Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ N 3838/05 ОТ 20.12.2005 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ О ВОЗМЕЩЕНИИ СУММ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В ОТНОШЕНИИ ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ НАСЕЛЕНИЮ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ОТКАЗАНО, ПОСКОЛЬКУ ПОЛУЧЕННЫЕ БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ СРЕДСТВА ОТ НАСЕЛЕНИЯ В ВИДЕ ПЛАТЫ ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ НЕ УЧИТЫВАЮТСЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 20 декабря 2005 г. N 3838/05
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного Суда  Российской  Федерации  в
   составе:
       председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации Иванова А.А.;
       членов  Президиума: Бабкина А.И., Валявиной Е.Ю., Вышняк  Н.Г.,
   Иванниковой  Н.П.,  Исайчева  В.Н., Киреева  Ю.А.,  Козловой  А.С.,
   Козловой  О.А., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Тумаркина В.М.,  Юхнея
   М.Ф. -
       рассмотрел заявление Инспекции Федеральной налоговой службы  по
   Кировскому   району   города   Самары   (правопреемника   Инспекции
   Министерства   Российской  Федерации  по  налогам   и   сборам   по
   Кировскому  району  города Самары) о пересмотре в  порядке  надзора
   постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа  от
   16.12.2004  по делу N А55-7773/2004-11 Арбитражного суда  Самарской
   области.
       В заседании приняли участие представители:
       от  заявителя  -  Инспекции  Федеральной  налоговой  службы  по
   Кировскому  району  города  Самары - Беззубова  Ю.В.,  Елина  Н.В.,
   Кедров О.Г.;,
       от  Комитета  по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию
   населения   администрации  Кировского  района   города   Самары   -
   Беловицкий С.А., Калинин С.И., Петрачков О.М., Пудров Ю.А.
       Заслушав  и  обсудив  доклад  судьи  Тумаркина  В.М.,  а  также
   объяснения   представителей  участвующих  в  деле  лиц,   Президиум
   установил следующее.
       Комитет   по  жилищно-коммунальному  хозяйству  и  обслуживанию
   населения  администрации Кировского района города Самары  (далее  -
   комитет)   обратился   в  Арбитражный  суд  Самарской   области   с
   заявлением:   о   признании  недействительными  решения   Инспекции
   Министерства   Российской  Федерации  по  налогам   и   сборам   по
   Кировскому  району города Самары (далее - инспекция) от  28.05.2004
   N  13-21/67  в части доначисления налога на добавленную  стоимость,
   начисления  пеней  за  несвоевременную  уплату  данного  налога   и
   привлечения  к ответственности, о признании незаконным  бездействия
   должностных  лиц  инспекции, выразившегося в непринятии  решения  о
   возврате  комитету  налога на добавленную стоимость,  о  понуждении
   инспекции  возместить  из  федерального  бюджета  суммы  налога  на
   добавленную  стоимость,  уплаченные комитетом  предприятиям  города
   Самары,  и произвести зачет излишне уплаченных сумм налога  в  счет
   предстоящих платежей по этому налогу в федеральный бюджет.
       В  ходе  рассмотрения  дела  в суде  первой  инстанции  комитет
   уточнил требования: изменил сумму подлежащего возврату за период  с
   января  2000 года по сентябрь 2003 года налога (90499922  рубля  73
   копейки  вместо 93059960 рублей 69 копеек), а также просил признать
   незаконным   решение  инспекции  от  12.07.2004   N   11-16/414   о
   доначислении налога на добавленную стоимость, начислении  пеней  за
   несвоевременную  уплату  данного налога и  привлечении  комитета  к
   налоговой ответственности.
