ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 декабря 2005 года
Дело N 16-Г05-19
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Соловьева В.Н.,
Меркулова В.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению
администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области и
Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области о признании
частично незаконными и не подлежащими применению со дня принятия
Закона Волгоградской области N 1040-ОД от 5 апреля 2005 года "Об
установлении границ и наделении статусом Среднеахтубинского района
и муниципальных образований в его составе" и Закона Волгоградской
области N 1032-ОД от 25 марта 2005 года "Об установлении границ и
наделении статусом города Волжского Волгоградской области" по
кассационной жалобе администрации Среднеахтубинского района
Волгоградской области и Среднеахтубинской районной Думы
Волгоградской области на решение Волгоградского областного суда от
26 августа 2005 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Меркулова В.П., объяснения представителей администрации
Среднеахтубинского района Волгоградской области и
Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области Зотовой С.Б.
и Кузьмина А.Ю., поддержавших доводы кассационной жалобы,
возражения представителей Волгоградской областной Думы Козюка
М.Н., администрации города Волгограда Левкина Р.В., администрации
города Волжского Антоновой Н.В. и Абольянина В.Н., заключение
помощника Генерального прокурора Российской Федерации Власовой
Т.А., полагавшей решение суда обоснованным, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
администрация Среднеахтубинского района Волгоградской области и
Среднеахтубинская районная Дума Волгоградской области обратились в
суд с заявлением о признании частично незаконными и не подлежащими
применению со дня принятия Закона Волгоградской области N 1040-ОД
от 5 апреля 2005 года "Об установлении границ и наделении статусом
Среднеахтубинского района и муниципальных образований в его
составе" и Закона Волгоградской области N 1032-ОД от 25 марта 2005
года "Об установлении границ и наделении статусом города Волжского
Волгоградской области", ссылаясь на то, что оспариваемые нормы
областных Законов противоречат части 4 статьи 12 Федерального
закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации",
статье 13 Федерального закона N 154-ФЗ от 28 августа 1995 года "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации". Принятием названных Законов была нарушена статья 131
Конституции Российской Федерации и статья 5 Европейской Хартии о
местном самоуправлении. Кроме того, статья 2 Закона области N 1032-
ОД и статья 3 Закона области N 1040-ОД, установившие, что
названные Законы вступают в действие с момента их официального
опубликования, противоречат статье 8 Федерального закона "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации".
В результате принятия оспариваемых Законов области без учета
мнения населения в лице представительного органа власти изменились
границы муниципального образования Среднеахтубинский район,
территория района уменьшилась. Таким образом, были нарушены права
местного самоуправления, изменение существовавшей границы в пользу
г. Волжского значительно снизит налогооблагаемую базу района не
менее чем на 25 млн. рублей в год. Также имеет место нарушение п.
3 части 1 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ, поскольку
границы муниципального района Среднеахтубинский были установлены
без учета исторически сложившихся земель населенных пунктов,
прилегающих к ним земель общего пользования, территорий
традиционного природопользования населения, рекреационных земель,
земель для развития поселения.
Решением Волгоградского областного суда от 26 августа 2005 года
постановлено: заявление администрации Среднеахтубинского района
Волгоградской области и Среднеахтубинской районной Думы
Волгоградской области о признании частично незаконными и не
подлежащими применению со дня принятия Закона Волгоградской
области N 1040-ОД от 5 апреля 2005 года "Об установлении границ и
наделении статусом Среднеахтубинского района и муниципальных
образований в его составе" и Закона Волгоградской области N 1032-
ОД от 25 марта 2005 года "Об установлении границ и наделении
статусом города Волжского Волгоградской области" удовлетворить
частично.
Статью 2 Закона Волгоградской области N 1032-ОД от 25 марта
2005 года "Об установлении границ и наделении статусом города
Волжского Волгоградской области" и статью 3 Закона Волгоградской
области N 1040-ОД от 5 апреля 2005 года "Об установлении границ и
наделении статусом Среднеахтубинского района и муниципальных
образований в его составе", устанавливающие порядок введения в
действие оспариваемых Законов области признать недействующими и не
подлежащими применению с момента вступления решения суда в
законную силу.
В удовлетворении остальной части требований администрации
Среднеахтубинского района Волгоградской области и
Среднеахтубинской районной Думе Волгоградской области отказать.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда в
части отказа о признании недействительными оспариваемых норм ввиду
неправильного применения норм материального права и принять новое
решение, которым удовлетворить заявленные требования.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 131-ФЗ "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" границы территорий муниципальных образований
устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской
Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями
11 - 13 настоящего Федерального закона.
Подпунктом 3 части 1 статьи 11 вышеназванного Федерального
закона установлено, что территорию поселения составляют
исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к
ним земли общего пользования, территории традиционного
природопользования населения соответствующего поселения,
рекреационные земли, земли для развития поселения.
