ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2005 г. N 712
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОМ
МИНИСТЕРСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о государственном надзоре в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 декабря 2005 г. N 712
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОМ
МИНИСТЕРСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
I. Общие положения
1. Государственный надзор в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера (далее - государственный надзор в области защиты от
чрезвычайных ситуаций) осуществляется в соответствии с задачами,
возложенными на единую государственную систему предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты
выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и
готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их
возникновения.
2. Государственный надзор в области защиты от чрезвычайных
ситуаций осуществляют структурное подразделение центрального
аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий, в сферу ведения которого входит решение задач в области
предупреждения чрезвычайных ситуаций, структурные подразделения
территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий - региональных центров по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий и органов, специально
уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам
Российской Федерации (далее - органы государственного надзора в
области защиты от чрезвычайных ситуаций).
II. Порядок осуществления государственного
надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций
3. Органы государственного надзора в области защиты от
чрезвычайных ситуаций руководствуются в своей деятельности
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами
и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями
и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными
правовыми актами федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного на решение задач в области защиты от чрезвычайных
ситуаций, а также настоящим Положением.
4. Органы государственного надзора в области защиты от
чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий:
а) организуют и осуществляют надзор за выполнением федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,
организациями и гражданами установленных требований в области
защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области
предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных
объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за
готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их
возникновения;
б) участвуют в рассмотрении проектов программ социально-
экономического развития территорий, федеральных и региональных
целевых программ, а также приоритетных научных и научно-
технических программ в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
в) организуют и осуществляют проведение на потенциально опасных
объектах и объектах жизнеобеспечения населения комплексных
проверок в области защиты от чрезвычайных ситуаций с участием
представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной
власти в соответствии с их компетенцией;
г) взаимодействуют при осуществлении государственного надзора в
области защиты от чрезвычайных ситуаций с органами
государственного пожарного надзора;
д) организуют и проводят плановые и внеплановые проверки
выполнения требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций в
части повышения уровня безопасности объектов, устранения угроз
возникновения чрезвычайных ситуаций и выполнения решений органов
государственной власти;
е) информируют органы государственной власти и население о
принимаемых и принятых мерах в области предупреждения чрезвычайных
ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в
случае их возникновения;
ж) осуществляют взаимодействие с федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления в области
защиты от чрезвычайных ситуаций;
з) проводят анализ эффективности выполнения требований
нормативных правовых актов в области защиты от чрезвычайных
ситуаций;
и) проводят анализ деятельности по прогнозированию чрезвычайных
ситуаций, разработке и внедрению показателей риска чрезвычайных
ситуаций в субъектах Российской Федерации, на потенциально опасных
объектах и объектах жизнеобеспечения населения, разрабатывают
предложения по повышению эффективности мер, направленных на
совершенствование профилактической деятельности в области
предупреждения чрезвычайных ситуаций;
к) осуществляют подготовку заключений по результатам
рассмотрения деклараций промышленной безопасности опасных
производственных объектов, а также по результатам проведения
специализированной экспертизы градостроительной, предпроектной и
проектной документации в области предупреждения чрезвычайных
ситуаций;
л) рассматривают в установленном порядке обращения, жалобы
граждан и юридических лиц.
5. Государственный надзор в области защиты от чрезвычайных
ситуаций осуществляется лицами, перечень должностей которых
утверждается Министром Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий.
III. Права и обязанности должностных лиц
органов государственного надзора в области защиты
от чрезвычайных ситуаций
6. Должностные лица органов государственного надзора в области
защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции имеют
право:
а) осуществлять проверку деятельности федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления и
организаций, касающейся предупреждения чрезвычайных ситуаций,
готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их
возникновения;
б) запрашивать необходимые документы для проверки выполнения
федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления и организациями требований в области
защиты от чрезвычайных ситуаций;
в) выдавать организациям предписания по устранению нарушений
требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
г) принимать участие в работе комиссий по установлению причин
возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и
комиссий по проведению пуско-наладочных работ, испытаний и приемке
потенциально опасных объектов в эксплуатацию;
д) прекращать кратковременно, до рассмотрения дела судом, в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации об
административных правонарушениях, деятельность филиалов,
представительств, структурных подразделений юридического лица,
производственных участков, а также эксплуатацию агрегатов,
объектов, зданий и сооружений, осуществление отдельных видов
деятельности (работ), оказание услуг, если это необходимо для
предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей,
возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и если
предотвращение указанных обстоятельств другими способами
невозможно;
е) направлять органам, осуществляющим в соответствии с
законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных
видов деятельности, предложения о приостановлении действия
лицензии на осуществление опасного вида деятельности в случае
невыполнения требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
ж) составлять протоколы об административных правонарушениях в
порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об
административных правонарушениях.
7. Должностные лица органов государственного надзора в области
защиты от чрезвычайных ситуаций обязаны:
а) использовать своевременно и в полной мере предоставленные им
полномочия по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений
требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
б) не разглашать информацию, составляющую государственную,
служебную или коммерческую тайну, которая может стать им известна
при осуществлении государственного надзора в области защиты от
чрезвычайных ситуаций;
в) осуществлять в ходе проведения мероприятий по надзору
разъяснительную работу по применению законодательства Российской
Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
г) соблюдать права и законные интересы юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей и граждан;
д) не препятствовать представителям юридического лица,
индивидуальному предпринимателю или его представителю
присутствовать при проведении мероприятий по надзору, давать
разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
е) знакомить должностных лиц организаций и индивидуальных
предпринимателей либо их представителей с результатами проведения
мероприятий по надзору;
ж) выполнять требования законодательства Российской Федерации,
требования нормативных правовых актов и нормативных документов,
регламентирующих деятельность по организации и осуществлению
государственного надзора в области защиты от чрезвычайных
ситуаций;
з) доказывать законность своих действий при их обжаловании в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
и) осуществлять в установленном порядке ведение документации,
отражающей деятельность юридического лица или индивидуального
предпринимателя в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
к) осуществлять в пределах своей компетенции взаимодействие с
другими надзорными органами и органами исполнительной власти
Российской Федерации;
л) анализировать организацию работы в области защиты от
чрезвычайных ситуаций на поднадзорных (подконтрольных) объектах;
м) выполнять иные обязанности по надзору в области защиты от
чрезвычайных ситуаций, установленные законодательством Российской
Федерации.
8. Должностные лица органов государственного надзора в области
защиты от чрезвычайных ситуаций несут установленную
законодательством Российской Федерации ответственность за
невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них задач
и функций.
9. Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов
государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций
обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами.
10. Решения и требования должностных лиц органов
государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций
по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для
организаций и граждан.
11. Решения должностных лиц органов государственного надзора в
области защиты от чрезвычайных ситуаций могут быть обжалованы в
установленном законодательством Российской Федерации порядке.
12. Запрещаются любые воздействия на должностных лиц органов
государственного надзора в области защиты от чрезвычайных
ситуаций, препятствующие правомерному выполнению ими должностных
обязанностей, или вмешательство в каком бы то ни было виде в их
деятельность.
13. Должностные лица органов государственного надзора в области
защиты от чрезвычайных ситуаций назначаются и освобождаются от
должности в установленном законодательством Российской Федерации
порядке.
14. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и
навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей
должностными лицами органов государственного надзора в области
защиты от чрезвычайных ситуаций, устанавливаются Министерством
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
15. Государственный надзор в области защиты от чрезвычайных
ситуаций в отношении специальных объектов, находящихся в ведении
федеральных органов исполнительной власти, осуществляется
Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
по согласованию с соответствующими федеральными органами
исполнительной власти.
|