ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 декабря 2005 года
Дело N 48-Г05-25
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Емышевой В.А.,
Харланова А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Н.
об отмене решения окружной избирательной комиссии по
Горнозаводскому одномандатному избирательному округу N 2 N 91 от
17 ноября 2005 года о регистрации кандидатом в депутаты
Законодательного Собрания Челябинской области Кожевникова Алексея
Валерьевича по кассационной жалобе Н. на решение Челябинского
областного суда от 09.12.2005, которым в удовлетворении заявления
отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Емышевой В.А., заключение помощника Генерального прокурора
Российской Федерации Мосаловой Л.Ф., полагавшей оставить решение
суда без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от
22 сентября 2005 года N 1827 "О назначении выборов депутатов
Законодательного Собрания Челябинской области нового созыва" на 25
декабря 2005 года назначены выборы депутатов Законодательного
Собрания Челябинской области.
Решением окружной избирательной комиссии Горнозаводского
одномандатного избирательного округа N 2 (далее по тексту - ОИК N
2) от 17 ноября 2005 года N 91 Кожевников А.В. зарегистрирован
кандидатом в депутаты Законодательного Собрания.
Кандидат в депутаты Законодательного Собрания Челябинской
области, зарегистрированный по Горнозаводскому избирательному
округу N 2, Н. обратился в Челябинский областной суд с заявлением
об отмене указанного решения по тем основаниям, что при проверке
подписных листов, собранных в поддержку кандидата Кожевникова
А.В., окружной избирательной комиссией необоснованно, в нарушение
п. 8 ст. 37 Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ",
п. 8 и п. 9 ст. 18 Закона Челябинской области "О выборах депутатов
Законодательного собрания Челябинской области" признаны
действительными 149 подписей избирателей, что с учетом признанных
ОИК недействительными 74 подписями составило 223 подписи, или
24,88%, что недостаточно для регистрации Кожевникова А.В.
кандидатом в депутаты Законодательного Собрания.
Оспариваемое решение избирательной комиссии нарушает его права
как кандидата, выполнившего все требования закона, поскольку
нарушает принцип равенства кандидатов.
9 декабря 2005 года Челябинским областным судом постановлено
приведенное выше решение.
Н. подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить
и принять новое об удовлетворении заявления. Полагает, что суд
неправильно применил материальный закон, допустил нарушения норм
процессуального права, дал ошибочную оценку доводам заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ч. 1 ст. 259 ГПК РФ (в ред. Федерального закона от
21.07.2005 N 93-ФЗ) избиратели, участники референдума, кандидаты и
их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные
лица, политические партии и их региональные отделения, иные
общественные объединения, инициативные группы по проведению
референдума и их уполномоченные представители, иные группы
участников референдума и их уполномоченные представители,
наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями
(бездействием) органа государственной власти, органа местного
самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии,
комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные
права или право на участие в референдуме граждан Российской
Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Порядок организации и проведения выборов депутатов
Законодательного Собрания Челябинской области установлен Законом
Челябинской области от 25 августа 2005 года N 398-ЗО "О выборах
депутатов Законодательного Собрания Челябинской области" (далее по
тексту - Закона Челябинской области).
В соответствии с постановлением Законодательного Собрания
Челябинской области от 25 августа 2005 года N 1785 "Об утверждении
схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов
депутатов Законодательного Собрания Челябинской области и ее
графических изображений" число избирателей по Горнозаводскому
одномандатному избирательному округу N 2 составляет 81577.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона Челябинской области в поддержку
выдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в
количестве не менее 1% от общего числа избирателей,
зарегистрированных на территории избирательного округа, т.е. не
менее 815 подписей.
Оспаривая решение ОИК N 2 о регистрации, заявитель указал, что
в нарушение закона не были признаны недействительными 149 подписей
избирателей, содержащиеся в подписных листах кандидата Кожевникова
А.В., из которых 142 не содержат наименования субъекта Российской
Федерации (Челябинская область) в адресе места жительства лица,
проводившего сбор подписей, 7 подписей содержат исправления, не
оговоренные лицом, производившим сбор подписей.