       Решением   суда  первой  инстанции  от  30.07.2004   требования
   комитета удовлетворены:
       признаны  недействительными решение от 28.05.2004 N 13-21/67  в
   части  привлечения  комитета  к ответственности  в  виде  взыскания
   15000   рублей  штрафа,  предусмотренного  пунктом  2  статьи   120
   Налогового   кодекса  Российской  Федерации   (далее   -   Кодекс),
   доначисления  64914501  рубля  90  копеек  налога  на   добавленную
   стоимость,  начисления 697071 рубля 76 копеек  пеней  за  просрочку
   его  уплаты и решение от 12.07.2004 N 11-16/414 в части привлечения
   к  ответственности в виде взыскания 199288 рублей 50 копеек штрафа,
   предусмотренного   пунктом  1  статьи  122  Кодекса,   доначисления
   16067949   рублей  50  копеек  налога  на  добавленную   стоимость,
   начисления 690938 рублей 20 копеек пеней за просрочку его уплаты;
       признано  незаконным  бездействие  должностных  лиц  инспекции,
   выразившееся  в  непринятии  решения  о  возврате  из  федерального
   бюджета  13991152 рублей 83 копеек налога на добавленную  стоимость
   за период с января 2000 года по январь 2001 года;
       на  инспекцию  возложена обязанность возвратить из федерального
   бюджета  90499922 рубля 73 копейки налога на добавленную  стоимость
   по  налоговым  декларациям за период с января 2000 по декабрь  2003
   года  (с  учетом определения от 15.09.2004 об исправлении опечатки)
   в  связи  с  превышением  налоговых  вычетов  над  суммами  налога,
   исчисленными  по  реализации  товаров  (работ,  услуг),  и  зачесть
   излишне  уплаченные за период с декабря 2000 года по сентябрь  2003
   года  477124 рубля 87 копеек налога на добавленную стоимость в счет
   предстоящих платежей по этому налогу в федеральный бюджет.
       Постановлением  суда  апелляционной  инстанции  от   20.09.2004
   решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
       Федеральный  арбитражный суд Поволжского округа  постановлением
   от 16.12.2004 указанные судебные акты оставил без изменения.
       В  заявлении,  поданном  в  Высший Арбитражный  Суд  Российской
   Федерации,  о  пересмотре  в  порядке  надзора  постановления  суда
   кассационной   инстанции   инспекция   указывает   на    отсутствие
   единообразия  в  толковании  и  применении  судами  норм  главы  21
   Кодекса  и  на  ошибки,  допущенные ими  при  разрешении  спора  по
   настоящему делу (комитет не вправе требовать возмещения  налога  на
   добавленную стоимость, переплаты по этому налогу не возникло).
       В  отзыве  на  заявление комитет просит оставить  решение  суда
   первой,  постановления судов апелляционной и кассационной инстанций
   без  изменения,  считая  их законными и обоснованными.  Комитет  не
   относится  к органам местного самоуправления, обеспечение населения
   жилищно-коммунальными  услугами  осуществлялось  им  на   основании
   заключаемых  гражданско-правовых договоров в связи  с  наличием  на
   его балансе муниципального жилищного фонда.
       Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве
   на  него  и  выступлениях присутствующих в заседании представителей
   участвующих  в  деле  лиц,  Президиум  считает,  что  решение  суда
   первой,  постановления судов апелляционной и кассационной инстанций
   в  части признания незаконным бездействия должностных лиц инспекции
   и  в  части,  обязывающей инспекцию возместить  путем  возврата  из
   федерального  бюджета  суммы  налога  на  добавленную  стоимость  и
   зачесть  суммы этого налога в счет предстоящих платежей  по  налогу
   на добавленную стоимость, подлежат отмене по следующим основаниям.
       Комитет представил в инспекцию уточненные декларации по  налогу
   на  добавленную  стоимость за 2000 - 2003  годы,  в  которых  суммы
   налоговых  вычетов превысили суммы налога на добавленную стоимость,
   исчисленные  по  операциям, признаваемым  объектом  обложения  этим
   налогом,  и  подал заявления о возмещении (возврате и зачете)  сумм
   налога в соответствии со статьей 176 Кодекса.
       В  результате  камеральной проверки этих деклараций  инспекцией
   принято решение от 12.07.2004 N 11-16/414 о привлечении комитета  к
   налоговой  ответственности в виде 199288 рублей 50  копеек  штрафа,
   предложено уплатить доначисленные 16067949 рублей 50 копеек  налога
   на  добавленную  стоимость и начисленные 690938  рублей  20  копеек
   пеней за просрочку уплаты налога.
       Помимо   камеральной  проверки  инспекцией  проведена  выездная
   налоговая  проверка, в том числе правильности исчисления налога  на
   добавленную  стоимость  за период с 01.01.2002  по  31.12.2003,  по
   результатам  которой составлен акт от 06.05.2004 N 1140  и  принято
   решение   от  28.05.2004  N  13-21/67  о  привлечении  комитета   к
   налоговой  ответственности, предусмотренной пунктом  2  статьи  120
   Кодекса,  в виде 15000 рублей штрафа. Комитету предложено  уплатить
   64912213 рублей 90 копеек налога на добавленную стоимость и  697071
   рубль 76 копеек пеней.
