ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2005 г. N 3838/05
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Бабкина А.И., Валявиной Е.Ю., Вышняк Н.Г.,
Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С.,
Козловой О.А., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Тумаркина В.М., Юхнея
М.Ф. -
рассмотрел заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по
Кировскому району города Самары (правопреемника Инспекции
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по
Кировскому району города Самары) о пересмотре в порядке надзора
постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от
16.12.2004 по делу N А55-7773/2004-11 Арбитражного суда Самарской
области.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Инспекции Федеральной налоговой службы по
Кировскому району города Самары - Беззубова Ю.В., Елина Н.В.,
Кедров О.Г.;,
от Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию
населения администрации Кировского района города Самары -
Беловицкий С.А., Калинин С.И., Петрачков О.М., Пудров Ю.А.
Заслушав и обсудив доклад судьи Тумаркина В.М., а также
объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум
установил следующее.
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию
населения администрации Кировского района города Самары (далее -
комитет) обратился в Арбитражный суд Самарской области с
заявлением: о признании недействительными решения Инспекции
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по
Кировскому району города Самары (далее - инспекция) от 28.05.2004
N 13-21/67 в части доначисления налога на добавленную стоимость,
начисления пеней за несвоевременную уплату данного налога и
привлечения к ответственности, о признании незаконным бездействия
должностных лиц инспекции, выразившегося в непринятии решения о
возврате комитету налога на добавленную стоимость, о понуждении
инспекции возместить из федерального бюджета суммы налога на
добавленную стоимость, уплаченные комитетом предприятиям города
Самары, и произвести зачет излишне уплаченных сумм налога в счет
предстоящих платежей по этому налогу в федеральный бюджет.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции комитет
уточнил требования: изменил сумму подлежащего возврату за период с
января 2000 года по сентябрь 2003 года налога (90499922 рубля 73
копейки вместо 93059960 рублей 69 копеек), а также просил признать
незаконным решение инспекции от 12.07.2004 N 11-16/414 о
доначислении налога на добавленную стоимость, начислении пеней за
несвоевременную уплату данного налога и привлечении комитета к
налоговой ответственности.
Решением суда первой инстанции от 30.07.2004 требования
комитета удовлетворены:
признаны недействительными решение от 28.05.2004 N 13-21/67 в
части привлечения комитета к ответственности в виде взыскания
15000 рублей штрафа, предусмотренного пунктом 2 статьи 120
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс),
доначисления 64914501 рубля 90 копеек налога на добавленную
стоимость, начисления 697071 рубля 76 копеек пеней за просрочку
его уплаты и решение от 12.07.2004 N 11-16/414 в части привлечения
к ответственности в виде взыскания 199288 рублей 50 копеек штрафа,
предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Кодекса, доначисления
16067949 рублей 50 копеек налога на добавленную стоимость,
начисления 690938 рублей 20 копеек пеней за просрочку его уплаты;
признано незаконным бездействие должностных лиц инспекции,
выразившееся в непринятии решения о возврате из федерального
бюджета 13991152 рублей 83 копеек налога на добавленную стоимость
за период с января 2000 года по январь 2001 года;
на инспекцию возложена обязанность возвратить из федерального
бюджета 90499922 рубля 73 копейки налога на добавленную стоимость
по налоговым декларациям за период с января 2000 по декабрь 2003
года (с учетом определения от 15.09.2004 об исправлении опечатки)
в связи с превышением налоговых вычетов над суммами налога,
исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), и зачесть
излишне уплаченные за период с декабря 2000 года по сентябрь 2003
года 477124 рубля 87 копеек налога на добавленную стоимость в счет
предстоящих платежей по этому налогу в федеральный бюджет.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 20.09.2004
решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением
от 16.12.2004 указанные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда
кассационной инстанции инспекция указывает на отсутствие
единообразия в толковании и применении судами норм главы 21
Кодекса и на ошибки, допущенные ими при разрешении спора по
настоящему делу (комитет не вправе требовать возмещения налога на
добавленную стоимость, переплаты по этому налогу не возникло).