Согласно пп. "д" п. 24 ст. 38 ФЗ N 67-ФЗ " Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан РФ" основанием отказа в регистрации кандидата является
недостаточное количество достоверных подписей избирателей,
представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и
более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от
общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не
установлено федеральным законом.
Аналогичное положение содержится в п. 12 ст. 19 Закона
Челябинской области.
В силу п. 44 ст. 2 ФЗ "Об основных гарантиях..."
недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка
сбора подписей избирателей, участников референдума и (или)
оформления подписного листа.
Пункт 8 статьи 19 названного Закона Челябинской области
предусматривает основания, по которым подписи избирателей в
подписных листах признаются недействительными. Недействительными
подписями считаются все подписи в подписном листе в случаях, если
отсутствуют в подписном листе все требуемые законом сведения о
лице, производившем сбор подписей, а также наличие в подписном
листе неоговоренных исправлений.
Пункт 8 ст. 37 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав..."
относит установление формы подписного листа и порядка его
заверения к компетенции закона. В соответствии с п. 8 ст. 18
Закона Челябинской области "О выборах депутатов..." подписные
листы изготавливаются по форме, установленной в приложении N 1 - 3
к названному Закону.
Судом установлено, что 14 ноября 2005 года Кожевниковым А.В. в
окружную избирательную комиссию Горнозаводского одномандатного
избирательного округа N 2 представлены 2 папки с подписными
листами с общим количеством подписей 896.
Согласно п. 6 ст. 19 Закона Челябинской области соответствующая
избирательная комиссия до регистрации кандидатов, списков
кандидатов проводит проверку соблюдения порядка сбора подписей,
оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях
и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, списка
кандидатов.
При проведении проверки подписных листов, представленных
кандидатом Кожевниковым А.В., избирательной комиссией были
признаны недействительными 74 подписи, что составляет 8,2%. Число
достоверных подписей составило 822 подписи, что является
достаточным для регистрации этого кандидата.
Исследовав материалы дела, в т.ч. подписные листы,
проанализировав приведенные нормы закона, суд пришел к правильному
выводу о том, что каких-либо нарушений при проверке подписных
листов допущено не было. В связи с чем доводы заявителя о
недействительности 149 подписей являются необоснованными.
При этом суд исходил из того, что отсутствие в подписных
листах, содержащих 142 подписи, наименования субъекта Российской
Федерации в адресе места жительства лица, проводившего сбор
подписей, в данном случае не является существенным нарушением
избирательного законодательства, поскольку местом жительства этих
лиц указан город Челябинск, являющийся административным центром
субъекта РФ, что не препятствует однозначному восприятию указанных
данных.
При данных обстоятельствах следует согласиться с выводом суда,
поскольку выборы проводились только в одном субъекте Российской
Федерации, в подписном листе указано, что сбор подписей проводится
в поддержку кандидата в депутаты Законодательного Собрания
Челябинской области, указано, что лицо, осуществляющее сбор
подписей, проживает в городе Челябинске, являющемся
административным центром Челябинской области, что исключает иное
толкование.
Кроме того, суд правильно указал, что заявитель не представил
суду доказательств, подтверждающих нарушение оспариваемым решением
его пассивного избирательного права.
Также правильно суд отклонил доводы заявителя о неправомерности
признания действительными двух подписей на листе 68 папки N 1 и
пяти подписей на листе 34 папки N 2 в связи с наличием в них
исправлений, не оговоренных лицом, производившим сбор подписей,
поскольку установил, что запись N 1 на листе 68 в папке N 1
исправлений не содержит. Исключение же из числа признанных 822
достоверных подписей шести подписей, содержащих исправления, не
повлечет отмены регистрации, поскольку для регистрации кандидата
достаточно 815 подписей.
Судом первой инстанции дана оценка всем доводам, приведенным
заявителем по рассматриваемым вопросам, в том числе указанным в
кассационной жалобе, поскольку в ней, по существу, заявитель
повторяет все то, на что ссылался ранее, и это отражено в принятом
решении суда.
Учитывая изложенные обстоятельства, кассационная инстанция не
находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, а
решение суда считает законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Челябинского областного суда от 09.12.2005 оставить без
изменения, а кассационную жалобу Н. - без удовлетворения.
|