ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 2005 г. N 9463/05
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреева Е.И., Валявиной Е.Ю., Витрянского
В.В., Вышняк Н.Г., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А.,
Маковской А.А., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Стрелова И.М.,
Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление открытого акционерного общества
"Миллеровский мясокомбинат" о пересмотре в порядке надзора решения
Арбитражного суда Ростовской области от 28.01.2005 по делу N А53-
22158/2004-С5-5 и постановления Федерального арбитражного суда
Северо-Кавказского округа от 07.06.2005 по тому же делу.
В заседании приняла участие представитель заявителя - открытого
акционерного общества "Миллеровский мясокомбинат" - Кривлева Е.Н.
Заслушав и обсудив доклад судьи Андреева Е.И., а также
объяснение представителя участвующего в деле лица, Президиум
установил следующее.
Открытое акционерное общество "Миллеровский мясокомбинат"
(далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области
с заявлением о признании незаконным и отмене постановления
Регионального отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг
в Южном федеральном округе (далее - региональное отделение ФКЦБ
России) от 18.11.2004 N 410 о привлечении общества к
административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи
15.19 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 28.01.2005 в удовлетворении
заявленного требования отказано.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановлением от 07.06.2005 указанное решение оставил без
изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой
инстанции и постановления суда кассационной инстанции общество
просит отменить эти судебные акты, ссылаясь на неправильное
применение судами норм материального и процессуального права.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и
выступлении присутствующего в заседании представителя общества,
Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене,
требование общества о признании незаконным и отмене постановления
регионального отделения ФКЦБ России - удовлетворению по следующим
основаниям.
Региональным отделением Федеральной комиссии по рынку ценных
бумаг в Южном федеральном округе (в настоящее время Региональное
отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном
федеральном округе) в отношении общества составлен протокол от
04.11.2004 N 405-пр об административном правонарушении,
объективной стороной которого указано нарушение последним порядка
раскрытия информации на рынке ценных бумаг, выразившееся в
непредставлении в установленный срок списка аффилированных лиц
общества.
Постановлением от 18.11.2004 N 410, вынесенным на основании
этого протокола, общество привлечено к административной
ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось
в арбитражный суд с требованием признать его незаконным и
отменить.
Суды первой и кассационной инстанций, отказывая в
удовлетворении заявленного требования, сослались на то, что
законодательством предусмотрена обязанность общества вести учет
его аффилированных лиц, а также представлять отчетность о них и их
список в региональное отделение ФКЦБ России (регистрирующий орган)
в течение 45 дней с даты окончания отчетного квартала.
Общество, обязанное представить список аффилированных лиц за
второй квартал 2004 года не позднее 17.08.2004, в установленный
срок эту обязанность не исполнило, представив данный список,
составленный на дату окончания второго квартала 2004 года, лишь
17.11.2004.
Довод общества о привлечении его к административной
ответственности по истечении срока давности привлечения к
административной ответственности, установленного частью 1 статьи
4.5 КоАП РФ, суды не приняли во внимание, поскольку сочли, что
правонарушение, выразившееся в несвоевременном представлении
сведений, является длящимся правонарушением.
Между тем данный вывод судов первой и кассационной инстанций
нельзя признать обоснованным.
Согласно части 4 статьи 93 Федерального закона от 26.12.1995 N
208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество обязано вести учет его
аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации. Исходя из
пункта 5 Положения о раскрытии информации об аффилированных лицах
открытых акционерных обществ (далее - Положение), утвержденного
постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от
01.04.2003 N 03-19/пс, список аффилированных лиц представляется
акционерными обществами в регистрирующий орган в течение 45 дней с
даты окончания отчетного квартала.
Нарушение упомянутого срока является нарушением порядка
раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
Частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ установлена административная
ответственность за нарушение эмитентом, профессиональным
участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по
публичному представлению раскрываемой информации, порядка
раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по
раскрытию которой предусмотрена законодательством.
Нарушение порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг,
выразившееся в несвоевременном представлении списка аффилированных
лиц, то есть невыполнение обществом предусмотренной нормативным
правовым актом (Положением) обязанности к установленному в нем
сроку, по своему характеру не может быть отнесено к категории
длящихся правонарушений.
В связи с этим срок давности привлечения к административной
ответственности следует исчислять со дня совершения
административного правонарушения, а не со дня его обнаружения.
Общество должно было представить список аффилированных лиц в
регистрирующий орган не позднее 17.08.2004, постановление же о
привлечении общества к административной ответственности вынесено
18.11.2004, то есть по истечении двухмесячного срока давности
привлечения к административной ответственности, предусмотренного
частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Таким образом, вывод судов первой и кассационной инстанций о
соблюдении региональным отделением ФКЦБ России при вынесении
постановления о привлечении общества к административной
ответственности указанного срока давности не соответствует
законодательству и материалам дела.
При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты на
основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации подлежат отмене как противоречащие закону и
нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными
судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5
части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.01.2005 по
делу N А53-22158/2004-С5-5 и постановление Федерального
арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.06.2005 по тому
же делу отменить.
Постановление Регионального отделения Федеральной комиссии по
рынку ценных бумаг в Южном федеральном округе от 18.11.2004 N 410
о привлечении открытого акционерного общества "Миллеровский
мясокомбинат" к административной ответственности признать
незаконным и отменить.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ
|