ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 2005 г. N 11172/05
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк
Н.Г., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Першутова А.Г.,
Сарбаша С.В., Сейнароева Б.М., Слесарева В.Л., Стрелова И.М.,
Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявления Российской Федерации в лице Федерального
агентства по управлению федеральным имуществом и города Москвы в
лице правительства Москвы о пересмотре в порядке надзора
определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
08.08.2005 N 9782/05.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - правительства Москвы (истца) - Румянцев Ф.А.;
от Главного управления Федеральной регистрационной службы по
городу Москве (ответчика) - Молчанова З.Г.;
от Департамента имущества города Москвы (третьего лица) -
Михеев А.В.;
от Российской правовой академии (заинтересованного лица) -
Гуйва О.А., Ясинов О.Ю.
Заслушав и обсудив доклад судьи Сарбаша С.В. и объяснения
представителей лиц, участвующих в деле, Президиум установил
следующее.
Город Москва в лице правительства Москвы обратился в Высший
Арбитражный Суд Российской Федерации с иском к Российской
Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным
имуществом и Главному управлению Федеральной регистрационной
службы по городу Москве о признании права собственности города
Москвы на жилые здания, расположенные по адресам: Москва,
Измайловская пл., д. 5, корп. 2; Москва, Измайловская пл., д. 9,
корп. 2, а также о признании недействительным зарегистрированного
права собственности Российской Федерации на нежилые здания по
адресам: Москва, Измайловская пл., д. 5, корп. 2; Москва,
Измайловская пл., д. 9, корп. 2.
В качестве третьих лиц по делу были привлечены Департамент
имущества города Москвы, Департамент жилищной политики и жилищного
фонда города Москвы, государственное унитарное предприятие
"Московское городское бюро технической инвентаризации".
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
08.08.2005 N 9782/05 заявление города Москвы возвращено.
Суд первой инстанции исходил из того, что из существа
заявленного искового требования не следует, что спор в отношении
упомянутых жилых домов возник между Российской Федерацией и
городом Москвой. Суд указал, что в обоснование своих требований
истец сослался на принадлежность жилых домов к муниципальной
собственности в силу раздела 1 приложения 3 к Постановлению
Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О
разграничении государственной собственности в Российской Федерации
на федеральную собственность, государственную собственность
республик в составе Российской Федерации, краев, областей,
автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-
Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление
Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1).
Кроме того, на основании пункта 1 статьи 20 Устава города Москвы в
собственности города Москвы как субъекта Российской Федерации не
находятся объекты недвижимости, которые в соответствии с законом
отнесены к муниципальной собственности. Учитывая эти
обстоятельства, суд сделал вывод, что иск о праве на объекты
недвижимости, отнесенные законом к муниципальной собственности,
подлежит предъявлению правомочным органом в соответствующий
арбитражный суд по установленной подсудности.
В заявлениях, поданных в Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации, о пересмотре в порядке надзора определения суда первой
инстанции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
08.08.2005 N 9782/05 Российская Федерация и город Москва просят
отменить данный судебный акт, ссылаясь на допущенные при его
принятии нарушения норм процессуального права.
По мнению заявителей, между Российской Федерацией и городом
Москвой возник экономический спор, который в силу пункта 3 части 2
статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации подлежит рассмотрению Высшим Арбитражным Судом
Российской Федерации. Ссылка правительства Москвы в обоснование
исковых требований на нормы приложения 3 к Постановлению
Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 не
может служить основанием изменения подсудности спора.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлениях и
выступлениях присутствующих в заседании представителей лиц,
участвующих в деле, Президиум считает, что оспариваемое
определение подлежит оставлению без изменения, заявления
Российской Федерации и города Москвы - оставлению без
удовлетворения по следующим основаниям.
Город Москва в исковом заявлении о признании за ним как за
субъектом Российской Федерации права собственности на указанные
здания ссылается на положения Постановления Верховного Совета
Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, касающиеся объектов
муниципальной собственности. Этот факт свидетельствует о том, что
в данном случае иск заявлен субъектом Российской Федерации в
защиту муниципальной собственности. Однако споры о защите прав
муниципальной собственности не относятся к категории споров,
которые в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 34 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются
Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в качестве суда
первой инстанции.
Здания закреплены за государственным образовательным
учреждением высшего профессионального образования "Российская
правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации".
Следовательно, экономического спора непосредственно между
Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации не имеется.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно
возвратил заявление города Москвы о признании права собственности
на указанные здания, поэтому оспариваемый судебный акт подлежит
оставлению без изменения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 1
части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
постановил:
определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
08.08.2005 N 9782/05 оставить без изменения.
Заявления Российской Федерации и города Москвы о пересмотре
названного судебного акта в порядке надзора оставить без
удовлетворения.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ
|