В отзыве на заявление комитет просит оставить решение суда
первой, постановления судов апелляционной и кассационной инстанций
без изменения, считая их законными и обоснованными. Комитет не
относится к органам местного самоуправления, обеспечение населения
жилищно-коммунальными услугами осуществлялось им на основании
заключаемых гражданско-правовых договоров в связи с наличием на
его балансе муниципального жилищного фонда.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве
на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей
участвующих в деле лиц, Президиум считает, что решение суда
первой, постановления судов апелляционной и кассационной инстанций
в части признания незаконным бездействия должностных лиц инспекции
и в части, обязывающей инспекцию возместить путем возврата из
федерального бюджета суммы налога на добавленную стоимость и
зачесть суммы этого налога в счет предстоящих платежей по налогу
на добавленную стоимость, подлежат отмене по следующим основаниям.
Комитет представил в инспекцию уточненные декларации по налогу
на добавленную стоимость за 2000 - 2003 годы, в которых суммы
налоговых вычетов превысили суммы налога на добавленную стоимость,
исчисленные по операциям, признаваемым объектом обложения этим
налогом, и подал заявления о возмещении (возврате и зачете) сумм
налога в соответствии со статьей 176 Кодекса.
В результате камеральной проверки этих деклараций инспекцией
принято решение от 12.07.2004 N 11-16/414 о привлечении комитета к
налоговой ответственности в виде 199288 рублей 50 копеек штрафа,
предложено уплатить доначисленные 16067949 рублей 50 копеек налога
на добавленную стоимость и начисленные 690938 рублей 20 копеек
пеней за просрочку уплаты налога.
Помимо камеральной проверки инспекцией проведена выездная
налоговая проверка, в том числе правильности исчисления налога на
добавленную стоимость за период с 01.01.2002 по 31.12.2003, по
результатам которой составлен акт от 06.05.2004 N 1140 и принято
решение от 28.05.2004 N 13-21/67 о привлечении комитета к
налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 120
Кодекса, в виде 15000 рублей штрафа. Комитету предложено уплатить
64912213 рублей 90 копеек налога на добавленную стоимость и 697071
рубль 76 копеек пеней.
На основании пункта 4 статьи 149 и пункта 4 статьи 170 Кодекса
инспекция произвела перерасчет сумм налоговых обязательств, вменив
комитету занижение налога на добавленную стоимость на 26601309
рублей в 2002 году и на 38310904 рубля в 2003 году, и, сделав
вывод о наличии облагаемых и освобожденных от обложения налогом на
добавленную стоимость операций, исключила возможность учета в
составе налоговых вычетов сумм этого налога, уплаченных комитетом
предприятиям города Самары по договорам о снабжении тепловой
энергией, об отпуске питьевой воды и приеме сточных вод, о
выполнении подрядных работ по монтажу, установке, ремонту и
техническому обслуживанию систем коллективного приема телевидения.
Суды сочли заявленное требование о возмещении сумм налога на
добавленную стоимость обоснованным, поскольку комитет осуществлял
реализацию населению коммунальных услуг с убытками, возникшими из-
за разницы между рыночной ценой, по которой оплачивались
поставщикам и подрядчикам тепловая энергия, вода и другие ресурсы,
работы (услуги), и тарифами, по которым население оплачивало
коммунальные услуги.
Однако эти выводы судов не основаны на нормах главы 21 Кодекса.
В районах города Самары созданы в качестве юридических лиц и
структурных подразделений администраций районов комитеты по
жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения районов,
возглавляемые заместителями глав администраций районов.
Согласно Положению о комитете по жилищно-коммунальному
хозяйству и обслуживанию населения района в городе Самаре,
утвержденному постановлением главы города Самары от 04.11.1997 N
1234 "О реорганизации дирекций единого заказчика по жилищно-
коммунальному обслуживанию районных администраций" (далее -
Положение о комитете), комитет является структурным подразделением
администрации района города Самары и создан для решения задач,
стоящих перед местным самоуправлением в области жилищно-
коммунального хозяйства и коммунального обслуживания населения, в
связи с чем ему передан в оперативное управление муниципальный
жилой фонд.
Осуществление организационных мероприятий, перечисленных в
Положении о комитете и касающихся обеспечения населения
коммунальными услугами, входит в круг обязанностей местного
самоуправления, в данном случае комитета, и заключается в
организации работы муниципальных служб и предприятий,
непосредственно поставляющих энергоресурсы, выполняющих работы
(оказывающих услуги), необходимые для обеспечения населения
жилищно-коммунальными услугами. Перечисленные обязанности комитета
как полномочного лица органа местного самоуправления вытекали из
требований пункта 3 статьи 73 Закона Российской Федерации от
06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской
Федерации": к полномочиям городской администрации в области
жилищного хозяйства и коммунально-бытового обслуживания населения
относится обеспечение коммунального обслуживания населения.
