ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 19 декабря 2005 г. N 26-4-05/12653
Федеральная налоговая служба в дополнение к письму от
30.11.2005 N 26-4-05/11983 направляет информацию по вопросу
возврата сумм переплаты пенсионных взносов в бюджет Пенсионного
фонда Российской Федерации.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не
отвечают понятию налога, закрепленного в статье 8 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и не являются
составной частью единого социального налога (Постановление
Президиума ВАС Российской Федерации от 22.04.2003 N 12355/02;
информационное письмо Президиума ВАС Российской Федерации от
11.08.2004 N 79).
Согласно статье 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
страховые взносы определены законодателем как индивидуально
возмездные обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет Пенсионного
фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением
которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии
по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном
сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом
счете.
Кроме того, согласно Указаниям о порядке применения бюджетной
классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина
России от 10 декабря 2004 г. N 114н, администраторы поступлений в
бюджет осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие
решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных)
платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Вместе с тем положения Закона N 167-ФЗ расщепляют функции
администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование между двумя ведомствами - Федеральной налоговой
службой и Пенсионным фондом Российской Федерации. Так, в
соответствии со статьей 25 указанного Закона контроль за уплатой
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом
законодательством Российской Федерации, регулирующем деятельность
налоговых органов, а взыскание недоимки по страховым взносам и
пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской
Федерации в судебном порядке.
Также необходимо отметить, что согласно статье 24 Закона N 167-
ФЗ разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за
отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов,
подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией),
подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для
подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо
зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или
возврату страхователю.
Вместе с тем вышеуказанным Законом не определен орган, который
должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм
страховых взносов и порядок его проведения.
Учитывая изложенное, сообщаем, что правовые основания для
проведения зачетов (возвратов) излишне уплаченных страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование в действующем
законодательстве отсутствуют.
В настоящее время в Министерство финансов Российской Федерации
направлены соответствующие предложения по внесению изменений в
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ, которые определят
порядок проведения зачета (возврата) излишне уплаченных сумм
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Начальник Управления
международного сотрудничества
и обмена информацией
Е.Р.ТОЛГСКАЯ
|