Согласно абз. 3 части 3 статьи 85 названного Федерального
закона в случае, если город (поселок), который должен быть наделен
статусом городского поселения, не имеет утвержденного в
установленном порядке генерального плана либо его сложившаяся
территория выходит за пределы городской черты, а также если между
городом (поселком) и другими муниципальными образованиями имеются
не разрешенные в судебном порядке споры по территориям, состав
территорий и границы соответствующего городского поселения
утверждаются: на основании исторически сложившейся территории
города (поселка), а также в соответствии с границами земельных
участков, выделенных для городской застройки, и территорий,
предназначенных для развития социальной, транспортной и иной
инфраструктуры города (поселка).
Судом установлено, что в границы городского округа город
Волжский Волгоградской области были включены территории, которые
были заняты предприятиями и учреждениями города Волжского,
предназначались для городской застройки, развития социальной,
транспортной и иной инфраструктуры города Волжского.
Так, в состав территории муниципального образования город
Волжский вошли земельные участки, занятые садоводческими
товариществами "Латекс", "Заря", "Цветущий сад", "Синтетика",
"Лилия", "Оптимист" на общей площади 520 га, территория
действующего городского кладбища площадью 101 га и земельный
участок, планируемый для строительства нового городского кладбища
- 60 га.
Часть земельных участков была занята предприятиями и
организациями города Волжского, их санитарно-защитными зонами. К
таким предприятиям отнесены МУП "Водоканал", ОАО "Волжский
Оргсинтез", Волжский ЛПК, Волжская ТЭЦ-2, ОАО "Волжский трубный
завод", которые занимали спорные территории с 1964 года. На
указанных территориях находятся и другие предприятия г. Волжского.
Таким образом, в результате отнесения названных территорий к
муниципальному образованию город Волжский какие-либо поселения в
состав города Волжского не вошли, за исключением поселка
Уральский, жители которого выразили желание о включении поселка в
черту муниципального образования город Волжский.
Из анализа картографического описания следует, что названные
территории примыкают к городу Волжскому Волгоградской области, что
предполагает объективную необходимость отнесения этих территорий к
территориям муниципального образования город Волжский.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том,
что оспариваемые заявителями положения Законов Волгоградской
области N 1032-ОД и N 1040-ОД в части установления границы города
Волжского с муниципальным образованием Среднеахтубинский район
Волгоградской области соответствуют Федеральному закону N 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления".
Вывод суда также соответствует позиции, высказанной в
постановлении Конституционного Суда РФ от 3 ноября 1997 года N 15-
П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 2
Федерального закона от 26 ноября 1996 года "Об обеспечении
конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть
избранными в органы местного самоуправления" в связи с запросом
Тульского областного суда", согласно статье 131 (часть 1)
Конституции РФ местное самоуправление осуществляется в городских,
сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических
и иных местных традиций. Территориальное устройство местного
самоуправления жестко не связано с административно-территориальным
делением, перечень территорий муниципальных образований является
открытым и эти территории устанавливаются в соответствии с
законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и
местных традиций.
Таким образом, установление Волгоградской областной Думой
границ муниципального округа город Волжский соответствует
историческим и иным местным традициям, факторам развития города.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда.
Заявителями не представлено данных о нарушении прав муниципального
образования Среднеахтубинский район Волгоградской области.
В результате установления границ между городом Волжским и
Среднеахтубинским районом доходная часть бюджета муниципального
образования Среднеахтубинский район в части земельных платежей
компенсируется при реализации мероприятий программы социально-
экономического развития Среднеахтубинского района на 2004 - 2010
гг., а также в порядке межбюджетных отношений.
Суд правильно указал, что в силу положений статьи 251 ГПК РФ
Волгоградский областной суд как суд первой инстанции не наделен
полномочиями по проверке нормативных правовых актов на предмет их
соответствия Конституции Российской Федерации, а ссылку на
противоречие оспариваемых законов Европейской Хартии о местном
самоуправлении нельзя признать обоснованной по изложенным выше
основаниям.
Необоснованность иных доводов кассационной жалобы отражена в
судебном решении, которым дана надлежащая правовая оценка.
Решение суда в части признания недействующими ст. 2 Закона
Волгоградской области N 1032-ОД от 25 марта 2005 года "Об
установлении границ и наделении статусом города Волжского
Волгоградской области" и ст. 3 Закона Волгоградской области N 1040-
ОД от 5 апреля 2005 года "Об установлении границ и наделении
статусом Среднеахтубинского района и муниципальных образований в
его составе", устанавливающие порядок введения в действие
оспариваемых законов лицами, участвующими в деле, не обжалуется.
Судебная коллегия проверила законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной
жалобе, и возражений относительно жалобы.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Волгоградского областного суда от 26 августа 2005 года
оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации
Среднеахтубинского района Волгоградской области и
Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области - без
удовлетворения.
|