местного
самоуправления, обучающихся, воспитанников и работников
образовательных учреждений, научных и иных организаций полной,
достоверной и своевременной информацией об угрозах и о возможных
опасностях;
учет экономических возможностей государства при реализации
мероприятий, направленных на предупреждение кризисных ситуации;
международное сотрудничество в области предупреждения и
ликвидации кризисных ситуаций в установленной сфере деятельности
Агентства.
9. Основными задачами Агентства в области защиты обучающихся,
воспитанников и работников образовательных учреждений, научных и
иных организаций в кризисных ситуациях являются:
участие в выработке государственной политики в области защиты
от кризисных ситуаций, разработка и совершенствование
обеспечивающих ее практическую реализацию в установленной сфере
деятельности нормативных правовых актов Президента Российской
Федерации, Правительства Российской Федерации, МЧС России,
Минобрнауки России, осуществлении целевых и научно-технических
программ, направленных на решение задач по предупреждению и
ликвидации кризисных ситуаций, повышение устойчивости
функционирования образовательных учреждений, научных и иных
организаций;
разработка, ввод в действие и обеспечение практической
реализации нормативных правовых актов, регламентирующих
организацию и порядок планирования, проведения, взаимодействия и
обеспечения защиты, повышения устойчивости функционирования в
кризисных ситуациях;
организация, правовое регулирование, контроль за проведением
мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий кризисных
ситуаций в сфере образования;
планирование и осуществление необходимых мер в области защиты
работников от кризисных ситуаций;
создание, подготовка, поддержание в готовности к применению сил
и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных и кризисных
ситуаций;
обучение работников центрального аппарата, образовательных
учреждений и организаций способам защиты и действиям в
чрезвычайных и кризисных ситуациях в составе гражданских
организаций гражданской обороны;
создание и поддержание в постоянной готовности локальных систем
оповещения;
организация и обеспечение работ по созданию систем управления
сферой образования в кризисных ситуациях и мониторинга в области
предупреждения кризисных ситуаций террористического, техногенного
и природного характеров;
обеспечение реализации прав и обязанностей обучающихся,
воспитанников и работников образовательных учреждений, научных и
иных организаций в области защиты от чрезвычайных и кризисных
ситуаций, в том числе лиц, участвующих в их ликвидации;
координация работы подведомственных образовательных учреждений,
организаций по предупреждению и ликвидации последствий кризисных
ситуаций;
осуществление взаимодействия в области предупреждения и
ликвидации кризисных ситуаций с федеральными и региональными
органами исполнительной власти.
10. При ликвидации последствий кризисных ситуаций Агентство в
соответствии со своей компетенцией и во взаимодействии с
федеральными и региональными органами исполнительной власти
выполняет следующие задачи:
осуществляет непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об
обстановке в зоне кризисной ситуации и о ходе проведения работ по
ее ликвидации;
осуществляет прогнозирование возможной обстановки;
организует и поддерживает непрерывное взаимодействие органов
повседневного управления и должностных лиц центрального аппарата,
подведомственных образовательных учреждений, научных и иных
организаций.
11. В чрезвычайных ситуациях природного и техногенного
характера Агентство в соответствии со своей компетенцией во
взаимодействии с федеральными и региональными органами
исполнительной власти дополнительно выполняет следующие задачи:
организует выполнение работ по ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и
всестороннего обеспечения действий сил и средств;
принимает участие в поддержании общественного порядка в ходе их
проведения, а также привлечении при необходимости в установленном
порядке формирований МЧС России и других федеральных и
региональных органов исполнительной власти, общественных
организаций при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
проводит мероприятия по жизнеобеспечению обучающихся,
воспитанников и работников образовательных учреждений, научных и
иных организаций в чрезвычайных ситуациях.
II. Порядок действия Агентства при предупреждении,
пресечении и ликвидации последствий кризисных ситуаций
террористического характера, а также иного криминогенного
характера, не связанных с терроризмом
12. При введении режима террористической опасности Агентство
продолжает выполнять повседневные служебные задачи и проводит
оповещение и сбор руководителей и ответственных работников
Агентства, привлекаемых к выполнению задач в условиях режима
террористической опасности;
вводит круглосуточное дежурство из числа руководящего состава;
уточняет соответствующие планы действий в кризисных ситуациях;
организует взаимодействие с федеральными и региональными
органами исполнительной власти, к компетенции которых относится
выполнение задач по разрешению кризисной ситуации;
проверяется готовность систем управления и связи;
усиливается охрана важных государственных объектов и пропускной
режим на них.
При наличии информации о возможной террористической акции с
применением химически опасных веществ и ядерных компонентов, по
указанию руководителя Агентства, защитные сооружения гражданской
обороны приводятся в состояние готовности, силы и средства
Агентства переводятся на круглосуточный режим работы.
О проведенных мероприятиях и об изменении оперативной
обстановки докладывается Министру образования и науки Российской
Федерации и в Правительство Российской Федерации.