       На  основании пункта 4 статьи 149 и пункта 4 статьи 170 Кодекса
   инспекция произвела перерасчет сумм налоговых обязательств,  вменив
   комитету  занижение  налога на добавленную  стоимость  на  26601309
   рублей  в  2002  году и на 38310904 рубля в 2003  году,  и,  сделав
   вывод о наличии облагаемых и освобожденных от обложения налогом  на
   добавленную  стоимость  операций,  исключила  возможность  учета  в
   составе  налоговых вычетов сумм этого налога, уплаченных  комитетом
   предприятиям  города  Самары  по  договорам  о  снабжении  тепловой
   энергией,  об  отпуске  питьевой  воды  и  приеме  сточных  вод,  о
   выполнении  подрядных  работ  по  монтажу,  установке,  ремонту   и
   техническому обслуживанию систем коллективного приема телевидения.
       Суды  сочли заявленное требование о возмещении сумм  налога  на
   добавленную  стоимость обоснованным, поскольку комитет  осуществлял
   реализацию населению коммунальных услуг с убытками, возникшими  из-
   за   разницы   между   рыночной  ценой,  по  которой   оплачивались
   поставщикам и подрядчикам тепловая энергия, вода и другие  ресурсы,
   работы  (услуги),  и  тарифами,  по  которым  население  оплачивало
   коммунальные услуги.
       Однако эти выводы судов не основаны на нормах главы 21 Кодекса.
       В  районах города Самары созданы в качестве юридических  лиц  и
   структурных   подразделений  администраций  районов   комитеты   по
   жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию  населения  районов,
   возглавляемые заместителями глав администраций районов.
       Согласно   Положению   о   комитете  по   жилищно-коммунальному
   хозяйству   и  обслуживанию  населения  района  в  городе   Самаре,
   утвержденному  постановлением главы города Самары от  04.11.1997  N
   1234  "О  реорганизации  дирекций  единого  заказчика  по  жилищно-
   коммунальному   обслуживанию  районных  администраций"   (далее   -
   Положение  о комитете), комитет является структурным подразделением
   администрации  района  города Самары и создан  для  решения  задач,
   стоящих   перед   местным  самоуправлением   в   области   жилищно-
   коммунального хозяйства и коммунального обслуживания  населения,  в
   связи  с  чем  ему  передан в оперативное управление  муниципальный
   жилой фонд.
       Осуществление  организационных  мероприятий,  перечисленных   в
   Положении   о   комитете   и   касающихся   обеспечения   населения
   коммунальными   услугами,  входит  в  круг  обязанностей   местного
   самоуправления,   в  данном  случае  комитета,  и   заключается   в
   организации    работы    муниципальных   служб    и    предприятий,
   непосредственно  поставляющих  энергоресурсы,  выполняющих   работы
   (оказывающих   услуги),   необходимые  для  обеспечения   населения
   жилищно-коммунальными услугами. Перечисленные обязанности  комитета
   как  полномочного лица органа местного самоуправления  вытекали  из
   требований  пункта  3  статьи  73 Закона  Российской  Федерации  от
   06.07.1991   N  1550-1  "О  местном  самоуправлении  в   Российской
   Федерации":  к  полномочиям  городской  администрации   в   области
   жилищного  хозяйства и коммунально-бытового обслуживания  населения
   относится обеспечение коммунального обслуживания населения.
       Исполнение  комитетом функций заказчика по объектам, переданным
   в  его  оперативное управление, осуществляется в  целях  реализации
   указанных  полномочий. Этому праву корреспондирует  закрепленное  в
   статье  33  Федерального закона от 28.08.1995 N  154-ФЗ  "Об  общих
   принципах   организации   местного  самоуправления   в   Российской
   Федерации"   право   органов   местного  самоуправления   выступать
   заказчиком   на  выполнение  работ  по  коммунальному  обслуживанию
   населения,  оказанию услуг, необходимых для удовлетворения  бытовых
   потребностей    населения,   на   выполнение   других    работ    с
   использованием  предусмотренных для этого собственных  материальных
   и финансовых средств.
       Деятельность  комитета как бюджетного учреждения,  входящего  в
   администрацию  Кировского  района города Самары,  финансируется  из
   бюджета.  Сопутствующие  такой деятельности  услуги  не  признаются
   объектом  обложения налогом на добавленную стоимость в соответствии
   с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса.
       Пункт   2   статьи  153  Кодекса  предусматривает  формирование
   налоговой базы по налогу на добавленную стоимость с учетом  выручки
   от  реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) исходя  из
   всех  доходов  налогоплательщика, связанных с расчетами  по  оплате
   товаров (работ, услуг).
