КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 декабря 2005 г. N 520-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАН А.Ю. БУЗИНА, А.Е. ЛЮБАРЕВА, А.Д. СУВОРОВА
И В.А. ШМЕЛЕВА НА НАРУШЕНИЕ ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
ПОЛОЖЕНИЯМИ ПУНКТА 3 СТАТЬИ 1, ПУНКТА 3 СТАТЬИ 14
И ПУНКТА 1 СТАТЬИ 36 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВНЫХ
ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ
В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова,
Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л.
Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д.
Рудкина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С.
Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи В.Г.
Стрекозова, проводившего на основании статьи 41 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" предварительное изучение жалобы граждан А.Ю. Бузина,
А.Е. Любарева, А.Д. Суворова и В.А. Шмелева,
установил:
1. Граждане А.Ю. Бузин, А.Е. Любарев, А.Д. Суворов и В.А.
Шмелев в октябре 2004 года обратились в судебную коллегию по
гражданским делам Московского городского суда с заявлением об
оспаривании положений статьи 9 Закона города Москвы "О
референдумах в городе Москве", согласно которым каждый житель или
группа жителей города Москвы, имеющие право на участие в
референдуме города Москвы, вправе образовать инициативную группу
по проведению референдума города Москвы в количестве не менее 300
человек (часть 1); каждый житель или группа жителей города Москвы,
имеющие право на участие в местном референдуме, вправе образовать
инициативную группу по проведению местного референдума в
количестве не менее 100 человек (часть 2); ходатайство
инициативной группы по проведению референдума должно быть
подписано всеми членами указанной группы; данные подписи членов
инициативной группы по проведению референдума удостоверяются
нотариально (часть 7).
В удовлетворении требований заявителям было отказано на том
основании, что Федеральным законом "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации", как следует из пункта 3 его статьи 1,
пункта 3 статьи 14 и пункта 1 статьи 36, устанавливается
минимальная численность инициативных групп, а увеличение их
численного состава законами субъектов Российской Федерации
допускается; требование же о нотариальном удостоверении подписей
членов инициативной группы по проведению референдума является
дополнительной гарантией защиты прав граждан - жителей города
Москвы от злоупотреблений правами со стороны недобросовестных
граждан при проведении референдума. Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации это решение
оставила без изменения, а кассационную жалобу заявителей - без
удовлетворения.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации
граждане А.Ю. Бузин, А.Е. Любарев, А.Д. Суворов и В.А. Шмелев
просят признать противоречащими статьям 3 (часть 3), 32 (часть 2),
55 (часть 3), 71 (пункт "в") и 72 (пункт "б" части 1) Конституции
Российской Федерации указанные положения Федерального закона от 12
июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции
Федерального закона от 11 декабря 2004 года), согласно которым
федеральными конституционными законами, федеральными законами,
законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться
гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные
данным Федеральным законом (пункт 3 статьи 1); для выдвижения
инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан
Российской Федерации в ее поддержку может быть образована
инициативная группа по проведению референдума; указанную
инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан
Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме;
выдвинуть инициативу проведения референдума может также
избирательное объединение, иное общественное объединение, устав
которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и
которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным
законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на
более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования
инициативной группы по проведению референдума; количественный
состав инициативной группы по проведению референдума Российской
Федерации устанавливается федеральным конституционным законом,
количественный состав инициативной группы по проведению
референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума
устанавливается в соответствии с данным Федеральным законом,
законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального
образования (пункт 3 статьи 14); каждый гражданин Российской
Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в
соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу
по проведению референдума в количестве не менее 20 человек,
имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы
проведения референдума субъекта Российской Федерации и не менее 10
человек - для выдвижения инициативы проведения местного
референдума; если инициатором проведения референдума выступает
общественное объединение, указанное в пункте 3 статьи 14 данного
Федерального закона, руководящий орган этого общественного
объединения либо руководящий орган его регионального отделения или
иного структурного подразделения выступает в качестве инициативной
группы по проведению референдума независимо от своей численности
(пункт 1 статьи 36).
Неконституционность пункта 3 статьи 1 Федерального закона "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" заявители усматривают в
отсутствии в нем указания на то, что дополнительные гарантии не
должны ограничивать права других граждан, а без такой оговорки
право вводить подобные гарантии толкуется субъектом Российской
Федерации слишком широко и используется для введения
регулирования, ограничивающего права и свободы граждан.
Установление минимальной численности инициативной группы по
проведению референдума является, по мнению заявителей,
ограничением конституционных прав и свобод, поскольку тем самым
для группы граждан меньшей численности запрещается выступление с
соответствующей инициативой, положения же пункта 3 статьи 14 и
пункта 1 статьи 36, рассматриваемые в нормативном единстве,
разрешают субъектам Российской Федерации практически беспредельно
повышать минимальную численность инициативной группы по проведению
референдума субъекта Российской Федерации.
2. Согласно статьям 96 и 97 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин
вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с
жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и
такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом,
примененным или подлежащим применению в деле заявителя,
затрагиваются его конституционные права и свободы.
Право участвовать в референдуме в силу статей 3 (части 2 и 3),
32 (части 1 и 2) и 84 (пункт "в") Конституции Российской Федерации
относится к основным политическим правам, определяющим правовой
статус гражданина Российской Федерации, важнейшую форму его
участия в управлении делами государства. Регулирование и защита
данного права находятся в ведении Российской Федерации (статья 71,
пункт "в"), а защита - в совместном ведении Российской Федерации и
ее субъектов (статья 72, пункт "б" части 1). Пункт 3 статьи 1
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
разграничивает соответствующие полномочия и определяет, что
гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные
данным Федеральным законом, могут предусматриваться и законами
субъектов Российской Федерации.
Положения пункта 3 статьи 1 и пункта 3 статьи 14 Федерального
закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации" сами по себе
не могут рассматриваться как нарушающие конституционно
закрепленное право на участие в референдуме, - они носят
отсылочный характер и обращены к законодателю субъекта Российской
Федерации. Следовательно, в этой части данная жалоба не отвечает
критерию допустимости, а потому не может быть принята
Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Что касается пункта 1 статьи 36 Федерального закона "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации", то, как следует из
жалобы, заявители фактически ставят вопрос о внесении изменений в
действующее законодательство путем установления верхнего предела
минимальной численности состава инициативной группы по проведению
референдума в субъекте Российской Федерации. Разрешение таких
вопросов не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской
Федерации, а является прерогативой законодателя.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части
первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан А.Ю.
Бузина, А.Е. Любарева, А.Д. Суворова и В.А. Шмелева, поскольку она
не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с
которыми жалоба признается допустимой, и поскольку разрешение
поставленного заявителями вопроса Конституционному Суду Российской
Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
|