13. При введении режима контртеррористической операции, а также
при возникновении криминогенной кризисной ситуации, не связанной с
терроризмом, Агентство во взаимодействии с соответствующими
органами исполнительной власти проводит следующие мероприятия:
организует сбор, анализ, обобщение данных оперативной
обстановки в районе кризисной ситуации;
дает оценку оперативной обстановки;
готовит предложения заинтересованным федеральным и региональным
органам исполнительной власти для принятия решения о применении
сил и средств государственной системы на первоначальном этапе
действий в районе кризисной ситуации;
выполняет повседневные служебные задачи;
проводит оповещение и сбор руководителей и ответственных
работников центрального аппарата, привлекаемых к выполнению задач
в условиях режима, контртеррористической операции;
по решению руководителя Агентства необходимые работники
отзываются из отпусков и командировок;
устанавливается круглосуточное дежурство из числа руководящего
состава;
организуется взаимодействие с федеральными и региональными
органами исполнительной власти, к компетенции которых относится
выполнение задач по разрешению кризисной ситуации;
вводятся планы действий в кризисных ситуациях, развертывается
система управления и связи Агентства и всестороннего обеспечения;
по указанию руководителя Агентства силы и средства
развертываются и приступают к выполнению задач по ликвидации
последствий кризисной ситуации;
изменяется режим охраны важных государственных объектов и
осуществляется в усиленном режиме;
в кризисной ситуации, связанной с применением химически опасных
веществ и ядерных компонентов, защитные сооружения гражданской
обороны приводятся в состояние готовности;
силы и средства переводятся на круглосуточный режим работы.
III. Порядок действий Агентства при ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
14. При получении информации об угрозе возникновения
чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера (далее
- чрезвычайная ситуация) в установленном порядке может вводиться
режим повышенной готовности.
15. При введении режима повышенной готовности Агентство
продолжает выполнять повседневные служебные задачи:
организует контроль за оповещением подведомственных
образовательных учреждений, научных и иных организаций;
организует взаимодействие с МЧС России;
усиливает контроль за состоянием окружающей среды, осуществляет
прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их последствий;
вводит, при необходимости, круглосуточное дежурство должностных
лиц центрального аппарата;
определяет возможности и средства на стационарных пунктах
управления;
осуществляет непрерывный сбор, обработку и передачу органам
повседневного управления данных о прогнозируемых чрезвычайных
ситуациях, информирует обучающихся, воспитанников и работников о
приемах и способах защиты от них;
принимает оперативные меры по предупреждению, возникновению и
развитию чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь
в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и
безопасности функционирования подведомственных образовательных
учреждений, научных и иных организаций в чрезвычайных ситуациях;
уточняет планы действий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
приводит, при необходимости, силы и средства в состояние
готовности к реагированию на чрезвычайные ситуации;
развертывает оперативные группы, организует их выдвижение в
предполагаемый район действий;
восполняет при необходимости резерв финансовых и материальных
ресурсов, созданных для ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций;
проводит при необходимости эвакуационные мероприятия;
докладывает Министру образования и науки Российской Федерации и
в Правительство Российской Федерации о проведенных мероприятиях.
16. При получении информации о возникновении чрезвычайной
ситуации в установленном порядке вводится режим чрезвычайной
ситуации.
17. При введении режима чрезвычайной ситуации Агентство
продолжает выполнять повседневные служебные задачи:
осуществляет непрерывный контроль за состоянием окружающей
среды, прогнозирует развитие возникшей чрезвычайной ситуации и ее
последствий;
проводит оповещение подведомственных образовательных
учреждений, научных и иных организаций о возникшей чрезвычайной
ситуации;
проводит мероприятия по защите обучающихся, воспитанников,
работников центрального аппарата и подведомственных
образовательных учреждений, научных и иных организаций от
чрезвычайной ситуации, поддерживает общественный порядок в ходе их
проведения, а также привлечению (при необходимости в установленном
порядке) общественных организаций, обучающихся, воспитанников и
работников образовательных учреждений, научных и иных организаций
к ликвидации чрезвычайной ситуации;
организует работу по ликвидации чрезвычайной ситуации и
всестороннему обеспечению действий сил и средств;
осуществляет непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об
обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о ходе проведения работ
по ее ликвидации;
организует и поддерживает непрерывное взаимодействие
подведомственных образовательных учреждений, научных и иных
организаций по вопросам ликвидации последствий чрезвычайной
ситуации;
докладывает Министру образования и науки Российской Федерации и
в Правительство Российской Федерации о проведенных мероприятиях.
18. Силы и средства Агентства, привлекаемые к ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций, а также порядок приведения их в
состояние готовности к действиям определяются нормативными
правовыми актами Министерства и Агентства.
IV. Основы организации управления, связи и взаимодействия
19. Организация управления, связи и взаимодействия в ходе
выполнения задач по предупреждению и ликвидации последствий
кризисных ситуаций в сфере образования в зависимости от их
характера возлагается на орган оперативного управления (в случае
его создания в порядке, предусмотренном планом действий
Правительства Российской Федерации в кризисных ситуациях), МВД
России, ФСБ России, МЧС России. Этот орган осуществляет указанные
функции через создаваемые или функционирующие в постоянном режиме
органы управления, пункты управления с использованием необходимых
средств связи и автоматизации Агентства.
20. Мероприятия по предупреждению и ликвидации кризисных
ситуаций осуществляются в соответствии с планом действий
Правительства Российской Федерации в кризисных ситуациях, планом
действий Министерства образования и науки Российской Федерации и
настоящим планом. Аналогичные планы разрабатываются
подведомственными образовательными учреждениями, научными и иными
организациями.
V. Всестороннее обеспечение мероприятий по предупреждению
и ликвидации последствий кризисных ситуаций
21. Всестороннее обеспечение мероприятий по предупреждению и
ликвидации последствий кризисных ситуаций в установленном порядке
осуществляется Правительством Российской Федерации, Министерством
образования и науки Российской Федерации, Агентством, федеральными
и региональными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами
местного самоуправления.
22. Для ликвидации кризисных ситуаций формируются резервы
финансовых и материальных ресурсов.
Создание, использование и восполнение указанных резервов
финансовых и материальных ресурсов осуществляются в порядке,
предусмотренном нормативными правовыми актами Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления.
|