Исполнение комитетом функций заказчика по объектам, переданным
в его оперативное управление, осуществляется в целях реализации
указанных полномочий. Этому праву корреспондирует закрепленное в
статье 33 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" право органов местного самоуправления выступать
заказчиком на выполнение работ по коммунальному обслуживанию
населения, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых
потребностей населения, на выполнение других работ с
использованием предусмотренных для этого собственных материальных
и финансовых средств.
Деятельность комитета как бюджетного учреждения, входящего в
администрацию Кировского района города Самары, финансируется из
бюджета. Сопутствующие такой деятельности услуги не признаются
объектом обложения налогом на добавленную стоимость в соответствии
с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса.
Пункт 2 статьи 153 Кодекса предусматривает формирование
налоговой базы по налогу на добавленную стоимость с учетом выручки
от реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) исходя из
всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате
товаров (работ, услуг).
Полученные комитетом средства от населения в виде платы за
коммунальные услуги не учитываются при формировании налоговой базы
по налогу на добавленную стоимость, поскольку деятельность
комитета в части сбора платы за жилье и коммунальные услуги в
данном случае рассматривается как выполнение органом местного
самоуправления пунктов 4 и 9 Постановления Правительства
Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании
системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной
защите населения", установивших, что указанные сборы производятся
собственниками домовладений или уполномоченными ими организациями
через расчетно-кассовые центры.
В Кировском районе города Самары в проверяемом периоде
обеспечение граждан водой, теплом, прием сточных вод, монтаж,
установка, ремонт и техническое обслуживание систем коллективного
приема телевидения производились в интересах потребителей
муниципальным предприятием "Самараводоканал", ЗАО "Предприятие
тепловых сетей", муниципальным производственным жилищно-ремонтным
предприятием Кировского района города Самары, ЗАО "Коммунэнерго",
ОАО "Самараэнерго", федеральным государственным унитарным
предприятием "Куйбышевская железная дорога".
Следовательно, требования комитета, направленные на возмещение
сумм налога на добавленную стоимость в отношении всего объема
предоставленных населению названными предприятиями коммунальных
услуг, несостоятельны.
Таким образом, судебные акты в части понуждения инспекции
возместить из федерального бюджета суммы налога на добавленную
стоимость и признания незаконным бездействия должностных лиц
инспекции, выразившегося в непринятии решения о возмещении
комитету сумм этого налога, подлежат отмене. Требования комитета в
этой части удовлетворению не подлежат.
В части признания судами недействительными решений инспекции в
отношении привлечения комитета к налоговой ответственности,
доначисления ему сумм налога на добавленную стоимость и начисления
пеней за просрочку их уплаты судебные акты подлежат оставлению без
изменения, поскольку у инспекции не было оснований для перерасчета
налогов исходя из пропорции облагаемых и освобожденных от
обложения налогом на добавленную стоимость операций, как это
предусмотрено пунктом 4 статьи 170 Кодекса, так как оплата
коммунальных услуг относится к операциям, облагаемым этим налогом.
При таких обстоятельствах решение суда первой, постановления
судов апелляционной и кассационной инстанций в соответствии с
пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации подлежат отмене как нарушающие единообразие в
толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3
части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
постановил:
решение суда первой инстанции от 30.07.2004, постановление суда
апелляционной инстанции от 20.09.2004 Арбитражного суда Самарской
области по делу N А55-7773/2004-11 и постановление Федерального
арбитражного суда Поволжского округа от 16.12.2004 по тому же делу
в части признания незаконным бездействия должностных лиц Инспекции
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по
Кировскому району города Самары, выраженного в непринятии решения
по возврату из федерального бюджета 13991152 рублей 83 копеек
налога на добавленную стоимость, в части, обязывающей инспекцию
возвратить из федерального бюджета 90499922 рубля 73 копейки
налога на добавленную стоимость и произвести зачет 477124 рублей
87 копеек в счет предстоящих платежей по налогу на добавленную
стоимость в федеральный бюджет, отменить.
В удовлетворении этой части требований Комитету по жилищно-
коммунальному хозяйству и обслуживанию населения администрации
Кировского района города Самары отказать.
В остальной части названные судебные акты оставить без
изменения.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ
|