МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 декабря 2005 г. N 03-07-03-02/64
В соответствии с протоколом заседания Межведомственной комиссии
по координации взаимодействия Минфина России и ФНС России от 6
декабря 2005 года N 3 Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики по вопросу об исчислении и уплате водного налога при
заборе воды для водоснабжения населения и при безлицензионном
водопользовании сообщает следующее.
Согласно пункту 3 статьи 333.12 главы 25.2 "Водный налог"
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ставка
водного налога при заборе воды из водных объектов для
водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за
одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.
При этом в Кодексе определение понятия "водоснабжение населения"
не установлено.
Однако в законодательстве Российской Федерации, например в
статье 135 Водного кодекса Российской Федерации, существует
понятие централизованного (нецентрализованного (локального))
питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, при
котором забор воды из водных объектов осуществляется
организациями, предметом и целями деятельности которых является
питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение и которые имеют
лицензию на водопользование. Кроме того, в Правилах пользования
системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской
Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской
Федерации от 12.02.1999 N 167, СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение.
Наружные сети и сооружения" указывается, что централизованное
питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение населения
осуществляется организациями водопроводно-канализационного
хозяйства, эксплуатирующими комплекс инженерных сооружений
населенных пунктов для забора, подготовки, транспортировки и
передачи абонентам питьевой воды.
Согласно пункту 1 указанного Постановления Правительства
Российской Федерации к числу абонентов (водопотребителей)
относятся организации, в собственности, хозяйственном ведении или
оперативном управлении которых находится жилищный фонд, а также
организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги
населению, проживающему в государственном (ведомственном),
муниципальном или общественном жилом фонде, а также товарищества и
другие объединения собственников, которым передано право
управления жилищным фондом.
При этом, согласно положениям Водного кодекса Российской
Федерации, использование водных объектов с применением технических
средств, устройств и сооружений (специальное водопользование)
осуществляется юридическими лицами только при наличии лицензии на
водопользование и заключенного в соответствии с ней договора
пользования водным объектом. В лицензии на водопользование помимо
цели использования водного объекта отражаются сведения о
водопотребителях и обязательствах водопользователя по отношению к
ним, а также установлены лимиты водопользования (водопотребления и
водоотведения).
Таким образом, налогоплательщиками водного налога, применяющими
ставку водного налога в размере 70 рублей за одну тысячу куб.
метров воды, признаются организации и физические лица,
осуществляющие забор воды из водного объекта на основании лицензии
на водопользование для целей питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения населения (водоснабжения жилищного фонда), в которой
отражены сведения о водопотребителях и обязательствах
водопользователя по отношению к ним, а также лимиты
водопользования (водопотребления и водоотведения), установленные
для указанной цели, и заключенного в соответствии с ней договора
пользования водным объектом. Объектом налогообложения водным
налогом за забор воды из водного объекта признается объем
фактически забранной воды для указанной в лицензии цели.
Если в лицензии не указано соответствующее целевое
использование воды или водопользование в указанных целях
осуществляется без лицензии, то налоговые ставки за пользование
водными объектами, связанное с забором воды для населения в
размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров, не применяются
и налогообложение производится по ставкам, установленным пунктом 1
статьи 333.12 Кодекса.
Что касается вопроса об исчислении и уплате водного налога при
пользовании водными объектами без наличия лицензии, то согласно
статье 333.8 Кодекса налогоплательщиками водного налога признаются
организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или)
особое водопользование в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Водным кодексом Российской Федерации и принятыми в его развитие
нормативными правовыми актами Российской Федерации установлено,
что использование водных объектов с применением сооружений,
технических средств и устройств (специальное водопользование)
осуществляется гражданами и юридическими лицами при наличии
лицензии на водопользование и заключенного на ее основании
договора водопользования. Использование водных объектов без
применения сооружений, технических средств и устройств (общее
водопользование) может осуществляться гражданами и юридическими
лицами без получения лицензии.
Следовательно, налогоплательщиками водного налога признаются
организации и физические лица, непосредственно осуществляющие
пользование водными объектами с применением сооружений,
технических средств или устройств (специальное водопользование) на
основании лицензии на водопользование.
Вместе с тем в случае осуществления организациями и физическими
лицами специального и (или) особого водопользования, требующего
лицензирования, без соответствующей лицензии водный налог
уплачивается по ставкам, установленным статьей 333.12 Кодекса для
данного вида водопользования. При этом за безлицензионное
водопользование указанные организации могут привлечь к
административной ответственности на основании пункта 7.6 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях, в
соответствии с которым самовольное занятие водного объекта или его
части, пользование ими без разрешения (лицензии), если получение
таковых предусмотрено законом, а равно без заключенного в
соответствии с законом договора либо с нарушением условий,
предусмотренных разрешением (лицензией) или договором, влечет
наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до
пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от
пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических
лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
Осуществление организациями и физическими лицами
водопользования без лицензии (разрешения) в период переоформления
лицензии на водопользование (при условии направления
соответствующих документов на переоформление до истечения срока
действия предыдущей лицензии (разрешения)) подлежит
налогообложению в общеустановленном порядке, не является
нарушением правил водопользования и не влечет наложения
административного взыскания.
Физические лица, не занимающиеся предпринимательской
деятельностью, связанной с использованием водных объектов,
требующей наличия лицензии, не являются налогоплательщиками
водного налога.
Одновременно сообщаем, что перечень видов специального
водопользования утвержден Приказом МПР России от 23 марта 2005
года N 70.
Директор Департамента
М.А.МОТОРИН
|