       Полученные  комитетом средства от населения  в  виде  платы  за
   коммунальные услуги не учитываются при формировании налоговой  базы
   по   налогу   на   добавленную  стоимость,  поскольку  деятельность
   комитета  в  части  сбора платы за жилье и  коммунальные  услуги  в
   данном  случае  рассматривается  как  выполнение  органом  местного
   самоуправления   пунктов   4   и   9  Постановления   Правительства
   Российской  Федерации  от  02.08.1999 N  887  "О  совершенствовании
   системы  оплаты  жилья и коммунальных услуг и мерах  по  социальной
   защите  населения", установивших, что указанные сборы  производятся
   собственниками  домовладений или уполномоченными ими  организациями
   через расчетно-кассовые центры.
       В   Кировском  районе  города  Самары  в  проверяемом   периоде
   обеспечение  граждан  водой,  теплом, прием  сточных  вод,  монтаж,
   установка,  ремонт и техническое обслуживание систем  коллективного
   приема   телевидения   производились   в   интересах   потребителей
   муниципальным  предприятием  "Самараводоканал",  ЗАО   "Предприятие
   тепловых  сетей",  муниципальным производственным жилищно-ремонтным
   предприятием  Кировского района города Самары, ЗАО  "Коммунэнерго",
   ОАО    "Самараэнерго",   федеральным   государственным    унитарным
   предприятием "Куйбышевская железная дорога".
       Следовательно, требования комитета, направленные на  возмещение
   сумм  налога  на  добавленную стоимость в  отношении  всего  объема
   предоставленных  населению  названными  предприятиями  коммунальных
   услуг, несостоятельны.
       Таким  образом,  судебные  акты в  части  понуждения  инспекции
   возместить  из  федерального бюджета суммы  налога  на  добавленную
   стоимость  и  признания  незаконным  бездействия  должностных   лиц
   инспекции,   выразившегося  в  непринятии  решения   о   возмещении
   комитету сумм этого налога, подлежат отмене. Требования комитета  в
   этой части удовлетворению не подлежат.
       В  части признания судами недействительными решений инспекции в
   отношении   привлечения   комитета  к  налоговой   ответственности,
   доначисления ему сумм налога на добавленную стоимость и  начисления
   пеней за просрочку их уплаты судебные акты подлежат оставлению  без
   изменения,  поскольку у инспекции не было оснований для перерасчета
   налогов   исходя   из  пропорции  облагаемых  и  освобожденных   от
   обложения  налогом  на  добавленную  стоимость  операций,  как  это
   предусмотрено  пунктом  4  статьи  170  Кодекса,  так  как   оплата
   коммунальных услуг относится к операциям, облагаемым этим налогом.
       При  таких  обстоятельствах решение суда первой,  постановления
   судов  апелляционной  и  кассационной инстанций  в  соответствии  с
   пунктом   1   статьи   304  Арбитражного  процессуального   кодекса
   Российской Федерации подлежат отмене как нарушающие единообразие  в
   толковании и применении арбитражными судами норм права.
       Учитывая  изложенное и руководствуясь статьей  303,  пунктом  3
   части  1  статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       решение суда первой инстанции от 30.07.2004, постановление суда
   апелляционной  инстанции от 20.09.2004 Арбитражного суда  Самарской
   области  по  делу  N А55-7773/2004-11 и постановление  Федерального
   арбитражного суда Поволжского округа от 16.12.2004 по тому же  делу
   в  части признания незаконным бездействия должностных лиц Инспекции
   Министерства   Российской  Федерации  по  налогам   и   сборам   по
   Кировскому  району города Самары, выраженного в непринятии  решения
   по  возврату  из  федерального бюджета 13991152  рублей  83  копеек
   налога  на  добавленную  стоимость, в части, обязывающей  инспекцию
   возвратить  из  федерального  бюджета  90499922  рубля  73  копейки
   налога  на  добавленную стоимость и произвести зачет 477124  рублей
   87  копеек  в  счет предстоящих платежей по налогу  на  добавленную
   стоимость в федеральный бюджет, отменить.
       В  удовлетворении  этой части требований Комитету  по  жилищно-
   коммунальному  хозяйству  и  обслуживанию  населения  администрации
   Кировского района города Самары отказать.
       В   остальной  части  названные  судебные  акты  оставить   без
   изменения.
   
                                                  Председательствующий
                                                            А.А.ИВАНОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz