ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 декабря 2005 года
Дело N 67-Г05-11
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Соловьева В.Н.,
Манохиной Г.В.
рассмотрела в судебном заседании от 5 декабря 2005 г. дело по
заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Новосибирского
областного Совета депутатов четвертого созыва по одномандатному
избирательному округу N 26 Х. об отмене решения окружной
избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N
26 от 2 ноября 2005 г. N 1 "О регистрации кандидатом в депутаты
Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва по
одномандатному избирательному округу N 26, выдвинутого в порядке
самовыдвижения, Ф.", по кассационной жалобе заявителя на решение
Новосибирского областного суда от 17 ноября 2005 г., которым ему в
удовлетворении заявленного требования было отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Соловьева В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры
Российской Федерации Воскобойниковой Е.Н., полагавшей решение суда
обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации
установила:
Х., зарегистрированный кандидатом в депутаты Новосибирского
областного Совета депутатов четвертого созыва по одномандатному
избирательному округу N 26, обратился в Новосибирский областной
суд с заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты по
тому же избирательному округу Ф., зарегистрированного решением
окружной избирательной комиссии от 2 ноября 2005 г. N 1, на
основании подписей, собранных в его поддержку.
Основанием к отмене решения окружной комиссии о регистрации Ф.
кандидатом в депутаты заявитель указывал пп. "а" п. 5 ст. 76
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а
именно нарушение пп. "в" п. 24 ст. 38 Федерального закона -
отсутствие среди документов, представленных для регистрации,
документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом от
12.06.2002 г. N 67-ФЗ, иным законом для регистрации кандидата. К
таким нарушениям заявитель относит отсутствие в заявлении
кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему
избирательному округу наименования кода органа, выдавшего паспорт,
и отсутствие указанного реквизита заявления, полагал должно
рассматриваться как отсутствие самого заявления о согласии
баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
По мнению заявителя, Ф. представлено недостаточное количество
подписей для регистрации в качестве кандидата, так как часть
подписей должны быть признаны недействительными.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности
Ткаченко Е.О. уточнила, что это основание к отказу в регистрации
кандидата в депутаты предусмотрено пп. "д" п. 24 ст. 38
Федерального закона - недостаточное количество достоверных
подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата,
либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или)
недействительных подписей от общего количества подписей,
отобранных для проверки.
Представитель заявителя указала, что указанные недостатки в
подписных листах и заявлении кандидата Ф. были обнаружены после
регистрации Ф. кандидатом в депутаты, при ознакомлении с
документами, и являются для Х. вновь открывшимися
обстоятельствами.
Считала, что решением окружной избирательной комиссии о
регистрации Ф. кандидатом в депутаты Новосибирского областного
Совета нарушен Федеральный закон "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации", а также избирательное право Х. быть
избранным в депутаты Новосибирского областного Совета депутатов.
Представитель окружной избирательной комиссии по одномандатному
избирательному округу N 26 Неволин Д.О. с доводами заявления Х. не
согласился. Считал, что отсутствие в заявлении о согласии
баллотироваться кандидатом по избирательному округу указания на
код органа, выдавшего паспорт, не является вновь открывшимся
обстоятельством и основанием к отмене регистрации кандидата, также
как и указание на другие недостатки, которые указал заявитель в
подписных листах, не является.
Решением Новосибирского областного суда от 17 ноября 2005 г. в
удовлетворении заявления зарегистрированного кандидата в депутаты
Новосибирского областного Совета депутатов по 26 одномандатному
избирательному округу Х. об отмене решения окружной избирательной
комиссии по одномандатному избирательному округу N 26 от 2 ноября
2005 г. N 1 "О регистрации кандидатом в депутаты Новосибирского
областного Совета депутатов четвертого созыва по одномандатному
избирательному округу N 26 Ф." отказано.
Не соглашаясь с указанным решением суда, заявитель в
кассационной жалобе просит его отменить, ссылаясь на ошибочность
сделанных судом выводов и неправильное толкование отдельных
положений законодательства о выборах.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации находит постановленное судом решение подлежащим
оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, Х. выдвинут в кандидаты в
депутаты Новосибирского областного Совета депутатов избирательным
объединением КПРФ, зарегистрирован кандидатом в депутаты
Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва по
одномандатному избирательному округу N 26 27 октября 2005 г. (л.д.
7 - 8).
Кандидат в депутаты Новосибирского областного Совета депутатов
четвертого созыва Ф. 23.10.2005 подал в окружную избирательную
комиссию избирательного округа N 26 заявление о согласии
баллотироваться кандидатом в депутаты по одномандатному
избирательному округу N 26 в порядке самовыдвижения, подписные
листы были сданы 26.10.2005: 2 папки, в которых 113 подписных
листов, 436 подписей (л.д. 11, 15 - 16).
Согласно протоколу об итогах сбора подписей кандидат Ф.
исключил 129 подписей (л.д. 17).
В соответствии с протоколом проверки подписных листов в
поддержку выдвижения кандидата Ф. от 2 ноября 2005 г. рабочая
группа установила, что кандидатом представлено 398 подписей,
необходимых для регистрации, и 38 подписей, т.е. 9,5%, свыше
необходимого для регистрации. Рабочей группой проведена полная
проверка подписей - 100%. В результате проверки признаны
недействительными 22 подписи (5%), недостоверными 4 подписи (1%).
В протоколе рабочей группы указаны: номера подписей, в каком
подписном листе, в какой папке они находятся и по каким основаниям
признаны недействительными или недостоверными.
Достоверными признано 410 подписей, что является достаточным
для регистрации в качестве кандидата (л.д. 22 - 24).
Судом обращено внимание на то обстоятельство, что при проверке
подписных листов рабочей группой от Х. присутствовала член
избирательной комиссии с правом совещательного голоса Букина Л.П.
(л.д. 23).
Решение о регистрации Ф. кандидатом в депутаты Новосибирского
областного Совета по 26 одномандатному избирательному округу
принято окружной избирательной комиссией 2 ноября 2005 г. (л.д. 9
- 10).
Согласно пп. "а" п. 5 ст. 76 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ (в
редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ) "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" регистрация кандидата может быть
отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому
же избирательному округу в случае вновь открывшихся обстоятельств,
являющихся основанием для отказа в регистрации, предусмотренным п.
26 или 27 ст. 38 настоящего Федерального закона.
Обращаясь в суд, заявитель ссылался в обоснование своих
требований на пп. "в" п. 24 ст. 38 указанного Федерального закона,
согласно которому, основанием для отказа в регистрации является
отсутствие среди документов, представленных для регистрации
кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим
Федеральным законом, иным законом для регистрации кандидата.
Согласно п. п. 2, 3 ст. 33 ФЗ "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации", пп. "а" п. 6 ст. 35 Закона Новосибирской
области "О выборах депутатов Новосибирского областного Совета
депутатов" от 14.07.2003 N 124-ОЗ (в редакции от 16.07.2005)
кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности
кандидата, предусмотренные законом, после поступления в
соответствующую избирательную комиссию уведомления и
предоставляемого вместе с уведомлением заявления в письменной
форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по
соответствующему избирательному округу с обязательством в случае
его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом
депутата или с замещением выборной должности. В заявлении
указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес
места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или
документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование и код
органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт.
Также представитель заявителя ссылался на пп. "д" п. 24 ст. 38
Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, по которому одним из
оснований для отказа в регистрации кандидата является
недостаточное количество достоверных подписей избирателей,
представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и
более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от
общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не
установлено федеральным законом.
Согласно п. 3 указанного Федерального закона, законом должна
предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора
подписей избирателей, а также основания для признания подписей
недействительными.
Закон Новосибирской области "О выборах депутатов Новосибирского
областного Совета депутатов" от 14.07.2003 N 124-ОЗ в ст. 43
устанавливает процедуру проверки избирательными комиссиями данных,
содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных
кандидатами.
Согласно п. п. 2, 3 ст. 43 Закона Новосибирской области от
14.07.2003 N 124-ОЗ окружная избирательная комиссия проверяет
соблюдение порядка сбора подписей, оформление подписных листов,
достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей,
содержащихся в подписных листах, а также вправе проверить
достоверность биографических и иных сведений, представленных
кандидатом. Избирательная комиссия может обратиться с
представлением о проверке достоверности данных и сведений,
представляемых в соответствии с настоящим Законом, в
соответствующие органы, которые обязаны в течение 10 дней сообщить
в избирательные комиссии о результатах проверки.
В соответствии с п. 5 ст. 43 Закона Новосибирской области о
времени проведения проверки подписных листов должны извещаться
предоставивший установленное для регистрации кандидата количество
подписей кандидат, уполномоченный представитель избирательного
объединения.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона от 12.06.2002
N 67-ФЗ, п. 1 ст. 28 Закона Новосибирский области от 14.07.2003 N
124-ОЗ Х., как кандидат, зарегистрированный окружной избирательной
комиссией 27 октября 2005 г., вправе был принимать участие с
момента регистрации в заседаниях избирательной комиссии.
В соответствии с п. 20 ст. 29 Федерального закона, п. 2 ст. 25
Закона Новосибирской области Х. назначил членом окружной
избирательной комиссии с правом совещательного голоса Букину Л.П.,
которая участвовала при проверке подписных листов и сведений о
кандидате Ф., указанное право на назначение члена избирательной
комиссии с правом совещательного голоса, предоставлено Х. в
соответствии с нормами закона со дня представления документов для
регистрации.
В соответствии с правами члена избирательной комиссии с правом
совещательного голоса Букина Л.П. имела право ознакомиться со
всеми документами, в том числе заявлением Ф. о согласии
баллотироваться в качестве кандидата в избиратели и подписными
листами.
В этой связи судом сделан обоснованный вывод о том, что
сведения по результатам ознакомления с документами
зарегистрированного кандидата, представленными в окружную
избирательную комиссию, после регистрации кандидата, и повторная
проверка подписных листов на соответствие внесенных сведений, не
могут быть отнесены к вновь открывшимся обстоятельствам.
Это же в полной мере относится и к утверждению заявителя о
ненадлежащем оформлении заявления о согласии баллотироваться по
избирательному округу, в части отсутствия указания на код органа,
выдавшего паспорт, и недостаточное для регистрации кандидата
количество достоверных и действительных подписей избирателей.
Суждения суда в указанной части следует признать обоснованными
и по существу правильными.
Следует согласиться и с выводом суда о несостоятельности довода
заявителя, что отсутствие в заявлении кандидата Ф. указания на код
органа, выдавшего паспорт, должно расцениваться как отсутствие
заявления о согласии кандидата баллотироваться по избирательному
округу, поскольку данные выводы противоречат нормам избирательного
законодательства, установленным Федеральным законом от 12.06.2002
N 67-ФЗ и Законом Новосибирской области от 14.07.2003 N 124-ОЗ.
Действительно, в заявлении кандидата должно найти отражение
наименование органа, выдавшего паспорт, и его код, однако
отсутствие указания на последнее (код) не может расцениваться как
отсутствие заявления как такового, так как не лишает возможности
осуществления проверки последнего обстоятельства на предмет его
достоверности.
Поскольку выводы суда соответствуют установленным
обстоятельствам и требованиям избирательного законодательства, то
отказ в удовлетворении заявленного Х. требования следует признать
обоснованным.
В этой связи решение Новосибирского областного суда,
постановленное по данному делу, является законным и обоснованным,
в связи с чем подлежащим оставлению без изменения.
Доводы кассационной жалобы не могут быть расценены как
состоятельные, так как относятся к обстоятельствам, являвшимся
предметом судебного исследования с последующей правовой оценкой.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Новосибирского областного суда от 17 ноября 2005 г.
оставить без изменения, кассационную жалобу Х. - без
удовлетворения.
|